Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
Глава 10. ЭТО Я, ЭТО МАМА, ЭТО ПАПА...
Мы знаем, что дети в начале своей жизни чаще всего рисуют себя, они начинают осознавать себя в этом мире: они пришли в этот мир и гордо заявляют всем об этом. Они и сообщают миру доступным им изобразительным языком. В своих рисунках малыши докладывают нам о своём состоянии.
Параллельно со своим изображением он рисует маму, потом и папу. И вырастает со здоровой психикой, если в первые годы мама, как говорится, "всегда под рукой". Для малышей - мама это частица себя. Ребёнку она нужна прежде всего: мама.
Наверняка в каждой семье наберётся достаточное количество таких портретов, созданных вашими детьми в их ранние годы, По рисункам детей можно составить историю семьи. Характерная особенность такой домашней галереи - они эмоционально окрашены. Это не просто портреты, это отношение ребёнка к портретируемому. Так воспринимает он маму, папу, брата или сестрёнку, так чувствует себя. По этим рисункам психологи могут составить диагноз: хорошо, вольготно ли ребёнку в этой семье, все ли любили и любят его.
Я воспользуюсь нашим семейным собранием портретов, рисунками своих детей, чтобы попытаться проанализировать, рассказать о них. За многие годы их накопилось достаточно.
Илл. 1 - Аня 3 года. "Это Я"
Образ Мамы в виде портретов можно увидеть во многих рисунках малышей. Первые, которые почти ничем не отличаются от собственных изображений себя. Это, как правило, всего несколько линий и они изображают что-то подобие головы человека. Ребёнок, показывая на рисунок "Это Я", другой раз говорит, показывая на тот же рисунок "это Мама" (илл. 1). Он и мама - единое целое.
Илл. 2 - Митя 3 года. "Мама"
Мама в рисунке Мити монументальна. Кистью красной краской одной линией нарисован корпус, шея, круглая голова. Есть попытка изобразить черты лица. Руки также в сторону, в правой руке цветок. Для портрета нарисована кистью рама (илл. 2). Красный цвет и монументальность фигуры - мама в длинном до пят платье - придаёт всему портрету праздничное настроение. Ребёнок отдал предпочтению одному из цветов - красному. Это означает, что его нервная система готова воспринимать не только форму, но и эмоциональную окраску происходящего.
Илл. 3 - Митя 3 года. "Я дарю маме цветок"
"Это я с цветком и я дарю его маме"- так должна называться эта работа Мити.
Ясный по форме и силуэту в тёплых нежных цветах автопортрет всем своим видом демонстрирует свою любовь к маме (илл. 3). Мальчик вроде наклонился, голова набок и руку с цветком протянул.
Илл. 4 - Аня 3 года. "Папа"
Зашёл папа. Он был в тёмных очках, с бородой и усами. Из сумки он достал подарок. Аня "увидела" папу. Таким она папу ещё не "видела". Большое впечатление произвели на маленькую Аню именно лицо и руки, достающие подарок.
Период, когда ребёнок рисовал "головастиков" прошёл. Но здесь папа запечатлелся в памяти девочки только как голова с руками. Все остальные части тела в данный момент не существовали. Их не было. Буквально: вошла бородатая голова (папа) в тёмных очках и рука держит подарок (илл. 4).
Илл. 5 - Аня 4 года. "Мама"
Девочек, в отличие от мальчиков, больше всего интересует мамина причёска и платье. Аня подчеркнула длинную мамину шею, не упустила нарисовать и родинку (илл. 5). В это время под маминым руководством девочка учила буквы и цифры, и они получили свое место в портрете. Интересно, что Аня пыталась и цифры, и мамино имя писать в зеркальном отражении.
Илл. 6 - Аня 5 лет. "Мама со стаканом в руке"
Интересно понаблюдать как от рисунка к рисунку проявляются узнаваемые мамины черты. Ребёнок начинает видеть характерные детали лица, что отличает свою маму от других. Аня так увлеклась, изображая мамино лицо, что перечислила буквально всё. Не забыла она и фасон платья, и пальцы руки со стаканом. Мама сидела и пила чай, вероятно, облокотившись на стол (илл. 6). Это и привело к такому слегка перекошенному корпусу. Мораль: сидеть надо ровно!
Илл. 7 - Аня 8 лет. "Мама диктует Мите"
Обычная ситуация в семье: мама всё должна успевать по дому, готовить, стирать и, конечно, за детьми присматривать.
Всёвидящая Аня и документировала, как со строгим видом мама (фигура доминирует: она нарисована крупным планом и в центре) диктует старшему брату Ани упражнение. Аня очень сочувствовала Мите. Такой несчастный, сидит он за столом, насупившись слушает и пишет (илл. 7). При этом девочка не упустила ни одной детали гардероба своих героев и их причёсок. Мама и брат очень узнаваемы. Ничего не скроешь от внимательных глаз.
Илл. 8 - Аня 8 лет. "Папа поучает сына"
Папа тоже не упускает случая воспитывать Митю (илл. 8). Аня и здесь подсмотрела и нарисовала папу в центре комнаты, который выговаривает что-то сыну. А виноватого почти не видно: он сидит за столом (кстати, папиной конструкции с фронтальной доской, на которой можно укрепить нужные записки), видна только макушка. А папа-король (в крошечной короне, но босиком, со смешным хвостиком на затылке) освещённый светом лампы, делает наставления.
Илл. 9 - Аня 8 лет. "Маме !!!"
Больше всего на свете любит маленькая Аня свою маму. Вот сидит мама в высоком кресле такая красивая,... такая задумчивая, сложив руки на груди (илл. 9). Может быть дремлет, а может думает в это время, какая славная у меня дочурка, она самая лучшая девчонка из всех девчонок на свете.
Илл. 10 - Аня 8 лет. "Мама читает !!!"
Мама сидит в своём любимом халатике и читает детям сказку о бабочках. На Аню этот красивый халатик, с синими цветами и розовым воротничком, с пышными рукавами, производил такое впечатление, что у неё возник тогда целый ряд маминых портретов именно в этом халатике.
Илл. 11 - Аня 8 лет. "Папа читает газету"
Я сидел за обеденным столом и читал газету. Обратил внимание, что дочка наблюдает за мной. Я дал ей лист бумаги, гуашь и кисти. Ребёнок моментально взялся за работу. Сначала она нарисовала меня карандашом, потом прописала гуашью.Так "увидела" своего папу Аня (илл. 11).
Илл. 12 - Аня 8 лет. "Бородатый папа"
Папина борода производила сильное впечатление на Аню. На его портретах она всегда играла главную роль (илл. 12). В глубине души Аня несколько побаивалась этой бороды. В её представлении такие бороды имели пираты, всякие там Карабасы-Барабасы. И вот папа. Как здесь быть?
Илл. 13 - Аня 10 лет. "У мамы новая причёска"
Анин портрет мамы в нарисованной раме, такой торжественный в красивом платье со стоячим воротником и странной причёской с девичьими хвостиками, с необычно густыми бровями, но как всегда со спокойным взглядом, постоянно висел у нас на стене. На нём видны ещё следы от ленты-липучки, но от этого портрет хуже не становился. Аня любит маму и сама сделала ей веселую прическу (илл. 13).
Илл. 14 - Аня 9 лет. "Мама сердитая"
Неожиданный для Ани портрет. Весь из прямых линий, паутины треугольников (илл. 11). С поджатыми губами сердито смотрит мама сквозь необычные очки-треугольники (никогда у мамы не было таких!) Скорее всего Аня провинилась и перед её внутренним взором стояла вот такая МА! - МА! Впрочем, возможно Аня пыталась передать впечатление от маминых чертежей.
Илл. 15 - Аня 10 лет. "Для мамы"
Аня рисовала портреты, подписывала "для мамы" и дарила их. На рисунках часто можно видеть надписи: маме!!!!, мама!!!!, для мамы, маме от Ани и т. д. Полна признательности и её рисунки является самым ценным, что она может подарить своей маме. Здесь мама приболела и поэтому не спешила. Это заметно и по портрету. Он очень тщательно прорисован, уделено внимание не только форме прически, но с помощью штриховки различной интенсивности выделено то, что автор считал более существенным (илл. 15).
Илл. 16 - Аня 11 лет. "Портрет мамы"
Аня наконец-то решилась на "официальный" портрет мамы акварелью. Для акварельного портрета, как её учили, нужно сначала лицо прорисовать карандашом. Потом она стала внимательно прописывать: волосы, платье, один слой за другим. В какой-то момент решила передать цветом тон кожи (волнение в этот момент она до сих пор помнит) и поняла, что нужно будет суметь и лицо покрыть краской да так, чтобы не расплылось готовое изображение... и передумала. Поэтому цветом прошлась только до подбородка, получилось, словно воротник блузы (илл. 16). По Аниной оценке, есть некоторая скованность, но в общем она осталась довольна своей "взрослой" работой.
Илл. 17 - Аня 10 лет. "Наша семья"
"Наша семья" называется этот веселый шарж, сделанный шариковой ручкой. Фамилия как двуногое существо (дракон?) с четырьмя головами. Этот рисунок показывает, что им, детям, мама и папа очень близки, что они и родители это один организм, имя которому - семья (илл. 16).
Выводы, предложения, советы
Если вам удастся подсобрать все рисунки ваших детей за годы их взросления, то у вас есть чудесная возможность их применения и использования в домашнем архиве для будущих детей ваших детей и дальше во времени... Вот таким образом.
Для этого желательно работы сфотографировать, а маленькие рисунки отсканировать. Далее такие рисунки-портреты можно очень хорошо обработать в компьютерных графических программах, то есть сделать более контрастными, усилить насыщенность и т.д. Затем распечатываете и формируете книгу "Наша семья в рисунках наших детей"
Замечательная идея.
В последнее время появляется всё возрастающий интерес к семейным фотографиям на стенах в интерьере. Фотографии дедов и прадедов величественно соседствуют рядом с собственными фотографиями с детьми, а может уже и с внуками. Создаются целые блоки, группируются фотографии в больших рамочках с маленькими. И в каждой рамочке портреты родных и близких. Постарайтесь успеть расспросить старшее поколение вашей семьи о прошлых событиях. Это невозвратимо. Подобный материал имеет большую воспитательную силу и пригодится и для детей, и дальше.
Но я веду дело к еще одной теме. Если место позволяет, не сделать ли рядом такую галерею из рисунков детей. Ведь рисунки, как мы видим из этой главы, рассказывают нам порой больше, чем просто фотография.