Алалыкин Денис Сергеевич: другие произведения.

Еврофилософия Мераба Мамардашвили

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мераб Мамардашвили: Современная Европейская Философия ХХ века

  1. Заметки касательно "ресурсности" темы.
  
  Курс лекций - или бесед - по Европейской философии ХХ века был прочи-тан Мамардашвили в самом конце 1970-х студентам ВГИКА. Как и подавляющее большинство его лекций, "беседы" о философии не были опубликованы при жизни философа. Более того, тексты этих лекций изначально доступны лишь в формате расшифрованных магнито-фонных записей. Чем можно объяснить нежелание Мамардашвили (который, по многочисленным свидетельствам, достаточно тщательно к ним готовился) консолидировано записывать собственные мысли - не было толком понятно ни тогда, ни сейчас.
  Как следствие, при изучении наследия философа вообще, и лекций по Ев-ропейской философии в частности, исследователь сталкивается с уд-ручающей проблемой - отсутствием доступных текстов. Несмотря на то, что в 1999-м данные лекции были в Москве опубликованы, прак-тически иметь их на руках невозможно - подобные тиражи, при всей своей узкой специфичности, расходятся быстро. Информационные же сети предлагают крайне неоднозначные массивы данных, в част-ности ВСЕ философские сайты, на которых присутствуют работы Мамардашвили, предлагают вниманию читателя лишь введение к интересующим нас лекциям (две первые "беседы", всего же 26). Это притом, что совершенно свободно можно получить доступ к полным текстам лекций по античной философии и введению в философию, которые этот грузинский (и русский) философ читал как раз в тот же временной период.
  Так что данная работа по сути своей может представлять лишь своего рода очерк, при создании которого приходится собирать информацию по крупицам, не брезгуя и всевозможными сетевыми Философскими и/или Эзотерическими "словарями" и различными индивидуальными около-философскими страничками.
  Среди всего этого разрозненного материала следует, однако, особо отме-тить размышления и воспоминания некоего Ю.П. Сенокосова, знав-шего Мамардашвили лично.
  
  2. О Европейской философии.
   А) Некоторые общие идеи.
  Прежде всего, стоит отметить, что и по прошествии десятков лет с момента создания лекций по сию пору структура некоторых фраз в тексте практически не поддаётся даже простейшему пониманию. Частенько встречается нечто вроде: "...постараюсь выявить основные сквозные идеи современной философской культуры, которые в разных выра-жениях, в разных формах встречаются у разных авторов и в разных философских направлениях, создавая тем самым и акт моего говоре-ния, в сущности, противоречит самому себе, поскольку я пытаюсь по-средством его сообщить вам что-то, а говорю, что философия не со-общаема, ее нельзя преподавать." Я специально привожу столь длин-ную фразу, чтобы ещё раз подчеркнуть разговорный характер подоб-ной записи.
  Тем не менее, определённый интерес даже и столь запутанный текст впол-не представляет. Если суммировать основные особенности именно манеры подачи материала, то Мераб Константинович предпочитает говорить о концептуальном содержании философской мысли, нежели погружать разнородную аудиторию в специализированные мысли-тельные области отдельных направлений.
  Что касается содержательной стороны вопроса, то, как можно видеть, Ма-мардашвили прежде всего определяет философию, как феномен не-посредственно связанный с существованием человека, его личностью. Это, как он считает, и с чем нельзя не согласиться, превращает фило-софию в акт личностного развития. Философия, тем самым, не может быть передана, "научена" и, уж тем более, пройдена. Европейская философия ХХ века, как и любая другая философия, как и филосо-фия вообще, есть максимум личное дело двух людей, которые могут попытаться, опираясь на собственный жизненный опыт, ответить на вопросы о Причинах. Просто профессиональный философ накапли-вает свой жизненный опыт через призму специализированных рас-суждений, в то время как обычный мыслящий индивид прибегает к таким рассуждениям по информационной необходимости. Поэтому как минимум философия есть любознательность любого мыслящего.
  Именно поэтому евро-философия ХХ века ни в коей мере не есть некий философский трактат, который должен в чётких терминах дать "по-кадровые" характеристики объекта. Напротив, описание такой фило-софии скорее представляется попыткой хотя бы самыми общими сло-вами, на художественном уровне даже, попытаться уловить некую "сумму личностей" - ибо всякий писатель, художник, учёный несо-мненно обладает собственной философией.
   Говоря о человеческой личности, Мамардашвили приводит примеры из рассуждений Пруста, Ницше. Он говорит, что всем известная "бело-курая бестия", сверхчеловек с философской точки зрения далеко не являлись элементами какого-либо национального расизма. Суть дела была в том, что для того, чтобы приблизиться к своей божественной природе, человек должен стремиться преодолеть собственные рамки. То есть, человек становится человеком, имея сверхчеловеческие цели. Иначе, очевидно, вместо человека перед нами лишь высшее живот-ное.
  В реализации самого себя человек проходит словно бы по двум колеям (или жизненным функциям, по терминологии современного российского историка Переслегина). "Первое рождение" (жизнеобеспечивающая функция) человека связано с его существованием в форме двуногого, двуглазого и обоерукого. Но подлинная его суть проявляется во "вто-ром рождении (жизнесодержащая функция) и человек в этом смысле представляет собой некий текст собственной личности, акт творения, собирания. Не случайно, считает философ, в культуре ХХ века фигу-рирует идея жизни как художественного текста.
  В последнем смысле философия описывается как профессиональная реф-лексия этого самого "второго рождения" (или "плавания").
  Также философ обращает внимание на изучение проблемы человека и об-щества. Он оперирует терминами немецкой философии: Gemein-schaft - общность, и Gеsellschaft - общество. Общество содержит в се-бе различные секторы, классы, институты, отличные один от другого. В нем, в частности, власти традиционно разделены. А общность - это общение людей, которое устанавливается непосредственно всеми его участниками. Gemeinschaft стало противопоставляться в поздней фи-лософской культуре формальному Gesellschaft. Те же немцы исполь-зовали это в нацистской идеологии. Народ как общность существует, и народ должен непосредственно управлять самим собой. А как он может непосредственно управлять? Без разделения властей, без сис-темы представительства. А очень просто: один народ, один фюрер.
  Сложные социальные структуры, являясь продуктом именно человеческой деятельности, не могут воспроизводиться. Их нужно поддерживать, выращивать. Отсюда и идея Бога - который умирает, если его не поддерживать.
  И отсюда же идея философии, как непрестанного усилия по сохранению и развитию "человекости", и, в этом смысле, вынужденного усилия.
  
   Б) Течение мысли.
  Главные направления европейской философии, освещаемые Мамардашви-ли, сравнительно немногочисленны - но уж зато весьма концептуаль-ны: экзистенциализм, психоанализ, феноменология, неопозитивизм или логический позитивизм, философская антропология, философия жизни или философия культуры, герменевтика, метафизика...
  Но, прежде чем вглядеться в эти течения, стоит задуматься о внутреннем смысле, целесообразности вообще наличия какой-то философии, от-личной от той, что была раньше, что признана классической. Ведь, в самом деле, и в 18-м, и в 19-м веке европейская культура уже обла-дала прекрасными и эстетически, и содержательно философскими системами?
  Или другой вопрос, отчего классическая философия рассматривается обычно как нечто рациональное, разумное, в то время как вся суть мысли ХХ века сводится к самовоспроизводящимся формам упадоч-ности, декаданса, иррациональности? Получается, что имеются некие общие для миллионов людей проблемы, отличные от тех, что были раньше. Меж тем, люди-то всё те же.
  На это философ отвечает, что всё же "есть какие-то состояния, для которых уже нашлись символы, циркулирующие в культуре. И в атмосфере этих состояний возникают новые современные философские направ-ления".
  И, как он считает далее, в каком-то смысле вся современная культура и философия есть совокупный ответ на Первую Мiровую Войну 1914-18 гг. На переломе веков действительно что-то происходило, что увенчалось мировой войной, совершенно непонятной для традицион-ной классической культуры, войной, которая не укладывалась ни в какие правила человеческого понимания, ни в какие навыки про-свещения и принципы разума.
  Ещё один возникающий попутно вопрос - а что есть такого в чём-то, что делает некое явление современным? Отчего полотна Тициана счита-ются классическими, а Сезанна (начало 19-го века) - современными. А оттого - "современность" некой идеи означает, что она затрагивает своим существованием какую-то проблему, не решённую на данный момент.
  В частности, это означает, что по сей день декадентствующая после Пер-вой Мiровой Войны европейская философия на самом деле бьётся над той же проблемой, что возникла к моменту Войны.
  Отсюда получается, что время есть хронологическое, а есть и историческое. Исторически современная европейская философия до сих пор пре-бывает в условном 1900-м году, ибо так и не решила возникших про-блем.
  Одна из этих проблем - появление в ХХ веке структур идеологического управления массами людей.
  В какой ситуации оказался человеческий разум, столкнувшийся с подоб-ными формами общественного бытия?
  Встала проблема соразмерности бытия человека и бытия социума. Филосо-фия (например, в лице личностей вроде Ортега-и-Гассета) явилась инструментом выработки этой соразмерности.
  И именно поэтому классическая философия той же Европы не способна справиться с подобными задачами. Люди остались прежними, но структурность их бытия весьма усложнилась.
  И именно в рефлексии новых форм личного и социального бытия и состоит суть современной европейской философии в ХХ веке. Она пытается дать человеку способ сохранить свою "человекость" в рамках тоталь-ного контроля, в рамках массового идеологического образования.
  Ещё одна проблема - сложность, но и обитаемость мiра для человека. Со-временные производственные циклы, контролируемые немногими людьми, оставляют очень многих в некоем подвешенном, "бездель-ном" состоянии. Из этой категории людей появляются люмпены, по-является массовое общество, возникает современное понятие "массы". Последняя есть среда, живущая результатами труда немногих (в том числе творческих) людей. Возникает общество потребления.
  То есть, человеческий социум "не возражает" против наличия в нём огром-ного количества людей, людьми в философском смысле слова не яв-ляющимися!
  Чтобы быть человеком в условиях массового общества и массового произ-водства необходимо очень сильно потрудиться. Над собой, прежде всего. Необходимо очень чётко видеть свою суть.
  Так как человек ленив, то он очень часто предпочитают простое сложному. Посему управлять массой - это упрощать массу - то есть, упрощать человека. Так нельзя - но так происходит. Массовое общество в ХХ веке управляется посредством его экзистенциального оглупления.
  В такой ситуации очень сложно "думать" свои мысли.
  И тут мы имеем дело с фактом наличия "специальных" людей, которые в массовом обществе занимаются "свое-думанием". Интеллигенция. Возникает проблема социальной роли и социальной позиции людей интеллектуального труда, творчества.
  Ведь суть дела тут ещё и в том, что, поставляя продукт своего труда на по-требление обществу, интеллигенция вроде бы просвещает его? Но кто тогда просвещает её саму? Откуда в массовом обществе берётся сис-тема воспроизводства "человекости"?
  Современный философ должен сказать - кто бы ни просвещал интеллек-туала, но на знание безусловной истины он претендовать более не может. Это просто одно из...
  А ХХ век, вдобавок, показал, что при желании к истине можно ещё и та-щить силой.
  Основное различие между состоянием классической мысли и современной состоит в том, что мысль из привилегии стала достоянием массы - и потеряла тем самым свою уникальность, значимость.
  В итоге, вместо творчества получился сплошной принудительно-наёмный труд.
  В своё время, непривязанный к каким-то социальным заказам, обязанно-стям, классический европейский интеллектуал занимался универ-сальным знанием, универсальными идеями. Именно с подобного рода деятельностью был связан и феномен европейских университетов - привилегированных центров генерирования всеобщности знания. Ныне это не так, ныне Академия Наук не есть сообщество со-творцов, но скорее формализованная иерархическая структура, превращаю-щая процессы познания и творчества в самый настоящий производ-ственный цикл.
  На практике жизни это означает обезличивание продукта интеллектуально-го труда:
  "...в XX веке сознание стало фабриковаться, причем, по законам науки и специально, вещественно распространяться, чтобы воспроизводить в головах людей те или иные социальные проекты и задачи"...
  
  3. Резюме.
  Остаётся только подосадовать на невозможность работы со всем текстом данной работы Мамардашвили. Но, так или иначе, из полученного можно сделать по сути один концептуальный вывод: советский, рус-ский и грузинский философ Мерад Мамардашвили ("сын отца"), дис-сидент (отчасти), со времён "зрелого упадка" СССР и по сей день ос-таётся современным философом, смело, интересно и эффективно за-трагивавшим ключевые проблемы современности, которые, как ока-зывается, сложились ещё к началу календарного ХХ века и не реше-ны по сей день.
  
  
  
  
  Источники:
  
  1. Цитаты Мамардашвили приводятся по материалам http://www.anthropology.ru
  2. www.mamardashvili.ru также представляет собой один из ключевых ресурсов, но функционирующий на нерегулярной основе.
  3. Энциклопедия современной эзотерики http://ariom.ru/wiki/, на ко-торой содержится неплохая "академичная" статья-справка.
  4. Там же http://ariom.ru/wiki/OMerabeMamardashvili/print можно найти текст-воспоминание Ю.П. Сенокосова о его опыте общения с философом.
  5. Неплохо структурированные текстовые массивы доступны на элек-тронной библиотеке http://www.psychology.ru/
  6. Работы С.Б. Переслегина можно найти на сайте Имперского Гене-рального Штаба http://stabes.nm.ru
  7. Плюс разрозненные публикации, разбросанные по разным сайтам (например, "оцифровки" текстов с публикаций журнала "Вопросы философии".
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ч.Маар "Его сладкая кровь"(Любовное фэнтези) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) А.Алиев "Проклятый абитуриент"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"