Аннотация: Ходил по городу и разговаривал с иностранцами.
Привет, сопланетники!
Как известно, не только российские студенты осчастливливают своим присутствием заграничные просторы - не менее часто происходит обратный процесс. После таяния льдов истории даже по некоторым меркам захолустный Ижевск стал местом, который охотно обживают студенты и преподаватели из совершенно различных стран. Зимой они постигают русскую душу, а летом уезжают домой отогреваться от нашей бесконечной достоевщины.
Путей для прохождения образовательных программ в России великое множество. Основных два - пройти на обменную программу по конкурсу грантов или же оплатить всё из своего кармана. Как правило, платят студенты азиатских стран - в силу меньшего количества именно обменных вариантов. Так или иначе, но они приезжают сюда, принося с собой частичку своей культуры и немножко пропитываясь нашей. Проследить отчасти за этим процессом культуроварения и явилось целью "Д".
Фабрис-Эрик-Кристоф Гийе, 29 лет, Франция, Каен.
В лучших традициях нынешней постиндустриальности Эрик проникся идеей посещения России после достаточно продолжительного общения с некой таинственной персоной по мэйлу. В итоге получилось офциальное приглашение. Теперь Эрик, получивший образование в Университете Каена по специальности Информатика и Экономика, "консультирует" в УдГУ преподавателей французского, а частенько - и студентов. Что доставляет, естественно, определённое удовольствие - представьте себя в окружении сотен достаточно умных людей, но при этом не могущих и трёх слов связать на вашем языке. Шутка.
На извечный вопрос про российский климат Эрик ответил не вполне тривиально. Он не видит в нашей погоде каких-то особо шокирующих моментов. Ни снег, ни холод не являются чем-то исключительно российским - в те же снежки он вволю наигрался в детстве (боль-дэ-нэж, что значит "мячик из снега"). Даже и социально-бытовые сложности ни в коей мере не отвратили Эрика от России - хотя ему и пришлось несколько скорректировать образ жизни, но ничего страшного в этом не видит.
На второй вечный вопрос - о наших девушках, он уже отвечал "обычным образом". Фемины наши - очень даже красавицы.
Эрик не против и дальше жить в России, не против посещать её в дальнейшем - но он никогда не забывал, где его Родина.
Пак Сан Чжун, 24 года, Южная Корея, Инчхон.
Впервые он приехал в Россию год назад и сейчас это его второй учебный год здесь. Пак изучает филологию с русским языком в УдГУ и намеревается в дальнейшем попробовать себя в России в качестве бизнесмена, хотя пока и не наблюдает подходящей перспективы. Учась в Кэмъёнском университете он заинтересовался русской литературой (читал в корейских переводах Толстого, Достоевского, Пушкина) и пришёл к осознанию необходимости более плотного знакомства. По всегдашней своей пошлости я спросил его про девушек, в ответ услышав маленькую лекцию по этнопсихологии. Оказывается, для азиатского человека европеоидный тип менее привлекателен, чем наоборот. 99% молодых людей, говорит Пак, создают семьи с представителями своего народа. Поэтому, живя в России, он хранит поистине буддийское спокойствие (при том, что считает себя атеистом), не отказывая другим в собственной точке зрения. В любом случае, формула любви для него - один мужчина и одна женщина.
По какой-то явно американизированной ассоциации я поинтересовался его взглядами на международную политику, терроризм и лично на Бен Ладена. В столь же политкорректных традициях он отметил безусловное наличие проблем в данных областях, что же касается Бен Ладена, то для него это достаточно сложный вопрос. В любом случае, Бен Ладен не является единственным виновником того, что происходит в мире.
От политики мы вновь спустились на землю и я спросил Пака про его досуг, а также про его отношение к Ижевску вообще.
Как это и не удивительно для некоторых людей, но Пак не считает Ижевск сколь-нибудь большим городом - ни по числу жителей, ни по площади. Единственное масштабное место в городе - это его Центральная площадь. При этом Пак ни в коем случае не хотел ёрничать - но в Корее в городах с такой площадью живёт многократно большее количество населения.
Что до свободного времени, то единственно полезными занятиями он находит чтение или сон. Что ж, и то и другое - гармонично.
Захир Хуссейн, 21 год, Пакистан, Фейзалабад.
Если жители Дальнего Востока отличаются неким лукаво-загадочным спокойствием, а обитатели Европы - нерушимостью своего прайвеси (сферы личной жизни), то представители Афро-азиатского Юга всегда поражали меня своей "солнечностью". Захир не оказался исключением - при двадцатиградусном морозе глаза просто грелись о его смуглое и жизнерадостное лицо.
Четвёртый год он уже изучает в стенах Медакадемии специальность врача-лечебника. По-русски он говорил дай бог иным дипломатам. Во всяком случае, при беседе мне практически не приходилось подстраиваться под его языковой уровень. Так же свободно, хотя и с милым акцентом, он говорил по-английски.
Всё в той же "американской" манере я, помимо общих вопросов, решил более подробно расспросить его про Талибан и прочие "исламо-террористические вещи":
Несмотря на покрытые снегом пакистанские горы, Захир был до глубины души поражён настоящей зимой. Для человека, выросшего под щедрым солнцем представить как вода ЗАМЕРЗАЕТ было невозможно, а уж то, что по замёрзшей воде можно было ходить...
Вопросом про девушек (да простят читатели мою озабоченность) Захир возмутился. Он вообще заметил, что в России какое-то потребительское отношение к женщинам. Они не являются товаром, что говорить о нём в таком духе. Любая девушка чья-то дочь, сестра, невеста. Конечно, россиянки прекрасны, но это не означает, что за ними нужно охотиться по постелям словно за дичью или призом. А что до разрешённого количества жён, то Захир подчеркнул не столько материальный аспект содержания четырёх жен, сколько необходимость для мужа любить всех четырёх в равной мере. А это очень тяжело.
Также Захир сказал, что не следует вешать на человека с юга всевозможные пропагандистские ярлыки (кои усиленно вешаются через СМИ). Во-первых, Пакистан не является арабской страной - и пакистанский народ это отдельная нация, во-вторых, разница между суннитами и шиитами куда меньше, чем между католиками и православными. Так что пакистанцы - просто мусульмане. Причём сейчас пакистанское общество вполне успешно модернизируется. Совершенно нормальная картина, когда девушки работают, пользуются интернетом и делают множество других вовсе не обязательных для них вещей.
И уже тем более никто не горит желанием извести под корень всё неверное человечество. Настоящий ислам совершенно не основан на насилии. А что до экстремистов, то в какой религии их нет?
Новый год? Во-первых, мусульманский календарь отличается от христианского, во вторых, ничего сакрального в этом нет. Человеческие праздники по определению не являются чем-то божественным. Посему, новогодние радости, учитывая запрет на алкоголь, будут исчезающе малы.
Почему Россия? Ничего экзотичного, перед глазами был пример знакомых - а это обычно очень действенный метод для принятия решений. Кроме того - каждое лето он возвращается домой.
Будущие планы Захира пока ещё не очень конкретны, но Россия на его пути - не последняя остановка. Он рассчитывает на врачебную карьеру в США или Канаде.
Камран Мухаммед, 27 лет, Пакистан, Лахор.
Происходя из более северного, чем Фейзалабад, города Камран явил собой наглядную картину этногенеза арийских народов - по сравнению с Захиром он просто сиял белизной.
В Россию Камран приехал аж в 1994 (первоначально планировалось ранее, но сему отчасти помешали известные октябрьские проблемы), став, таким образом, современником исторического пути Новой России. Сейчас он ординатор.
Врачебная карьера для Камрана явилась ударом судьбы - всей душой желая получить инженерное образование он столкнулся с волей родителей и вынужден был отступить. Камран отметил, что только в его родном городе три медицинских института, но это не значит, что в них легко поступить - профессия врача весьма престижна, а конкурс велик. Так оказался в России. Имея возможность наблюдать развитие реформ он накопил множество интереснейших наблюдений. Основной его вывод в этом плане - в целом, жизнь россиян очень даже наладилась, но по сию пору многие жалуются и вполне оправданно.
"Политическая" часть разговора оказалась весьма подробной и в некотором смысле даже жаркой. Каюсь, что позволил себе слегка выйти за рамки журналистской нейтральности и втянуться в спор.
Прежде всего, Камран разъяснил суть понятия "джихад". Когда на вашу страну нападают враги, то вы защищаетесь, скол бы ни были обоснованны враждебные претензии. Джихад - это оборонительная война, не меньше и не больше. Талибан? Уже само название содержит ответ - "талиб" значит студент. То есть членами Талибана и других организаций в большинстве становились не те, кто решил по тем или иным причинам пасть во имя мести и/или славы Аллаха, а те, кто учился этому с детства, в специально созданной образовательной сети. Тридцатилетний человек, к примеру, никоим образом не станет талибом - потому что ещё ни один человек не в состоянии изначально жить ради смерти. Тем более - начиная с тридцати, двадцати лет. Словом - джихадом занимается далеко не так много людей, как некоторым очень хочется думать. Камран также, как и Захир, отметил пропагандистско-информационное давление. Следя за чеченской проблемой, он давно уже пришёл к простому выводу - этот народ заслужил свою свободу. Что же до Палестины, то на это можно посмотреть с несколько других позиций, нежели чем написано в учебнике по международным отношениям. Телекомментаторы говорят о вековом противостоянии евреев и арабов, но до ХХ века они вполне нормально ужились друг с другом. Проблема, по мнению Камрана, проистекает из того недвусмысленного факта, что евреи отказались признать постоянными те границы, с какими Израиль официально вошёл мировое сообщество. Экспансия начата не арабами.
Да простят меня читатели, что я рискнул нарушить каким-либо образом их предновогоднюю негу, но никогда не стоит забывать, что пока в одних местах усыпляющая зима, в других до крайности жаркое лето.
В целом, любой иноземец, сколь бы он ни был экзотичен, такой же человек как и мы - со своими радостью, со своей ненавистью - и со своей Вселенной.