Айххорн Роман Эрихович: другие произведения.

Глава 2. Что мы будем сегодня рисовать?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Где живёт Солнце во время дождя?"
  
  ГЛАВА 2. ЧТО МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ РИСОВАТЬ?
  
  
  Тяжёлые серые облака нависли над городом. Моросит. Дети прибегают ко мне на занятия. Возбуждённые, все говорят одновременно, всё нужно выпалить сразу: происшествия, новости, секреты, - всё, что накопилось за неделю. Наконец успокоились, заняли свои места. На мольбертах стоят заранее приготовленные мною планшеты с наклееной бумагой. На столе - баночки с гуашью. Разобрали свои кисти и карандаши, налили воду в стаканчики. Готовы к работе.
  Но и в этом возрасте вместо того, чтобы увлечённо выплеснуть на бумагу свои впечатления, освободиться от внутреннего ребячьего напряжения с помощью собственной фантазии и многоцветья гуашевых красок, - они спрашивают:
  - Какое у нас будет сегодня задание?
  
  Что мы будем сегодня рисовать?
  
  Этот вопрос я слышу часто. Его задаёт большинство детей. Есть бумага, карандаши, краски. Не хватает идеи, в которой дети могут себя выразить.
  Мне приходится наводящими вопросами: "Что ты делал сегодня? Что ты видел?", привести к тому, что в какой-то момент у него возникнет своя собственная тема. Ребёнок должен потрудиться и не ждать готовых предложений. Некоторые дети приходят и с большим нетерпением быстро садятся за стол, и сразу работа кипит: ребёнку нужно освободиться от занимавшей его идеи.
  Похвально! Но нередко приходится проявить немало изобретательности, чтобы расшевелить и растормошить, пробудить и активировать неразвитую фантазию.
  Иногда творческая деятельность малыша тормозится, так как ему не хватает повода к рисованию, хотя и горит большим желанием что-то делать, и в то же время не может решиться на что-то конкретное. И здесь мы слышим от него вопрос: "что я должен рисовать?". Ребенку не хватает опыта, чтобы понять, как он может себя выразить, а также и мужества, чтобы осуществить то, к чему побуждает его природа.
  
  Возникает вопрос: На каком этапе развития ребёнка можно ставить перед ним определённые задачи, т. е. давать задания?
  
  Дети школьного возраста
  
  Посещение школы - важный период в жизни ребёнка: кругозор расширяется, мир познаний становится всё больше, сложнее, много новых впечатлений возникает у юного человека.
  
  Казалось бы, эти впечатления будут перерабатываться, осмысливаться самым естественным для ребёнка путем, как это было во все времена у детей: в процессе рисования, в виде импровизаций. Но нередко эти впечатления переносятся на бумагу не по свободному движению души, а только по просьбе, в данном случае по моей просьбе (понимай, заданию).
  
  Сегодня дети часто заблокированы и здесь зачастую недостаточно им дать бумагу, краску и... нарисуйте что-нибудь. Необходима тема для мотивации. Но тема, которая интересна взрослым, не всегда воодушевляет детей. Из своего опыта знаю, как, готовясь к занятию, обдумываю тему, собираю материал, а потом предлагаю всё это ученику. Приходится иногда слышать: - "а я не хочу это рисовать". Наводящими вопросами придумываю другие варианты. Тема должна заинтересовать ребёнка. Остальное работа его фантазии.
  
  Пытаюсь понять, в чем же дело?
  
  Влияет ли загруженность программами в школе, где даются только задания? А потом нужно дома выполнять школьные упражнения, а у некоторых детей добавляются еще и занятия спортом, музыкой..., то есть каждый час расписан для выполнения различных заданий? Всё меньше времени остаётся для себя, для своего внутреннего мира, развития своих уникальных творческих возможностей.
  
  Есть и искуситель - компьютерные игры для детей и взрослых. В компьютерных играх, казалось бы, ребёнок является активным участником действия, но в каком качестве? Сценарий уже придуман без него и для него. Да к тому же хочется посидеть и возле телевизора. Почти все смотрят одни и те же передачи, фильмы, мультфильмы. Ребёнок и здесь пассивный наблюдатель информации, которую создал для него кто-то другой.
  
  У маленького потребителя постепенно отпадает внутренняя потребность самому придумывать и осуществлять свои фантазии. Образы поступают к нему в готовом раскрашенном, ловко скомпонованном виде. И затем он, полный этой зрительной информации, уже всегда имеет готовые рецепты поведения. Сравните-ка с процессом чтения, где герои оживают в воображении читателя, он им сочувствует и сопереживает, красочно представляет их себе. Современные технические средства коммуникации не могут ни заменить, ни возместить этого.
  
  Какой телевизор может заменить путешествие в природу! Понаблюдайте-ка цветы глазами ребёнка. Какое здесь богатство оттенков цвета, форм и размеров! Так, говорят, делал французский художник Анри Руссо (Henri Rousseau). Он ложился в траву и наблюдал: каждый листок становился большим и значительным, каждый цветок - великаном и бродили вокруг него львы, леопарды, обезьяны... А потом они приходили на его полотна, и мы уже второе столетие поражаемся доброй и веселой фантазией этого скромного в будничной жизни человека.
  
  Детские психологи во всем мире бьют тревогу по поводу скудной умственной работы современных детей, отсутствия у них воображения и задержки их эмоционального развития. И телевизор, и компьютерное наваждение очень обедняют творческую фантазию, тормозят развитие самостоятельного мышления, то есть наиважнейших качеств, нужных будущему взрослому человеку.
  
  И что получается?
  
  Когда я на моих занятиях предлагаю рисовать композиции на свободную тему - порой получаю довольно грустный результат. Дети старательно рисуют не сюжеты из их повседневной жизни или фантастические миры, нет, их память полна свирепыми героями японских и американских мультфильмов или монстрами - персонажами компьютерных игр. Они сражаются, стреляют, убивают, проливают кровь; летят оторванные головы, руки-ноги. Насилие изливается из детских рисунков. И рисунки-то все одинаковые, как близнецы, а авторы-то ведь разные. Досадно. Славные дети, а "запрограммированные" телевизионными передачами и компьютерными играми. Для них мышка-норушка - это только трафарет Микки-Мауса.
  
  Да не разучились ли они свободно фантазировать?
  
  Начинаю борьбу. Я разрешаю им "это" рисовать (свободная тема всё-таки!), но при этом объясняю, что герои из телевизионных мультфильмов и компьютерных игр - это герои, придуманные взрослыми дядями и тётями, поэтому рисунки на эту тему ни здесь в мастерской, ни на нашей общей выставке в городе выставляться не будут. Кто их рисует, тот может свои рисунки тут же забирать домой. То есть даю понять, что я это не поддерживаю. Какая реакция? Делают себе какие-то выводы, представьте себе, начинают задумываться. Так делаем первый шаг к освобождению.
  
  Ребёнок ещё не знает, что ему действительно нужно. Родители и школа вводят его маленького в сложную взрослую жизнь, закладывают в него резервы здоровья и дают образование. В наше время особенно много внимания уделяется точным наукам. Они нужны прогрессу. А предметы по искусству - какое они имеют отношение к прогрессу? Всегда считалось, что это - основы для профессий, которые не прокормят в будущем. Но чтобы успешно заниматься точными науками, необходимо обязательно иметь развитую фантазию и воображение. И это при любой профессии.
  
  Посмотрите на это и с другой стороны. Изобразительное искусство как ничто другое учит придумать что-то свое, разработать эту тему, осуществить ее как завершенную работу, то есть начать и довести до конца. Это ли не подготовка юного человека к ответственности. И занимаются искусством с детства не обязательно для того, чтобы стать профессиональными художниками, музыкантами или артистами, а для развития юной психики с постоянным усложнением и обогащением внутреннего мира и развитием чувства самодисциплины.
  
  Известно, что всякому делу учиться нужно
  
  "...К сожалению, постоянно раздаются голоса о том, что только в области точных наук человеку нужен опытный поводырь, - для того чтобы подняться на уровень современного мышления, осознать развитие науки, а в области эстетической, в области искусства, даже вреден такой поводырь, - каждый сам должен строить мир своих художественных пристрастий, мир своих вкусов, это, мол, дело личное...
  
  ...Это не что иное, как отсутствие понимания того, что у искусства столь же многовековый опыт развития, как и у науки, и, чтобы подняться на сегодняшний уровень человеческих отношений, эмоциональных критериев предков, зафиксированных в искусстве, искусство это нужно научиться воспринимать..." (Б. М. Неменский)
  
  Основополагающий тезис в его программе "...Ребёнок должен определить свои увлечения, свои интересы, а для этого должен пробовать, должен выбирать. Это форма творческих проб себя. Не обучение просто - а именно творческих поисков (естественно, в процессе обучения). Формирование творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного) становится здесь ведущей задачей...".
  
  Далее Б. М. Неменский определяет характер развития, представлений и знаний и делит их на три этапа. Меня в данный момент интересует "...первый этап (в возрасте от 7 до 11 лет) - когда строится познание связей с искусством (в единстве восприятия и созидания), идя от личности ребёнка, от его чувств, от близкого ему мира природы и сказки, через окружающий его мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте жизни, человека, человеческого поступка, от личности - вширь..."
  
  Возвращаемся к нашему дождливому дню и вопросу:
  - Какое у нас будет сегодня задание?
  - Как вы думаете - спрашиваю я в свою очередь, - на улице дождь, мы вот сидим в мастерской, а кто-то на улице под зонтиком ходит, на улице сыро и неуютно. И что вы думаете:
  
  где спряталось от дождя солнце?
  
  Зашумели, загалдели, обсуждают всякие варианты: солнце спряталось в своём домике, солнце спряталось за тучами, там у него тоже есть свой домик, солнце спряталось в дупле дерева, солнце стоит под зонтиком и так далее... Есть и скептики
  
  А теперь, - говорю, - каждый рисует свой вариант, работаем красками.
  
  Илл. 1 - Симон 8;5 'Солнце спряталось в дупле большого дерева' []
  Илл. 1 - Симон 8 лет. "Солнце спряталось в дупле большого дерева"
  
  Симон изобразил тёмный лес, стволы деревьев, проливной дождь, видны только лучи солнца, которое спряталось в дупле большого дерева. (илл. 1)
  У Балдуина солнце спряталось в маленьком домике в поле.
  У Кати солнце сидит в комнате на диване, под потолком лампочка, шкаф стоит и... дерево.
  У Дорис солнце за облаками играет в куклы, несмотря на дождь.
  
  Каждый из них поверил в ситуацию, включился в игру, у них сработало воображение. Они ясно представили "невозможное" реальным.
  
  Темы, которые я предлагаю детям, должны дать им возможность стать хозяевами своих решений, познать себя и развить свое воображение:
  
  Тема: "Любимый и добрый, злой и фантастический зверь или птица".
  
  А каким цветом изобразить злого или доброго фантастического зверя?
  
  Есть над чем подумать.
  
  Здесь важно учитывать и индивидуальные пристрастия ученика: любимый зверь - любимый цвет. Может оказаться, что любимый цвет голубой, стало быть и любимый зверь - к примеру кошка, тоже голубого цвета. Я как-то стал рассказывать, что у меня живёт голубая кошка. Дети развеселились: - голубая кошка?- такого не бывает. Я срочно позвал "свидетеля", который подтвердил мои слова. Согласились, хоть и с некоторым недоверием. И Феликс, увлёкшись, нарисовал еще и зелёных мышей, и клетку, в которой сидит голубая кошка.
  
  Илл. 2, - Пето 8;0 'Тигр добрый' []>Илл. 3 - Пето 8;0 'Тигр сердитый' []
  Илл. 2, 3 - Пето 8 лет. "Тигр добрый и сердитый"
  
  У восьмилетнего Пето любимый зверь - тигр. Если он добрый, он мирно гуляет под голубым небом. Когда же он сердит, тогда он показывает зубы и выпускает когти, а голубые облака иcчезают. (илл. 2, 3).
  
  Илл. 4 - Тая 10;6 'Любимая кошечка Кити' []
  Илл. 4 - Тая 10 лет. "Любимая кошечка Кити"
  
  Тая изобразила свою добрую любимую кошечку Кити с котятами в их кошачьем доме со стульями, столом и кроватью (илл. 4)
  
  Тема: "Слон в посудной лавке" - известная поговорка.
  Здесь можно успешно использовать технику коллажа. Гуашью изображается слон, а посуда вырезается из рекламных проспектов и наклеивается. Также и другие поговорки годятся для работы, например: "сделать из мухи слона", "яблоко падает недалеко от яблони" и т.д.
  
  Илл. 5 -  Жасмин 9;8 ' Улица подводного города' []
  Илл. 5 - Жасмин 9 лет. " Улица подводного города"
  
  Тема: "Посещение страны приключений".
  Можно побывать на Луне и изобразить лунный пейзаж, побывать в дремучем лесу или в подводном царстве. У Жасмин рыбы плавают по улицам подводного города. Вот встретились две толстые рыбины и "молча" беседуют.(илл. 5).
  
  Илл 6 -  Кати 9;4 'Дом моей мечты' []
  Илл 6 - Кати 9 лет. "Дом моей мечты"
  
  Тема: "Дом моей мечты".
  Показывается наглядно подсобный материал и рассказывается в каких домах живут люди в разных частях нашей планеты: в Африке, в Америке, в Китае и т. д. Кати мечтала жить на дереве в домике, как птица Вечером из окна наблюдать закат солнца.(илл. 6)
  
  Илл. 7 - Владимир 11;0 'замок злого волшебника' []>Илл. 8 - Владимир 11;0 'Современный город' []
  Илл. 7, 8 - Владимир 11 лет. "Замок злого волшебника и современный город"
  
  Тема: "Замок принцессы и замок злого волшебника".
  Владимир изобразил для сравнения замок злодея (илл. 7) и современный город (илл. 8).
  Зловещее таинство кривых деформированных форм. Замок, как корона, на черепе злодея. Суетятся белые "бодигарты". Современный город весь в прямых линиях-вертикалях и горизонталях. Архитектура - не искусство, а функция.
  
  Илл. 9 - Катя 9;2 'Я летаю над городом' []
  Илл. 9 - Катя 9 лет. "Я летаю над городом"
  
  Тема: "Я летаю над городом".
  Высоко над улицами, почтой и жилыми домами, как птица летает Катя. (илл. 9).
  Крохотная фигурка девочки в белом платье не затерялась среди обилия архитектурных форм. Композиционно диагональ дороги между домами подчёркивает "помогает" движению летающей фигурки.
  
  К каждой из тем нужна подготовительная работа. Я рассказываю подходящую историю, показываю изобразительный материал: фотографии, репродукции, книги. Для этой цели уже годами накопил тематические тома-каталоги. Называю технику исполнения: гуашь, акварель, аппликация и т.д.
  
  Илл 10 - Дорис 12;5 'У меня гость' []
  Илл 10 - Дорис 12 лет. "У меня гость"
  
  Тема: "Герои сказок побывали у меня дома в гостях".
  Дорис сидит у себя дома, готовит домашние задания и вдруг она услышала шелест крыльев, - в гости к ней пожаловала... фея! (илл. 10)
  
  Илл. 11 - Тая 10;8 'Фантастическоий зверь' []
  Илл. 11 - Тая 10 лет. "Фантастическоий зверь"
  
  Тема: "Звери, которых не существует" или "Визит в страну, которой не существует".
  Тая изобразила огромного неприветливого, заполняющего всё небо, фантастического зверя, который шагает над полями и домами. Глазом сверкает и слоновьим хоботом трясёт. Вот так чудище! (илл. 11)
  
  Илл 12 - Ксения 9;4 'Я путешествую на жуке' []
  Илл 12 - Ксения 9 лет. "Я путешествую на жуке"
  
  Тема: "Я могу стать таким маленьким, что могу разговаривать с жуками и мышами".
  Ксения путешествует, сидя на жуке, рядом с бабочками среди цветов, как в лесу. (илл. 12)
  
  Тема: "Воображаемое путешествие вокруг земного шара".
  Рисуется фломастерами земной шар - большой круг на листе бумаги так, чтобы вокруг оставалось достаточно места по периметру для изображений, к примеру, дворцов, гор, Эйфелевой башни, слонов, жирафов, птиц, - одним словом всего, что можно увидеть во время этого путешествия. Внутренность круга можно заполнить изображениями океана, островов, рыбами, чайками...
  
  Илл. 13 - Морварид 10;2 'На корабле празднуют'  []
  Илл. 13 - Морварид 10 лет. "На корабле празднуют"
  
  Тема: Чем отличается пиратский корабль от корабля на котором празднуют, где видны разноцветные флаги, гуляют люди? Работа Морварид (илл. 13)
  
   Илл. 14.-.Денис 9;1 'Пираты' []
  Илл. 14.-.Деннис 9 лет. "Пираты"
  
  А в это время в сумраке мрачные воды несут пиратские лодки к замку. Чёрные пираты, как стая воронья, уже забираются на стены замка, но... говорят, добро побеждает. Мы уверены! (илл. 14)
  
  Илл. 15 - Герман 12;5 'Город в прошлом' []<Илл. 16 - Герман 12;5 'Город в настоящем []
  Илл. 17 - Герман 12;5 'Город в будущем' []
  Илл. 15 -17 - Герман 12 лет. "Город в прошлом, настоящем и будущем"
  
  Тема: "Как выглядел город в прошлом, как выглядит в настоящем и как будет выглядеть в будущем".
  Очень серьёзно поработал над этой темой Герман. Город-замок (илл. 15), у него похож на фигуру человека. Высокие наклонные многоэтажные башни с садом на крыше - это город, в котором мы сейчас живём и сообщение между домами только на подвесных лебёдках, (илл. 16). Город будущего должен выглядеть совершенно необычно: весь город выглядит как большое дерево, сначала Германом был сделан рисунок тушью, потом он написал красками большую работу. И что самое невероятное: на картине показано, как выглядит житель этого города! - волнообразный светлый силуэт без лица. (илл. 17). Для сравнения Герман нарисовал рядом улыбающегося современного человека. На предварительном эскизе у этого странного человека будущего были черты лица автора этой работы.
  
  Коллективная работа []
  
  Коллективная работа.
  Для этого использую обратную сторону обыкновенных обоев. Бумага, около двух метров укрепляется на длинном столе, а можно и на пол положить. Работа исполняется гуашью. Предлагаю тему. Это может быть цирк, зоопарк, карнавал: каждый рисует своё любимое. В данном случае интересен результат этой коллективной работы, когда из отдельных разрозненных частей - рисунков каждого участника создаётся целая картина. Симон, Мария, Иоланта и Балдуин увлечённо изображали зверей, каждый на своём участке. Получилось шествие зверей. Когда работа была закончена, я предложил изобразить на весь лист большого летающего дракона. Идея всем понравилась. Над драконом появилось ещё и звёздное небо (илл. 18).
  
  Советы и рекомендации
  
  Умение рисовать, писать красками, иметь первые представления о цветоведении и истории искусств ещё не достаточно для полноценного развития ребёнка. Это умение даёт возможность в картинных образах изобразительного искусства реализовать себя как индивидуума в окружающем мире, реализовать свой внутренний мир, свои фантазии, радости, обиды, впечатления от увиденного, столкновения с действительностью, одним словом, исследовать себя.
  
  Мы должны помочь ребёнку советами, с ним беседовать, выслушивать и направлять.
  "...Для этой цели целый ряд тем, которые помогут приблизиться к самому себе, разобраться в себе." (Kampmann, L)
  
  О себе:
  Мой автопортрет: я торжествую - мне грустно - я зол
  Я болею, лежу в кровати
  Я делаю что-то запрещённое
  Я боюсь чего-то
  Если бы я был самым сильным
  Если бы я летать умел
  Я наряжаю себя
  
  Собственная семья, друзья-товарищи:
  Семейный портрет
  Наша семья завтракает
  Наша семья гуляет
  Я помогаю маме в домашней работе
  Папа и мама ссорятся из-за меня
  Так ведут себя мои старшие сёстры/братья
  Я играю с моими приятелями
  Я ссорюсь с моими приятелями
  
  Дома:
  Это дом, в котором я живу
  Это место возле дома, где мне разрешено играть
  Это наша гостиная
  Такую комнату я бы хотел/а для себя иметь
  Так выглядит домашняя уборка
  У нас дома сантехники
  Так выглядит наш погреб, наш чердак
  Таким было наше новоселье
  
  Люди в ближайшем окружении и что они делают:
  Как я себе представляю работу моего отца, моей мамы
  Этим занимаются мой дедушка, моя бабушка, тётя
  Я иду за покупками: в булочную, киоск, супермаркте
  Мои приятели должны присматривать за своим маленькими братьями
  Почтальон пришёл, трубочист пришёл
  Наш сосед работает в саду
  
  Звери, которых я знаю, и где я с ними встречаюсь:
  Я себе представляю, что нахожусь в окружении зверей, которых я знаю
  Так бы я играл со зверем, которого себе желаю
  Посещение зоопарка
  Я в лесу встретил зверей
  Я наблюдаю жуков, мух и муравьёв
  Как кормят зверей, животных
  Животные на крестьянском подворье и на пастбище
  Открытие смотра собак, кошек, птиц
  Пчёлы собирают на цветах мёд
  Звери через увеличительное стекло
  Звери на пляже
  
  Наш город и что в нём происходит:
  Пожарные машины готовы к действию
  Машины для уборки мусора в пути
  На площади выстраивается рынок
  Посещение музея
  Праздничное шествие
  Демонстрация
  Дом сносится
  Строится новый район
  Группа детского сада в пути
  Концерт капеллы пожарников на площади
  
  О дорожном движении:
  Мойка машины
  Толкучка перед автобусом
  Поезд приближается к вокзалу
  Милиционер регулирует уличное движение
  Светофор на перекрёстке
  Уличная авария
  Старые люди на улице
  "Пробка" на автомагистрали
  Старые машины на автокладбище
  
  Встречи с природой:
  Комнатные цветы на подоконнике
  Покупка цветов в питомнике
  Я лежу в траве и наблюдаю за жуками
  Я работаю в собственном огороде
  Мы с другом на поле помогаем крестьянам
  Я сижу в парке и наблюдаю за людьми
  Я пускаю кораблики в ручье
  Посещение ботанического сада
  Загрязнённые ручьи и реки
  Куча мусора в лесу
  Умирающие деревья
  
  Фантазии:
  Волшебный город и волшебный лес
  Придуманные приключения в чужих странах
  Полёт на Марс
  Город только для детей
  Произошло что-то Сказочное
  Я могу себе всё пожелать и всё заколдовать
  Моё путешествие на дельфине через океан
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 5"(Уся (Wuxia)) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"