Разумеется, при размышлении о том, что есть такого в Перми, что делает её Пермью, прежде всего на ум приходят её здания, её архитектурные решения. Называть их сродни изобретению велосипеда, но всё же:
• Первый символьный ряд города это безусловно антагонистическая пара Галерея - Башня Смерти. Первая, бывшая в своё время определённым средоточием официальной православной религиозности города, ныне (и давно) лишена своего сакрального значения, подобно петербургскому Казанскому Собору. Вторая же, напротив, в своём "лубянковском" стиле словно бы подчёркивает насмешку нынешних властителей России над её же прошлым. Своего рода мёртвый храм Бога и живой храм Власти.
• Вторым символьным рядом, хотя разительно уступающим первому, можно назвать пару П Г У и П Г Т У. Как известно, практически в каждом заслуживающем уважения российском городе всегда будет пара подобных ВУЗов - "классического" и "технического". При этом для одних при слове "университет" возникает одна ассоциация, у других - иная. Достаточно попросить частника отвезти к "универу" и если вы не уточните к какому, то он увезёт вас к Единственному университету. В его понимании. Так вот, символьность их взаимоотношения проявляется даже в том, что "классический" всей своей массой находится возле основного железнодорожного узла (и по своему это ведь весьма очень даже), но зато "технический" главным своим корпусом стоит на основной улице города. И это тоже весьма.
• Опера и Драма - их противоположность заметна сходу. Первый находится посреди в меру классического парка, сам являясь наследием времён Страны-Богоносицы, его окрестности, до сих пор полные недурных особнячков, сама атмосфера, пропитанная духами давно истлевших изящных барышень-театралок. Картину разумеется портят привычная всем мимохожая пьяная чернь вкупе с пошлейшей ленинской статУей. Однако, что касается Драмы, то, при всех своих театральных достижениях, возникает ощущение, что основная его участь - служить фоном бесчисленным гоп-мордобоям, пьянству, митингам, а также прикрывать от ветра жалкие кустики, до которых бегают замёрзшие "девочки с Коммунист-стрит"...
• Ещё пара - два вокзала в черте города. Пермь-1 и Пермь-2. Тот, кто был, к примеру, на вокзале такого города как Кунгур, легко меня поймёт. Штука же в том, что покоробленный временем маленький Пермь-1 на фоне своего гудящего индустриального собрата кажется не в пример элегантнее, историчнее и "вернее". Пермь-2 от своей старой души сохранил разве что общее направление выходов-входов. Если вам доведётся увидеть старую его фотографию - вы поймёте. Если, кстати, пойти дальше в рамках нашего сюр-полёта, то если в паре Галерея-Башня мы видим противостояние двух зданий, то здесь мы напротив видим один вокзал, но распадающийся на две половинки - маленький сонный "gare" и "как бы" modern railway station...
• Символ сам по себе - это верстовой столб возле Почтамта. Тут ни прибавить, ни убавить. Стоит. И это "круто".