Как справедливо заметил в свое время один философ - ежели Бога бы не было, то его следовало бы выдумать. Утверждение кстати весьма ло-гичное - и вовсе не от того, что, дескать, слабые люди всё время норо-вят изобрести себе очередную духовную подпорку.
Даже современная примитивная земная наука (а другой ей и не быть - на фоне Бесконечности Вселенной) давно уже вывела, что мирозда-ние существует в определённом формате, а динамика этого существо-вания подчиняется определённым законам.
Законы жизни суть следствие. Но чего? Кого? Вопрос Бога - это во-прос об авторстве вселенского бытия.
Разумеется, Вселенский Бог это далеко не добрый дедушка на облач-ном престоле, коего так и не увидел в своём полёте Гагарин (и отчего многие утратили свою веру).
Может быть, Богом можно назвать всю Вселенную, творящую саму себя - и, несомненно, поэтому живую. То, что звёздное излучение гу-бительно для человеческой биологии ещё ведь не говорить о её не-жизненности - это всего лишь свидетельство неприспособленности человека к различным средам обитания. Для нас Солнце - это непре-рывный термоядерный взрыв, а с точки зрения Вселенной - звезды суть маленькие частицы тепла, щедро ласкающие им окружающий холод и своих замерзающих без света собратьев/сестёр.
Вселенная жива, у неё есть законы - и всё это неспроста.
Быть может, живший в состоянии бесконечного жизненного стресса неандерталец (или кроманьонец) лучше это понимал, чем изощрён-нейшие кабинетные учёные. Именно поэтому язычество наполняет жизнью всё, даруя всякой вещи собственную душу, ожидая от всякого ручья самостоятельного поведения.
Собственно, религия, по моему мнению, есть определённый "стиль" признания Вселенской жизни и всего от этого проистекающего.
Кто-то воспринимает трансцендентность на уровне - намажу ему ли-цо, он и даст, а кто-то - пожелаю людям лучшего - и им будет.
Однако всякая религия двойственна и даже тройственная по природе своей. Во-первых, религия есть определённый этико-космический кон-структ, во-вторых, религия есть сумма признанных людьми людских комментариев к нему, в-третьих - она представляет собой уровень ор-ганизации воплощения самой себя в повседневную жизнь людей.
То есть - Послание, Осознание, Управление.
Проблема любой религии начинается тогда, когда потребности управленческой системы (состоящей из людей) требуют фиксирован-ности Осознания на каком-то конечном уровне. Возникает Догма.
Меж тем Вселенная меняется - где к лучшему, где к худшему - но в целом её изменение является развитием. На месте плодородных рав-нин возникают пустыни, на месте ледников возникают зелёные леса.
На месте Догмы возникает лишь Догма.
Именно поэтому, в частности, от католичества отпочковался протес-тантизм - при всей своей извращённости являющийся закономерным откликом на природу Догмы.
То, что, несмотря на это, само католичество сохранилось, по всей ви-димости, объясняется неистраченностью до конца запаса движения, данного изначальным Посланием. К изначальному же Посланию ап-пелировали и идеологи протестантизма.
К примеру, Послание, заложенное в египетскую религию полностью себя израсходовало - при том, что египетский этнос в изменённой форме до сих пор существует в форме коптского народа. Существуют поныне и могучие некогда ассирийцы, которые тоже верили в своих Богов. А буддизм, самая древняя религия, не только не исчез, но и да-же приобретает новую актуальность в свете грядущих человечеству испытаний. Тот же Н.К. Рёрих закладывал свои космические магниты не где-нибудь, а в Тибете.
Так что, религия это и прорыв во Вселенную, и опиум для народа.
А для меня... Я родился в Советской Империи, родился русским. Так что мой менталитет это нечто вроде "light orthodoxy"+собственный духовный опыт. Если двое с автоматами придут - и позовут под свои знамена, и один из них будет с крестом, а другой - с полумесяцем, то я, судя по всему, пойду с крестом. Мне это ближе. Но если двоё при-дут со своими знамёнами и протянут руки - я пожму обе. Ведь Истина одна, а лиц у неё - много.