Акулов Александр Сергеевич: другие произведения.

Феномен профессиональной философии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (В сокращении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . Очень нефилософски предъявлять претензии к тому времени, в котором мы живем, но есть то, что раздражает в постсоветской философии: все те же советские нотки, мощная драпировка, а то и центральная ось изложения, состоящая из цитат, которые выдаются за научные ссылки, но в действительности таковыми не являются - qui pro quo. Подобные имитации возникают из неопределенности предмета цеховой направленности, из несогласий между различными квазицехами. Сообщества в философии строятся по иным принципам, чем сообщества в науке, и почти не корректируют друг друга. В отдельных случаях философ, подобно писателю, может выступать как терапевт или модификатор души. Но какие-то кабинеты философской терапии, скорее всего, будут (если вообще будут) не везде и не всегда. Эфемерные вещи слишком трудно поддаются социальному канализированию. В большинстве случаев неуловима и польза, которую философия может принести науке. Как раз более ощутим вред: приснопамятные киты, на которых стоит земля, теплород, опровержение вейсманизма-морганизма... Как-то профессионализовать философа, дать ему кормушку в качестве корректора науки или советника при ней в общем случае невозможно. Попробуем посмотреть на вопрос не менее серьезно, но уже с третьей стороны. У преподающих философию не хватает времени, для погружения в нее. Большинство из них находятся за десятки и тысячи километров от ближайшего философского факультета. Им важно набрать оплачиваемые часы, важно готовиться к встречам со студентами времени постпостмодернизма, дабы не упасть в их глазах. Кивками в сторону брадатых классиков уже не отделаться, тем более возникают и меняются модные философские течения, модные авторы-временщики. В погоне за симулякрами заниматься своей философией, собственным философствованием некогда. Иногда возникает вопрос: "А не лучше ли философу жить в лесу или на необитаемом острове?". Всем известный американец однажды поселился в лесу. Однако жизнь там мало дала Генри Торо в философском плане. Он занялся писанием нравоучений, а феноменологии предпочел фенологию природы. Поневоле приходится завистливо взирать на физиков-теоретиков, работающих не в вузе, а консультантами в прикладных институтах, на математиков, занимающихся чистой математикой в институте Стеклова. Из этой аналогии можно сделать вывод: обязанность российского профессионального философа - находиться не на факультете, а в Москве на Волхонке, 14 (если на соответствующий момент там есть подходящие условия; бум вроде бы прошел), а еще лучше - дома и никуда не выходить. Слово "дома" звучит для некоторых очень завлекательно. Время от времени философия, как и поэзия, требует праздности, безделья. Закоренелыми бездельниками, "тунеядцами" были античные философы, а также Шопенгауэр, Фейербах, Ницше, Бакунин, Маркс... Свой дом устраивает не всех, но я как-то не слышал, чтобы у философов были в загородной зоне свои дома творчества, как у писателей или композиторов. Дворцы ученых, конечно, не в счет. Однако в пресловутой связи "философия - преподавание" все же есть одна польза: эта связь насильственно сохраняет нам ту философию, которая никогда бы не стала известной сама по себе. Никакой Гегель, никакой современный философ логико-аналитического или логико-лингвистического направления вне академической среды не смог бы выжить, имей он даже ренту. Сейчас у нас почему-то скромно упускают из вида трагикомедию: на философских факультетах в 70-80-е годы неангажированная философия существовала лишь в курилках. Фигура Мамардашвили этот фарс не отменяла. Душок "Материализма и эмпириокритицизма" и сейчас чувствуется на соответствующих кафедрах - vis inertiae. Все-таки еще раз обратимся к недавнему марксистскому прошлому и в связи с этим вспомним старую притчу о поведении праотца Моисея на Синайском полуострове. Конечно, он водил бывших пленников по пустыне не сорок лет, а сорок дней (примечание за рамками нынешней тематики )*1, и все же сорок лет - цифра значимая, поскольку принято считать, что в течение 30 лет меняется главенство поколений. Добавочные десять лет - гарантия от статистических разбросов. Поскольку и в правление Горбачева на кафедрах странным образом продолжали царствовать истмат с диаматом(2), за точку отсчета можно взять 1992 год. Пусть тот, кто доживет до 2032 года, съездит в Москву в Институт философии. Возможно, там он увидит живых профессиональных философов. Настоящих. Небольшой шанс на их появление к тому времени существует. Неплохо было бы составить им послание и запечатать в бутылку. Ad meliora tempora. * * Невзирая на формальную наукообразность подачи и возможность частичной математизации, философия находится всѐ-таки не в ряду: физика - биология - история, а скорее - в ряду: музыка - поэзия - живопись. Проблема - в каком она месте этого ряда и в том, что этот ряд имеет откровенные не улавливаемые сознанием пробелы. Аналогичные пробелы и отсутствие плавных переходов - между содержимым разных органов чувств(3). Обращает внимание сходство современного положения в поэзии и философии. А стихами, как известно, сейчас не живет ни один поэт. ПРИМЕЧАНИЯ 1 В этологии принято различать историческое профанное время и мифическое сакральное. Если мы попробуем перевести второе на первое, то может оказаться, что Мафусаил прожил не 969 лет, а 969 месяцев, Моисей водил своих подопечных не 40 лет, а 40 дней. На Ближнем Востоке и места, где водить, нет. Целую войну там можно закончить за шесть дней. Правда, блаженное писание многократно умножает не только числа, касающиеся времени: не мог Самсон убить ослиной челюстью тысячу человек... 2 Хотя соцреализм в изобразительном искусстве сильно дрогнул на бульдозерных выставках в середине 70-х, а в 80-е чуть было не аннулировался. 3 Ядро чистой философии как бы и оказывается чувством "господа бога", "надмирного демона", ибо, в отличие от науки, ее предмет - реальность, а не иерархия неостанавливаемо птолемеющих гносеологических артефактов, не осколки интерфейсов. Отсюда понятно, почему кому-то более всего философия чудится в музыке Гайдна, почему Фридриха Ницше вдохновлял Вагнер.

Александр АКУЛОВ

  

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ СТАРЫЙ ВАРИАНТ (Не вошедший в сборники)

(эссе)

   Почему-то, очевидно, неправильно начало профессионального философствования связывают с появлением в европейских университетах философских факультетов и кафедр. Философия как будто стала оплачиваемой... Но преподаватель философии - еще не философ. В принципе можно вообразить пусть не выдающегося, но относительно хорошего преподавателя живописи, который сам писать маслом не умеет по какой-то сторонней причине, скажем, инвалидности.
   А инвалидом по отношению к философии можно назвать все человечество. Можно даже категорически заявить, что Homo sapiens - существо крайне антифилософское и к философии патологически неспособное. Философия существует не менее пяти тысячелетий, а, возможно, и тридцать тысяч лет - все время существования современного вида человека, но до сих пор она не дошла до своих азов. Конвенции здесь ограничены, а принятые локальны и легко подвержены пересмотру. Следовательно, столь же условна и предполагаемая профессионализация по принципу квазицеховости. Очень нефилософски предъявлять претензии к тому времени, в котором мы живем, но есть то, что раздражает в постсоветской философии: все те же советские нотки, мощная драпировка или даже центральная ось изложения, состоящая из цитат, которые выдаются за научные ссылки и в действительности таковыми не являющиеся - qui pro quo. Подобные имитации возникают из неопределенности предмета цеховой направленности, из несогласий между различными квазицехами. Сообщества в философии строятся по иным принципам, чем сообщества в науке, и почти не корректируют друг друга.    
   Подойдем к вопросу другой стороны. Представим, что в некотором инкубаторе вдруг смогли вывести профессионального философа. В любом случае такой профессионал не смог бы жить публикацией философских работ, как авторы детективных романов. Предположим, что он преподает сам себя и одновременно в процессе преподавания философствует. Но в случае такого феномена он смог бы пробыть профессионалом не более двух семестров. Затем он неизбежно (если не предал собственное учение) стал бы повторяться, превратился бы в филосоведа-самоведа, собственного школяра-интерпретатора...
   Как мы видим, достаточной почвы для профессионализма нет. Обычно философия денежно обеспечивает своего носителя через процесс преподавания. Имеется свого рода порочный круг, нечто вроде сетевого маркетинга сайентологов.
   В отдельных случаях философ подобно писателю может выступать как терапевт или модификатор души. Но какие-то кабинеты философской терапии, скорее, будут (если будут) не везде и не всегда. Эфемерные вещи слишком трудно поддаются социальному канализированию.  Аналогично в большинстве случаев неуловима и польза, которая философия может принести науке. Как раз более ощутим вред: эти приснопамятные киты, на которых стоит земля, теплород, опровержение вейсманизма-морганизма... Как-то профессионализовать философа, дать ему кормушку как корректору науки или советнику при ней в общем случае невозможно.
  
   Попробуем посмотреть на вопрос не менее серьезно, еще с одной стороны. У преподающих философию не хватает времени, чтобы ею заниматься. Большинство из них находятся за десятки и тысячи километров от ближайшего философского факультета. Им важно набрать оплачиваемые часы, важно готовиться к встречам со студентами времени постпостмодернизма, дабы не упасть в их глазах. Экивоками и кивками в сторону брадатых классиков уже не отделаться. Тем более, что существуют и меняются модные философские течения, модные авторы-временщики. В этой погоне за симулякрами заниматься своей философией, собственным философствованием некогда. Иногда возникает вопрос: "А не лучше ли философу жить в лесу или на необитаемом острове?". Всем известный американец однажды поселился в лесу. Однако жизнь там мало что дала Генри Торо в философском плане. Он занялся писанием нравоучений, а феноменологии предпочел фенологию природы. Поневоле приходиться завистливо смотреть в сторону физиков-теоретиков, работающих не в вузе, а консультантами в прикладных институтах, в сторону математиков, занимающихся чистой математикой в институте Стеклова. Из этой аналогии можно сделать вывод, что обязанность российского профессионального философа - находиться не на факультете, а в Москве на Волхонке, 14 (если на соответствующий момент там есть подходящие условия; оргбум вроде бы давно прошел), а еще лучше - дома и никуда не выходить.
  
   Слово "дома" звучит для некоторых очень хорошо. Время от времени философия, как и поэзия, требует праздности, безделья. Закоренелыми бездельниками, "тунеядцами" были античные философы, а также Шопенгауэр, Фейербах, Ницше, Бакунин, Маркс. Свой дом устраивает не всех, но я как-то не слышал, чтобы у философов, как у писателей или композиторов, были в загородной зоне свои дома творчества. Дворцы ученых, конечно, не в счет.
  
   Однако в пресловутой связи "философия - преподавание" все же есть одна польза: такая связь насильственно сохраняет нам ту философию, которая никогда бы не стала общественно популярной сама по себе. Никакой Гегель или современный философ логико-аналитического или логико-лингвистического направления вне академической среды не смог бы выжить.
  
   Сейчас у нас почему-то скромно упускают из вида трагикомедию: на философских факультетах в 70 - 80-тые годы неангажированная философия чаще существовала лишь в курилках. Фигура Мамардашвили этого фарса не затеняла. Душок "Материализмиа и эмпириокритицизма" и сейчас чувствуется на соответствующих кафедрах - vis inertiae. Все-таки еще раз обратимся к недавнему марксистскому прошлому и в связи с этим вспомним старую притчу о поведении праотца Моисея на Синайском полуострове. Конечно, он водил бывших пленников по пустыне не сорок лет, а сорок дней - примечание за рамками нынешней тематики* - и все же сорок лет - цифра значимая, поскольку принято считать, что в течение 30 лет меняется главенство поколений. Добавочные десять лет нужны для гарантии от статистических разбросов. Поскольку и в правление Горбачева на кафедрах странным образом продолжали официально царствовать истмат с диаматом**, за точку отсчета можно взять 1992 год. Пусть тот, кто доживет до 2032 года, съездит в Москву в Институт философии.. Возможно, тогда он увидит живых профессиональных философов. Настоящих. Небольшой шанс, что они к тому времени появятся, существует. Неплохо было бы составить им послание и запечатать в бутылку. Ad meliora tempora.
  

* * *

   Невзирая на формальную наукообразность подачи, возможность частичной математизации, философия находится всё-таки не в ряду: физика - биология - история, но скорее - в ряду: музыка - поэзия - живопись. Проблема - в каком она месте этого ряда и в том, что этот ряд имеет откровенные не улавливаемые сознанием пробелы. Аналогичны пробелы и отсутствие плавных переходов - между содержимым разных органов чувств.
   Обращает внимание сходство современного положения в поэзии и философии. А стихами, как известно, сейчас не живет ни один поэт.
   * В этологии принято различать историческое профанное время и мифическое сакральное. Если мы попробуем перевести второе на первое, то может оказаться, что Мафусаил прожил не 969 лет, а 969 месяцев, Моисей водил своих подопечных не 40 лет, а 40 дней. На Ближнем Востоке и места нет, где водить. Целую войну там можно закончить за шесть дней. Правда, писание многократно умножает не только числа, касающиеся времени: не мог Самсон убить ослиной челюстью тысячу человек .
  
   ** Хотя соцреализм в изобразительном искусстве сильно дрогнул на бульдозерных выставках в середине семидесятых, а затем в восьмидесятые чуть было не аннулировался.
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com LitaWolf "Враг мой. Академия Блонвур 2"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) М.Лафф, "Трактирщица-3. Паутина для Бизнес-леди"(Любовное фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) К.Блэк "Апокалиптические рассказы "(Антиутопия) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "К бою!" С.Бакшеев "Вокалистка" Н.Сайбер "И полвека в придачу"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"