|
Евгений Демченко: "Лучше быть протоплазмой на Самиздате, чем перегноем в каком-нибудь "толстом журнале" "
Евгений Демченко - весьма известный автор Самиздата и чрезвычайно эрудированный собеседник.
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ
| ИЗ КОММЕНАРИЕВ
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ
Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Представьтесь, пожалуйста.
В общем-то, в заголовке интервью уже наверняка дан ответ на этот животрепещущий вопрос: звать меня действительно Евгений Демченко. К слову сказать, не очень сильно люблю в разговоре общение на "Вы", а уж тем более, по имени-отчеству. Поэтому именно Евгений, а не Евгений Леонидович. Еще проще - Женя.
По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?
Живу в городе Санкт-Петербурге. Чтобы охарактеризовать мое к нему отношение, достаточно упомянуть, что родился и вырос я в Донецкой области, где чуть ли не главным скульптурным шедевром на всю область был памятник шахтеру с углем в вытянутой руке. А здание городского театра города Жданова было украшено потрясающими барельефами сталеваров в масках и с ломиками (насчет сталеваров я, может быть, и приврал, будем считать это гиперболой). Подозреваю, что люди, с рождения живущие в квартире с видом на Красную Площадь, Зимний Дворец или развалины Колизея, воспринимают все это несколько по-другому.
Не расскажете ли немного о себе? Когда родились? Где? Какие-то, возможно, интересные моменты биографии?
Родился, как уже упоминал, в городе Жданове Донецкой области. Сейчас он переименован в Мариуполь. Помню, кому ни скажешь: "Я из Жданова" - все хором: "А, это та ужасная коптилка?!" - такое вот мгновенное узнавание в любой точке бывшего Советского Союза. А вот теперь говоришь: "Родился в Мариуполе" - все морщат лоб и с трудом припоминают: "Эээ... Это, кажется, где-то на Украине?". И даже добавляют: "Курортный город?" - "Ага, - говорю, - курортный". Я не знаю, есть ли где-нибудь еще такой удивительный феномен, как проложенная вдоль всего главного городского пляжа железная дорога. Лежишь себе, загораешь, а мимо туда-сюда поезда: чух-чух-чух! И все вокруг покрывается слоем сажи.
В 1989 году приехал в Санкт-Петербург поступать в институт - почему именно сюда и именно в ЛЭТИ - это вообще отдельная история. Когда оканчивал десятый класс, решил выбрать в какой-нибудь ВУЗ со специализацией в области электроники, но не имел ни малейшего представления куда. Пара моих одноклассников со схожими интересами подошла к делу более активно - они разослали письма с просьбой прислать рекламные буклетики в кучу вузов. В результате, пришла куча практически одинаковых бумажек, и лишь на одной из них, на первой странице в ужасном качестве тогдашней печати была КАРТИНКА. Изображение Первого Корпуса ЛЭТИ, бесстыдно облагороженное художником, напоминало какой-то загадочный средневековый замок. Да еще и с часами на башенке! Разве могли у меня остаться какие-то сомнения после этого, куда поступать?
Расскажите о своем семейном положении - в самом широком смысле этого слова.
Холост - в самом широком смысле этого слова:-) Что интересно, большинство моих ближайших друзей-ровесников в лучшем случае состоят в гражданском браке. Детей тоже никто не завел. При этом, почти у всех есть младшие братья/сестры, так вот эти братья/сестры уже давно переженились и обросли детьми.
Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?
Работаю программистом в достаточно крупной и известной фирме, специализирующейся на софте для электронного документооборота. Также, в качестве источника дополнительного дохода и, в большей степени, расширения программистского кругозора, работаю аутсорсером на одну американскую компанию, организованную моими хорошими знакомыми, эмигрировавшими в США. Что касается перспектив - при взгляде на 40-50-летних "программистов-мастодонтов" возникает чувство жалости (не-компьютерщикам долго объяснять причину этого, а компьютерщики и сами поймут), и понятно, что к этому возрасту нужно или переходить на должность а-ля проджект-менеджер, или валить из этого бизнеса. Но менеджерская работа меня не привлекает абсолютно, так что надо думать.
Есть ли факты в вашей биографии, которыми вы можете гордиться, о которых хотелось бы поведать читателям?
Знаете, со временем на многие вещи начинаешь смотреть по-другому. Вот, например, в свое время начиная с седьмого класса регулярно участвовал в школьных олимпиадах по физике и (чуть позже) информатике, добирался до уровня республиканских олимпиад, получая там всяческие красивые бумажки. Я уже начинал мнить себя будущим великим физиком-теоретиком. Но там же, в Жданове, жил парень, с которым мы познакомились и сдружились как раз на одной из таких олимпиад, который добрался аж до международной олимпиады по математике где-то в Австралии и даже получил там золотую медаль. И я сразу почувствовал разницу.
Мне это очень помогло в том смысле, что я забросил идею поступать во что-нибудь высоколобое, вроде МФТИ (хотя с моим ворохом грамот у меня были все шансы). Сейчас был бы, скорее всего, доцентом какой-нибудь кафедры ядерной физики, прости Господи. Надрывался бы у доски с мелом, объясняя засыпающим студентам сакральный смысл уравнения Шредингера.
Кстати, из мелькавших тогда фамилий этих вот "олимпиадных звезд", я впоследствии не слышал ни одной (в плане совершения каких-нибудь судьбоносных открытий:-).
Ну, или вот еще забавный факт: по окончании аспирантуры я пошел работать в одну - страшно сказать! - швейцарско-немецко-американско-российскую фирму, позиционировавшую себя как флагмана в области искусственного интеллекта (ИИ). Те два года, что я там проработал, наверное, можно превратить в книжку почище "Понедельника", который начинается в субботу. Достаточно объяснить несведущим людям, что вся область так называемого искусственного интеллекта, в котором постоянно обещаются гигантские прорывы с минуты на минуту - это грандиознейший фарс. Причем фарс этот делится на "академическую составляющую" и "прикладную", и они друг друга стоят.
Так вот, в качестве забавного эпизода: есть в этой области "науки" такая штука (точнее даже, не "штука" и "шутка") как Тест Тьюринга. Смысл в том, что компьютер должен в течение пяти минут имитировать диалог с человеком и убедить того, что он (компьютер) тоже человек. И есть некий миллионер-филантроп, доктор Хью Лобнер, который учредил приз в 100 тысяч долларов тому, чья программа этот тест пройдет (реально, правда, все это выродилось в ежегодные соревнования с призовым фондом в 2000 долларов).
Упомянутый доктор имеет также и другие интересы: кроме радения за искусственный интеллект, он учредил движение "за олимпийские медали из настоящего золота" (поскольку реальные сделаны из олова и лишь слегка позолочены), а также борется за легализацию проституции. Это чтобы никто не сомневался, что ИИ - чрезвычайно важная и серьезная штука, раз его развитием озабочены столь многогранные личности.
Вся эта искусственно-интеллектуальная вакханалия под названием "Loebner Prize" ежегодно проходит в весьма солидных научных учреждениях. Так вот: сначала от имени упомянутой компании, в которой я работал, мы создали с нуля и выставили на это соревнование бота по имени Эндрю. Он занял третье место. Следующие годы мы в паре со знакомым, уже от другой компании, выставляли на этом соревновании бота по имени Юджин, и его лучшим результатом было второе место.
Справедливости ради, правда, следует заметить, что первое место два года подряд доставалось творению некоего энтузиаста кибернетики, страдающего маниакально-депрессивным психозом и пользующего марихуану в терапевтических целях.
Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни?
В целом я человек достаточно общительный, однако же, есть у меня один бзик: не переношу большие компании и людные тусовки. Не знаю почему, но мне это страшно действует на нервы.
О ТВОРЧЕСТВЕ
Ощущаете ли вы себя писателем?
Я вообще не уверен, что человек может ощущать себя писателем. Скорее, он может ощущать потребность изложить свои мысли, фантазии, мечты на бумаге, а уже те, кому доведется это прочитать, могут (лично для себя) записать его в число писателей или графоманов. К слову сказать, я в принципе против придания слову "писатель" какого-то возвышенного смысла. Писатель - это тот, кто пишет, и не более того. Банальное отглагольное существительное. В принципе, любой графоман - это тоже писатель. Только очень плохой.
Что побудило заняться писательством?
Креативность - это, на мой взгляд, некий загадочный и крайне вредоносный для его обладателя флюид. Может быть, какой-то неизученный гормон. На самом деле, очень хорошо и спокойно живется тем, в ком его нет. Можно спокойно заниматься сколачиванием табуреток на досуге, бесконечным ремонтом любимого авто, ходить на рыбалку и коллекционировать марки.
Как долго этим занимаетесь? Чувствуете ли творческий рост или вас коробит от подобных штампов?
Знаете, меня сейчас начнут бить ногами, но скажу как на духу: в писательстве творческий рост невозможен в принципе. Равно как и, например, в стихосложении, живописи или в сочинении музыки. Но если в изобразительном искусстве немалую роль играет оттачивание техники, то изложение своих мыслей в виде слов - это естественная способность человека. Она или есть, или ее нет. И всяческие "писательские мастер-классы", "семинары" и "обмены опытом" - это страшная профанация. Можно долго и нудно обучать человека избегать повторов и неблагозвучностей, как это очень любят делать некоторые энтузиасты на СИ, но если "писателя" ПРИХОДИТСЯ этому учить, значит, у него отсутствует врожденное чутье. А это диагноз. Примерно как отсутствие музыкального слуха у композитора.
Вы могли бы охарактеризовать свой стиль письма? Не расскажите об этом подробней?
Специально я никогда не задумывался на эту тему, тем не менее, как-то раз в какой-то дискуссии мимоходом дал ему определение "литературный импрессионизм". Не знаю, точно это передает суть или нет, но смысл примерно такой: обычно идея любого рассказа совершенно неожиданно появляется в голове, и главное, успеть перенести ее на бумагу (точнее, в файл), до тех пор, пока я нахожусь под впечатлением от этой мысли. Именно поэтому все мои рассказы имеют размер порядка десяти килобайт - именно столько я успеваю набросать за вечер. Я практически никогда не занимаюсь серьезной корректурой или "шлифовкой" свои вещей - мне это попросту неинтересно. Единственное, стараюсь уже на следующий день вычитать текст и убрать явные ляпы, которые проскочили во время написания. Иногда за ночь появляется пара идей, которые позволяют украсить рассказ еще парой-другой штрихов. И все. Позже я к этому рассказу не возвращаюсь.
Вы задумываетесь о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?
Если честно, мне вообще непонятна логика людей, ставящих в зависимость художественную ценность произведений того или иного автора от его личности. Это, знаете, из той серии, что Вагнер - плохой композитор, потому что нравился Гитлеру, Сальери - вообще не композитор, потому как вроде отравил Моцарта, Лени Рифеншталь - бездарный режиссер, потому что сняла пару профашистских фильмов, а Уолт Дисней, оказывается, отвратительный мультипликатор, потому что был расистом. Зато Лев Толстой - замечательный писатель, потому что любил детей и лично позировал с косою в поле перед каждым проходящим скорым поездом.
В моем понимании, писатель, композитор или художник должен быть лишь именем на обложке, или на афише, или подписью на холсте.
Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?
Почти все, кроме интересных только СИ-шникам обзоров, лежит и на Прозе. Из написанного представлено то, что не стыдно показать людям:-)
Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?
В моем разделе "вот этими вот руками" слеплена информативная шапка, где перечислены вещи, которые нравятся лично мне. Правда, я не редактировал ее уже с полгода. Тем не менее, советовал бы начать именно с того, что перечислено в ней. Что касается "бумаги" - я не вижу серьезной разницы между сетевой литературой и бумажной, но об этом чуть ниже.
Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?
Знаете, мне субъективно почти всегда лучшим кажется последнее из написанного. Хотя реально это далеко не всегда так.
Когда вы впервые вышли в Интернет и как опубликовали свои работы?
Примерно в августе прошлого года, у меня на работе был (очень редкий, надо сказать) период если и не полного бездействия, то, что называется, "халявы". Почти половину рабочего времени я лениво ползал по новостным и прочим подобным сайтам, и под влиянием "фуги" Алексея Андреева (www.fuga.ru), подумал: "А почему бы мне не завести собственный сайт по комментированию в юмористическом ключе различных новостей хайтека и искусственного интеллекта?". И буквально за пару дней слепил сайт botpride, после чего с воодушевлением принялся выискивать всякие смешные и попросту дурацкие новости, чтобы потоптаться по ним ногами. Туда же выложил несколько написанных на тот момент литературных экзерсисов. А потом как-то, совершенно случайно, кажется, на www.cnews.ru наткнулся на информацию о конкурсе "Паразиты Мозга", которое проводило Мировое Зло.
Прочитав условия, в течение пары часов я накидал рассказик, даже название которого не хочу упоминать всуе, потому что некоторые СИ-шники до сих пор ассоциируют меня только с этим "вшидевром".
Вот именно тогда я и зарегистрировался на СИ - просто для участия в этом конкурсе. Где, кстати, занял третье место, точнее даже, разделил второе-третье.
Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?
Нет. Писательство для меня не более чем хобби.
Встречались ли вам сетевые писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры?
Знаете, я могу перечислить единицы. Я специально отвлекаюсь от Самиздата, потому что все-таки даже 10-20 человек в день - это не "бешеная" посещаемость, увы. Из тех, к кому я действительно испытываю "белую зависть" - это, наверное, уже упоминавшийся Алексей Андреев, "известный фут-уролог", как он сам себя именует. Раньше он вел очень забавный раздел "Time O'Clock", а сейчас ведет весьма мизантропские хай-тек дневники на "фуге". Также, видимо, нельзя не упомянуть Леонида Каганова - достаточно сказать, что известный всем рассказ "Вий-98", который я всегда считал гениальным народным творчеством, реально написан им.
Также можно упомянуть и Алекса Экслера - впрочем, тут ситуация несколько иная: он публикует присылаемые ему силами всего Интернет-сообщества "баннизмы" (что-то в стиле старых крокодиловских "Нарочно не придумаешь") и весьма познавательные видеорецензии, а вот его литературное творчество лично у меня не вызывает восторга, хотя я знаю множество людей, зачитывавшихся "Записками жены программиста".
Еще один совершенно потрясающий персонаж - это, конечно же, Сергей Мостовщиков. У него, судя по всему, какая-то особенная трава, которой не произрастает более ни на чьем балконе.
Также, очень на любителя, но не могу не упомянуть девушку с именем, напоминающим стиральный порошок - Линор Горалик и ее "жЫзнь".
Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?
Где-то в самом начале я уже отвечал: если в человеке есть гормон креативности, он уже не может, к сожалению, просто коллекционировать марки или сколачивать табуретки. Можно, правда, еще, например, рисовать, но рисую я значительно хуже, чем пишу (из чего, впрочем, вовсе не следует, что пишу я хорошо!).
О САМИЗДАТЕ
В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Что вы думаете по этому поводу?
А почему никто не именует фото-сайты, на которых каждый обладатель фотоаппарата норовит выложить свои снимки, "сайтами фото-маньяков"? Почему музыкальные школы никто не называет "сборищами бездарных музыкантишек"? Кстати, было бы интересно выяснить причину такой странной дискриминации: если человек отплясывает в кружке самодеятельности или таскает за собой гитару и при каждом удобном случае начинает перебирать три знакомых аккорда - то это очень даже здорово. Если он при этом еще сочиняет и исполняет заунывные бардовские песни, притопывая ногой и подвывая - так и вовсе, прямая дорога на фестиваль бардовской песни.
А если он же - страшно сказать - ЧТО-ТО ПИШЕТ - то к врачу. Немедленно.
С кем из интересных людей вам удалось встретиться на СИ?
Тут проще заглянуть в список моих френдов - там, как говорится, все перечислены в алфавитном порядке. Это и замечательная Vic, и горячий казахский парень Длясборкин, и обаятельная Крыся Квинто, и злобно-омерзительный Детвишер;-), и главный конкурент Варлаков, ну и, разумеется, поэт от Бога Иван Зеленцов.
Да, само собой, Мировое Зло, которое так или иначе инспирировало мое появление на СИ.
Также, оказалось, здесь очень много моих талантливых земляков - это Миша Рашевский, Юля Сиромолот, Женя Караваева, Валерия Малахова...
Кстати, хотел бы упомянуть и тех, с кем имел удовольствие познакомиться на Прозе - Дмитрия Сабарова и Александра Шакилова.
В каких СИ-мероприятиях вы участвовали?
Да почти во всех, с которых не гнали:-)
Согласны вы ли с формулировкой Сергея Серегина - "Самиздат - это протоплазма" или более оптимистично (пессимистично) смотрите на сайт?
Знаете, наверное, лучше быть протоплазмой на Самиздате, чем перегноем в каком-нибудь "толстом журнале", из серии тех, что живут лишь за счет распространения по библиотекам. Не хочу называть вслух - сами наверняка знаете.
Немного цинизма: есть такая кормушка - не кормушка, черт ее знает, как это назвать - Союз Писателей. Так вот, помнится, смотрю я как-то новости, и там сообщают, что "известный писатель N, Председатель Санкт-Петербургского Союза Писателей, попал под машину". Мне, честно сказать, его фамилия не говорила ничего. Я ради интереса опросил друзей - людей отнюдь не ограниченных и читающих поболее меня, все только сильно удивлялись и переспрашивали фамилию. И вот подумалось мне: "Господи, да что же это у нас с литературой, если даже у руля всего этого официоза стоят писатели, в отношении которых слово "известный" употребляется один раз в жизни - в некрологе?!"
Какими вы видите перспективы в целом сетевой литературы?
Я думаю, что "бумага" исчезнет со временем совсем. Также как, например, исчезли виниловые пластинки и магнитофонные кассеты. Само разделение писателей на "бумажных и небумажных" напоминает мне одну историю с моей покойной бабушкой: как-то она увидела (по телевизору, кажется), как кто-то НАСТРАИВАЕТ электрогитару. Для нее это было шоком. Она, оказывается, думала, что электрогитара - это такая дудка-самограйка: в сеть воткнул вилку, струны дергаешь, а оно себе знай наяривает. Соответственно, человек, играющий на гитаре акустической - музыкант. А тот, что с электрогитарой - шарманщик.
"Бумага" пока считается критерием состоятельности автора скорее потому, что (по общему убеждению) печатать станут лишь то, что потенциально может заинтересовать массового читателя. Однако, это тоже спорный момент - считать ли произведением искусства какой-нибудь сериал "Смертельный Труп -5"? А что, если раскупается хорошо - значит, отличная книга.
Или другой вариант: лично видел, как одну и ту же книжку Паоло Коэльо передаривали по цепочке раза три. И каждый очередной счастливый обладатель, стиснув зубы, говорил: "О! Коэльо! Хороший автор, давно мечтал почитать, огромное спасибо!"
Ну, а про "толстые литературные журналы" я уже говорил.
Какие вы видите пути увеличения посещаемости СИ в целом? Есть ли у вас конкретные предложения?
Как минимум, редизайн главной страницы. По-моему, ни у кого еще не хватало сил дождаться, пока загрузится алфавитный список десяти тысяч авторов. Если бы первая страница содержала, скажем, рубрики (фантастика, юмор, детектив и т.д.) и в каждой рубрике шли бы по десятку рассказов из Топ-40 плюс, например, десятка рассказов-победителей со всех прошедших конкурсов - то читатели не уходили бы с сайта в ужасе. Сейчас ситуация анекдотичная - с одной стороны, Максим любит повторять, что "первая страница не резиновая", а с другой - 99% ее объема заполнена списком ничего не говорящих постороннему человеку фамилий.
Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?
Вот замечательные варианты, наспех порожденные моей больной фантазией:
- Организовать на эти деньги расстрельную команду, которая бы отлавливала и ставила к стенке откровенных графоманов, дабы не порочили светлое имя Сетевой Литературы.
- Организовать в Эфиопии курсы изучения русского языка. Авось из какого эфиопа еще один Пушкин выйдет?
- Отдать деньги компании Clone Aid. Пущай клонируют Булгакова. А для отработки технологии, предварительно потренируются на каком-нибудь Горьком.
- Заплатить эти деньги критикам и искусствоведам. Если эти люди убедили мир в том, что Черный Квадрат - это гениально, то уж во всех остальных глупостях убедить человечество для них не составит никакого труда!
- Сжечь все леса на планете. Тогда не из чего станет делать бумагу, и вся литература автоматически станет электронной. И даже омерзительные толстые журналы будут распространяться по библиотекам на пятидюймовых флоппи-дисках.
НА ДОСУГЕ
Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать, просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей?
Люблю Шекли, Воннегута, Желязны, Дугласа Адамса (он, к сожалению, мало известен в России). Из русских литераторов, пожалуй, восхищаюсь только Булгаковым и Довлатовым. Нахожу весьма интересным Пелевина. Из "экзотики" весьма понравился Мисима. Иногда не прочь почитать Кафку. Из юмористов читаю и бесконечно перечитываю О. Генри и Гашека.
А современное кино, в первую очередь, французское, вас интересует? Или вы считаете, что американское лучше?
По-моему, к французскому кино у советского человека страсть с тех времен, когда мудрое правительство кормило нас французскими кинокомедиями и индийскими мелодрамами. Для меня они стоят на одном уровне. Честно говоря, не люблю ни те, ни другие.
Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.
В принципе, мои вкусы простираются от группы Queen и до Rammstein. Со всеми остановками: Alphaville, A-ha, Flco, Bloodhoud Gang и так далее. К слову сказать, не могу абсолютно ничего делать под музыку.
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ
Как выясняется, Мариуполь (Жданов) вызывает у вас лишь негативные чувства. Но все же, хотелось бы узнать об этом городе кое-что еще. Ведь, насколько я понимаю, находится он на Азовском море и там - теплее, чем в Питере. Кроме того, Мариуполь принято считать климатическим и грязевым курортом. То есть, плюсы определенные вырисовываются. Интересно все-таки знать, можете ли вы сказать о городе Мариуполе хоть что-нибудь хорошее? И второе - чем вызвана ваша такая отчаянная неприязнь к Мариуполю-Жданову?
Я бы не сказал, что Жданов у меня вызывает одни лишь негативные чувства. Скорее, он вызывает не слишком много положительных:-) Кстати, нисколько не исключаю, что сейчас (когда практически вся промышленность на Украине тихо умерла), он действительно превратился в климатический курорт.
В мое же время одно перечисление расположенных там предприятий - Азовсталь, Тяжмаш, Коксохим, Завод Ильича (как говорится, "пользуясь случаем, хочу передать привет!") - вызывало астматический кашель. Таких разновидностей и разноцветностей дыма, какие я видел там, я больше не видел нигде. По количеству дождливых дней Жданов определенно переплевывал Питер (возможно, как раз копоть в атмосфере и вызывала осадки?)
Море там тоже весьма специфическое - не знаю, насколько правда, но слышал много от кого, что его максимальная глубина - 11 метров. С одной стороны, оно мгновенно прогревалось летом (оно гораздо теплее Черного), с другой - назвать его "чистым" я бы не решился. Из рыбы, помнится, мужики ловили только страшных рыбешек-мутантов под названием "бычок":-)
По работе я вас особенно спрашивать не буду - вы изложили все очень развернуто. Только один вопрос - кто такой аутсорсер? Если бы еще "аутсофтер", я бы, может, и догадался. А вот аутсорсер?
Аутсорсер - это тот, кто пишет код (то бишь программы) для удаленного заказчика. "сорс" в данном случае - от "source code".
По поводу ИИ - спасибо за интереснейшую информацию. Было бы любопытно, конечно, узнать больше подробностей, например, на тему ваших "ботов" Юджина и Эндрю. Сколько минут они продержались против человека в Тесте Тьюринга? И как выбирается человек, которого в результате теста должен обмануть компьютер? И можете привести хоть приблизительный диалог человека с компьютером на первые пять-десять реплик. То бишь, как приемы существуют, чтобы сбить машину с толку?
Ой, это отдельная и долгая тема, помнится, после какого-то из конкурсов даже какое-то голландское издательство собирало статьи на эту тему, и мы тоже туда вклинились. Я ничего не слышал о судьбе этого потенциального бестселлера, постараюсь уточнить, и если мы не нарушим их права публикацией этого текста, я его просто выложу у себя в разделе, вместе с переводом на русский.
Если совсем вкратце - то еще первая программа под названием Элиза, которая была создана где-то в семидесятых, обманывала доверчивых женщин, просто возвращая им их же фразы, например:
- Я так несчастлива
- Вы действительно считаете, что Вы несчастливы?
- Меня не любит муж
- Почему Вы считаете, что Вас не любит муж?
...ну и так далее. Некоторые болтали часами. Но достаточно было малейшего критического подхода, скажем, напечатать:
"у меня сломался гетеробульбулярный кандибобер грымгрым" и получить ответ "почему вы решили, что у вас сломался гетеробульбулярный кандибобер грымгрым?" - и вся иллюзия рушилась:-)
Это, конечно, совсем упрощенное объяснение, но оно отражает ситуацию в общем. Все эти "искусственные мОзги" сейчас ограничены четырьмя стандартными подходами: реакцией на шаблоны (скажем, ответ на приветствие или вопрос "как тебя зовут"), переворачиванием фраз пользователя, ничего не значащими ответами при полном непонимании вопроса (Человек: "Я сегодня утром съел котлету" (машина не понимает смысла фразы) - Бот: "Да, кстати, я тут вспомнил: мы еще не обсудили погоду!"), и реальными базами данных для ответов на вменяемые вопросы (скажем, из области географии - "какой город является столицей Франции?")
Скажите, может ли сделать что-нибудь в настоящее время автор СИ, если его сочинения публикуются без его согласия на других сайтах? Ситуация здесь, конечно, неоднозначная - в интернет-сообществе принято "де-факто", что хороший тон - своровать чужое произведение, поставить ссылку на автора и это - максимум вежливости и обходительности. По сути дела, в большинстве случаев это всех устраивает. В печати (журнал "Мир ПК") я читал, что, по существующим сейчас законам, даже указание ссылки на источник недостаточно и должно быть какое-то письменное соглашение-договор между автором материала и сайтом, который данный материал размещает. С третьей стороны, при подобном подходе становится практически нереальным существование либ.ру и не только ее. Может быть, выскажетесь развернуто по данной проблематике?
У меня уже как-то была дискуссия на Эротик-фоле по поводу оплаты творческого труда вообще, правда, она очень быстро скатилась до уровня перебранки, так что я боюсь затрагивать этот вопрос снова:-)
В общем, мое мнение тут таково: в принципе, если человек выкладывает свои тексты, картины, музыку и т.д. на общее обозрение, им может двигать множество причин, как коммерческого, так и некоммерческого плана, например:
1. Он создал свой коммерческий сайт и пытается заработать показом баннеров. Для привлечения посетителей, нужно добавить какого-то креатива: от банальной порнографии (что эффективно;) до собственных рассказов, песен или стихов. Понятно, что в этом случае перепечатка его текстов даже "со ссылками" наносит ему ущерб, в том числе и материальный. Однако, я не слишком верю в коммерческую перспективность такого мероприятия - разве что если считать месячный заработок в 10 долларов супердоходом.
2. Человек выкладывает свои тексты на "свободных сайтах" для рекламы себя, любимого, но, опять же, с корыстными целями: что им заинтересуется серьезный издатель, после чего ему слезно предложат убрать все свои гениальные творения из сети и опубликовать их на бумаге, заработав на этом огромную кипу денег, по габаритам сравнимую с размерами самого тиража. В этом случае, опять же, невозможность убрать тексты с чужих сайтов несколько портит эту идиллию. Однако... Много вы видели людей, ставших знаменитыми коммерческими писателями благодаря сети?
3. Человек выкладывает свои тексты/картины/музыку в сеть просто из собственного тщеславия (ну, давайте называть вещи своими именами: не "желанием поделиться с окружающими", не "на строгий суд сетевой аудитории", а "из тщеславия"). В этом случае рассасывание текста по сети есть скорее факт отрадный.
Другое дело, что лично я периодически сканирую интернет гуглем, яндексом и альтавистой по названиям и ключевым фразам из своих рассказов - и периодически натыкаюсь то в чьем-то ЖЖ, то в каком-нибудь форуме типа "пробы пера", где втиснут очередной мой текст (естественно, авторство указывать забывают) - и хозяин странички старательно собирает восторженные отзывы:-) Нескольким таким умникам я кайф обломил, а скольких не нашел? В принципе, мне пофиг - другое дело, что когда-нибудь через несколько лет, когда уже концов не найти, мне могут ткнуть таким текстом в нос и сказать: "А не спер ли ты его со странички вот этого неизвестного автора?" И доказывай, что ты не верблюд.
Ну и напоследок немного пополемизирую с вами. Вот, вы утверждаете скажу как на духу: в писательстве творческий рост невозможен в принципе. Равно как и, например, в стихосложении, живописи или в сочинении музыки.
Понятно дело, что фантазия автора, образное мышление, способность сочинить сюжет - мало могут быть подвержены тренировке и улучшению, хотя тоже могут. Есть же, в конце концов, программы по улучшению памяти. Уверен, что и фантазию можно развивать.
Но по этому параметру, в конце концов, я готов с вами согласиться. Бог с ним!
Но, на мой взгляд, естественно, что излагать (в письменном виде!!!) свои мысли связано, доходчиво, более легко, свободно, непосредственно и уверенно человек учиться в процессе практики, то есть, этого самого изложения путем набивания на клаве. У писателя постепенно формируются, слагаются, образуются и фиксируются какие-то навыки письма и свои приемы.
Не помню, кто-то уже до меня говорил: отличительная черта матерого графомана - это как раз очень, очень гладкий стиль:-)))
Это действительно шлифуется. Другое дело, что это скорее общая неприятная черта русской литературы - ставить форму ан первое место, а сюжетное действо - на последнее. Соответственно, если очень красиво и непонятно о чем - то это искусство высшей пробы.
В целом же, скорее писательству свойственна именно деградация, поскольку все, что человека волновало и копилось в нем до того момента, когда он взялся за перо, со временем истощается, поэтому, заметьте, слово "поздний" в отношении почти любого писателя является эпитетом если и не ругательным, то и не хвалебным.
Утверждая, что творческого роста нет, (как, вероятно, и деградации, если следовать вашей логике), вы, можно сказать, говорите, что каждый свой рассказ пишите как бы с нуля; не задумываясь о том, писали ли вы раньше на эту тему, как у вас это получалось, не излагали ли вы похожие мысли раньше, а если излагали, то каким способом?
Мне кажется, что если каждый рассказ/роман писать "с нуля" - то это единственный способ избежать регресса и самоповторов.
А иначе все получится как в видеорецензиях одного известного сетевого деятеля: читая очередную, я уже могу почти по каждому ключевому слову сказать, какую шутку-прибаутку он сейчас к этому слову добавит.
Впрочем, есть жанры, в которых самоповторы не возбраняются. Если, например, речь идет о детективном сериале или о серии любовных романов - там зачастую меняются только имена персонажей и главные зацепки. Там, действительно, опыт только на пользу.
2. Варлаков Георгий (G_Warlakow@mail.ru) 2004/09/20 08:33
Интересное интервью. Но другого и не ожидал.
В одной газете (дошедшей аж до нашего болота) наткнулся на некие новогодние заметки. Не помню, что за газета, да и саму юмореску (там где-то было на половину развернутого листа) я не читал (газета была чужая). Так или иначе, но юмореска (или рассказ) был подписан "Е.Демченко". Я еще подумал, вот же люди стараются - рассылают рассказы по газетам. А потом подумал - а не скоммуниздил ли кто это все самым банальным образом? Все хотел спросить, да забыл. Вот только сейчас, т.с. пользуясь случаем.
Ну, хорошо хоть подписали:-) Нет, могу сказать, что официально ко мне обращались с просьбой о бумажной публикации один раз для включения рассказов в альманах, вышедший где-то на Украине (в Днепропетровске, что ли...), кстати, обещали прислать авторский экземпляр, да как-то замылили.
Еще недавно предложили напечататься в одном Канадском журнале (теперь вот жду авторского экземпляра) и буквально на днях - еще насчет одной вещи (и опять из-за бугра), но поскольку там вещь еще не напечатана, я не хочу лишний раз говорить. Также, в свое время, дал разрешение на публикацию в одной, прямо скажем, порнушной газете моих самых отвязных вещей, с единственным условием: предуведомлением о публикации. Но пока не предуведомляли, из чего я делаю вывод, что или раздумали печатать, или забыли уведомлять)
А так, если где что из моего встретится - пришли хотя бы отсканированный гриф, а я их заклеймлю позором - у меня даже есть такая статья, "В поисках себя" называется)))
Тогда все ясно. Да, издатели - они люди бессовестные. Вряд ли я уже найду ту газету, но на будущее буду смотреть, может они решили воровать у тебя по-крупному.
Да разве ж у меня по-крупному украдешь?:-))) У меня же все - сплошная мелочь, кил на десять;-)
А если серьезно - я же не раз повторял свою позицию: я сам еще ни разу не почесался, чтобы отправить что-то свое куда бы то ни было в любое издательство, но если меня вежливо просят разрешить напечатать (или где-то разместить) что-то из моего, никогда не отказываю.
Максимум, о чем могу попросить - прислать экземплярчик, для коллекции.
Если печатают без спросу, но хоть моей фамилией подписывают - ну, я еще к этому терпимо отношусь. А вот от чего бы я точно впал бы в бешенство, если бы обнаружил что-нибудь из своего, подписанное каким-нибудь Васей Пупкиным или Машей Тютькиной.
И еще я , конечно, думал, что Демченко здесь значительно раньше первого Трэша, вот такие заблужденьица.
Неа. Вот где-то примерно год назад я и появился. Хотя пара-тройка из очень старых моих вещей (скажем, Псевдохармсиада) ходила по рукам моих друзей еще на пятидюймовых флоппи-дисках с 96-го года. Кто-то мне говорил ,что к нему она в рассылке фидо приходила (с указанием автора), но подтвердить или опровергнуть это я не могу.
Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью". |