Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 9. Натюрморт или как оживают предметы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это я! Я сам!"
  
  Глава 9. НАТЮРМОРТ или как оживают предметы
  
  Как мы пришли к натюрморту
  
  Зная склонность ребят к необычным ситуациям, я предложил восьмилетнему Кевину изобразить ряд замков: замок, в котором живёт принц, замок злодея-волшебника и замок в подводном рыбьем царстве. Подготовил ему и материал, на основе которого можно пофантазировать. Он стал со скучным видом срисовывать конкретный средневековый дворец, а потом и вовсе забросил. К моему великому изумлению я увидел, что он вдруг поставил перед собой три кофейные чашки пирамидой, а впереди грушу и яблоко - стал рисовать с большим увлечением. Не замок из трёх чашек-груши-яблока, а три чашки, грушу и яблоко!
  
  Илл. 1 - Кевин 8;6 'Натюрморт с тремя чашками' []
  Илл. 1 - Кевин 9 лет. "Натюрморт с тремя чашками"
  
  И вот что получилось - прекрасный декоративный рисунок в стиле Моранди, о котором Кевин, конечно же, по молодости лет никогда не слышал. Натюрморт получился композиционно очень выразительным, нарисован "свободной" линией, без светотени и нет в нём ничего от "учебного" рисунка (илл. 1).
  Если взрослые рисуют натюрморт с определенной целью: изучение пропорций, светотени, взаимодействие цветов, то ребёнок рисует предметы, потому что ему просто хочется нарисовать именно эти предметы, а не другие. И все же для меня так и осталось загадкой, почему восьмилетний художник отказался от фантазирования, свойственного этому возрасту, вопреки мнениям авторитетных знатоков по психологии детского творчества. И, представьте себе, по примеру Кевина и другие ребятишки тоже бросились ставить натюрморты и рисовать их вместо волшебных замков и захватывающих погонь. Так мы пришли к натюрморту.
  Составить натюрморт из предметов не просто. Этому тоже надо учиться. Натюрморт должен быть набором не случайных предметов, а объединенных каким-то замыслом, например, по теме, по форме и цвету и т.п. Натюрморт должен был интересен. Поскольку натюрморты ставятся индивидуально, то я предлагаю ученику самому выбрать предметы, которые он хотел бы рисовать и самому их составить. После моей корректуры (с его согласия!) ученик принимается за работу.
  Работы Кевина очень своеобразны и потому я позволю себе сначала показать здесь несколько из них.
  
  Илл. 2 - Кевин 8;6 'Натюрморт с лимоном' []
  Илл. 2 - Кевин 9 лет. "Натюрморт с лимоном"
  
  Следующий натюрморт Кевин тоже построил в виде пирамиды: поставил ряд деревянных брусков, словно пьедестал, на них положил опять-таки яблоко, маленькую декоративную тыкву и завершил эту пирамиду лимоном. Фон - лист бумаги с его же незаконченным рисунком замка. Использован минимум штриховки, едва намечена фактура поверхностей. В верхнюю часть рисунка явно неслучайно вошла полка, на которой в мастерской складируются разные предметы (илл. 2).
  
  Илл. 3 - Кевин 8;6 'Натюрморт с будильником' []
  Илл. 3 - Кевин 9 лет. "Натюрморт с будильником"
  
  Кевин увлёкся рисованием натюрмортов. Теперь он положил набок шкатулку, на шкатулку поставил часы-будильник и старинный керамический подсвечник с огарком свечи, а на деревянный брусок рядом со шкатулкой - маленький стаканчик с земляникой, Нарисовано конструктивно со всеми подробностями (илл. 3). Очень скупо выделены темные поверхности.
  
  Илл. 4 - Кевин 8;6 'Натюрморт с будильником'. []
  Илл. 4 - Кевин 9 лет. "Натюрморт с будильником".
  
  Я предложил Кевину ввести цвет. Положил перед ним набор акварели. Стаканчик воды поставил, кисточку подсунул. Начал он нехотя, потом увлёкся, и в итоге получилась почти монохромная, гармоничная в цвете акварель (илл. 4). Только скрупулезно честная прорисовка деталей выдает в этих работах, на мой взгляд, возраст автора.
  
  
  Илл. 5 - Кевин 8; 'Натюрморт с пластиковыми бутылками' []
  Илл. 5 - Кевин 9 лет. "Натюрморт с пластиковыми бутылками"
  
  В отличие от остальных ребят Кевин видит в пластиковой посуде именно посуду. Не фигуры людей, улицы с домами и машинами, а только предметы натюрморта. Новую работу он начал на листе справа внизу с подробным рисунком вазы с кистями для живописи, за вазой также подробно нарисовал пластиковую зеленую бутылку со всеми надписями. И вот так лист начал заполняться, причем в результате все было безошибочно соразмерно и уравновешено. Центр листа заполнило изображение огромной синей посудины, возле ручки которой притулилась деревянная кукла-манекен. Эта фигурка подчёркивает монументальность синей ёмкости (илл. 5). Причём дальше он работал только гуашью без предварительного рисунка. Свободно и легко был написан небольшой зеленый сосуд слева и сложный золотистый фон за всеми предметами.
  
  Илл. 6 - Кевин 8;6 'Натюрморт с деревянной куклой' []
  Илл. 6 - Кевин 9 лет. "Натюрморт с деревянной куклой"
  
  А теперь натюрморт Кевина в чёрно-белой графике. Материал: чёрная тушь, перо, кисть. В данном случае фон должен быть чёрным, предметы - светлыми.
  Эту задачу Кевин решил по своему: в виде диалога между деревянной куклой и пластиковыми сосудами (илл. 6). Для этого он развернул фигурку и посудину так, словно они смотрят друг на друга, как это происходит у собеседников и композиционно сместил на листе вправо. Пластиковые сосуды даны почти без деталей, только "головка" у большой формы прорисована и приобрела тем самым индивидуальность, а малая , прилепившись к большой, совсем безгласна в этой беседе. Фигурка куклы, напротив, воспринимается динамичной и грациозной. Тонкой линией Кевин прорисовал ее круглые шарниры-суставы, очертил подставку и даже заметил легкий наклон корпуса в сторону "собеседника". В рисунке нет штриховки. Фигуры даны белым силуэтом на сплошном черном фоне. Поверхность, на которой они стоят занимает не более шестой части листа. В итоге достигнута эта легкость композиции и удивительно эмоциональное состояние. Кевин нарисовал их сначала карандашом, потом прорисовал тушью. Фон закрасил кистью.
  Получается, что и свободная линия в изображении натюрморта тоже дает хорошие результаты. Точно так, как дети рисуют драконов, зверей, птиц, принцесс и принцев, рисуется натюрморт. Не задумываясь о пропорциях, уверенной линией изображается один предмет за другим. Все предметы стоят как в египетских росписях на одной линии - в этом и особенность рисунков раннего детского возраста.
  
  Как натюрморты оживают. Семейный портрет из пластиковой посуды
  
  Нельзя требовать от маленьких учеников "взрослых" рисунков. Как же быть юному художнику? Ответ напрашивается сам по себе на примере показанных выше работ Кевина. Нужно дать детям возможность свободного рисования. Не будучи скованы специальными знаниями и повышенными требованиями со стороны взрослого, они станут создавать свой мир - мир фантазийных образов. Такое чудо мы уже наблюдали на примере зайца из глины или сороконожки из дерева. когда к ним прикасались детские руки. А здесь своего рода "побудителем" для такого таинства послужат мои "модели" из коллекции бытовых посудин всяческих форм, размеров и яркой окраски из под моющих средств, порошков и распылителей. Такие ёмкости есть в каждом доме. Сегодня они заменили в быту глиняные кувшины и стеклянные бутылки. У меня в мастерской это "натюрмортный фонд". Им-то и предстоит "оживать" в детских рисунках, где из неодушевлённых предметов будет сотворена история о чем-то одушевлённом, живом.
  Я ставлю группку этих предметов на стол и предлагаю малышам, глядя на ряд ёмкостей, представить себе и нарисовать... - семейный портрет: папа, мама, бабушка, дети и т. д. или представить себе, что это ряд домов с окнами, рекламами и витринами магазинов, или улица и машины. Я не призываю рисовать с натуры, но провоцирую заметить необычную форму и обыграть ее в рисунке.
  
  Илл. 7 - Ян 6;0 'Весёлая компания' []
  Илл. 7 - Ян 6 лет. "Весёлая компания"
  
  Ян, глядя на эту посуду, очень эмоционально изобразил весёлую компанию на зеленой лужайке. Человечки в цветных одеждах пританцовывают и подпрыгивают между именем автора и годом создания работы. От формы пластиковых бутылок здесь зависит и облик, и даже характер каждого персонажа на картинке. Интересен и композиционный прием решения картинки как сцены. Сверху и по бокам ее обрамляют синие небеса, под ногами у человечков топорщится густо-зеленая трава, а сами фигурки воспринимаются особенно яркими и нарядными благодаря белому фону (цвет бумаги) (илл. 7).
  
  Илл. 8 - Ксения 8;7 'Семейный портрет' []
  Илл. 8 - Ксения 9 лет. "Семейный портрет"
  
  У Ксении сосуды изображают семейный портрет: папа, мама и четверо детей. Чинно и важно выстроились они в ряд, как на старинных фотографиях. Опять легко обыгрываются формы бутылок. Распылительное устройство у одной из них больше всего развлекает маленьких художников и чаще всего обыгрывается как борода у важного господина (илл. 8).
  
  Илл. 9. Мелани 9;4 'Портрет королевской семьи' []
  Илл. 9. Мелани 9 лет. "Портрет королевской семьи"
  
  Мелани увидела в натюрморте из пластиковой посуды королевскую семью возле ворот их замка. Высокомерный папа-король поглядывает на свою королеву - та скромно опустила глаза. Их детям, похоже, очень скучно, им бы на улицу к своим друзьям (илл. 9). В этой работе обращает на себя внимание также и цветовое решение: интуитивно использованы красивые сочетания цветов.
  
  Илл. 10. Вилфрид 10;9 'Перчатка' []
  Илл. 10. Вилфрид 11 лет. "Перчатка"
  
  Несколько иначе представил себе группку этих сосудов Вилфрид. В его рисунках присутствует драматизм.
  В первом, папа с мамой разбираются в проблемах сына, который "бросил" им вызов - перчатку (илл. 10). "Родители" в явном замешательстве смотрят друг на друга. Самоуверенный сынок стоит за ними с непроницаемым видом. Воспитание детей - нелёгкое дело.
  
  Илл. 10. Вилфрид 10;9 'Перчатка' []
  Илл. 11. Вилфрид 11 лет. "Мама-одиночка"
  
  Во втором рисунке - страдающая, грустная мама-одиночка, воспитывающая сына. Она готова от отчаяния заплакать, беспомощно запрокинув голову. Упитанный сынок с модным чубчиком равнодушно стоит рядом (илл. 11).
  Элементарные пластиковые бутылки. Но этими формами можно выразить радость, торжественность, гнев и страдание. Благодаря творческой фантазии.
  
  Илл. 12 - Саломея 8;5 'Улица волшебного города' []
  Илл. 12 - Саломея 8 лет. "Улица волшебного города"
  
  А как же можно увидеть в этих сосудах город? Оказывается можно.
  Саломея нарисовала вдоль улицы ряд домов с магазинами, школой, отелем и машиной на переднем плане. В центре листа - дворец. К входу приставлена лестница. Рядом на городской башне тикают часы, и мимо пролетает ангел. Одна из улиц волшебного города (илл. 12).
  
  Илл. 13 - Симон 9;0 'Волшебный городок' []
  Илл. 13 - Симон 9 лет. "Волшебный городок"
  
  Симон, глядя на пластиковые бутылки, представил и изобразил застройку современного жилого района. В городе идет активная жизнь и лист заполнен до отказа. Пролетает ракета, падает снег, слева в верхнем углу - солнце. Формы домов, навеянные пластиковыми сосудами, необычны, главным образом, их завершения. Дома ярко раскрашены. Между ними пролегает дорога с "зеброй" перехода (илл. 13). Картина энергична по динамике, по цвету. На свободном месте задержалась маленькая черная собачка, с другой стороны - другой житель города - человечек.
  
  Илл. 14. Владимир 11;6 'Городок будущего' []
  Илл. 14. Владимир 11 лет. "Городок будущего"
  
  Владимир изобразил город на острове с ленточкой шоссе между домами. Город будущего с летающими тарелками и "космодромом" на крыше здания. Все дома, словно зачехлены скафандрами, но очень своеобразны окна (илл. 14). Никаких признаков жизни.
  
  Выводы
  
  Формы пластиковых бутылок дают детям невероятные возможности пофантазировать. Как показывает опыт, в воображении ребёнка они могут превратиться и в образы людей и даже получить ролевое содержание: папы, мамы, бабушки, дети, а также дома с окнами и машины, проезжающие мимо, и ракеты, и летающие тарелки.
  Если присмотреться к тем предметам, которые стоят в вашем доме на полках, то есть бутылкам, банкам, горшкам, кастрюлям, тарелкам, решайте сами, что интереснее - то можно увидеть много необычного. Надо только помнить, что "натюрморт" - это не мёртвая натура, скорее неподвижная, в покое (штильлебен - называет это немецкий язык). Но зовите на помощь фантазию и вместе с вашим маленьким художником все неподвижное имеет шанс ожить. Такая небольшая разминка для развития фантазии, полезная и маленьким и большим.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"