Алек С: другие произведения.

Ф.М.Достоевский

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
  • Аннотация:
    Монолог дилетанта



Ф.М.Достоевский  

Монолог дилетанта Вспоминаю первое знакомство с творчеством классика по школьной программе: романом "Преступление и наказание" и в отличие от одноклассников, кривившихся и морщившихся при одном упоминании его названия, мне роман понравился мрачной, но притягательной чувственностью литературного языка автора, не отпускающего вни- мание сопереживающего читателя на протяжении всех сюжетных кол- лизий, испытываемых героями романа. Я не был в восторге от про- читанного, но силу художественного слова прочувствовал и вполне смог оценить. Гораздо позже, читая "Идиота" и опять погружаясь в ауру душевных страданий героев, в чувственный мир роковых страстей, интриг и исканий, где так мало света, но много притягательно- губительной силы тьмы, я в полной мере ощутил мрачный талант Достоевского,силу его воздействия на умы читателей,но при этом полная безысходность, беспросветность и неизбежность надви- гающейся трагедии не отпускает читательское внимание, не поз- воляет вздохнуть, расслабиться, что-то осмыслить, а заставляет слепо,как за поводырем,следовать за канвой развивающейся драмы. Роман оставил неизгладимое впечатление мощного,но не светлого произведения,не предлагающего пути к свету,духовного осмысле- ния в поиске ответов на отсутствующие в романе вопросы. Федор Михайлович просто,но гениально,без акцентов и морали, написал апокалиптический роман и точка. И именно это, отсутст- вие видимых,на первый взгляд, задач, которые автор решал бы в процессе создания гениального произведения, и заставило меня, спустя сорок лет, перечитать всего Достоевского, от корки до корки,где безуспешно искал авторский замысел.Во всех его рома- нах полностью отсутствует духовная составляющая человеческой личности,ее заменяет душевный стриптиз чувственного мира геро- ев. Вместо морали этика плотской нравственности, душевные стра- дания не приводят к духовному перерождению,росту,религиозность если не высмеивается открыто, то игнорируется или рисуется в виде декораций для развивающегося сюжета.Везде трагедия финала снимает все возможные читательские вопросы,лишает возможности осмысления,поскольку отсутствует духовное наполнение трагедии, вместо которого одна плотская, чудовищно - чувственная рана. Чувств в избытке,а смысла в этих страданиях,надежды на спасе- ние автор потрясенному читателю не предлагает и не дает. Опять задаюсь вопросом, в чем цель, где идея творческих потуг автора? Он же не хроникер уголовно-полицейских протоко- лов, в конце концов. Не берусь судить и анализировать поздние произведения, слишком многоуровневые сюжетные линии, заполнен- ные множеством малозначимых персонажей и сцен,при чтении кото- рых закрадывались крамольные мысли, что единственная задача автора заключалась в увеличении постраничного объема произве- дений. Возвращаюсь к первому юношескому впечатлению,роману из школьной программы - "Преступление и наказание",единственному произведению, где удалось - таки отыскать четко заявленную и однозначно прописанную на страницах романа авторскую идеологи- ческую концепцию.Хочу предварить ее изложение тем,что эти мои выводы и взгляды никоим образом не претендуют на чье-то приз- нание или дискуссию,далеки от мысли возводить тень на плетень в виде дилетантско-мещанской критики великого писателя.Это по- пытка осмыслить на уровне читателя-дилетанта, не отягощенного литературно развитым интеллектом, творческое наследие, понять авторский замысел,нравственный подтекст и принять их всей душой либо отвергнуть, как для себя неприемлемые. Приступая к этому поиску,нельзя не принимать во внимание глубоко драматичные моменты в судьбе самого писателя,где и су- дебный процесс,и заморожено-томительное ожидание казни,и срок, проведенный закованным в кандалы в каторжном остроге, и годы армейской лямки в нижних чинах,что неотвратимо и бесповоротно изменило не только мировоззрение писателя, но и его духовные ценности. Видимо именно этот трагический душевный опыт привел Достоевского к осознанному отказу от духовно-религиозной сос- тавляющей в жизни человека, оставляя ему только мир чувствен- ных ощущений, красочных образов и плотских влечений,природный мир естества человеческой натуры, мир настолько же прекрасный, насколько и несовершенный, подверженный порокам и страстям, сопровождающим человека на все протяжении его жизненного пути. Достоевский, отрицая философско-религиозную концепцию духа, божественно-духовное начало человеческого естества, духовный путь спасения души, предлагает взамен философию души, основан- ной на нравственном мироощущении,чувственных образах,отражающих все многообразие плотских,физиологических потребностей и разли- чающихся глубиной их удовлетворения.Такая философия понятна и приемлема обывательскому сознанию.Она легко раскрывает и препа- рирует все тонкости душевных переживаний,объясняя поведенческие и чувственные реакции плотской мотивированностью. Духовный императив:"Возлюби ближнего своего" вытесняется писателем чувственно-болезненным состраданием. Душевные муки Сонечки Мармеладовой, вызванные преступлением Раскольникова, в свою очередь,заставляют отзывчивого на страдания ближнего Рас- кольникова покаяться в содеянном.Не чувство вины, а сострадание ведет его на голгофу.Даже на последних страницах романа,претер- пев муки наказания, Раскольников далек от раскаяния, но, через сострадание,он близок к искуплению вины. В этом писатель видит единственно возможный путь не к прощению и спасению, а к искуп- лению вины, примирение с ней. И эта концепция искупления вины через сострадание, выстроенная автором на страницах романа, выглядит более реалистичной, чем сложный,с трудом осознаваемый и тяжело дающийся путь духовных поисков, но вы меня извините, результаты-то несопоставимы:где высоты человеческого духа, дос- тигнутые через осознание греха,смиренное раскаяние и прощение, Гималаи духовных подвигов самоотречения и самопожертвования, а где плотское, физиологическое искупление вины не раскаявшегося убийцы-душегуба Раскольникова. Вывод более чем очевиден, но опять тупик. Не мог великий писа- тель,чья гениальность не нуждается в чьем-то,в том числе моем, признании, поскольку давно признана цивилизацией, выстраивать драматургию романа на основе реалистичной,но слабой, невнятной идеологемы. Прошибает мысль: "Господи,а не дурак ли я?", после которой приходит прозрение-ищешь кошку там, где ее никогда не было. Таланты реализуют авторские идеи на страницах своих про- изведений, гении это делают в умах и душах читательской аудито- рии. Вот путь к пониманию творческого наследия Достоевского, ключом к которому служит свойство человеческой души к сострада- нию и сопереживанию. Именно в такое состояние души Достоевский всей силой своего незаурядного таланта и красочностью гипноти- ческого слова загоняет читательские массы,буквально выдавливая из них слезы сострадания и душевную боль сочувствия к трагичес- ким судьбам своих героев. Не все герои симпатичны читателю, но к большинству из них испытываешь искреннюю сопричастность, сочувствуя и глубоко сопереживая их страданиям. Слава богу! Не дурак, а только крыловский персонаж: "Слона- то он и не приметил!".Вместе с чем пришло и понимание неподъем- ности поставленной задачи,недостижимости цели.Достоевского не- возможно осознать, слишком велик, глубок, емок.Представляю,как сложно его экранизировать. Но одновременно как просто его по- чувствовать и полюбить,войдя в эмоциональный,пропитанный чувст- венной энергией мир его героев с их обнаженными душами, рвущи- мися сердцами, раздетыми, обездоленными судьбами, трагическими финалами.Творчество классика как сама жизнь,которую невозможно осмыслить, понять, а только прочувствовав на собственной шкуре, прожить от колыбели до могилы. В заключение хочу изложить еще одно, не пугайтесь,последнее предположение, соображение, наблюдение-как угодно. Мне кажется, писатель пытается преодолеть пропасть между библейской моралью десяти заповедей, остающихся на протяжении двух тысячелетий христианства прописными истинами из-за не воспринимаемого обы- вательским сознанием христианского императива:"Возлюби ближнего своего" с одной стороны и где-то,как-то соблюдаемой человечест- вом этикой нравственного поведения с другой стороны, заменяя невостребованный поведенческий императив на вполне доступный для понимания широкими массами императив сострадания:" Почувст- вуй чужую боль как свою". И в этом, на мой взгляд,состоит суть духовного завещания великого русского писателя своим потомкам. От сострадания-через прозрение-к христианской любви. Великому человеку великие цели.Христос своей жертвой принес человечеству Благую Весть, проторив путь в царствие небесное,на котором оно слепо топчется в самом начале не в силах понять и принять хрис- тианские истины, кроме внешнего антуража религиозных обрядов и служб.Замысел писателя пробиться своим творческим промыслом не к сознанию,а к чувственной стороне жизни,к душе заблудших овец став их поводырем. Но что-то не получилось,то ли болезни заели, а скорее пришло глубокое понимание, убедительно и мощно прозву- чавшее в последнем романе Достоевского,слабости,незрелости че- ловеческой натуры еще не наевшейся греха,не намучившейся, меч- тающей возвести царство небесное своими руками, под мудрым ру- ководством Великого Инквизитора,в душевной слепоте к слезинке замученного ребенка вколачивающего миллионы судеб в фундамент будущего благоденствия человечества. Что же остается! Ждать пока повзрослеем, уходя от своей физиологической природы с ее инстинктами,рефлексами, плотскими потребностями и интересами, оставляя их для изучения естество- испытателям и приближаясь к божественному замыслу Создателя, осознав и восприняв наконец его простые и великие истины, если времени хватит. Но тут уж на все Божья воля!

Алек Сашин



Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"