Алалыкин Денис Сергеевич: другие произведения.

Там, где кончаются фонари и начинаются плохие дороги

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кисунька http://zhurnal.lib.ru/m/medwedewa_ekaterina_aleksandrowna/ Размышления о некоторых мотивах.

   Прежде всего - должен сказать, что Катя блестяще справилась с написанием "Информации о владельце" - получившийся текст вышел кратким по длине, ёмким по содержанию и при этом по-девичьи милым. "По гороскопу - колокольчик. Люблю спать..." Блестяще!
  
   Чем хорош Самиздат, так это тем, что он объединяет русскоязычную творческую среду. Но объединяя эту среду в смысле возможности взаимопрочтения он практически ничего не может сделать с неизбежным фактом - разбеганием культурного пространства распавшейся Империи. Не знаю, где жила Катя ранее, но сейчас, живя в Бресте она своим замечательным творчеством показывает мне уже несколько "другую" русскую культуру. Возможно, это слишком громко. Но великое всегда начиналось с малого. Римляне, говорившие на латинском и жившие вместе с германцами, населяли Рим и во времена Траяна и после низвержения Ромула Августула в 476 г - при готах. И продолжали быть римлянами? Или нет? Так или иначе - но современное романоговорящее (римскоговорящее) население Рима имеет на самом деле мало общего со своими латинскими предками. И если уж современной истории не под силу сказать - в какое десятилитие (счёт идёт на века) произошёл необратимый культурный переход от "того" Рима к "этому", так и в данном случае - можно считать меня чрезмерно экзальтированным от распада Империи - но я таки полагаю, что в некоторых своих мотивах творчество Кати являет тенденцию "культурного разбегания".
  
   Чтобы рассмотрение получилось более объективным я выцепил наугад три текста: "Белое не надевать, вина не пить и не танцевать", "Девушка с белой кошкой", "Ужин из жены". И везде...
  
   Итак, "Ужин из жены".
   Во-первых (насколько я понимаю индевропейские культурные тренды), здесь в наличии явный импорт западнославянской сказочной традиции (из треугольника Чехия-Краков-Транссильвания) - безмятежный почин, похищение/обольщение красавицы Тёмным злодеем (какого-то цыганского вида), поиски её Светлым (при том многолетние), хэппи-энд, фрагмент некой "женской песни". А связка орлы-людоед в восточнославянской мифологии, по-моему, практически не появлялась.
   Второй смысловой слой - это актуальные социально-экономические проблемы, разрушающие традиционную культуру и дехристианизирующие семантическое поле: "плохо в бедности жить" - в рамках сказки на бедность герою могли указать родители или иные ответственные за Красу лица, откуда проистекала бы необъодимость поиска выкупа. Но про бедность Яну говорит сама Златка - что отражает её активную жизненную позицию в стиле "modern european female". Сцена с шалями на рынках, однако, демонстрирует конфликт (очевидно, не решённый самим автором) - до этого чётко заявлявшая о своей позиции Златка почему-то отдает решение о своём замужестве в руки тётки, которая до этого мало что определяла. Тут дело не в том, что она сама, пожалуй, этого хотела (как бы там ни грустила о лузере-Яне) - а в том, что этакая прагматичная девица вдруг да и не высказалась. Возможно, впрочем, что иначе сказочный сюжет полностью бы падал - девица Сама решает с кем быть, Сама пролетает и ещё требует к себе внимания:) Сказка сталкивается с реальностью. Кроме того, "modern female thinking" обнаруживается в сознании и самого автора - иначе я никак не могу объяснить тот факт, что она обошла своим вниманием и лишение Златки невинности Тёмным (важное явление в жизни традиционно живущей женщины) и уж тем более никак не показала отношение Яна к тому, что у него на руках взрослая Женщина с Детьми от его Врага. Опять сказка сталкивается с реальностью - потому что в реальности почти никому нет дела до того, кто как и с кем.
   Резюме - секуляризованное мышление под камуфляжем из евро-славянского фольклора.
  
   "Девушка с белой кошкой".
   И опять на переднем плане - усредненно-европейские традиции в изображении смерти."Голос нежный и тихий, как шелест листвы в парке летней ночью" - так скажет только современный, романтично настроенный, горожанин, нечасто имеющий возможность зайти в Глухой Лес. Во всём комплексе сравнений и эпитетов, характеризующих Смерть в этом тексте, практически не найти какой-то национальной специфики (в частности - русской специфики) - и при этом образ Смерти не вызывает какого-то непонимания - так как примерно эдак Смерть и выглядит в подсознании европейского мифа.Разумеется - ещё и индивидуальное видение автора. Живущей ни в Европе, ни в России...
   На втором плане наблюдается некое депрессивно-насмешливое состояние, свойственное определенному возрастному периоду, когда несправедливость мира особенно тяготит - так как приходит понимание невозможности его изменения. Обнажая перед читателем морально-этическую природу Смерти, являя лики разных людей - и заставляя их "всяко разно" умирать Катя обнажает саму себя, своё отношение к жизни. "У этой пары получился какой-никакой счастливый конец" - порою лет в 17 так и думаешь, глядя на собственное барахтание во всё более усложняющейся жизни.
   Резюме - неоготика, Достоевский, брестские евреи - и Катя, которой ещё далеко до двадцати.
  
  "Белое не надевать, вина не пить и не танцевать"
  "Скомпрометируий меня как следует!" - это ж полный отпад! Сказочный европейский сюжет, реальные отношения "отцов и детей", а также межподростковые - вкупе с мудрым женским юмором.
  
  
   Итог. Творчество Кати - это произведения, написанные прекрасным русским языком (полностью отсутствуют свойственные современной России идиомы), но при этом базирующиеся на евро-славянских сюжетных традициях совершенно не русского характера, и описывающих проблематику современной жизни с точки зрения человека-унисекса. Читая Катю возникает ощущение, что перед мной отлично переведённый текст с какого-то из западных языков.
   Талант + Гибель Империи = ...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"