Аннотация: Статья с критическим разбором "сочинений" А.М. Жабинского и его соавторов. "Сочинений", представляющих собой масштабное псеводнаучное надувательство.
С легкой руки А.Т. Фоменко, осчастливившего человечество укорачиванием истории раза в три и превращением большинства персонажей античной и средневековой эпох в "дубликатов" героев более поздних времен, всевозможные извращения мировой и отечественной истории стали занятием весьма модным. Книжонки с головокружительными сентенциями типа "Татары - это крестоносцы с Татр", "Евреи - это не нация, а профессия средневековых счетоводов", "Египетские пирамиды отлиты из бетона в XVII (XIX) веке", всевозможные "другие" истории - искусства, литературы, войн (вообще - всего, что имеет свою историю), буквально заполонили книжные прилавки. Появились в немалом числе группы и группки с претенциозными названиями - "Проект "Циилизация", "Криптоистория", "Хронотроника", и пр. Их члены, воодушевленные скандальной известностью (а, возможно, и коммерческим успехом) "основоположников", конечно же, тщатся быть "святее Папы Римского" - почтенного Анатолия Тимофеевича, и наперебой пытаются перещеголять его в псевдоисторических нелепостях, ставших в постсоветское время весьма выгодным рыночным товаром.
В числе представителей так называемых "альтернативных" направлений в истории, ставящих целью ее укорачивание и переиначивание, довольно любопытное место занимает фигура А.М. Жабинского - представителя группы "Хронотрон". Сей самозваный "культуролог" и "историк", весьма амбициозный, но - увы! - не слишком обремененный знаниями и культурой речи и письма, известен в среде "альтернативщиков" изобретенной им некоей "синусоидой". Таким звучным псевдоматематическим термином он именует ломаную линию с 3-4 прямыми образующими (последние автор не менее оригинально окрестил "траками"). Посредством этого ломаного зигзага Жабинский берется "устанавливать" и "доказывать" (как с соавторами Д.В. Калюжным и Я.А. Кеслером, так и без оных) параллели между людьми и стилями изобразительного искусства, относящимися к разным эпохам. Из установленных (а точнее - измышленных) параллелей далее делаются сногсшибательные выводы, привлекающие падкого на всякую сенационную чушь читателя.
И невдомек наивному обывателю, что весь этот трудночитаемый, весьма беспорядочный набор людей, событий, перевранных дат и цитат (к тому же еще и щедро уснащенный рисунками, иллюстрациями, псевдонаучными схемами, таблицами и "синусоидами" и сдобренный руганью и оскорблениями в адрес нормальных историков), на деле - заурядный блеф и мошенничество.
Страна должна знать своих героев. И антигероев - тоже.
Книги, пропагандирующие "синусоиду":
1. Жабинский А.М. Другая история искусства. М.: Вече, 2001.
2. Калюжный Д.В., Жабинский А.М. Другая история литературы. М.: 2001.
3. Калюжный Д.В., Жабинский А.М. Другая история войн. М.: Вече, 2003
С "синусоиды" (точнее, "синусоид") рассмотрение опусов Жабинского мы и начнем.
1. КОЕ-ЧТО О "СИНУСОИДАХ"
Слово "синусоида" не случайно употреблено здесь нами во множественном числе. Дело в том, что этот наукообразный термин, помимо отмеченной уже нелепости его применения к прямым линиям, содержит еще одно лукавство: на самом деле "синусоид" в опусах Жабинского - несколько. Некоторые - длиной и числом веков побольше, некоторые - поменьше. Некоторые - охватывающие 9 "линий веков", некоторые - умещающиеся в 3-4 линиях (последние синусоиды названы автором "волнами"). Причем как распределение конкретных веков по их "линиям", так и точки излома "синусоид" (то есть точки, в которых смыкаются "восходящие" и "нисходящие" "траки"), существенно варьируются в разных случаях - видимо, для конструирования столь необходимых автору "параллелей" между персонажами истории и стилями искусства.
Вроде бы основными у автора являются две "синусоиды". Одна из них, встречающаяся реже, приведена в книге "Другая история искусства" и просто названа "Синусоидой" (для удобства обозначим её символом (1)
Другая встречается чаще. Она многократно повторена и в интернетовских публикациях, и в последней (вроде бы) по времени книги с синусоидами - опусе "Другая история войн" (М., Вече, 2005), и даже на фотоколлаже, изображающем первоклашку под портретами Жабинского и Кеслера,
http://artifact.org.ru/content/view/153/52/.
Названа она автором "Стандартной греческой синусоидой" (обозначим её символом (2).
Сразу же отметим их чудовищные несообразности. Касаются они "изломов синусоиды", то есть точек, в которых нисходящие "траки" превращаются в восходящие. Похоже, сам Жабинский не разобрался, смыкаются ли крайние
века "траков", то есть, является ли век на изломе общим для двух "траков", или на изломе новый "трак" начинается с нового века, не входящего в предыдущий "трак". Вообще-то трак - это звено гусеничной ленты, и траки соединены друг с другом строго единообразно на всем ее протяжении. Если уж группы по 9 веков у Жабинского названы "траками", то столь же единообразной должна быть и "сцепка" между ними в точках излома.
Давайте посмотрим, какова же эта "сцепка".
На "синусоиде" (1), в местах ее излома на линии 9, расположен -17-й век (то есть, 100 лет; этот век является общим для двух идущих от этой точки "траков"). Но следующий излом на той же линии 9 состоит уже из двух веков: -1 и +1. А это уже 200 лет (то есть -1-й принадлежит одному только третьему "траку", второй трак начинается не с него, а с +1 века).
Далее, +18-й и последующие века вообще предусмотрительно не указаны, и потому неясно, на каких "линиях веков" они должны быть размещены. Неясно это, видимо, и изобретателю "синусоиды".
На 1-й же "линии веков" расположены -9 век (100 лет) и +9 (100 лет), то есть изломы приходятся исключительно на столетние промежутки. Здесь эти века являются общими для соседних "траков". Ну, а где будет расположен XXVI-й (на 1-й или 2-й линии), тоже сокрыто во мраке неизвестности
Уместен вопрос: почему на первой линии веков изломы умещаются в 100 лет (то есть века -9 и +9 принадлежат двум "тракам" одновременно), а на линии 9-й -1-й и + 1-й относятся каждый к отдельным "тракам"? Если "синусоида" отражает некую объективную закономерность, она должна быть выдержана на всех отрезках графика одинаково. Если какая-то точка "излома" предсталяет собой исключение, это должно быть объяснено и обосновано. Иначе это не закономерность, а фантазия автора. Или, скорее, подгонка под нужный автору результат - чтобы сходились стили и имена на одинаковых линиях веков.
Нетрудно заметить, что при устранении этой нелепости (то есть при расположении на всех точках излома на 9-й линии только по одному веку), происходит сдвижка всех веков от точки излома на соседние линии (причем сдвижка может быть как вправо, так и влево). В результате все расчеты и утверждения Жабинского о "соответствиях" стилей и героев на одной "линии веков" летят кувырком. Ибо стили и герои начинают "соответствовать" другим стилям и другим героям (при сдвижке вправо) и третьим стилям и третьим героям (при сдвижке влево).
Синусоида же (2), названная "стандартной греческой", по нигде не разъясненной прихоти автора свою конфигурацию существенно поменяла.
На ней здесь -10 и -9 века и +8 и +9 века на линии 1 уже образуют "излом" не по100, а по 200 лет (то есть -10 и -9, а также +8 и +9 века принадлежат порознь разным "тракам"). В итоге -10-й и +8-й века загадочным образом спустились со второй линии веков на первую. Столь же чудесным образом изменился и излом на 9 линии: он стал равным не 200, каким был на синусоиде (1), а 100 годам. В результате +1 век сдвинулся с 9 на 8-ю линию. Сменился и смысл соответствия между веками? Ранее, по "синусоиде" (1), персонажам истории и стилям в искусстве, скажем, -3 века соответствовали персонажи и стили +3 и +15 века. А по синусоиде (2) персонажам и стилям -3 века стали соответствовать персонажи и стили +2-го и +14-го? Аналогично поменяли "ориентацию" и все остальные века? Оригинально, ничего не скажешь...
Далее, 4-й "трак" в "Стандартной греческой синусоиде" (2) в ряде публикаций очень хитро (для отвода глаз?) начат Жабинским с -14 века (5 линия). Предыдущие века предусмотрительно опущены. Между тем, если продолжить 4-й "трак" и заполнить его веками -15-м, -16-м, -17-м и-18-м, то на линии Љ 9 окажется -18-й век (кстати, такая "синусоида" у Жабинского тоже есть). По синусоиде же (1) на линии 9 расположен -17-й век.
Иными словами, на двух разных синусоидах - (1) и (2) одни и те же века оказываются на разных "линиях веков". Выходит, что по синусоиде (1) минус семнадцатому веку (одному, то есть ста годам!) соответствуют века -1-й и +1-й, то есть двести лет! А по синусоиде (2) уже один только - 1 (минус первый) век соответствует одному -18-му веку!
Далее, так называемая "Старовавилонская волна" на стр. 82 "Новой истории войн" вся приходится на линии 1-4, причем рядышком для сопоставления деликатно помещена не вся "стандартная греческая синусоида", а только ее 1-й "трак". Между тем, сопоставление "старовавилонской волны" со всей "греческой синусоидой" (а не ее куском) показывает, что в этом случае "старовавилонская волна" вся приходится на 1-9 линии веков "греческой синусоиды", причем века -22, -21, -20 и -19, являющиеся на "старовавилонской волне" "нисходящми", на "греческой синусоиде" делаются "восходящими".
То есть, в одном случае "высоконаучная методика" определяет, что века с -22 по -19 в Вавилоне - это века регресса и упадка. А в другом случае эта же методика определяет эти же века как века подъема и культурного роста? Или из этого нужно заключить, что считавшееся в Вавилоне упадком в Греции считалось, напротив, подъемом? Недурно, весьма недурно...
Чтобы нагородить такое, надо обладать либо воистину альтернативным мышлением, либо изрядной долей нахальства, порожденного уверенностью, что в этой дурости никто всерьез разбираться не станет.
А вот еще один перл, достойный желтого дома. Пишет Жабинский в упомянутой "Новой истории войн" о частоте упоминания античных персонажей у Данте:
"Составив график без учета нашей синусоиды, мы обнаружили, что биографические знания Данте имеют очень "неровный" характер. Но еще более поразительной стала эта картина, когда мы расставили упомянутых писателем исторических героев по "линиям веков" нашей синусоиды с учетом римской, византийской и арабской волн: обнаружились три ясных пика". (выделено мной - В.А.)
Картина действительно поразительная, как поразителен для любого нормального человека откровенный дурдом.
"С учетом арабской волны" - чушь несусветная. Во-первых, "арабская волна" в книге не приведена, какова она - мы не знаем. Во-вторых, писаная история арабов начинается с 6-7 в. н.э. (ниже линии Данте), а её 15,16 и 17 века нашей эры вообще выпадают, так как это уже после Данте. Как персонажи арабской истории 6, 7, 8 веков могут повлиять на включение Данте в поэму персонажей, скажем, римской истории 1-2 веков? Учет "арабской волны" для распределения персонажей античности на линиях 7, 8 и 9 попросту невозможен - даже в том случае, если бы сия "волна" и была начертана.
"С учетом византийской волны" - чушь не меньшая; история Византии начинается в 395 г. (4 век, "6 линия веков") и длится до 1453 г. (XV век). Тем же самым образом (аналогичным с "арабской" волной) она никак не могла повлиять на знание или незнание Данте античных персонажей на линиях 7,8 и 9, поскольку 4,5, 6,7, 8, 9,10, 11, 12, 13 века - это - 1-5 линии веков, а остальные - это уже после Данте.
"С учетом римской волны" - это третья чушь, ибо на "стандартной греческой синусоиде" -3, -2, -1, +1 и +2 века, соответствующие римской истории, размещены на линиях 7, 8 и 9, а на стоящей рядом "римской волне" эти же века преспокойно обитают на линиях 7, 6, 5 и 4
Еще кое-что о "волнах".
"Старовавилонская" представлена в виде трех "траков": двух восходящих (-25,-24, -23, -22, и -19, -18, -17) и одного нисходящего (-22, -21, -20, -19)
Между тем на "Синусоиде" (1) или на синусоиде (2), если последнюю заполнить недостающими веками до конца, как и (1), все эти века помещаются в одном "восходящем" "траке", а века с - 21 по -17 попадают на линии 5-9 "линии веков". А на собственно "старовавилонский" они умещаются почему-то на 1-4 линиях.
Далее, на основании сопоставления каких таких вавилонских памятников искусства, каких таких героев и персонажей истории Вавилона Жабинский установил здесь соответствие, скажем, -25 и -19, -24 и -18 веков? Вряд ли он (или кто угодно) приведет пару-тройку конкретных примеров таких "соответствий" по людям или памятникам древневавилонской культуры ...
Так называемая "Византийская волна" ("Другая история войн", стр. 82) помещена на линиях веков 5,6 и 7. Нижние пики (изломы) на линии 5 и здесь представлены весьма оригинально: в двух случаях они представлены 1 веком (9 и 13 века), а в одном случае - двумя веками сразу (4 и 5)
Необходимость столь избирательного перегибания линии, образующей "синусоиду", конечно же, не объяснена и не обоснована.
Поскольку история Византии начинается с раздела Римской империи в 395 г. Аркадием и Гонорием на Западную и Восточную империи, III и IV века - это пока еще не Византия (всего пять лет в IV веке можно не учитывать), а единый Рим. Между тем, эти III и IV века римской истории помещены Жабинским на "византийской волне", на линиях 6 и 5 "линии веков".
А на собственно "римской волне" те же III и IV века той же римской истории оказываются у него уже на линиях 5 и 4 "линии веков" (стр. 81)
Иными словами, выходит, что по одной "волне" III и IV века - это Рим. По другой "волне" - уже Византия. В одном случае эти века относятся к 5 и 6 линиям веков. В другом - к 4 и 5-м линиям.
Ну, а загадочные дроби (-2/3, -1/3 и пр., стоящие рядом с римскими цифрами, означающими века) смысл и назначение которых не разъяснены, и вовсе придают работе автора черты "исследований", коими занимаются проходящие курс излечения от расстройств психики. Впрочем, с психикой у автора, думается, все в порядке (если не считать аномалией неуемной страсти выдавать наукообразную галиматью за науку, разумеется)
А уж заявлять:
"Старовавилонская" и "византийская" волны как бы продляют друг друга"
- это вообще полный нонсенс. Как может "волна", начинающаяся в +3 веке, продлять "волну", прекратившуюся в -17 веке (в промежутке между которыми разместилась чуть ли не вся совокупная античная история), знает, видимо, только "альтернативно" мыслящий Жабинский...
2. КАКИХ ГЕРОЕВ АНТИЧНОСТИ УПОМИНАЮТ ДАНТЕ, БОДЕН, РАБЛЕ И МАКИАВЕЛЛИ?
Но, быть может, ситуация с "синусоидами" может проясниться при обращении к тексту сочинений Жабинского? Может быть, пролить свет на загадки изломов "синусоид" могут какие-то конкретные факты либо соображения, приводимые автором?
Увы, эта часть творчества нашего героя оказывается насыщенной столь грубыми ошибками, передержками, нелепостями, наконец, откровенным невежеством и откровенной ложью, что просто оторопь берет: неужели никто и никогда на это не обращал внимания?
Никак иначе, кроме как откровенным абсурдом (или даже мошенничеством, рассчитанным на простаков), нельзя назвать рассуждения автора о количестве имен античных персонажей в сочинениях Данте, Рабле, Бодена, Макиавелли и их распределении по "линиям веков".
Что это за "линии веков"?
Каждый "трак" синусоиды, поясняет Жабинский, состоит из 9 веков. Проведя горизонтальные линии - "линии веков", мы тем самым сводим на одной линии века разных "траков" - скажем, -16-й, - 3-й, +2-й, +15-й, или -12-й, -7-й, +6-й и +11-й., и т.д. Стили в изобразительном искусстве, исторические персонажи и исторические события на одной линии веков "соответствуют" друг другу в том смысле, что они удивительно похожи. А это - свидетельство того, что эти персонажи, стили и герои являются придуманными "дубликатами" стилей и героев поздних веков. Ну, а отсутствие упоминаний у средневековых авторов каких-то персонажей античности свидетельствует, что последние жили уже ... после Данте, Бодена, Макиавелли и Рабле! Потому-то эти авторы их и "не знают".
Открытие, претендующее на сенсацию! Ну, а какова фактическая достоверность данных, положенных Жабинским в основу этих откровений?
"Божественную комедию" не зря называют энциклопедией Средневековья; здесь перечислено около двухсот персонажей, в основном реальных лиц" - пишет автор.
Около двухсот персонажей?? Ложь начинается уже здесь. Их более пятисот.
На чем основана столь жесткая оценка? На элементарном доводе: пройтись самым примитивным счетом по именам в поэме несложно. Но введение в рассмотрение всех персонажей разрушает стройность "выводов" в их "синусоидальной" части. Для выводов нужно именно около 200 персонажей, причем четко отобранных! (О том, как производился отбор - см. далее).
"Мы, взяв для анализа "Божественную комедию" Данте Алигьери (1265-1321, на синусоиде это линии Љ5-6) составили список исторических лиц, упоминаемых в произведении" - пишет далее Жабинский.
Составили список? Что-то никаких списков в его работах с синусоидами отыскать не удается... Что же, придется проделать сей труд за автора.
На страницах "Божественной комедии" можно встретить следующие имена:
Список "В основном реальных лиц", как пишет Жабинский?
Нетрудно убедиться, что значительную часть составляют мифические и библейские персонажи, реальность которых сомнительна. Но реальных исторических персонажей в любом случае значительно больше двухсот. Более того, есть и, так сказать, превеликое множество "скрытых" исторических персонажей (о них - ниже).
"Мы не видим ни одного персонажа на линиях Љ 7-9 кроме трех человек, которые вполне могли попасть сюда в результате любой случайной ошибки" - утверждает Жабинский далее.
Это означает (если взглянуть на "синусоиду"), что Данте якобы не знает персонажей античности -3, -2, -1, +1 и +2 веков.
Но, учитывая, что Данте умер в 1321 г., три четверти XIV века (то есть три четверти "линии Љ 6") - это тоже выше Данте. То есть, "выше него" на схеме Жабинского находятся и персонажи трех четвертей +3 века, и трех четвертей - 4 века, находящихся на той же линии. Похоже, это Жабинскому в голову не пришло; он забыл, что век состоит из ста годов.
Что же это за "три человека", которые "могли попасть случайно" на линии 7-9? Пройдемся по упоминаемым линиям и назовем "трех случайных персонажей" поименно.
Итак:
Август (четырежды); апостол Павел; Аристотель (большая часть его жизни - это выше линии Данте, если считать не по векам, а по годам); Брут (трижды); Вар; Гален; Ганнибал (дважды); Гораций; Деций; Диоген; Домициан; Иоанн Богослов, автор "Апокалипсиса" (несколько раз); Иуда (четырежды); Кассий (дважды); Катон; Клеопатра; Клет; Ливий, Лукан; Маккавей; Марцелл; Метелл; Овидий (дважды); Пилат; Пирр; Плавт; Помпей; Птолемей; Сенека; Сципион (четырежды); Теренций; Тит; Траян; Цезарь (трижды, один раз в виде "sub Julio"); Ювенал.
Есть и еще ряд легендарных или библейских имен.
Вот вам и "три персонажа"... Не 3, а как минимум 35!
Ну, а Вергилий? 70 - 19 гг. до н. э., минус I век по "синусоиде", 3/2 "трак", 9 линия? Главный (после Данте) персонаж поэмы, его спутник и проводник по кругам ада? Упоминаемый множество раз? (Точное число упоминаний пусть считают поклонники статматематических методов в истории). Его, что, Данте тоже "не знает"??
Однако у Жабинского в таблице упоминающихся имен на соответствующем месте стоит 0 (ноль) персонажей! Он, что, и Вергилия не заметил??
Как говорит молодежь, круто.
Кто-нибудь может поверить в то, что Вергилия можно случайно не заметить? Вряд ли. Тогда с непреложностью следует вывод: имя опущено сознательно, то есть совершен акт мошеннической подгонки под угодные автору "выводы".
Далее, ряд персонажей "7-9 линий" действительно в поэме не назван, но то, что Данте с ними все же знаком, однозначно вытекает из названных им иных имен или событий. Это и есть отмеченные выше "скрытые персонажи".
Данте кого-то не упоминает? Жабинский тут же пишет: "Выше линии самого Данте он никого не знает"!
Не упоминает - не значит, что не знает. Эту банальную истину, что, тоже Жабинскому растолковывать нужно? Видимо, придется. Давайте посмотрим, как это Данте кого-то "не знает".
Упоминается Фарсал - место решающего сражения Цезаря с Помпеем? Значит, Данте читал о нем, значит, знает и всех остальных исторических персонажей, связанных с гражданской войной между Цезарем и Помпеем.
Раз у Данте упоминается "мать Гракхов", может ли он не знать самих Тиберия и Гая Гракхов? Хотя Гракхи персонально и не упомянуты? (Впрочем, Жабинский напротив, считает, что они ... упомянуты в самой поэме (??), поскольку о них идет речь ... в примечании М. Лозинского к ней).
Упоминая Тита и Домициана Флавиев (братьев), мог ли Данте не знать их отца Веспасиана (хоть последний и не назван)?
Зная Цезаря и Клеопатру, мог ли Данте не знать не названного в поэме Антония?
Зная Октавиана и Антония (двух членов триумвирата), мог ли он не знать третьего - Лепида (хоть последний и не назван)?
Упоминая Сенеку (философа, учителя Нерона, покончившего с собой по приказанию последнего), мог ли Данте не знать самого Нерона (хоть тот и не назван)?
Зная Ганнибала и зная Тита Ливия (из сочинения которого и почерпнуты сведения о Ганнибале), мог ли Данте не знать всех остальных персонажей Второй Пунической войны, описываемых Ливием?
(Кстати, ранее некоторые умники из числа "альтернативщиков" на голубом глазу пытались доказывать, что "Историю Рима от основания города" написал Тито Ливио да Форли в XV веке, и это и есть Тит Ливий. Выходит, что Данте каким-то чудом умудрился прочесть это сочинение за 200 лет до его рождения).
Перечень множества "скрытых" персонажей может быть продолжен.
Вот вам и "всего три имени на линиях 7-9, которые могли сюда попасть в результате любой случайной ошибки"!
В таблице "подсчета упоминаемых Данте человек" есть еще две глупости. Во-первых, как уже говорилось, три четверти 14 века, прошедшие после смерти Данте (и три четверти соответствующих -4 и +3 веков н.э.) - это тоже "выше него" - достаточно провести по синусоиде в нужном месте горизонтальную "линию годов" от 1321 г. А Жабинский считает находящихся "выше", только начиная с -3 и + 2 века. Далее, в таблицу включен "первый" трак "синусоиды", и на линиях 7, 8 и 9 тоже стоят нули. Интересно, а что там могло быть кроме нулей, если века +15, +16 и +17 - это уже после смерти Данте?? Естественно, нули. Он не мог знать (и потому не мог упоминать) не родившихся еще персонажей.
Даже стереть эти нули Жабинский не догадался...
"Равномерного нарастания знаний о прошлом не наблюдается, а "всплески" этих знаний становятся все острее" - пишет изобретатель "синусоиды".
Эта фраза Жабинского - верх нелепости. Откуда же возьмутся "равномерные знания" о прошлом, если до автора в неравном количестве дошли (и потому в неравном количестве прочитаны) источники, содержащие сведения о прошлом?
Равномерного нарастания знаний о прошлом нет и у современной истории в целом - по той же причине.
"Можно было ожидать, что многочисленные античные и средневековые знаменитости расположатся на традиционной шкале времени приблизительно поровну или с нарастанием от античности ко времени автора" - читаем у него же.
Этого можно было бы ожидать (говоря штилем автора), если бы сочинение Данте представляло собой сквозной учебник истории с древности до времени автора, да и то при условии, если столь же равномерно по векам имелись бы в наличии исторические источники, повествующие о прошлом. Но, поскольку источники распределены по векам (то есть дошли до автора) крайне неравномерно, то столь же неравномерным будет и упоминание имен.
Кроме того:
- перед нами полумистическое художественное произведение, а не учебник;
- поэзия, а не историческая хроника.
И выбор имен автором мог быть продиктован замыслом произведения, логикой сюжета, личными симпатиями и антипатиями автора, а отнюдь не стремлением изложить историю равномерно "от сих и до сих".
Итак, даже беглое знакомство с первым же автором, творчество которого взялся оценивать Жабинский, демонстрирует бездну нелепостей и откровенных фальсификаций, им допущенных, а именно:
А) Жабинский утверждает, что в "Божественной комедии" упоминается около 200 персонажей, упоминается же их как минимум 500.
Б) Он пишет, что "выше линии Данте" (то есть в веках -3, -2, -1, +1 и +2) Данте "знает" только 3 человек. На самом деле в поэме упоминается более 30-ти персонажей этих веков.
В) Абсолютно нелепо отождествление Жабинским понятий "Данте не упоминает" и "Данте не знает".
Г) Поэма Данте - это художественное произведение, а не историческая хроника, и потому требовать "равномерного распределения имен по векам" столь же нелепо. А в плане историческом и литературоведческом - попросту безграмотно.
Та же самая печальная картина вырисовывается при обращении к тем страницам опусов Жабинского, где он берется рассждать о персонажах истории, упоминаемых Жаном Боденом в его "Методе легкого познания истории".
На стр. 86 "Другой истории войн" у Жабинского приводится "таблица упоминания персонажей для Бодена". Ей предшествует такое заявление автора:
"В отличие от Данте, Жан Боден интересуется в большей степени историей, и потому своих "современников"-антиков (??- В.А.) упоминает чаще, чем современников просто. На линии Љ 9, то есть выше его собственной жизни, обнаруживаются только два лица, и оба минус первого века, это Страбон (64 -20), и Веллий Патеркул"
Далее приводится таблица, в которой указано "общее число персонажей" у Бодена.
По мнению Жабинского, их 406. Списка, конечно же, нет.
Желающие могут сами пересчитать этих "406" персонажей. Вот они:
Агесилай, Агрикола, Агриппа, Агузилай, Адо, Адриан, Азо, Айтон, Аккольти, Аккурций, Аларих, Александр III, Александр Афродисийский, (Александр Великий), (Александр Медичи), Александр, Али, Алкиатти, (Алларих Паннонийский), Аллозий, (Альберт Великий), Альберт, Альварес, Альварос, Альтхаммер, Альфонс III, Альфонсо IV, (Альфонсо Авалос), (Альфонсо Улло), Альфонсо, Альфред, Амадис, Амбигат, Амброзий, (Амбуаз Паре), Амвросий, Амиет, Аммиан; Анаксагор, Анахарсис, (Андре Дори), Андреас, Альтхаммер, (Анк Марций), Антигон, (Антимах Лирик), Антиох, Антипатр, Антоний, (Антоний Геронийский), (Антоний Гримани), (Антоний Коккий Сабелий), (Антоний Флорентийский), Антоний, (Антонин Благочестивый), (апостол Павел), Апиовистий, (Апион Грамматик), Аполлинарий, Аполлон, Аполлоний, (апостол Иоанн), Аппиан, (Аппий Клавдий), (Аппий Слепой), Аппий, Апулей, Арат, Арбак, Арбакт, Аристид, Аристид, Аристомах, Аристотель, Аркадий, Аркесилай, Арнобий, Арнульф Египетский, Арриан, Арсак, Артабан, Артаксеркс, Артемидор, Артемий, Архит, Асконий, Асконий, Аттик, Афений, Афиней, (Ахиллес Газзер), Аякс, (Балдий де Убальди), Балиони, Барон, Бартоло, (Бартоломео Коллеони), Беда, Беллидо, Беллингер, Белловез, Беллоний Бембо, Бентиволио, Бернар Моденский, Берос, Боккаччио, св. Бернар, Болдуин, Бонаколзи, Бонтиволио, Боэций, Бренн, Бриссон, Британик, Брут, Брутт Венецианский, Буае, Булингер, Буонакольси, Буондельмонте, Бюде, Валенсий, Валент, Валентин, Валентиниан, Валерий Максим, Валерий Флакк, Валерий, Валла, Валлатерий, Валори, Вальдемар, Варамунд, Варрон, Василий, Вацлав царь Богемии, Велизарий, (Веллий Патеркул), Веллий, Вергилий, Веспасиан, Вивес, (Видукинд Саксонский); (Вильгельм епископ Тира), Вильгельм, Вимфелиниг, (Винцент из Бовэ), Виссарион, Вителлий, Витерих, Теодатий, Витрувий, Волатерраний, Волкаций, Вольфганг Лациус, Вописк, Вермондуа, Гагуин, Гален, Гальба, Ганнибал, Гармогей, Гарольд, Гарсий, Гарци, Гаспар, Гейд, Гаци, Гвиччардини, Гегеспий, Гегисиппий, Гедион, Гекатей, Гелиогибал, Гелипий, Гелланик, Генебрард, Генрих II, Генрих VII, Генрих Птицелов, (Генрих сюзерен Кастилии), Генрих, Георг, Гераклит, (Герман Конрад), Гермоген, Гермодор, Геродиан, Геродот, (герцог Брауншвейгский), (герцог Бургундский), (герцог Лоррейн), Гесиод, Гесихий, (Ги де Шатильон), Гикет, Гиппарх, Гиппий, Гиппократ, Гирций, (Годфрид Бульонский), Годфрид, Гомер, Гондерик, Гонзага, Гораций, Гордиан, Гостензий, Гостер, Гостилий, (Тиберий Гракх), Гракхи, (граф Нимур), (граф Рутландский), (граф Трансильванский), (Григорий Турский), Гуарино, (Гуго Великий), Густав, Джианноти, Дарий, (два Михаила), (Де Монстреле), (Де Фер), Дейтерий, Делла Скала, Дельфиний, Демад, (Деметрий Полиоркет), (Деметрий Фалерский), Деметрий, Демокрит, Демосфен, (Дж. Кардан), Джаримберто, Джианноти, Джиле, Джиральди, (Джованни д'Андре), (Джованни Жандоннати), Джовио, Джозеф, Джон Фокс, (Джулиано Медичи), (Дивитиак Авдий), Диктис, (Диоген Лаэртский), (Диоген-стоик), Диодор, (Дион Кассий), Дион, (Дионисий Младший), Дионисий, Дицебал, Доллабела; Доминициан, Донати, (Донато Боссо Миланский), (Донато Джианноти), Дракула, Друз, Д'Эсте, (Дю Белле), Дюмулен, Дюрен, Евагрий, (Евсевий Кесарийский), Евсевий, Евстафий, (Евтропий Лампридий), Елизарий, (епископ Кентерберийский Роберт), Жак Бойер, Жан Буре, Жан дю Тиле, Жан Кинквабрий, Жан Мерсьер, Жан Сарий, Жан Феррьери, Жана дю Тиле, Жером Андьюи, Жорес Парижский, Задамах, Зенон, Зиновия, Зонара, Иезекииль, Иеремия, Иероним, Изабелла, император Александр, Иннокентий III, Иоанн Белул, Иоанн Ураут, Иоахим Мюнсингер Иордан, Иосиф Флавий, Иоханн Науклер, Иоханн Функ, Ирений, Иреникий, Исаак, Исей, Исмаил, Исократ, Иуда, Йорки, Казимир Польский, Каледоний, Калигула, Калимед, Калист, Каллимах, Каллисфен, Кальвин, Кальпурний, Камбиз, Камилл, Канаи, Канно, Кантакузины, Капелла, Капет, Капетинги, Капитолин, Кар, Каракалла, Кардан, (кардинал Виссарион Кариний), Карион, Карл IV, Карл IX, Карл V, Карл VII, Карл Анжуйский Карл Бурбон, Карл Валуа, Карл Великий, (Карл герцог Орлеанский), Карл Левузин, Карл Простоватый, Карл Сигоний, Карл, (Карл герцог Лотарингский), Карнеад, Карней, Каспар Пейцер, Кассий, Катон Цензорий, Катон, Катулл, Каулий, Квинкций, Квинт Фурий, Киприан, Кипсел, Кир, Киркассий, Мамелюк, Клавдий, Клеарх, Клеомед, Клеопатра, Клиар, Козимо Медичи, Колумелла, Коммод, Конрад Пойтингер, Конрад Цельтис, Константин IV, Константин Великий, Константин, Контарини, Конторини, Коперник, Корвиний, Кориолан, Корнелий Ксноязычный, Корнелий, король Агис, Коччо, Крантц, Кристофер Аугер, Кромер, Ксенофонт, Ксеркс, Ксиландер, (Ксифилин Святой), Ктезий, Ктесий, (Курций Старший), Л. Гритти, Ла Вакрюи, Лабеон, Лабиен, Лабрий, Лампридий, Лангэ, Ланкастеры, Лаций, Лев Африканский, Лев Иудей, Лев, Левит, (Лейден Цвингли), Лемэр, Леонардо Руни, Леонтий, Ливий, Ливий, Лигарий (Циц), Лизиад, Ликург Младший, Ликург, Лин, Лисандр, Лисимах, Ломах, Лоредан, Лоредано, Лоренцо Медичи, Лотарь, Лукан, Лукиан, Лукид, Лукидий, Лукреция, Луций, Людовик Людовик IV, Людовик XI, Людовик XII, Людовик Баварский, Людовик благочестивый, Людовик Гонзага, Людовик Мартин, Людовик Римский, Людовик Святой, Людовик, Леопольд Бамбергский, Лютер, Люцидий, М. Ливий, М. Папирий. М. Суриано, Магианий, Магнус, Магомет, Маймонид, Макиавелли, Макробий, Максентий, Максимилиан, Максимин, Малатеста, Мангоне, Манилий, Манлий, Мануций, Манфреди, Манцин, Маргарет, Мариан Скотт, Мариан Фульдийский, Мариан, Марий, Марк Аврелий, Марк Антоний, Марк Брандербургский, Марк, маркиза Салюццо, Марко Поло, Марсилий, Марсилио Фичино, Мартин, Марцелл, Марцеллин, Марциан Капелла, Марций Кориолан, Марциний, Марция, Матиаш Корвин, Матильда Матиус, Маттафий, Матфей, Мегасфен Перс, Мегасфен, Мела, Меланхтон, Мений, Меркатор, Мерлин, Меровинги, Метелл Нумидийский, Метон, Метродор, Мефодий, Миний; Мирандола, Митридат, Модестин, Моисей, Монк, Монстреле, Монтефельтро, Мор, Мулей Хасан, Мулен Мускулий, Мустафа, Мюнстер; Набис, Набонасар, Навуходоносор, Насон, Науклер, (Нератий Прииск), Нерон, Никет, Никий, Никифор Григора, Никифор Каллист, Никифор, Николай Дамаскин, Николай из Лиры, Николай Кузанский, Николя де Гручи, Ним, Нимрод, Нин Нойенар, Нуб, Нумерий, Огиг, Октавий Олаф Альтомер, Олаф, Омар, Оттон, Орест, Ориген, Орозий, отец Ленд, Отониэль, Оттоманы, Оттон Баварский, Оттон, Павел III, Павел IV, Павел Балионе, Павел Джовий, Павел Джовио, Павел Диакон, Павел из Бургаса, Павел Эмилий, Павел, Павсаний, Палеологи, Палефат, Панвинио, Пандульф, Пандульфо, Панетий, Панетий, Панормитаний, папа Александр, папа Иннокентий, папа Климент, папа Лев, (папа Лев из рода Медичи), папа Павел III, папа Павел, папа Сикст, папа Юлий Папиниан, Папирий, Парадиний, Парфирий, Патеркул Веллий, Патеркул, Патрици, Педро, Пелопид, Перикл, Пертинакс, Петрарка, Пилопид, Пипин, Пирр, Писистрат, Пифагор, Плавт, Платон Плиний Младший, Плиний, Плотин, Плутарх, Поджио, Пойсер, Полибий, Полидор Вергилий, Полидор, Полидора, Поликлет Поллукс, Помпей, Помпонаций, Помпоний Лэт, Помпоний Мела, Помпоний, Портэ, Посейдоний, Посидоний, Прокопий, (Птолемеи от Сотера до Августа), Птолемей Лаг, Птолемей Филадельфийский, Птолемей Филопатор, Птолемей, Пуркв, Пьеро Медичи, Пяст, Р. Бретонский, Рабутин, Раймунд Тулузский, Рамиро, Реан, Реанд Реджимонтон, Ренан, Рихен, Ричард III, Робер Кено, Родерик, Ромул, Рудольф, Руперт, Рутилий, Руф, Сабелий, Сабелия, Сабеллико, Саксон Грамматик, Саксонец, Саладин, Саллюстий, Санчо, Сарданапал, Сатурнин, Сафадин, Св. Антоний, Св. Иероним, Светоний, Святой итт, Святой Павел, Сеговез, Секст Аврелий, Секст Руф, Секст Тарквиний, Селевк, Селим, Семелория, Семирамида, Фалестрия, Семпроний, Семпроний, Сенека, Сепонтиний, Сервий Туллий, Сервий, Сеян, Сиагрий, Сигеберт, Сигиберт Галл, Сигизмунд Люксембургский, Сигизмунд, Сигоний, Сидоний, Силен, Сильвий, Симпликий, Синесий, Скавр, (дядя Цицерона), Скалигер, Слейден, Содерини, Содерини, Созомен, Сократ, Солин, Солон, Спартиан, Спендий Спиридон, Спурий, Стафалий, Стефан граф Блуаский, Страбон, Стратония, Стюарты, Семпроний, Суидий, Сулейман, Сулла, Помпей Сульпиций, Сфорца, Сцевола, Сципион Сципион Африканский, Т. Линакер Т. Мор, Тамерлан, Тарафа, Тарац, Тарквиний Приск, Тарквиний, Тацит. Тезей, Теодорих, Теопомп, Теопомпий, Теренций Арса, Тертуллиан, Тиберий, Тиберий Гракх, Тимей, Тимолеонт, Тиракье, Тит, Томирис, Тотила, Траян, Требеллий, Трителий, Трог Помпей, Туман Бей, Турпин, Тэтрий, Уберти, Улисс, Ульпиан, Урбан III, Урсикиний, Фабий Пиктор, Фабий, Фабр, Фабриций, Фаларис, Фалерон, Фемистокл, Феодосий, Феопомп, Феофраст Феофраст, Ферамен, Фердинанд, Фест, Фидоний, Филарид, Филарх, Филипп - австрийский герцог, Филипп Бергамский, Филипп Деций, Филипп Коммин, Филипп Македонский, Филипп, Антигон, Филипп-араб, Филиппик, Филолай, Филон, Филопемен Филопомен, Филопон, Филострат, Фирмиец, Фичино, Флавии, Флавий, Флор, Фокион, Фома Аквинат, Форестер, Формион, Франциск, Франциск I Валуа, Франциск, Франческо Филельфо, Фрасибул, Фрасилл, Фредос, Фрекульф, Фригио, Фридрих II, Фридрих III, Фридрих, Фридриха II, Фруассар, Фукидид, Функ, Фригио, Фурий амилл, Харальд, Хасс, Хелингиацензий, Хелманд, Хильдериа, Хлодвиг, Хольстер, Хризастом, Хрисипп, Хрисп, Христиан Христиан II, Хугвальд, Хулаг, Царь Негий, Цвингли, Цезарь Лев, Цезарь, Целий, Цензорин, Циглер, Цинциннат, Цицерон, Черки, Чингисхан, Шарль де Ламот, Шассоне, Штауфены, Эбуций Эврип, Эврисфен, Эдуард III, Эдуард VI; Эдуард Старший, Эймон, Эйнгард, Эколампадий, Элиан, Элий, Эмилий, Эмпедокл, Энгельбрехт, Эпаминод, Эпикур, Эразм Эратосфен, Эресистрат, Эсхил, Эфор, Эфраим, Ювенал, Юлиан Август, Юлиан Пфлюг, Юлий II, Юстин, Юстиниан, Юсуп Хассан, Ягайло, Ягайло, Ягеллоны, Ядвига, Якоб Имфелинг, Якоб Штурм, Яков V, Яков, Ямвлих.
Около 900 (девятисот)!!
И это при том, что библейские и мифологические персонажи в массе своей мной опущены. Кроме того, поименно не расшифрованы упоминаемые Штауфены, Ягеллоны, Пясты, Йорки и прочие династии. С ними - более тысячи.
Ну, а упоминаемые писатели? Геродиан, Тит Ливий, Саллюстий, Тацит и прочие, и прочие? Раз Боден их упоминает и цитирует, значит - читал. Значит, знает, что в них написано. А сколько имен в них? Сколько выйдет в итоге?
Даже принимая погрешность подсчетов равной 200 (повторы имен, имена с браком), выходит 700.
Все 700 - вполне реальные персонажи.
Так вот Жабинский умет читать и считать...
Обращаю внимание и еще на одно вранье (или способность к чтению и счету?) Жабинского. Нетрудно убедиться, что средневековых персонажей и современников Бодена у него существенно больше, чем античных персонажей - вопреки заявлению автора "синусоиды" и прилагаемых к ним "таблиц частот упоминаний".
Возвращаемся к цитате из опуса Жабинского. Итак, он считает, что из персонажей минус 1 века Боденом упомянуты только Страбон и Веллий Патеркул?
Я даже в точности считать не буду, сколько этих персонажей всего (желающие могут это легко проделать сами, выбрав из списка). Спрошу только: а куда он дел Цезаря, Августа, Антония, Клеопатру, Лепида, Помпея, Суллу, Брута, Кассия, Цицерона, персонажей, против которых выступал с речами Цицерон (упоминаются), евангелистов, Вергилия, и пр., и пр.? При большом желании можно набрать от пятидесяти до ста упомянутых имен. А с учетом "скрытых" персонажей" - и еще несколько сот тех, кого Боден якобы "не знает".
Глупость с отождествлением "не упоминает - значит, не знает", повторена и здесь.
Вот вам и два персонажа! Такие вот Страбон и Веллий Патеркул!
Далее недрогнувшей рукой Жабинский берется и за Франсуа Рабле.