Айзенштарк Эмиль Абрамович : другие произведения.

Свобода выбора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Соотнесение высоких истин и конкретных ситуаций.


  
   Эмиль Айзенштарк
  
  
   СВОБОДА ВЫБОРА
  
  
   Важнейший постулат религиозной традиции заключается в том, что Всевышний наделил нас свободой выбора. Это означает примат ответственности, ибо выбор человека может быть либо ответственным, либо безответственным.
  
   Поговорим сначала о безответственности.
   Безответственность может проявиться в виде сознательного действия, когда человек понимает и цинично принимает её. Но у человека совестливого открытый цинизм, манифестация цинизма вызывают состояние душевного дискомфорта, болезненного не покоя. И для того, чтобы остаться в комфортабельном состоянии, безответственным людям свойственно свалить ответственность на систему, которая заранее как бы подтверждена в виде идеального правила или даже сбора идеальных правил.
   Но беда заключается в том, что правила или сбор правил оправданы лишь только в простейших ситуациях, иначе говоря - в пределах простых систем. Однако, если система сложная, то механическое следование даже самым идеальным правилам приводит к параличу системы.
  
   Вариантом сложной системы является, например, железная дорога. Особенно важную роль железные дороги играют в Японии, где с одного берега страны загружают сырьё, которое проходит обработку от берега до берега, и уже на другом берегу выгружается в виде готовой продукции. Забастовка железнодорожников может стать национальны бедствием, катастрофой для японского хозяйства. Поэтому забастовки на железных дорогах Японии запрещены. Но бастовать железнодорожникам всё равно хочется. Поэтому они придумали самую страшную форму забастовки, которая называется "Работа по правилам".
   С определённого дня и часа все работники железной дороги начинают механически и точно выполнять все правила своих инструкций без малейшего изъятия, не взирая на ситуацию. Такой подход, и это проверено неоднократно, обеспечивает паралич железной дороги. Поезда останавливаются, а к забастовщикам юридические меры применить нельзя, потому что преследовать людей за скрупулёзное выполнение правил юридически невозможно. Им приходится даже зарплату выплачивать за это время. Железнодорожники очень быстро добиваются решения своих проблем, и, как только это происходит, они начинают работать по принципу: "Как можно ближе к правилам, но с учётом сложной ситуации".
   Таким образом, между правилами и ситуацией закономерно формируется свободный промежуток, своеобразный люфт, в пределах которого контроль исполнения правил некорректен. Поэтому такой промежуток называется доверительным промежутком.
   Чем сложнее система, тем большим должен быть доверительный промежуток свободы. Отсутствие его - причина гибели тоталитарных режимов.
  
   В этих обстоятельствах возникает вопрос: "А нужны ли вообще правила?" Ответ: "Правила нужны, ибо без правил возникает хаос". На железной дороге, работающей без правил, поезда будут сталкиваться или сходить с рельс.
  
   Итак, механическое следование правилам без учёта ситуации ведёт к параличу системы, её остановке и гниению. Отсутствие правил приводит к хаосу и катастрофам. Эти обстоятельства выверены математически и философски. И вот почему разумный человек - гомосапиенс не может сбросить с себя груз индивидуальной, собственной ответственности, ратуя за правила, на которые готов положиться целиком, или варварски опрокидывая правила в порыве революционного энтузиазма. Вот два пути для двух, вроде бы отличающихся друг от друга идиотов, которые на том или ином переломе общественного сознания гипнотизируют критическую массу людей и увлекают её за собой на гниение или катастрофу.
   А почему люди поддаются? Они поддаются потому, что любая из этих порочных схем исключает необходимость тяжёлой личной ответственности, которая связана с правильным выбором в каждой определённой ситуации.
  
   Стремление человека уйти от ответственности чрезвычайно велико. Простой пример: Немалому числу слепых людей в России можно было бы возвратить зрение, но не малая часть слепых людей отказывается от спасительной операции не из-за страха физических страданий, а потому что, получив зрение, они выходят из тёплого удобного кокона государственной и общественной опёки. Если это люди молодые, они ещё получают и обязанность заботиться о своих близких, а это для некоторых просто невыносимо. От Божественного света откажутся, лишь бы не получать ответственность. Об этом рассказывал в своих беседах известный российский офтальмолог профессор Фёдоров.
   То есть, человек живой, внутренне свободный, не ущербный по природе своей, так тот через угольное ушко пройдёт, чтоб только попасть в хорошие руки в нужную клинику, дабы зрение вернуть. А склонный к духовному маразму человек от своей ответственности отмахнётся, с вожделением зацепится за любую близкую ему систему, и теперь уже будет говорить не от своего имени, а от имени системы или имени какого-либо всемирного авторитета. И всё это, в общем, может быть правильно, но к данной конкретной ситуации никакого отношения иметь не будет.
  
   В этом плане хочу привести вам тест.
   Могли бы вы убить ребёнка? И каждый скажет: нет!
   А если этот ребёнок Адольф Гитлер в детском возрасте, и он пока ещё сидит на горшке? Ваше решение?
   С одной стороны, ребёнка нельзя убить по определению, но, с другой стороны, Гитлер - это 2-я мировая война, десятки миллионов убитых на фронте и в тылу, загубленных в печах Освенцима, Треблинки, Собибора и Бухенвальда. Ваше решение?
   Хотелось бы уйти от ответа, некомфортно выбирать, но Всевышний завещал нам ответственный выбор, и я хочу сейчас спросить каждого: ВАШЕ РЕШЕНИЕ?
   Вы сказали "нет", вам не хочется быть убийцей одного, Гитлера, но в ту же минуту вы становитесь убийцей 60-ти миллионов человек. Так каков ВАШ ВЫБОР?
  
   Да, в Торе сказано "не укради, "не убий". И это обращение к каждому: не замышляй ничего против другого человека, не посягай на его имущество, на его жизнь. Но там же сказано и другое: "вора в подкопе - убей" (это уже самооборона), если умираешь с голоду - кусок хлеба можешь украсть. Украсть Тору из синагоги, где её хулят - ты просто обязан. А если ты не убиваешь террориста, который пришёл убить твоих детей и детей соседа, то это огромный грех: ты не препятствуешь распространению зла на земле, и, значит, становишься соучастником зла.
   Итак, математически и философски выверенная тенденция определяется следующим образом: ближе к правилам, но с поправкой на обстоятельства.
  
   И в этом плане характерна сегодня позиция так называемых высоколобых интеллигентов из левого лагеря. Они освоили благородную общечеловеческую доктрину, связанную со строгим соблюдением демократических и гуманистических норм. Это свод заученных правил, которые не только правильны, но и праведны. Да, тут и палец некуда просунуть, настолько жесткая логическая система. Да только и беда, что жесткая, т.е. детерминированная. А сложные системы детерминации не подлежат. Попытка детерминации сложной системы равнозначна стремлению построить вечный двигатель. С точки зрения научной это не корректно, а с точки зрения нравственной это мракобесие.
   Сегодня высоколобые интеллигенты на Западе и даже их собратья в Израиле преступно тормозят действие армии и полиции, направленные на подавление террора. Они ходят на базар, где прилавки взрываются. Их дети танцуют на дискотеках, которые взлетают на воздух. Иные от этого прозревают, да не об этих речь. А речь о других, упёртых идиотах, для которых даже кровь собственных детей не действительна. Раз и навсегда усвоили они такие высокие, такие непогрешимые истины, а вот соотнести эти истины с конкретной ситуацией не могут. Им не ХВАТА...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"