Проблема, что называется, темна и глубока. Как раз из тех, краткое изложение которых требует at least нескольких внушительных томов. Тем не менее, несколько моментов лежат "на поверхности".
Ј Хотя подобные качества характера присущи (если есть) в той или иной степени любому человеку, но в зависимости от возраста и пола проявляться они будут по-разному. Скажем, если девушка, где-либо работающая, чётко справляется со своими обязанностями (что можно назвать расторопностью), но при этом так долго прихорашивается перед свиданием, что рискует остаться без партнёра? Конечно, любой психолог скажет нам, что указанные черты характера не более чем модель, выжимка человеческой сути, в то время как реальность не имеет столь ясных градаций. Но по условиям задачи мыслить приходится именно о заданных качествах, проявленных в более-менее чистом их виде.
Ј В общем виде стоит сказать, что на обеих этих предложенных дихотомиях держится всё человеческое сообщество - ибо вся социальная история государств, цивилизаций, племён состоит в том, какие люди задают тон существования. By default, кстати, возбудимой и расторопной считается молодёжь, именно ей не сидится на месте, чего-то хочется сверх, в то время как более взрослая часть популяции предпочитает не менять сложившийся порядок вещей на неизвестность, либо же избирает путь эволюционных постепенных реформ. При этом, общество в котором долгое время господствует лишь одно какое-то начало, рискует самим своим существованием. История знает множество таких примеров. Какими воинственными, крутыми были вандалы (любопытно, что в европейской культуре закрепился устойчивый образ "юных варваров", в то время как за многими народами, участвовавшими в Великом Переселении, стояло, по крайней мере, несколько столетий прослеживаемой истории), единственные из всех германцев дошедшие аж до Африки - и коих история стёрла с лица Земли, едва только народ этот утратил жизненную энергию этой самой юности. Собственно, я здесь, по сути, повторяю иными словами теорию пассионарности Л.Н. Гумилёва. Точно также народы, в которых долгое время преобладают "спокойные" элементы, обречены склониться и исчезнуть пред лицом более энергичных пришельцев - как раз эту проблему переживает европейская человеческая популяция. Посмотрите на типичный готический храм - это устремлённое ввысь из грязного Средневековья человеческое стремление, воплощённое дерзание, пронзающее небо, время, историю. Посмотрите на довольного, казалось бы, жизнью европейского обывателя, чувствующего страх перед нищими, но жизненно активными эмигрантами с Юга. Зато какое величие было (и есть) у тех народов, кои пребывали в сколько-нибудь гармоничном сочетании обоих начал - как например Китай, самое устойчивое человеческое сообщество Земли. Развитие Китая никогда не было особенно быстрым, тем не менее в ходе своей истории он доказал свою способность к переменам. Уродлив режим коммунистического Китая, он не отменил смертную казнь, он нарушает права человеков, огромная часть населения не имеет мясной еды и нескольких раз в год - но его космонавты (тайкунавты) летают по орбите, мощь его армии держит на расстоянии даже единственную текущую сверхдержаву США - ситуация, знакомая советскому человеку. Но это СССР развалился, а не Китай, сумевший направить в созидательное русло энергию социального разрушения.
Ј Кстати сказать, одним из достижений столь ругаемой западной демократии стал феномен парламента - властной структуры, состоявшей не только из седых сенаторов, но и из энергичных успешных мужчин, которых вполне можно назвать молодыми. Хотя, разумеется, для попадания в парламент необходимо таки дожить до определённого возраста, где-то в районе 25 лет - когда человек несомненно молод, энергичен, но при этом прошёл уже относительно давно период юношеской необузданности. А чтобы стать президентом, необходим, как минимум, 40-летний возраст, требуется, чтобы человек был полностью зрелым, в какой-то мере даже старым, но не утратил ещё интереса к внешней и внутренней активности. В идеале это обеспечивает сбалансированное существование и развитие сообщества - инновациям не ставятся непреодолимые преграды, но определённый контроль на последствия они проходят. Другое дело, что биологический возраст человека совсем не обязательно совпадает с его социальным, интеллектуальным и психологическим возрастами. Перекосы попросту неизбежны.
Ј Кроме того, внутренняя логика предложенных дихотомий не вполне очевидна. Скажем, мы можем иметь очень динамичного, всё успевающего человека - который, однако, даже в самые быстрые свои мгновения остаётся внутренне спокойным. Дзержинский очень ёмко в этом смысле охарактеризовал свои ожидания от идеального чекиста - как человека, имеющего холодный разум, но огненное сердце.
Ј А известные русские качества - про долгое запрягание и быструю езду. Берём туповатых, вроде бы, русских крестьян, отправляем их в армию - и получаем одну из лучших пехот в мiре, способную на небывалые подвиги и свершения.
Ј Предложенные, впрочем, выше мысли носят, бесспорно, несколько общий характер. В то время как вопрос поставлен скорее в индивидуально-человеческом аспекте. Однако - как наверху, так и внизу. Возбудимый (несомненно) Наполеон проиграл войну спокойному (в известной мере) Кутузову - но это не лишает его звания гения войны и победителя многих.
Ј Собственно, сказано почти всё - выбирая из предложенного, мы необходимо придём к выводу, что ничто не лучше. Без спокойствия и неторопливости нет уверенности, надёжности и порой столь необходимого созерцания, без возбудимости и расторопности нет движения. Здесь наверняка я должен был наряду с движением упомянуть и развитие. Но развитие возможно именно при достижении гармонии того и другого. Можно сказать - насколько быстра неторопливость, насколько контролируемо возбуждение. Писатели уровня Коэльо зачастую пишут свои романы рукописно, не прибегая к помощи компьютера (который даже назван "орудием труда интеллектуального пролетария") - и любой человек, не испытывающий технических проблем с печатанием на клавиатуре поймёт сколь долог процесс написания такого романа - и сколь динамичен его сюжет, волнующи идеи. К тому же, как ни странно, издательства, живущие в цейтноте капитализма, совсем не против такого - ибо в данном случае медленное выполнение заказа всё равно сулит быструю, большую и продолжительную прибыль. Эволюция и революция, сон и бодрствование - всё суть диалектическое единство.
Ј P.S. Вернусь, однако к одной из упомянутых уже мыслей - о разности людей. Несомненно, что от различных людей в их различных ситуациях необходимо наличие одних качеств, в то время как они являют другие. Скажем, от прекрасной женщины ожидается страстность - но она холодна до бесчувствия, от старого президента ждут своевременных решений - а он лишь пьёт водку, от командира ждут взвешенных решений - а он безрассудно кидается в бой в первых рядах и...
Ј Вот это самое "и" - феномен риска. Им в данном случае можно назвать проявление одних качеств, когда по идее необходимы другие качества. Приведу опять несколько в стороне стоящий пример - Мiровая Война для Германии с её известной ограниченностью людских и промышленных ресурсов означала совершение таких действий, которые, позволяя ей в максимальной степени использовать свои первоначальные преимущества (быстрота мобилизации, транспортная сеть, вооружения), приводили бы её к победе в самые первые дни, недели войны. При этом война на два фронта для Германии губительна. Известный германский военачальник Шлиффен разработал такой план - вкратце его суть сводилась к тому, чтобы, предоставив Восточный фронт своей судьбе, совершить на Западном фронте гигантский обходящий манёвр - через Бельгию (что неминуемо означает войну не только с самой Бельгией и Францией, но и с Британией), при котором подавляющая часть германского войска, совершая этот свой обход, некоторое время "как бы" отсутствует во Франции - а малая же его часть должна, напротив, отступая в глубь западной Германии (где подготовлено несколько городов-крепостей) сдерживать французское наступление. План весьма и весьма рискованный - ибо мощь французского наступления могла выплеснуться во внутренние пределы Германии раньше, нежели чем заходящее крыло начнёт эффективно действовать. Плюс всё тот же Восточный фронт. Что ж, новый командующий - Мольтке (отец его, можно сказать, разгромил Францию во Франко-Прусской войне) был не дурак. Он переделал план - сделал войска на собственно франко-германской границе более сильными, разумеется, за счёт обходящего крыла. В итоге не только манёвр захождения оказался недостаточно глубок, но и стоявшие в обороне войска вместо отступления перешли в атаку - и растратили себя на французской оборонительной линии. К тому же в самый ответственный момент несколько корпусов было вновь выведено из состава заходящего крыла - и переслано на восток, в Пруссию, куда впрочем, они всё равно не успели - обошлись без них. Германия проиграла и эту битву и по сути всю Мiровую Войну. Тем не менее, даже в той форме, в какой всё это происходило, Германия прикоснулась к победе. Поэтому её поражение так и названо победителями - "чудо на Марне". А Мольтке всего лишь не хотел запредельного риска, предложенного Шлиффеном.
Ј P.P.S. Наконец, последний пример, полуанекдот-полубыль. Японского адмирала Исороку Ямамото, командовавшего японским флотом во Вторую Мiровую, стал упрекать его основной исполнитель - адмирал Нагумо (командовавший авианосцами) - "весь ваш план - это азартная игра". "Угу, - отвечал Ямамото, - и я её выиграю". При том, что оба воспитаны в традиционном самурайском ключе невозмутимости. Он гарантировал своему императору полгода безусловных побед, после чего требовал заключения мира. Полгода он побеждал - и потом была долгая-долгая агония. А американцы раскрыли японский дипломатический и военно-морской коды ещё до войны...