Аннотация: Финалист весенней "Грелки" 2022 г. Опубликован в журнале "Горизонт" # 10 (48), 2023.
В дверь нетерпеливо стучали. Что довольно странно, - ведь есть же звонок. Пришлось поставить недопитую чашку чая на стол, надеть потертый синий халат, и зашаркать в прихожую.
- Иду я, иду! Хватит стучать!
Стук не прекратился, пока я не подошел вплотную и не гаркнул:
- Кто там?
- Гай Светоний Транквилл! - раздраженно ответил мужской голос.
Опешив от удивления, я провернул замок и распахнул дверь. Не то чтобы я и впрямь ожидал увидеть там автора "Жизни двенадцати цезарей", - тот, как известно, умер две тысячи лет назад, - но все же...
На лестничной площадке стоял худой смуглый парень-брюнет в оранжевом жилете и с картонной коробкой в руках.
- Вам посылка. Получите и распишитесь!
Все еще под впечатлением от легкой сюрреалистичности происходящего, я молча подчинился, и, уже забрав коробку, уточнил:
- Это ведь не ваше настоящее имя?
- Творческий псевдоним, - буркнул он, нажимая кнопку вызова лифта. - С ним быстрее открывают.
- А как вас на самом деле зовут?
Дверцы лифта с шумом разошлись в стороны.
- Тит Лукреций Кар, - ответил странный парень и скрылся в кабине лифта.
Итак, почтальон с древнеримским псевдонимом потревожил меня во время утреннего чаепития на кухне. Я принес коробку туда же, откуда пришел. Чтобы поставить ее на стол, пришлось отодвинуть недопитую чашку чая и блюдце с земляничным вареньем. Последний раз я получал посылку года три назад, - прислали заказ из интернет-магазина, но за ним тогда пришлось идти на почту.
Сейчас же я ничего не заказывал, а мне доставили на дом! Все это интриговало. На верхней части коробки был приклеен листок с моими адресом и ФИО, а также описанием содержимого:
"Антропоморфный объект с женским лицом, 1 шт."
В качестве отправителя значилась неизвестная мне фирма "Аун Сан и сыновья". Воспользовавшись ножом, я вскрыл коробку. Внутри было много пузырчатой пленки, под слоями которой оказалась маленькая человеческая фигурка. Довольно искусно сделанная девушка-азиатка в белом платье.
Очень странно. Зачем кому-то понадобилось присылать мне это?
Машинально взяв чашку, я сделал глоток. Что такое? Почему чай холодный? Пару минут назад он был горячим, не мог же он так быстро остыть! Или мог?
Ладно, вскипячу еще. Позже. Поставив чашку обратно, я потянулся к фигурке, чтобы рассмотреть ее получше, как вдруг зазвонил телефон. Номер не определился.
- Алло?
- Григорий Петрович, вы получили посылку? - незнакомый женский голос был очень напряженным.
- Да, - удивленно ответил я.
- Открыли ее?
- Только что.
- Вы уже прикасались к кукле?
- Еще нет. Простите, а кто это?
- Не трогайте куклу!
- С кем я говорю? И откуда у вас мой номер?
Меня это уже начало раздражать.
- Федеральная служба безопасности. Григорий Петрович, все очень серьезно. Куклу трогать нельзя! Мне нужно подтверждение, что вы поняли это. Вы поняли?
Мое раздражение сменилось страхом.
- Да... понял. Не трогать.
- Хорошо. Никуда не выходите, мы скоро у вас будем.
Гудки. Я опустил руку со смартфоном и сунул его в карман халата. Медленно вдохнул и выдохнул. Что вообще происходит? Игрушечная девушка-азиатка неподвижно лежала передо мной в коробке. Может быть, это какая-то криминальная схема и там у нее внутри наркотики? Преступники пересылают подобные штуки порядочным одиноким людям по почте, а потом врываются к ним и забирают? Кажется, я что-то такое слышал. Или видел в кино.
Хотя разве ФСБ занимается наркотиками? Это же сфера ответственности полиции. Тогда что? Ну конечно! Терроризм! Взрывчатка! Наверное, это бомба, начиненная гексагеном, тротиллом или чем там еще их начиняют?
Попятившись, я медленно вышел из кухни, и шел так далеко, как только мог - вплоть до входной двери. Вот я влип! Не надо было открывать этому Светонию, Лукрецию или как его там на самом деле. Сидел себе тихо, пил чай, и на вот тебе!
Какое-то время я топтался в прихожей, размышляя над тем, во что же я вляпался. Мне показалось, что на кухне очень тихо звучат чьи-то голоса, причем один похожий на мой, но потом я решил, что это с улицы. Форточка ведь открыта.
А затем из-за двери донесся шум шагов и громко пикнул звонок.
- Кто там? - крикнул я.
- Григорий Петрович, мы с вами говорили несколько минут назад, - ответил уже знакомый женский голос.
Я провернул замок, и тут же дверь распахнули с той стороны. Двое атлетически сложенных бойцов с автоматами и в полной экипировке решительно прошли мимо меня. Один на кухню, второй в комнату.
- Чисто! - сообщил первый.
- Чисто! - эхом откликнулся второй.
На самом деле что на кухне, что в комнате у меня было совсем не чисто. В других обстоятельствах я бы наверняка разозлился такой беспардонности, но, как выяснилось, очень сложно злиться на людей с автоматами в руках. Страх мешает. И шок.
Не люблю злоупотреблять словом "шок", но тут оно действительно к месту. Потому что после спецназовцев в мою комнату вошли три фигуры в белых костюмах химзащиты! Они были полностью закрыты, с головой! Я такое только в фильмах видел.
Двое белых прошли на кухню, неся металлический чемоданчик и какие-то приборы, а третья фигура закрыла дверь и повернулась ко мне. Через прозрачную лицевую пластину я увидел строгое лицо женщины лет сорока. Видимо, это она мне звонила.
- Григорий Петрович, вы не трогали куклу?
- Нет.
- Хорошо, - в ее голосе слышалось облегчение. - Очень хорошо!
Женщина направилась в сторону кухни, а мимо нее прошел один из спецназовцев, направляясь ко мне. Он встал рядом с входной дверью. Находиться наедине с вооруженным и одетым в черную форму амбалом было как-то неуютно, так что я, нервно кивнув ему, тоже пошел на кухню.
- Артефакт стабилен, - донесся до меня мужской голос.
- Хроноаномалии? - это уже моя телефонная собеседница спросила.
- Небольшие следы, - ответил второй мужской голос. - В пределах пары минут. Максимум трех.
Войти на кухню мне помешал второй амбал с автоматом. Не то чтобы он активно мешал - просто стоял в коридоре так, что обойти было невозможно. Через его плечо я видел, как одна фигура в белом костюме водит по сторонам каким-то прибором, вторая снимает все на смартфон, а третья открывает металлический чемоданчик. Из него повалил белый густой дым, стекающий на пол. Третий человек в костюме снял у себя с пояса большой металлический захват и очень аккуратно достал им игрушечную азиатку из той злосчастной посылки.
Все на кухне замерли, глядя, как он медленно переносит и кладет куклу в чемоданчик. Кажется, даже спецназовец напрягся. Вторая фигура - строгая женщина, - закрыла чемоданчик. После этого мои незванные гости стали менее напряженными.
- Докладываю: артефакт нейтрализован, - глаза ее при этом смотрели прямо перед собой и я догадался, что она говорит кому-то по рации.
Правда, самой рации я не видел.
Затем мужик в химзащите взял чемоданчик и в сопровождении спецназовца удалился. Второй мужик в белом остался и продолжил водить всюду своим прибором. В том числе и по мне. Второй спецназовец тоже остался, встав так, чтобы одновременно видеть кухню и прихожую.
Мужик с прибором произносил какие-то цифры, которые, видимо, понравились строгой женщине, потому что она расстегнула комбинезон и сняла его верхнюю часть.
- Просто ад для клаустрофобов, - сказала она мне и вдруг улыбнулась.
С улыбкой и немного взъерошенными длинными волосами соломенного цвета она выглядела уже не так грозно. Даже почти по-домашнему.
- Григорий Петрович, огромное спасибо вам за помощь и простите, пожалуйста, наше вторжение. Проходите, садитесь, давайте немножко побеседуем.
Ее "немножко" заняло часа три. Впрочем, это было даже приятно. Давненько я так долго не разговаривал с симпатичной женщиной.
- Это бомба что ли? - осмелился спросить я, заметив ее хорошее настроение.
Она секунду помедлила, как-то странно глядя на меня и сказала:
- Да. Вы угадали.
- А почему костюмы химзащиты?
- Грязная бомба. Химическое оружие. Но не беспокойтесь, она обезврежена и заражения у вас нет. Мой коллега проверил. Скажите, а как вам представился тот, кто принес посылку?
- Это, знаете, было забавно. Он сказал: Гай Светоний Транквилл. Вот я и открыл, интересно же. Но это, разумеется, не настоящее имя, а настоящее...
Я хотел сказать "он не сообщил", но моя собеседница вставила:
- Тит Лукреций Кар.
- Ээ... оно тоже... псевдоним. Не мог же это быть настоящий Лукреций? - я засмеялся.
- Разумеется, - и снова перед ответом она секунду помедлила, странно глядя на меня.
Допрос шел долго и касался порой весьма далеких от произошедшего предметов. Вроде того, где родились мои бабушка с дедушкой и тому подобное. А в конце мне пришлось подписать довольно большой документ о неразглашении.
Случившееся в тот субботний день было, определенно, самым ярким событием в моей жизни за многие годы, - как таким не поделиться? Но после смерти матери близких у меня не осталось, разглашать, в общем-то, некому. И я не разглашал.
Первые два дня сохранялась эмоциональная взвинченность, потом немного стало отпускать. Никто мне больше не звонил и не стучал в дверь, никуда не вызывали.
Я искал по интернету информацию о фирме "Аун Сан и сыновья". Не очень-то удивился, когда ничего не нашел. Внимательно прочитал биографию древнеримского философа Лукреция. Даже не знаю зачем - разумеется, там не было слов: "В молодости разносил почту по Москве, помогал террористам".
Постепенно я успокоился. Жизнь снова вошла в привычную колею. И уже ничто не напоминало о произошедшем, кроме томика афоризмов Лукреция, который я зачем-то читал.
На четвертый день я жарил сосиски на кухне, как вдруг сзади раздался тонкий голосок:
- Григорий, нужна твоя помощь!
Обернувшись, я вздрогнул от неожиданности: на столе стояла маленькая азиатка в белом платьице!
Антропоморфный объект с женским лицом.
Кукла.
- Понимаю, ты напуган, но у меня очень мало времени. Сегодня в 23:30 тебе нужно быть по адресу площадь академика Люльки, 2, обойдешь дом справа, увидишь вход в подвал. Дверь будет открыта, внутри справа увидишь трубу. Перекрой ближайший вентиль не позже чем в 23:45!
- Что... что за бред? Кто ты? Что ты? Как здесь оказалась?
- Я аватар Аун Сан Су Чжи. Транслирую себя сюда из субботы. Ты тогда ушел с кухни. До тех пор пока они не пришли, у меня было три минуты десять секунд.
- Что еще за аватар? Я не понимаю!
- Григорий, я правда хотела бы все объяснить, но у меня осталось всего две минуты. Ты должен сделать то, что я сказала. Это очень важно!
Видимо, передо мной был какой-то робот, очень искусно сделанный. Преступники подсунули его как-то ко мне снова. Может быть через форточку? И теперь морочат голову, убеждая помочь им совершить теракт! Вот и оставляй форточку открытой...
- Извините, но я не собираюсь помогать террористам, за которыми охотится ФСБ.
- Мы не террористы, а они не из ФСБ! Они разве представились? Назвали свои имена и звания? Предъявили документы?
И правда! Мне тоже показалось это странным. Но куда как менее странным, чем путешествующая во времени говорящая кукла!
- Как бы то ни было, я не собираюсь тащиться куда-то ночью и перекрывать вентиль потому что мне велела... не знаю даже кто!
- Миллионы жизней зависят от этого!
- Ага, и сейчас ты скажешь, что я избранный! Я схожу с ума...
- Не сходишь. И ты не избранный. Избранным был другой, наш агент. А ты даже не рассматривался как запасной вариант. Мы отправили одновременно несколько аватаров по случайным адресам, чтобы сбить их со следа! Твой адрес был одним из отвлекающих. Но они схватили агента и всех аватаров, включая меня! Осталось меньше минуты. Ты - наш последний шанс и... на самом деле это просто жест отчаяния с моей стороны...
Она опустила руки, которые раньше прижимала к сердцу. Кукла вздохнула и почему-то в этот момент меня охватила тревога, словно предчувствие неотвратимой беды.
- Каким образом перекрытый вентиль может спасти миллионы людей?
Маленькая азиатка открыла ротик, собираясь ответить, как вдруг откуда-то с ее стороны послышался тихий писк дверного звонка. Она испуганно обернулась и затем начала мерцать.
- Пожалуйста... - прошептала антропоморфная модель с лицом Аун Сан Су Чжи.
Послышался приглушенный крик:
- Чисто!
И кукла растворилась в воздухе.
Я растерянно смотрел на опустевший стол, пока не ощутил противный запах гари в носу.
- А, чтоб вас!
Сосиски сгорели.
Когда я отодрал их от сковороды и выбросил в урну, мой взгляд невольно упал на открытую книгу с изречениями Лукреция.
"Неминуемый конец предстоит смертным", - гласило верхнее из них. И следующее: "Лучше спокойно подчиняться, чем властвовать самому".
- Да пошли вы все! - воскликнул я и захлопнул книгу. - Без ужина остался из-за всей этой дури!
Пришлось идти в магазин за новыми сосисками, но купил в итоге пельмени.
Хорошие, кстати, пельмени оказались.
Пока я их ел, то и дело поглядывал на часы. Полдесятого. Взгляд невольно переходил на закрытый томик Лукреция. Еще можно успеть...
Зачем мне в это ввязываться? Пусть прошлое и будущее сами разбираются со своими проблемами! Я простой человек и уже немолодой. Да и в молодости не был из тех, кто совершает всякие сумасбродные поступки. Проще забыть это все. Когда я мыл посуду, мне даже начало казаться, что кукла просто привиделась... Видимо, я переутомился за день... Как говорится, "нет ничего, на что бы ни дерзнуло воображение человека". Совсем недавно прочитал это...
Томик Лукреция обвиняюще лежал на столе и я убрал его в шкаф.
Конечно, я никуда поеду и не буду ничего поворачивать в подвале!
Сорок минут спустя я ехал на трамвае номер одиннадцать к площади академика Люльки. Я все еще не решился, просто хотел посмотреть, что это за дом и действительно ли там открыта дверь в подвал.
Я ничего не должен этой кукле и на самом деле не знаю, на стороне ли она добра. Женщина с соломенными волосами может быть права. И мной пытаются манипулировать террористы. Понятно, что такие вещи как путешествия во времени кому попало нельзя рассказывать, поэтому она соврала про бомбу. Это нормально, я не в обиде. Может быть они какие-то хронотеррористы?
Так что я не стану вмешиваться в ход событий, просто хочется немножко продлить ощущение загадки, вторгшейся в мою жизнь. Присутствие чего-то великого, намного большего, чем я.
На площади было безлюдно и тихо, только машины быстро проносились по дороге. Найти второй дом оказалось несложно. Обойдя его справа, я увидел вход в подвал с едва приоткрытой дверью.
Что ж, по крайней мере в этом кукла не соврала. А что если и во всем остальном? Спасти миллионы жизней, одним простым движением... Дверь подвала манила меня, а инерция всей прожитой жизни удерживала. Два противоположных желания - войти в подвал и вернуться домой, - боролись во мне, но ни одно не могло победить. Я стоял и смотрел на дверь, а мою душу словно разрывало под воздействием этих центробежных сил.
Время неумолимо приближалось к половине двенадцатого.
Внезапно я услышал тихие шаги сзади и резко обернулся. Ко мне подходили две фигуры - один из спецназовцев, сейчас одетый в гражданское, и женщина с соломенными волосами. Амбал навел на меня пистолет с глушителем и тихо приказал:
- Без глупостей! Медленно выньте руки из карманов.
Я подчинился. Страх снова охватил меня, но, как ни странно, в этот раз он был слабее, чем в нашу первую встречу. Неужели привыкаю? Или это из-за того, что сейчас их меньше?