Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 11. Дети и детство человечества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
  
  Глава 11. ДЕТИ И ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  
  "От пятилетнего ребенка до меня - один шаг.
  А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние"
  Л.Н.Толстой
  
  Древние греки - нормальные дети
  
  Работая с малышами и просматривая рисунки детей, я обратил внимание, что их работы очень похожи на то, что я знаю из истории искусства древнего мира. Такие же простые фигурки, можно сказать "неумелые" с точки зрения взрослых. Я задавал себе вопрос, нет ли здесь связи между детским "примитивом" и работами того далёкого детства наших предков? Ведь наскальные росписи далёкого прошлого в Африке, Европе, Азии или в Америке, где двумя-тремя линиями изображалась фигура человека или животного, также очень обобщенные формы "примитивных" фигурок из глины, камня или дерева. Это, - произведения взрослых той ранней поры человечества.
  
  Рисунки детей то же самое, что и работы взрослых!?
  
  Может действительно это так, что человек за всю свою жизнь проходит те же стадии развития как вся история человечества? Микрокосмос и макрокосмос. Получается так, что опыт поколений первобытной культуры как бы в нас самих, в языке и способах общения, в нашем художественном отображении окружающего мира, начиная с самого детства.
  Так ли это? Чтобы убедиться в правоте такой теории я заинтересовался мнениями специалистов и исследователей.
  
  Есть такое "Место для рисования" (Mal-Ort) в Париже на Монпарнасе. Его основатель Арно Штерн (Arno Stern) Такие "Места для рисования" очень популярны и организовываются во всём мире. Это действительно место, то есть помещение, куда приходят рисовать дети и взрослые. В середине этого помещения длинный узкий стол, на нем баночки с 18 красками и кисти, все этим пользуются. Бумага прикрепляется прямо к стене, никаких заданий, никаких обсуждений. Каждый занят своей работой, одно условие: готовое произведение не уносится домой.
  Штерн развил на основе детских рисунков теорию изобразительного языка раннего этапа развития человечества. Во время бесчисленных пребываний у жителей непроходимых, дремучих лесов и бедуинов в пустыне, у народов, не имеющих письменности, он работал с детьми. Штерн, таким образом, сравнивая единство визуальных рисунков-символов детей всего мира, пришёл к заключению, что образный строй этих первых детских рисунков независим от культуры, этноса и истории. Это выражение бессловесного опыта, который каждый человек проходит в своём развитии, начиная с утробы матери.
  "Дети в пустыне Мавритании никогда не видели корабля, тем не менее он состоял из тех же элементов как и корабль у парижских детей - конструкция из трёх линий: горизонтали и двух вертикалей - как парус."
  
  Его исследования о первобытном изобразительном языке Homo sapiens противоречат общепринятой психологии искусства и интерпретируют по новому первые картины детства человечества. Но вот что пишет Б. М. Неменский, под руководством которого создана действующая в России программа для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство и художественный труд":
  "В истории человечества сложилось так, что не музыкальная или литературная деятельность человека седых, первобытных веков дошла до нас. Наскальные рисунки, первобытные постройки, примитивные украшения - это все следы художественной деятельности человека. И эти рисунки, оказываются, по сути, едины с художественной деятельностью современного ребёнка. Анализ этих связей, их причинность открывают нам незаменимую роль изобразительного искусства в жизни человека".
  
  Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. И почему детство человеческого общества там, где оно развивалось, всего прекраснее, как никогда не повторяющаяся ступень? - так пишет Кун Н. А.
  Когда читаешь его "Легенды и мифы Древней Греции" в детском возрасте, всё настолько прекрасно, увлекательно, настолько прекрасны древнегреческие изображения богов и героев. Изображения одухотворены чистой душой, чистыми глазами художников детства человечества - нормальных детей, какими были древние греки. О том, что эти герои и боги друг друга предавали, убивали безжалостно, осознаёшь это, читая мифы будучи уже взрослым.
  А народные сказки, предания? Их корни тоже в глубокой древности. Старинные сказки начинается словами, над которыми невольно задумываешься: "Давным-давно, когда взрослые были детьми, а сказки - правдой, жили-были..."
  
  Уровень детского сознания в чём-то ближе тем наивным и одновременно мудрым представлениям о природе, о добре и зле, которые выработали народы в пору своего "младенчества", в пору их начального познания мира и которые они сохранили в сказках.
  
  Наскальные росписи древних - граффити подростков сегодня
  
  Сравнивая детское творчество, этот репертуар из графических рисунков-символов - элементов детского письма с тем репертуаром, первым шрифтом, дошедшим до нас в виде наскальных росписей, с помощью которого общались наши древние предки, можно убедиться в их родстве. Знаковость письма - своего рода криптограмма, имеющая тоже глубокие корни.
  
  Илл. 1 - Набор детских графических рисунков-символов []>Илл. 2 - Наскальное графическое изображение рассказа, Канада []
  Илл. 1 - Набор детских графических рисунков-символов
  Илл. 2 - Наскальное графическое изображение рассказа, Канада
  
  Причём каждый ребёнок на Земле придумывает их сам, проходит одну и ту же стадию развития. Он рисует каракули, первых головастиков, примитивных человечков. Его первый язык общения. Как было уже показано в первых главах книги, ребенок сначала рисует, а уж потом учится произносить слова. Знаковыми рисунками дополняет свой словарный запас (илл. 1).
  Подобные рисунки-символы, знаки можно увидеть в виде письма в наскальной росписи Северной Америки (Е. Анати), Интересно, как много принципиально общего в этих таблицах. К слову, не могу не сослаться на чудесный рассказ Р.Киплинга "Как было написано первое письмо". Эта история, рассказанная с доброй улыбкой, подтверждает все ученые заключения о роли знаковых рисунков в художественной культуре человечества (илл. 2).
  
  Илл. 3 - Ян 5;6 'Автопортрет' []>Илл. 4 - Ян 5;6 'Автопортрет' []
  Илл. 3 - Ян 5 лет. "Автопортрет"
  Илл. 4 - Пещерная роспись в Валкамоника. Фоппе ди Надро 5 - 6 т. до н.э. (Неолит)
  
  В пещерной росписи изображен пастух с группой животных (илл. 4). При всей простоте изобразительного языка очень выразительна и эмоциональна фигурка человека, лаконична прорисовка животных ( Е. Анати). Пятилетний ребёнок сегодня, не задумываясь, легко и быстро карандашом изображает такую-же, но детскую фигурку с распростёртыми руками. " Вот такой Я" (илл. 3). Опыт поколений первобытной культуры закодирован в нас самих.
  
  Илл. 5 - Аня 5;4 >Илл. 6 - Пещерная роспись, Сахара, Либия, 1-го тысячилетия до н.э []
  Илл. 5 - Аня 5 лет. "Сказочный конь и рыцарь на коне"
  Илл. 6 - Пещерная роспись, Сахара, Либия, 1-го тысячилетия до н.э
  
  Представление о том как выглядит лошадь у современного ребёнка и взрослого, жившего до н.э. в Сахаре, одинаково, хотя для обитателя Сахары конь - часть его жизни, его помощник (илл. 6), а пятилетняя девочка наших дней из европейского города, может быть, только в книжке коня видела. Для неё это больше сказочный образ. Однако графический язык изображения животного у взрослого древних времен и ребёнка из 21 века на удивление идентичны (илл. 5).
  Дети любят оставлять отпечатки руки на бумаге, на мебели, на стене - на чём угодно (неважно, разрешается это или нет!). Буквица своего имени на ладошке - это первые шаги ребёнка к овладению современным шрифтом (илл. 7). И человек, живший в горах Монголии пару тысяч лет тому назад, тоже додумался до этой забавы и оставил нам привет своей ладошкой с понятной ему "буквицей". Вот замечательные примеры: современная монотипия пятилетнего ребёнка с буквицей, а рядом подобная же рука с буквицей, выгравированная в горах Юинсбан в Монголии (илл. 8).
  
  Илл. 7 - Алех 5;7 Буквица 'А', Монотипия, 2005 г. []>Илл. 8 - Рука с идеограммой, Монголия, 14 году до н.э (Е. Анани). []
  Илл. 7 - Алех 5 лет. Буквица "А", Монотипия, 2005 г.
  Илл. 8 - Рука с идеограммой, Монголия, 14 году до н.э (Е. Анани).
  
  А здесь мне хотелось показать еще одну подборку произведений разных времен. Их объединяет удивительно удлиненные пропорции фигур. И каждый автор имеет тому объяснение.
  
  Илл. 9 - Аня 6;8 'Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина' []>Илл. 10 - 'Шествие. Змеи и люди', работа аборигенов Австралии []
  Илл. 9 - Аня 7 лет. "Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина"
  Илл. 10 - "Шествие. Змеи и люди", работа аборигенов Австралии
  
  Современными аборигенами Австралии создана композиция из удлинённых женских и мужских фигур в сопровождении двух змей справа и слева от людей (илл. 10). Удлинённость эта продиктована формой вытянутых тел змей. Змеи стоят также вертикально, как и люди, отсутствуют только руки и ноги. Их кожа покрыта светлыми и тёмными полосками, также , как и у людей. Головы и глаза у всех фигур тоже совершенно одинаковы.
  И на рисунках Ани (илл. 9 в иллюстрации к поэме А.С. Пушкина слуги Черномора тоже имеют удлиненные фигуры, а это объясняется очень просто. Ведь только так - подумала Аня - можно наглядно показать крошечного карлика Черномора с очень длинной бородой. И поскольку он могущественный волшебник, то у него большая круглая голова в короне, а у слуг - точечные головки, зато очень высокие колпаки, длинные ноги и туловища.
  
  Илл. 11 - Аня 9;2 'Цирк' []>Илл. 12 - 'Переправа войнов через реку'. Древнерусская книжная миниатюра. 16 в. []
  Илл. 11 - Аня 9 лет. "Цирк"
  Илл. 12 - "Переправа войска через реку". Древнерусская книжная миниатюра. 16 в.
  
  На крошечном листе бумаги Аня умудрилась изобразить все цирковое пространство: манеж и зрительный зал с крошечными ступеньками между рядами (илл. 11). Грациозная акробатка устремилась к верёвочной лестнице, другой акробат поднимается по верёвке и еще что-то большое мохнатое бегает по арене. Особенность рисунка в том, что крупным планом показаны артисты цирка, их лица, а все зрители - только головки и любопытные глаза - впечатление огромной безликой и слитной массы. Под названием "Зрительный зал"
  Тот же композиционный прием видим и в миниатюре из 16 века. Войны на плотах переправляются от одного берега к другому. Они изображены крупным планом в параллельной перспективе. Городок на берегу выглядит очень маленькими. На маленьком формате миниатюры нужно было показать буквально: воины из города N переправились через реку в другой населённый пункт (илл. 12).
   Все, что важно - увеличено, чтобы можно было и детали передать. Все, что второстепенно, служит эмоциональным фоном для важного.
  Этот принцип открывают для себя творческие натуры, еще не знающие о сухих нормах перспективы Возрождения. Вот и удивляемся и радуемся, глядя на детские рисунки с их простодушной искренностью и выразительной простотой.
  
  Илл. 13 - Аня 6;5 'У самовара' []>Илл. 14 - Водоём в огороде Небанум. Настенная фреска,  Египет, 1400 г. до н.э.  []
  Илл. 13 - Аня 6 лет. "У самовара"
  Илл. 14 - Водоём в огороде Небанум. Настенная фреска, Египет, 1400 г. до н.э.
  
  Вот как изобразила Аня семейное чаепитие: "Мы сидим за столом и пьём чай из самовара" - судя по тому, что здесь две мамы - в компании гостей (илл. 13). На рисунке - вид сверху, а точнее, четыре плоских проекции по сторонам стола, как на архитектурных чертежах интерьеров. Девочка просто подумала, что при таком раскладе можно увидеть всех действующих лиц, показать подробности мебели, окна, даже игрушку на полу. В то же время, в понимании ребёнка самое главное - изобразить всех и то, как они сидят: по разным сторонам стола.
  А на древнеегипетской фреске мы видим тоже развёртку поверхностей по всем правилам современного технического черчения. Водоём - это глубокое пространство иначе, чем в плане, его изобразить нельзя. Окружающие пруд деревья показаны на виде сбоку, то есть в условном повороте относительно водоёма - главного объекта - они перпендикулярны берегам. Здесь передан действительный факт их перпендикулярности (илл. 14). Направление нижних деревьев вершинами к центру вполне естественно, ведь древний художник, работая над росписью, должен был учитывать восприятие своих зрителей, да и не мог он вертеть свое произведение так свободно, как наша юная рисовальщица лист бумаги.
  Это гениальное решение: совместить в рисунке все завлекательные факты сюжета с корректными геометрическими развертками сторон, ограничивающих пространство. Художники древности и малыши-художники нашего времени равно догадливы.
  
  Илл. 15 - Деннис 11;0 'Сказочная страна' []>Илл. 16 - Фреска из египетской гробницы около 1500 до н.э. []
  Илл. 15 - Деннис 11 лет. "Сказочная страна"
  Илл. 16 - Фреска из египетской гробницы около 1500 до н.э.
  
  Древнеегипетские фрески зачастую представляют собой подробный рассказ о повседневных работах (илл. 16). При этом применяется фризообразное изображение, где один ряд рисунков расположен над другим и "читается" как бы строчками. У современного мальчика Денниса - та же композиция (илл. 15). Сюжет сказки Братьев Гримм дополнился мотивами, придуманными самим автором рисунка, но порядок изложения происходит тоже в виде длинных горизонтальных рядов, разделенных чертой.
  
  Илл. 17 - Аня 7;0 'Я иду к подружке' []>Илл. 18 - Египетская настенная роспись. 18 династия. XIII в. до н.э. []
  Илл. 17 - Аня 7 лет. "Я иду к подружке"
  Илл. 18 - Египетская настенная роспись. 18 династия. XIII в. до н.э.
  
  По Аниному сюжету девочка с сумочкой отправилась к озеру, где её ждёт подружка. Изображение же для взрослого глаза странно: фигура целиком в фас, плечи развёрнуты, руки в фас, а ноги - в профиль, голова в профиль, зато глаз в фас. Далее явная разномасштабность фигур, две смежных стены дома развёрнуты, как на чертеже, крыша - с обратной перспективой, а зрителю видны сверху и рыбки в воде и бабочка, изображенная фронтально сверху (илл. 17).
  А что мы видим у древних художников Египта?
  Изображения Древнего Египта и Месопотамии создавались по строго определенному канону, по которому приняты такие характерные типологические черты: "повествовательный" характер и разномасштабность фигур. Так выделялись главные (значимые) лица в каждой композиции (илл. 18).
  Фигура человека в Древнем Египте изображалась художником согласно "Предписаний для стенной живописи и канона пропорций" целиком, плечи развёрнуты, голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги - в профиль. "Именно этот вполне узаконенный в техническом черчении приём использовали древнеегипетские художники при изображении человеческой фигуры" (Б. В. Раушенбах).
  Египетские художники обладали острой наблюдательностью, чувством ритма, красотой обобщённой контурной линии, силуэта и локального цветового пятна. И похоже, что современные малыши всего мира унаследовали эти художественные способности.
  
  Илл. 19 - Аня 5;9 'Мама с малышом' []>Илл. 20 - Изис с маленьком Горусом на коленях, 551 н.э. Египет. []
  Илл. 19 - Аня 6 лет. "Мама с малышом"
  Илл. 20 - Изис с маленьком Горусом на коленях, 551 н.э. Египет.
  
  Илл. 21 - Аня 5;9 'Балерина с ребёнком' []>Илл. 22 - Индийская миниатюра, 16 в []
  Илл. 21 - Аня 6 лет. "Балерина с ребёнком"
  Илл. 22 - Индийская миниатюра, 16 в.
  
  У матери с маленьким ребёнком в рисунке Ани очень выразительные глаза. Широко открытые, они мудро и спокойно смотрят на зрителя (илл. 19). Руки бережно обнимают кроху. Сидит она прямо, чуть наклонившись вперед. Рисунок удивительно изящен в исполнении, благодаря тонкой рисующей линии. Другой рисунок также изображает "маму с ребёнком". Но возможно, что это автор с куклой. С косичками, румяная она сидит на кровати. Странное положение ноги я могу объяснить только тем, что дочка в это время занималась балетом (илл. 21). Интересная деталь: рука, изображённая со всеми пальцами, внимательно прорисована, она, словно для равновесия, облокотилась на край кровати. Здесь сложна поза, сложное композиционное решение.
  Далее я хочу показать несколько примеров из истории мирового искусства на эту тему. Между показываемыми здесь изображениями лежат столетия и тысячелетия, и созданы они в разных географических местах, разными культурами. Но мотив в них один - мать с ребёнком (илл. 20, 22). Изображения эти часто носили религиозный характер - богиня-мать с ребёнком-богом. Уже тысячелетия назад культ бесчисленных богинь-матерей почитался большинством цивилизаций мира. Позднее в христианстве эти изображения послужили прототипом Девы Марии с младенцем Христом.
  Я полагаю, неудивительно такое внимание к этой теме у современных маленьких художников. Вечная тема.
  
  Выводы
  
  Исследуя разные стороны детского творчества и сравнивая их с творчеством взрослых древних культур, можно прийти к выводу, что наши дети в своём творческом развитии, как в миниатюре повторяют историю творческого развития человечества:
  
  В пещерных росписях можно найти такие же изображения, как и в рисунках малышей.
  
  Дети также как и художники древности рисуют фигуры и предметы целиком со всеми подробностями, выделяя главное.
  
  В древних росписях и рельефах важные персоны: фараоны, духовная знать изображена крупным планом - прислуга поменьше или совсем маленькими.
  
  У детей такой же принцип: самое любимое (собака или цветок) изображается больше дома, больше облака
  
  Система перспективы в детских рисунках идентична перспективе в египетских росписях
  
  Первый объект любви ребенка - мама -это также и его первый идеал, сохраняемый впоследствии как бессознательный принцип всех представлений о счастье, истине, красоте и совершенстве, это то единство, которое в мировом искусстве с незапамятных времен символизирует образ матери
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"