Актуальное Интервью: другие произведения.

Юлич: "В жизни нельзя целиком и полностью полагаться на волю случая" (октябрь 2003)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 73, последний от 07/09/2004.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 14/12/2003. 51k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  • Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Юлич: "В жизни нельзя целиком и полностью полагаться на волю случая" (октябрь 2003)

    Юлич - бывалый автор СИ, поэтесса, писательница, участник нескольких самиздатовских проектов и просто интересный собеседник. Встречайте!

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | "САМИЗДАТ" ГЛАЗАМИ ЮЛИЧ | НА ДОСУГЕ

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ

    Для начала - такой вопрос. Вас зовут Юлия Гусейнова, но в Сети вы появляетесь исключительно как Юлич. Когда и почему произошло превращение Юли Гусейновой в Юлич? И как вы хотите фигурировать в данном интервью?

    Когда это произошло, Юля еще носила папину фамилию Золотарева :0) Прозвище Юлич образовалось в 1990 г. в Ленинградском Государственном Институте Культуры имени Крупской. На его библиотечном факультете царил полный матриархат, в нашей группе был всего один парень, а в некоторых других - вообще сплошной девичник.

    Не знаю, кто первый начал, но, видимо, чтобы как-то восполнить нехватку мужчин, все девочки нашей группы переделали свои имена в мужские отчества: Лены стали Ленычами, Светы - Светычами, Майя превратилась в Майича, ну а я, соответственно, в Юлича. Опять же не знаю, как у других моих бывших одногруппниц - потеряла с ними связь, когда закончилась учеба - а ко мне прозвище приклеилось так прочно, что осталось за мной даже после окончания института, хотя училась я уже достаточно давно: с 1989 по 1993 годы. А когда в 1997 г. я познакомилась с интернетом, у меня даже вопроса не возникло, какой себе выбрать ник - конечно, Julich!

    Гусейнова Юлия я по документам, а по жизни я Юлич. Так что фигурировать хочу как Юлич :0)

    Принято. Теперь разрешите запоздало поздравить вас с днем рожденья и пожелать всего наилучшего! Кстати, что для вас значит эта дата?

    Я - Двадцать Шестое Сентября. Это не просто дата рождения, а диагноз :0)

    Основные симптомы:

    а) склонность к предельно точным формулировкам и излишним, порой ненужным, уточнениям, которая часто вызывает у окружающих желание воскликнуть: "Молчи, 26 сентября!" Пример: когда моя сестра лежала в роддоме, она позвонила мне оттуда с просьбой принести ей соску. Соску я ей и доставила в тот же день... но! Ей-то была нужна ПУСТЫШКА!! Для нее, как, наверное, и для большинства людей, почти нет разницы, как назвать нужный предмет, а для меня два разных слова - это два разных понятия;

    б) пристальное внимание к деталям и мелочам в ущерб главному. Пример: для меня как была в школьные времена, так до недавних пор и оставалась загадкой мораль стихотворения Лермонтова "Три пальмы", но зато я прекрасно помню, что там была строфа: "...И, стан величавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня". Другой пример: из прочитанных произведений я надолго запоминаю целые куски текста вплоть до последней запятой, но вот авторы и заглавия вылетают из памяти практически моментально.

    Еще одна характерная моя черта - частичка "но".

    Я голубоглазая натуральная блондинка, но никто не воспринимает меня в этом качестве, потому что я не подхожу под стандарт внешности, который автоматически рисуется в воображении при упоминании этих "поисковых признаков".

    Я работала в редакции известной газеты, но не журналистом, а заведующей архивом - одной из самых далеких от читателей и посетителей внутренних служб. Мне многое дано (так говорят), но я предпочитаю зарыть часть своих способностей в землю, чтобы не ложилась на меня слишком большая ответственность. Ведь кому много дано - с того много и спросится!

    В основном люди без всяких усилий с моей стороны относятся ко мне хорошо, но у некоторых все же сложилось мнение, будто бы я "энергетический вампир": нарочно говорю о себе плохо, чтобы нарваться на комплимент, люблю жаловаться всем, кто захочет слушать, на свою тяжелую жизнь, даже сознательно бью на жалость, чтобы напитаться флюидами сострадания собеседников. Это не так! Я просто рассказываю о случаях из своей биографии, когда это приходится к слову, рассказываю на полном нуле эмоций, одни голые факты, а собеседники сами выражают свое отношение к ним, сами возмущаются или сочувствуют, я их не заставляю.

    Лично я с большим интересом выслушаю ваши случаи из биографии. Возмущаться точно не стану, а вот сочувствовать - трудно сказать заранее. Впрочем, вам слово!

    Вот посудите сами. Я родилась почти на месяц раньше, чем меня ждали, в Зеленограде, куда моих родителей, маму-оптика и папу-физика, пригласили работать. На малой родине мне довелось прожить не более четырех лет, но я отлично помню это время - и считаю, что оно было счастливейшим в моей, пока еще недолгой, жизни. Так случилось, что жизненные пути моих родителей разошлись. Мама со мной вернулась в Петербург (тогда еще Ленинград), где жила у бабушки моя старшая сестра, а папа, хоть и поехал туда же, но другим поездом и совсем не к нам.

    Может быть, если бы мы с мамой жили в каком-нибудь другом городе, а не в благополучном Питере, фактически - второй столице России, то ей пришлось бы ради нашего пропитания ездить по стране. Но она, дитя блокадного города, предпочла держаться своих корней, как бы трудно ни было. А может, дело было просто в том, что у мамы такой характер - желая, что вполне естественно, лучшей доли для нас с сестрой, сама она довольствовалась тем, что имела, много лет проработав в одной и той же организации, на одной и той же должности, безропотно пропуская вверх по служебной лестнице своих более ретивых коллег. К тому же, любой переезд она считает бедствием, равноценным пожару.

    Как бы то ни было, я оказалась в четыре с половиной года на новом месте жительства, посреди новых сверстников. Детсадовская группа к моменту моего появления уже сложилась, и я не вписалась в нее. А потом, по территориальному признаку, те же дети, что невзлюбили меня в садике, оказались со мной и в школе - и не стеснялись в проявлениях своей нелюбви. Я искала любые способы убедить их помиловать меня, относиться ко мне более терпимо. Одним из них оказалась собственно учеба. Я могла шантажировать наиболее злобных обидчиков тем, что не дам списать или не объясню непонятный материал. Но для этого я должна была хорошо понимать все предметы сама. По складу ума я гуманитарий, так что те дисциплины, которые я не могла понять, но все-таки должна была знать, я заучивала механически.

    Школьные годы наложили отпечаток и на мой характер - до сих пор окружающим приходится убеждать меня, что я на самом деле лучше, чем говорю о себе, - и на мою память: она стала почти фотографической. Меня вызывали учителя на образцово-показательных уроках, чтобы продемонстрировать проверяющим дословное совпадение моих ответов с текстом учебника. Хорошая память - и по сей день мой главный козырь.

    Как и многие девочки-подростки, я не избежала болезни фанатизма. Моим кумиром стал Николай Караченцов - и почти определил выбор моей профессии, но приемная комиссия Школы-Студии МХАТ оказалась невысокого мнения о моих актерских способностях. Между первой и второй попытками мнение это изменить я приобрела навыки скоростной машинописи и утратила еще кусочек веры в себя. Не так уж редко признанные звезды, рассказывая о своем детстве, вспоминают, что были скованными и забитыми, страдали от насмешек сверстников - и буквально расцветали, выйдя на сцену. Со мной, увы, такого чуда не произошло.

    В очередной раз сама в себе разочаровавшись, я пошла на поводу у мамы и поступила в институт культуры на библиотечный факультет - благо, конкурс был небольшим. На первом курсе я не думала, что буду работать по специальности, но к концу четвертого - была твердо убеждена, что нашла свое призвание. Часто бывает так, что, поступив в институт, люди узнают выбранную профессию с изнанки и теряют к ней интерес - а со мной произошло наоборот. Изнутри библиотечное дело оказалось гораздо более увлекательным, чем виделось мне, когда я выступала в качестве читателя.

    Преподаватели кузницы хранителей культурного наследия любили говорить, что по окончании института у выпускниц должно быть три документа: в первую очередь свидетельство о браке, во вторую - свидетельство о рождении ребенка, и только в третью - диплом. Ни с первым, ни со вторым мне не повезло... Любовь к сокурснику стала мечом, разбившим мне сердце и ранившим тело. Чтобы удержаться за жизнь после этой страшной раны, я окунулась с головой в учебу и работу. Я была образцовой студенткой, записывала все лекции и выступала на всех семинарах, а еще добросовестно лаборантила на кафедре информатики. Там я заполнила пробелы, оставленные школьным курсом этого предмета. Но хорошо хоть, что было в чем их заполнять!.. В некоторых школах, говорят, информатику преподают чисто теоретически, ученики в глаза не видят компьютера или смотрят всем классом на один монитор.

    Институт я окончила с красным дипломом и твердым убеждением, что я не из тех, на ком женятся. Как и мама, я привыкла довольствоваться тем, что имела, и приготовилась к судьбе старой девы, библиотечной крысы, заменяющей книжными иллюзиями пустоту своей реальной жизни и позже всех уходящей с работы, потому что дома никто не ждет. А было мне, когда я так думала, всего двадцать три!.. Я вообще ничего не хотела очень-очень, ничего в жизни не желала, кроме покоя, и пассивно плыла по течению.

    Да, поневоле начнешь вам сочувствовать. Ужасно грустная картина вырисовывается!

    А все потому, что вы меня не дослушали! :0)

    Примерно с этого времени в моей судьбе началась череда счастливых случайностей. Они отстояли друг от друга на несколько лет, а не шли одна за другой, но постепенно выправили ход моей жизни.

    Случайность первая - интересную и более-менее денежную работу (в редакции газеты "Панорама ТВ Петербург") предложили некой студентке как раз тогда, когда она уходила в декретный отпуск, и студентка эта оказалась моей соседкой по дому. Работа, по ее рекомендации, досталась мне. Так я приобщилась к интернету гораздо быстрее, чем могла бы, трудясь в библиотеке, хотя вездесущая компьютеризация проникла уже и туда.

    Случайность вторая - художник, рисовавший в переходе мой портрет, именно тогда, не раньше и не позже, переживал пик недовольства своей женой, и словно бы в отместку ей завел со мной роман, а потом и женился. Семья наша оказалась, увы, недолговечной - что неудивительно, на чужом несчастье счастья не построишь - но муж, будучи намного старше меня, открыл мне имя и талант выдающегося тенора двадцатого века, Марио Ланца. Именно через увлечение Марио я пришла и в интернет-сообщество его поклонников, и в литературу.

    Почему в литературу, можете удивиться вы, ведь Ланца был певцом? А потому, что у меня есть свой особый метод смиряться с тем, чего мне не дано изменить: я придумываю истории, в которых у меня - или у героини, очень на меня похожей - те жизненные обстоятельства, которые меня не устраивают, складываются так, как я хотела бы. Мне было невыносимо сознавать, что я родилась намного позже, чем умер Марио - и я написала рассказ, в котором сделала себя его современницей.

    Третья случайность заключалась в том, что среди моих друзей по переписке оказался один, активно печатавшийся в электронной библиотеке "Раскрытая книга", и он посоветовал мне послать мой рассказ в нее. Я отправила этот рассказ, потом другой, третий, за ними сборник стихов... И к тому моменту, когда мой папа умер и в его бумагах обнаружился незаконченный фантастический роман, я уже настолько освоилась с ролью писательницы, что не побоялась завершить начатое им.

    Четвертая, и последняя на сегодняшний день, счастливая случайность в моей жизни состояла в том, что написанное мной продолжение папиного романа прочитал Владимир Карлович Щепак и пригласил меня в соавторы. Сначала - своего биографического проекта "Вечная книга", а потом - и "Проекта "Юпитер". Он же привел меня на Самиздат, за что я ему бесконечно благодарна! Не просто привел - притащил, как я ни упиралась :0)

    А ваш переезд в Зеленоград - это неожиданное везение или неблагоприятный поворот судьбы? Или просто случай?

    В жизни нельзя целиком и полностью полагаться на волю случая. Поэтому, как только я почувствовала себя достаточно сильной и решительной, чтобы попытаться самой влиять на ход своей жизни - я сама решила переехать в родной город. Каким бы странным и авантюрным этот поступок ни казался, я совершила его отнюдь не случайно! Я шла к нему долгие годы, с тех пор, как впервые осознала, что жизнь моя не складывается из-за того, что я живу не на своем месте.

    И вот в апреле этого года, на православную Пасху, я решилась окончательно. Бросила интересную и доходную работу, ушла из хора католического костела, где пела альтом десять лет, распрощалась с мамой и сестрой и вернулась спустя почти 25 лет в маленький тихий зеленый городок, кусочек Москвы за пределами МКАД. Он принял блудную дочь милосердно, я ни разу со дня отъезда не пожалела о содеянном и бесконечно счастлива, что все-таки осуществила свою мечту. Нисколько не разочарована, хотя не все в Зеленограде сохранилось таким, каким помнилось с детства, и ни капельки не скучаю.

    Борис Гребенщиков в одном из интервью сказал: "Вместо того чтобы жить в Ижевске и мечтать о Париже, надо ехать и жить в Париже, пока не убедишься, что Париж - это такое же место, как и другие". С первой частью фразы я согласна полностью, против второй - протестую. Для каждого человека место, где он появился на свет, навсегда останется особенным, как бы далеко от него ни забросила жизнь.

    В таком случае, расскажите о Зеленограде и о себе в этом городе. У вас ведь даже есть интервью под названием "Мне нравится в Зеленограде почти все".

    У меня есть не только оно ;0) Еще есть стихотворное посвящение "Зеленограду, с любовью"! Моя милая маленькая родина 3 марта этого года справила свой юбилей. Призову себе на помощь вступительную статью к справочнику "Зеленоград-2003", чтобы лучше рассказать о нем.

    Сорок пять лет назад в Сходненском районе Подмосковья, на рубеже обороны Москвы у станции Крюково, на месте деревень Матушкино, Савёлки, Александровка, Михайловка, Горетовка и многих маленьких других началось строительство нового города - спутника столицы. Задумывался он, как экстренная мера против стремления "всей страны жить в Москве": как показывает статистика, к концу 1950-х гг. население столицы увеличивалось втрое (!) быстрее, чем планировалось. Строительство начали, но в 1961 году, когда Москва расширилась до МКАД, первоначальная идея провалилась: все 43 московских предприятия, назначенные к перемещению в город-спутник, наотрез переезжать отказались. Еще толком не возникнув, Зеленоград чуть не исчез. Его спасли группа ученых во главе с Ф.Старосом и И.Бергом и председатель Госкомитета по электронной технике А.И.Шокин. Именно они предложили сделать новый город русской "силиконовой долиной", и с весны 1962 года он строился уже как Зеленый Город Микроэлектроники. По своему статусу и расположению Зеленоград - место, без всякого преувеличения, уникальное. Конечно, есть и другие "островные" территории Москвы, нигде не соприкасающиеся со столицей: Внуково, Рублево, Акулово, ... Но только Зеленоград (точное местонахождение которого на карте России определяется координатами 56 градусов северной широты и 37 градусов восточной долготы) является единственным в своем роде городом, административно находящимся в составе Москвы и расположенным вне ее пределов. Особенность его еще и в том, что названия улиц в нем есть только в нескольких микрорайонах, а в большинстве случаев для нахождения нужного дома указывают просто его номер, в котором одна или две первые цифры совпадают с номером микрорайона. Например: местная достопримечательность "Флейта" находится по адресу: Зеленоград, к. 360 (60-й корпус в 3-м микрорайоне). На официальных картах-схемах улицы подписаны, но кто же будет помнить названия вроде: "Проезд 4807"? Разве что таксисты, да и то не все :0)

    До тех пор, пока население не росло слишком быстро (а в начале этого года оно составляло около 210 тысяч человек, со мной на 1 больше :0)), градостроители придерживались лозунга: "Деревья - выше домов!", и привычные многим хрущевские "пятиэтажки" в Зеленограде строились четырехэтажными. Новое строительство - уже башенного типа, чтобы город не слишком сильно рос вширь. Но и раньше, и теперь при сносе старых домов и возведении новых строители по возможности щадят деревья и кусты, чтобы Зеленоград как можно дольше оправдывал свое название и соответствовал штампу "утопающий в зелени".

    Интервью, о котором вы упоминаете в вопросе, у меня брали создатели электронного периодического издания "Зеленоград online", журналисты-подвижники Вячеслав Русин и Игорь Розов. Они наткнулись на меня в интернете, когда я вывесила у себя на страничке рассказ "Зеленоград - любовь моя", и пригласили заглядывать на первый зеленоградский чат Зелен.Ру (ссылку на него не даю, потому что он неудобный и открыт всем хулиганам), а главное - публиковать мои творения в литературных рубриках журнала: клубе любителей фантастики "Генерация Z", клубе "Литературный полигон", поэтическом клубе "Магическое зеркало". Я очень многим обязана этим людям и чувствую себя немного предательницей из-за того, что отдала со временем предпочтение другому зеленоградскому интернет-ресурсу, "Зелинфо". Но так сложились обстоятельства. Вячеслав и Игорь - серьезные взрослые люди, очень занятые, им некогда и неинтересно встречаться без всякого повода, просто чтоб пообщаться, со всеми, кто у них в журнале печатается. А на "Зелинфо" меня привели друзья и подруги - я сначала познакомилась с этой веселой молодежной компанией в жизни, и только потом уже перешла под их крылышко в интернете. Что я имею в виду, говоря "перешла под крылышко" - объясню подробнее в ответ на вопрос о моих хобби. А сейчас хотела бы сказать еще несколько слов о рассказе "Зеленоград - любовь моя".

    Я написала его достаточно давно, когда еще была замужем за художником и жила в Петербурге, и потому с фактической точки зрения там уйма нестыковок, ведь в то время я бывала в Зеленограде только наездами, всего несколько раз в год, многого не знала, многое не поняла с мимолета, а что-то попросту перепутала от избытка чувств. Но лучше, чем в том рассказе, о том, что есть для меня Зеленоград, я уже не скажу. Не сумею. Ведь такие потрясения, как то, о котором я в нем написала, случаются в жизни только раз. Это, видимо, и был "открытый" Аристотелем катарсис...

    А кто для Зеленограда я? Когда-то была некоронованной королевой чата, "зеленым голосом" :0) в сером Питере, а сейчас просто жительница, ничем не примечательная и законопослушная, просто любящая и - позволю себе такую смелость утверждать - любимая дочь.

    О ТВОРЧЕСТВЕ

    Теперь, по старой традиции, не представите ли вы свое творчество, свое отношение к творчеству? Заодно ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?

    Творчество во мне пыталось проснуться несколько раз в течение жизни. В детстве и девичестве я писала стихи - наверное, как все или почти все, в школе очень любила писать сочинения, особенно на свободную тему, а потом меня припечатал суровой рецензией Владимир Михайлович Акимов - преподаватель русской литературы в институте культуры, которому я рискнула показать свое раннее творчество, и я надолго зареклась браться за перо. Но потом все-таки не смогла выдержать этот самозапрет и опять начала пробовать силы в стихах и в прозе.

    Зачем я пишу? Для каждой вещи ответ будет разным, я могу назвать очень много причин. Чтобы не так было обидно от несправедливости жизни: если я ничего не могу поделать с ситуацией в реале - тогда придумываю рассказ, в котором у героини, очень похожей на меня, все получается "по ее" (то есть, по-моему!). "Комар, Светка и Лель" Чтобы не держать в себе то, что рвется быть сказанным, что должно быть услышано, иначе у меня сердце кровью истечет (это о стихах). Самый яркий пример - пожалуй, "Капелька на фотографии".

    Было и несколько случаев, когда я писала на заказ (не за деньги, а на психологический заказ - люди подкидывали мне темы и говорили, что будут с интересом ждать, что у меня получится). Так появилось продолжение рассказа "Ты всего лишь человек" - "Я отниму тебя у смерти", так родилась "Снегурочка". Но если уж слишком сильно надо себя заставлять, если совершенно заказанная тема не греет, то я и не мучаюсь, все равно ничего стоящего из такой обязаловки не получится.

    Еще, бывает, пишу для того, чтобы какую-то свою мысль, которую почему-либо не могу высказать открыто тому, для кого она, - все-таки выразить, но так, чтобы нужный человек с интересом прочел и как бы невзначай пришел к моей мысли, согласился со мной. Еще ни разу мне не удавалось этого добиться - то есть, читать-то человек читал, но понимал совершенно по-своему, а не таким образом, ради которого писалось. Но я все равно пытаюсь! А вдруг когда-нибудь сумею?? Таких примеров в моем самиздатовском разделе нет, есть один только на моей домашней страничке.

    Иногда не знаю, что подарить знакомому или другу - тогда пишу в подарок рассказ или стихи (подарки не отдарки, поэтому такие вещи потом больше нигде не размещаю). А иногда я будто бы играю в писателя - смотрю, получится ли у меня что-то сделать в непривычном для меня жанре (написать, к примеру, слова к песне - "Французская песенка", или пьесу - "Что случилось с коммуналкой", или сказку - "Сказка одного странствия"... для детей ведь писать очень непросто!).

    Но если абстрагироваться от каждого конкретного случая - подумать, зачем ВООБЩЕ я пишу... почему-то мне кажется, что с тех пор, как я обнаружила, что я это умею (или мне показалось, что умею), - я просто должна.

    Изучая ваш раздел, я обнаружил большое количество сочинений, написанных в соавторстве с СИ-шниками. Не коснетесь ли этой темы подробней?

    Любовь к совместному творчеству у меня проистекает от неуверенности в собственных силах. Гораздо спокойнее, когда есть на кого опереться, у кого поинтересоваться насчет идей, кому "блошек" повылавливать (мое любимое занятие - вычитывать грамматические и орфографические ошибки :0)).

    Собственно, совместное творчество для меня началось раньше, чем я появилась на Самиздате: сначала был проект "Юпитер", на Самиздате не представленный, потом в разделе Владимира Карловича, в комментариях к зарисовке "Подаяние", возникла идея литературной игры в жанре политического детектива. Когда я включилась в нее, у меня еще не было собственного раздела.

    Я говорю о произведении "Я слишком много знал". Мы писали его с Владимиром Карловичем по главам-ходам, а итог подвел - то есть, сочинил финал - Снусмумрик (Анатолий Меллер-младший). Сам Владимир Карлович не считает то, что получилось, художественным произведением, для него это просто игра, наподобие компьютерной. А я относилась к нашей затее более серьезно, не знаю, видно ли это по моим главам.

    Насколько я понимаю, этим совместное творчество не ограничилось?

    Следующим совместным проектом была "Косичка" ("С миру по нитке-2") в разделе Снусмумрика. Я узнала об этой идее опять же от Владимира Карловича и с энтузиазмом включилась в ее реализацию. Но по ряду причин (несогласованность действий соавторов, нечетко высказанные рекомендации модератора и зачинателя проекта, занятость соавторов другими делами, в конечном итоге выход сюжета из-под контроля его творцов) очень скоро этот проект растерял всех участников, кроме сначала трех, а потом двух самых упорных и настойчивых: Максима Терина, Александра Парфе и меня. Вдвоем с Александром мы худо-бедно дотянули повествование до более-менее приемлемого конца (как образно выразился Александр, "завязали на косичке бант").

    В разделе Снусмумрика нет конечного результата - всей повести, поскольку он отказался от модераторства и перестал переносить получавшийся текст в основной файл где-то в начале второй главы, целиком повесть выложена в моем разделе под названием "С хвостом по миру", после текста каждой главы в ней указан список тех, кто принимал участие в ее создании. Александр Парфе и предложил идею следующего совместного начинания: проекта "Лестница". Он развивается уже в моем разделе, я являюсь архивариусом и модератором проекта, Ал Парфе - координатором. Кроме нас двоих, в постоянных участниках числятся Юрий Погуляй и моя зеленоградская подруга Magri (у нее своего раздела на Самиздате нет, "Лестница" - ее первый писательский опыт).

    А еще не знаю, можно ли считать совместным творчеством мою самовольную затею написания продолжения к произведению Раисы Крапп "Изгнание дьявола". Сама Раиса была не против и считает, что "Возвращение ангела" получилось довольно интересным, несмотря на то, что я совершенно не угадала, какое продолжение истории "непозволительно" красивой девушки задумывала сама автор.

    Юлич, а какие сочинения из вашего раздела вы в первую очередь порекомендуете читателям? Почему?

    У меня в разделе не случайно оставлена пустой рубрика "Начните знакомство с..."! Не могу я выбрать из своих текстов какой-то один или какие-то два и сказать: "Вот в них я вся". Читатели ведь тоже бывают разные, каждый ищет почитать что-то свое, как же я могу рекомендовать? Это было бы все равно, что из своих детей во всеуслышание выделить любимчика и "плохиша" или назвать какой-то из двадцати пальцев главным, а остальные второстепенными. Все мои вещи одинаково важны, все интересны каждая своему читателю, хотя что-то задумывалось долго, писалось по частям с большими перерывами, забвениями и возвращениями, а что-то родилось моментально, едва села за компьютер или достала ручку и тетрадь. К тому же, полностью мое творчество представлено только у меня на страничке, на Самиздате - уже избранная часть. Избранная по принципу избежания повторов с моим авторским разделом в электронной библиотеке "Раскрытая книга" или из соображений страха перед критикой. Друзьям, которые ничего не пишут, все можно показать, а вот друзьям, которые и сами авторы - уже подумать надо, что показывать!

    И еще - расскажите о последних ваших работах и о творческих планах. Я надеюсь, и то, и другое имеется?

    Последняя по времени работа - наконец законченный перевод приключенческого французского романа "Семена Неба" (автор Жан-Луи Котт). Как всегда, когда долгий труд все же приходит к завершению, меня сейчас одолевает искушение опочить на лаврах, хотя бы ненадолго :0) Пока ничего нового начинать не планирую, разве что вдруг идею кто-нибудь не подкинет. Да и тогда еще подумаю ;0) Но даже в состоянии отдыха обязуюсь своевременно вносить лепту в строительство проекта "Лестница"!

    "САМИЗДАТ" ГЛАЗАМИ ЮЛИЧ

    Ну вот мы и подошли непосредственно к Самиздату. Расскажите, как вы вообще познакомились с сайтом, создали свой раздел? Судя по всему, это было достаточно давно? Может, подтолкнул кто-то или это было самостоятельное решение?

    Да простит меня Максим Мошков, но в начале моей самиздатовской биографии (в 2000 году) для меня справедлив был перефразированный лозунг Маяковского: "Мы говорим "Самиздат" - подразумеваем "Карлович", говорим "Карлович" - подразумеваем "Самиздат".

    Владимир Карлович постоянно рассказывал мне о СИ-шной жизни, сетовал на жестокие нападки критиков, делился радостью по поводу роста посещаемости его раздела, приводил цитаты из наиболее жарких дискуссий вокруг его произведений или с его участием. С его слов у меня создалось впечатление о Самиздате как об очень критически настроенной среде, где не прощают никаких ошибок, ни смысловых, ни стилистических, без всякой пощады критикуют как самого автора, так и его тексты, всегда готовы припечатать излишнюю сентиментальность ярлыком "сопли на глюкозе" - словом, настоящий "клубок целующихся змей", да и только! И в то же время Карлович не переставал зазывать меня на Самиздат, открыть раздел и выложить туда стихи, особенно те, что родились в темной полосе моего прошлого и написаны кровью души. Он уверял, что я буду королевой, что мне не напишут ни одного "ругательного" комментария, но, напротив, я сразу взлечу в Топ-40...

    Я, как он ни старался, не верила - но бывать на Самиздате стала каждый день, особенно с тех пор, как стартовал проект "Я слишком много знал": пока грузился комментарий с моим ответным ходом, в параллельном окне я бродила по разделам Карловича и ссылкам, которые Карлович давал во время общения в чате. И все-таки "виновников" моего поселения на Самиздате два, а не один "Хищный и Пафосный Демиург".

    Неужели кто-то может быть более убедительным, чем Карлович?

    Второй побудительный мотив - "больная" тема. То есть, такая тема, мимо обсуждения которой я не могу пройти спокойно, обязательно должна встрять и высказаться, пусть даже потом на меня за это накинутся с кулаками (виртуальными или реальными - неизвестно еще, что хуже). "Больных" тем у меня две, потому и на Самиздате я появилась в два захода.

    Первая "больная" тема - расизм - была задета Андреем Ахматовым, точнее, его хулиганистой ипостасью Зоолюбом. В пику его комментариям к тем текстам Карловича, где была затронута тема расизма, я открыла раздел "Гусейнова Юлия Валентиновна. МАРГИНАЛКА" и выложила туда три стихотворения институтской поры, проникнутые любовью к чернокожему сокурснику и болью расставания с ним, а еще страшный рассказ о виртуальной любви "Ты всего лишь человек". На следующий день Карлович сообщил мне, что у меня появились комментарии, и все они доброжелательные! Я не поверила. Зашла в свой раздел в режиме редактирования, стерла все отзывы, не читая, и отключила комментарии с оценками заодно.

    Когда Карлович увидел, что я сделала, он предложил поспорить, через какое время после открытия раздела я не вытерплю и включу комментарии обратно. Указал даже срок, когда, по его мнению, это случится. Но задолго до окончания этого срока я поступила совсем наоборот: удалила свой раздел. По банальной причине: "задушила жаба".

    Постойте, постойте! Что значит "задушила жаба"?

    Карлович включился в дискуссию о вероятности превращения Самиздата в платный сайт и так убедил меня в том, что это неизбежно, что мне стало жалко платить деньги, даже маленькие, за затею, которую я считала несерьезной (здесь под затеей подразумевается ведение собственного раздела, а ни в коем разе не сам Самиздат, Боже сохрани!), и "Маргиналка" была безжалостно прибита. Прошло месяца два, и Андрей Звонков рассказом "Хруст" (он же "Красные розы в голубом фонтане") зацепил вторую мою "больную" тему - проблему прерывания нежелательной беременности, и я не утерпела вторично. Создала раздел уже как Юлич и наградила его жутковатым названием "Жертва аборта".

    В этот раз я комментарии не закрывала, потому что раззадорилась настолько, что перестала бояться критики. В новом разделе и содержание было под стать его теме: стихотворения "Преступление", "Сыну, которого больше нет", поэма "Утро новой жизни", рассказ "Сожженный дневник". Комментарии были, но далеко не такие многочисленные и жестокие, как я рассчитывала-опасалась. И я поняла главное: если никуда, кроме собственной странички, не лезть, то и ко мне никто лезть не будет, никому не придет в голову специально и целенаправленно гвоздить меня критикой, если я сама на это не напрошусь. Со временем запал остыл, и мне самой стало неприятно название собственного раздела: лужи крови, реки слез, младенцы расчлененные валяются... брр! Я дала своей страничке новое имя "Луна за облаками" и нескромно считаю, что на этот раз попала в точку - я себя так вижу :0) Луна кругла и полна, всегда печальна она и прячется в облачной каше от глаз любопытных ваших ;0)

    Да, крайне интересная история! В любом случае, можно сказать, что вы внесли свою лепту в формирование летописи "Самиздата". А еще в каких-нибудь СИ-мероприятиях вы участвовали?

    В интернете как писательница я присутствую лет пять, на Самиздате - года три. Не знаю, можно ли меня считать СИ-шником бывалым, по-моему, маловат все-таки срок! В стихийный конкурс "Моя Мерилин" я включилась, что называется, "вдогонку" - то есть, уже после того, как были подведены его итоги. Просто и тема меня тронула, и перед Карловичем как организатором хотелось отличиться. Пыталась я устроить конкурс и сама - но неудачно выбрала время (одновременно с проведением двух больших "настоящих" конкурсов), плохо рекламировала свою затею, да и опыта не имела, и начинание провалилось. Конкурсанты еще как-то отыскались, а вот судьями быть никто не захотел. Сама я не посмела взять на себя дерзость раздавать удары кнута и пряники, а потому спряталась за избитую формулировку "победила дружба" и постаралась отыскать теплые слова для всех неравнодушных, приславших свои произведения. А итоги неудавшегося конкурса сохранила в своем разделе под названием "Волшебство весны".

    К регулярным конкурсам, от которых весь Самиздат с завидной периодичностью лихорадит, я отношусь, как к экстремальным видам спорта: замечательно, что они существуют, но они не для меня. А все потому, что я не умею достойно проигрывать, обязательно расстроюсь, уроню себе настроение и самооценку ниже Марианского желоба, а выиграть у меня кишка тонка.

    Две слабенькие попытки обозревать произведения коллег по Самиздату - "Топ, топ, топает... кто-кто?" и "В платье из снежного шелка" - возникли опять же по наущению Карловича, как способ поднять себе посещаемость. Не знаю, насколько уж способ этот сработал, но обзоров я давно уже не делаю, потому что на цифру посещаемости не смотрю вообще, а времени свободного в Сети даже на собственное творчество порой катастрофически недостает. Дома компьютера нет, а на работе работать надо, иначе уволят!

    Я заметил, что у вас есть публикации, да и Карлович говорил в интервью, что вы сильно помогли ему с книжкой. Реально ли автору СИ пробиться и в бумажную литературу? Не расскажете ли подробней об этом?

    Интернет-публикации - мой основной выход к читателю, печаталась на бумаге я пока всего два раза, оба раза за свои деньги, в составе сборника многих авторов, и отыскал меня в Сети издатель этих сборников Михаил Соловьев именно за счет того, что я печатаюсь в интернете. По той же причине, по какой я боюсь конкурсов, я не обращаюсь в издательства с целью добиться такой публикации, за которую бы платили гонорар мне. Не верю я, что меня издадут. Не настолько я выдающийся автор.

    С книгой Карловича дело было так: она вышла на его собственные средства моими организаторскими усилиями. Он предложил издать книгу, чтобы на доходы от ее продажи купить мне туристическую путевку в Эквадор: любопытство не порок, но большое свинство, ну захотелось вдруг давним соавторам посмотреть друг на друга в реальной жизни ;0) Пусть безумная идея, но мы решили сгоряча (с) перефразированный В.Высоцкий. Проект "Юпитер" к тому времени был еще далек от завершения, и Карлович предложил мне составить сборник из рассказов с его сайта.

    Я побродила по сайту и предложила на выбор три темы для сборника: гражданственный, лирико-эротический или шокирующий. Карлович выбрал шокирующий. Я подобрала рассказы, вычитала их, потом Карлович нашел в интернете и прислал мне ссылку на сайт издательского содружества А.Богатых и Э.Ракитской. Я связалась с Эвелиной Ракитской, заключила договор на издание 500 экз. сборника "Семя ветра", Карлович оплатил издание, и я уселась верхом на тираж. 200 экз. удалось распространить по Краснодарскому краю, откуда Карлович родом, а остальные 300 лежали без движения, и вот почему.

    Во всех случаях, когда книга делается в соавторстве (в данном случае моим соавторством считалась работа по составлению сборника рассказов), для того, чтобы книгу приняли к распространению в торговую сеть, должно быть написано и нотариально заверено соглашение о разделе тиража. А в нашем случае, когда автор - житель дальнего зарубежья, расходы на составление соглашения на государственном языке страны его проживания, пересылку в Россию, услуги специалиста, обладающего правом нотариального заверения переводов, и подготовку русского текста документа вылились бы в такую сумму, которую не покрыли бы возможные доходы от продажи самой книги.

    Я продала десяток экземпляров сама в Петербурге, где тогда жила, и в нескольких городах России различным знакомым по жизни и чатам, а с остальными книгами не знала, что делать, пока Карловичу не пришла идея раздарить тираж самиздатовцам. Я переправила тираж в Москву Карине Шаинян, и на этом мое участие в издании первой бумажной книги Карловича закончилось.

    Я поймал себя на мысли, что могучая фигура Карловича в интервью стала перекрывать хрупкую фигурку Юлич. Так не пойдет! Ответьте, пожалуйста, на общий вопрос: каково ваше отношение к СИ в целом, какими видите перспективы сайта? Что значит именно для вас интернет-ресурс "Самиздат"? И, как старожил, какие вы видите тенденции на samlib.ru на сегодняшний день? Что изменилось на сайте по сравнению с ситуацией годичной давности, двухгодичной давности?

    Отношение к Самиздату в целом - резко положительное (как говорят врачи :0)) Дифирамбы высших степеней, честь и хвала Максиму Мошкову за то, что он такое великое дело задумал и осуществляет! О перспективах сайта я не задумывалась, потому что близорука в прямом и переносном смысле: не вижу, да и не смотрю, дальше собственного носа (маленького круга дружеских разделов). Могу только пожелать, чтобы, несмотря на все возрастающее число новых имен и текстов, ресурс все-таки жил и процветал, и не случалось с ним никаких неприятных неожиданностей! Сама вот только не знаю, могу ли как-нибудь посодействовать осуществлению своих благих пожеланий. Именно для меня Самиздат - не просто выход на читателя, а такой выход, который приносит отклики (со временем они мне стали дороги все, даже нелестные - ведь, раз люди нашли время сказать в мой адрес "пару ласковых", значит, не прошли мимо и заслуживают благодарности за неравнодушие!) и дарит новых соавторов.

    Что изменилось на сайте? Безусловно, что-то изменилось, и многое. Но я, поскольку "страусятничаю", замечаю только технические новшества. По поводу общей атмосферы сайта мало что могу сказать, поскольку не вылезаю на общие форумы из своего локального уголка. Как тот крестьянин, что сидит у берега моря и не знает, кто там в столицах нонича у власти, я - самиздатовец весьма пассивный и всем довольный.

    И напоследок: кого из авторов СИ вы читаете? Что из прочитанного можете порекомендовать читателям?

    Из тех авторов, с которыми знакома лично, с большим удовольствием читаю Раису Крапп, двух Викторий - Агаджанову и Дегтяреву, Юлию Сиромолот, Юрия Погуляя, Александра "Некто" Брехунова и другого Александра - Парфе, а вот Карловича, каюсь, грешна, читать перестала. Но в этом я сама виновата, а не он.

    Хочу поделиться восторгом: поразила меня на Самиздате конкурсная вещь - "Двести слов для улыбки" (автор - Mayra). Как раз когда я ее увидела, на форуме "Зелинфо" разгорелась дискуссия между теми, кто любит Зеленоград, и теми, кто его недолюбливает и призывает всех поскорее уезжать из него в большую Москву. И произведение Mayra'ы - по меткому выражению одной из журналисток, интервьюировавших Павла Кашина - "щемяще точно совпало с состоянием души". Хвала Творцу, Зеленограду не угрожают такие глобальные неприятности, как планетке Брилианга, описанной в "Двести слов для улыбки", но я увидела много похожего и нашла благодаря этой вещи нужные слова в защиту любимого города.

    НА ДОСУГЕ

    Вы не возражаете, если мы перейдем к подразделу "На досуге"?

    Сейчас мой досуг довольно прозаичен, хотя, вот парадокс, и поэтичен одновременно: хлопоты по витью любовного гнездышка :0)

    До отъезда из Петербурга я десять лет пела в хоре католического храма, собиралась продолжить это благое дело и в Москве, но в Зеленограде костелов нет, а в большую Москву мне что-то никак не выбраться (вот в первых числах октября выбралась - и тут же была за это наказана: у Белорусского вокзала сорвали с шеи мобильный телефон!), каждый раз какая-то новая причина находится не ехать, так что честнее, наверное, будет говорить о моей певческой "карьере" в прошедшем времени. Впрочем, совсем петь я не перестала: время от времени исполняю популярные эстрадные и авторские песни для себя и друзей, подыгрывая себе на семиструнной гитаре.

    Если не трудно, назовите ваших любимых поэтов и писателей (не из Самиздата). Что читаете? Как много, как часто? Кто и почему нравится?

    Читаю я последние лет пять в основном с экрана, в рабочее время (ай-яй-яй ;0)). Последний раз брала в руки бумажную книгу в конце 1990-х, когда открыла для себя мир Ивана Ефремова. В библиотеке последний раз была на рубеже веков, да и то потому, что не оказалось в интернете книги, которую мне порекомендовали прочесть: "Молоко волчицы" ставропольского писателя Андрея Терентьевича Губина. Книгу эту я разыскивала по совету астрофизика, писателя и фотографа Владимира Романенко, чьим творчеством я искренне восхищаюсь и горжусь, что знакома с таким уникальным человеком! Под влиянием моего возлюбленного Дяди Глюка я заново перечитала Стругацких, от друзей по зеленоградскому чату "заразилась" увлечением Терри Гудкайндом, познакомилась с творчеством весьма своеобразного автора - Юрия Никитина. Поразил меня и заставил задуматься поэт Денис Карасёв - с ним я виртуально "встретилась" благодаря форуму "Зелинфо".

    Но на самом деле нравятся мне не авторы, а произведения. Есть очень много таких вещей, которые я когда-то прочла с удовольствием и хотела бы перечитать заново... ан не могу! Ни автора, ни заглавия не помню. Спрашиваю у тех, с кем вроде бы вместе когда-то читала или делилась прочитанным - так они не помнят вообще ничего... Подвергнуть бы меня глубокому гипнозу с целью упорядочить содержимое памяти - вот бы сколько имен и названий из ее недр выплыло, хватило бы на новую "Золотую библиотеку"!

    Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?

    Газеты - если говорить о реальных, бумажных - я в основном просматриваю по диагонали, и только те, которые бесплатно приходят в почтовый ящик, специально ничего не покупаю и не выписываю. Дядя Глюк выписывает через интернет журнал "Полдень. XXI век". Как раз недавно пришли новые номера, теперь мы вместе их читаем. Но это, пожалуй, и все...

    Смотрите ли телевизор, какие передачи? (Есть кстати, принципиальные противники ТВ). Что наиболее интересно: новости, триллеры, фильмы с Аленом Делоном, советские фильмы или современные американские?

    К принципиальным противникам ТВ я не отношусь, но и сторонникам его от меня мало прока. Телевизор у нас в доме работает в фоновом режиме: что-то там болтает себе, а мы занимаемся своими делами и почти к нему не прислушиваемся. Утром включаем поинтересоваться погодой, заодно краем уха услышать новости, вечером - наугад ищем какой-нибудь интересный фильм, а не найдем - так и оставляем работать на том канале, что оказался в поиске последним. Зритель я нетребовательный, чем "кормят" - то и смотрю, только фильмов ужасов боюсь, они потом мне по ночам с продолжениями снятся :0(

    Когда была в юности влюблена в Караченцова, отслеживала специально фильмы с его участием, но сейчас никаких особых предпочтений нет. Разве что фантастику люблю чуть больше, потому что сама ее пишу :0) Но согласна с распространенным мнением, что люди, как у нас, так и за рубежом, постепенно разучиваются снимать хорошие фильмы. Старые актеры и режиссеры умирают, а на смену им не приходят столь же талантливые молодые. Или, может, я просто смотреть не умею, потому и не вижу?..

    Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика? Может, группа "Кино" является вашей любимейшей? В любом случае, БГ вам не безразличен. А вот, например, Александра Башлачева слушаете?

    Мой ответ, наверное, уже можно предсказать - меня интересуют не исполнители, а песни :0) Из-за этого, когда я как-то раз попыталась собрать на одну кассету все, что мне нравится, домочадцы не дали мне ее слушать - как это ты можешь, говорят, спокойно выносить такой звуковой винегрет, да еще удовольствие получать?!

    Есть у меня любимые вещи из репертуара группы "Кино", но сказать, что очень люблю эту группу, я не могла бы. Тяжелый металл не слушаю, я слишком стара для такой музыки. Классику люблю, но под настроение, предпочтение отдаю ариям из опер в исполнении Марио Ланца. Нравятся мне многие вещи из тех, что я сама пела - хоровые произведения Баха, Генделя, Бортнянского, Палестрини. Очень люблю инструментальные композиции Энио Морриконе. У БГ с удовольствием слушаю ранние вещи, но сам он - "герой не моего романа", на слова его я сослалась просто потому, что они пришлись к случаю и запомнились с тех времен, когда я работала в газете и интервью со звездами архивировала.

    Имя Александра Башлачева я знаю, но музыку его - нет, поскольку не обращала внимания. Может, когда-то и слышала что-то случайно, но не знала, что это он. Увлекалась я одно время Павлом Кашиным - пока его творчество не стало слишком заумным. Бардовскую музыку, и тоже главным образом старую - 1960-70-х годов - я больше сама пою, чем слушаю. Сейчас слушаю в основном радио, уже не помню, когда последний раз включала магнитофон или CD-плейер.

    Смотрите ли шоу "Дом" с Николаем Басковым, "Большая стирка" или "Окна"? Что скажете по каждому пункту?

    Если я включу телевизор и случайно наткнусь на одну из названных вами передач, то не стану с руганью выключать, но и специально смотреть тоже не буду. Мое отношение к этим передачам - скорее равнодушное, с легким уклоном к отрицательному.

    Авторы СИ, обычно, весьма разноплановые личности - кто в походы ходит, кто - в самодеятельность, а кто - и театром руководит. А у вас - есть хобби (два, три)? Или времени на это совершенно не хватает?

    Пожалуй, назову в качестве хобби - серьезным занятием это называть было бы чересчур самонадеянно - ведение сетевого литературного журнала "Зеленая буква" на портале "Зелинфо". В этом журнале я сама себе автор и редактор. Выпускаю новые номера каждую среду. Такая вот мини-самореклама :0)

    Когда-то ходила я в театральную студию, мечтала даже о большой сцене, но не сложилось. А потом текучка заела. С детства умею много всяких интересностей - выжигать, делать аппликации из соломки, складывать фигурки из бумаги (кажется, это называется оригами), вязать спицами и крючком - но постепенно все забываю, руки не доходят. Этим летом прыгнула с парашютом, торжественно получила книжечку "Свидетельство парашютиста", но заполнить записями о прыжках остальные четыре строчки в ней так и не собралась, хотя вроде были и время свободное, и хорошая погода... Наверное, я просто неорганизованная, потому и улетает куда-то со страшной скоростью мое время, и я даже не всегда понимаю, на что и куда.

    Расскажите побольше про "Зеленую букву". Может, кто-то из авторов СИ присоединится, поддержит?

    Честно говоря, рассказывать пока особенно нечего. Современность еще не перетекла в историю :0) Просто коллектив "Зелинфо" увидел, что в журнале "Зеленоград online" литературные разделы есть, и однажды решил: "А мы чем хуже? Пусть и у нас свой литературный журнал будет!" А кому его вести? Конечно, Юлич, она же писательница! Вот так "без меня меня женили": написали шаблон-форму для выпуска еженедельных номеров, показали мне, как с ней обращаться, дали имя и пароль - и вперед! Но я не жалуюсь, я даже рада, что все решили за меня другие люди - сама бы я никогда с подобной инициативой не выступила.

    Редактор я не злой, принимаю к публикации почти все, что присылают на адрес julich@zelinfo.ru. Правда, не без нескольких неизбежных "но"... От ворот поворот даю вещам с ненормативной лексикой, но это почти во всех журналах делается, тут я не оригинальна. И еще, поскольку журнал зеленоградский, авторы должны или сами быть из Зеленограда, или писать о нем. Видимо, по этой последней причине я и присутствую в еженедельных выпусках практически единолично. Но и читателей относительно немного, не только авторов. "Зеленая буква" - этакий сетевой зеленоградский междусобойчик :0) И я не уверена, стоит ли его слишком сильно раскручивать. Возможно, в нынешней его "камерности" - вся и прелесть ;0) А может быть, я не права и всего лишь пытаюсь оправдать свою лень? Не знаю... со стороны виднее.

    Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью".


  • Комментарии: 73, последний от 07/09/2004.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 14/12/2003. 51k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  • Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

    Как попасть в этoт список