Белый Алекс: другие произведения.

Эквилибриум (Equilibrium) 2002 ****/****

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 6.72*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на фильм. Когда-то заняла на конкурсе кинокритиков первое место...


   Эквилибриум (Equilibrium) 2002
  
   В ролях: Кристиан Бейл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Тэй Диггс, Мария Пиа Кальцоне, Ангус МакФедьен, Уильям Фихтнер, Доминик Парселл, Курт Виммер
  
   Сценарий и режиссер: Курт Виммер
  
  
   В начале XXI века разразилась третья мировая война... Те из нас, кто выжил, знали, что человечество никогда не переживет четвертую... Что нашей собственной изменчивой натурой больше нельзя рисковать...
   Так мы создали новый закон - Grammaton Cleric, чьей задачей было искать и искоренять подлинный источник человеческой бесчеловечности к людям... Способность чувствовать...
  
  
   После третьей мировой войны люди живут в Либрии, городе-государстве, где запрещены всяческие проявления эмоций. За их восстановление активно, но безуспешно борется Сопротивление, которому противостоит силовая структура Либрии Тетраграмматон в лице бойцов элитного подразделения Grammaton Cleric.
  
   Однажды клерик Престон, лучший боец Тетраграмматона, случайно разбивает свою ампулу с прозиумом, блокирующим человеческие чувства, и полностью погружается в новый для себя, неведомый ранее мир чувств. Но чувствуя, он оказывается противопоставлен системе, в которой служит, и его понятия о мироощущении и восприятие окружающего полностью меняются...
  
  
   Предлагаемый зрителю "Эквилибриум", режиссерский дебют Курта Виммера - фильм глубоко философичный. Для построения мира главных героев фильма режиссером в картине была воплощена философия геометрии, точнее, геометрических противоположностей.
   Они реализуются, например, использованием цветовых контрастов - Вивиана Престон в цвете, при своем аресте, противопоставлена черно-белому Джону Престону. И позднее схожее противопоставление неизменно черно-белого Престона одетой в накидку нежно-розового цвета Мери О'Брайен.
   Противопоставлена и должность Престона Престону же чувствующему. Бездушный, бескомпромиссный клерик, но при этом чувствующий? Это ли не парадокс?
   Вход в Подполье находится в библиотеке, в которой преподаются основы либреанского законодательства.
   Либрия, бесспорно, тоталитарна, но одновременно созвучна со словом "либерия", производным от латинского "свобода".
  
   Нравы тоталитарной Либрии заключены в одном диалоге Робби Престона со своим отцом:
   "Пап, я видел, как сегодня Робби Тейлор плакал. Он не заметил, но я видел. Мне донести на него?"
   Нет бы отцу сказать, что нет, сынок, это типа не по понятиям и так далее. Но Джон Престон - клерик первого уровня - помнит, что его сын также учится на клерика. А вдруг это такая проверка Тетраграмматона на лояльность Либрии? И он отвечает сыну одним словом: "Безусловно".
   В соответствии с нормами действующего законодательного акта Либрии EC-10.
  
   Показываемые в фильме противоположности не случайны. Предлагаемое Виммером зрителю общество, пусть и тоталитарное - неплохой образец попытки поиска идеального состояния социума, выбравшего разумную середину между крайностями. Ибо не может мир существовать без войны так же, как не может и без чувств. Да и относительно самих чувств человек может выбрать середину - Юрген объясняет Престону при их первой встрече, что чувства есть, да, и положительные, но и отрицательные. Просто человек должен их контролировать и держать в необходимом равновесии. "Эквилибриум" в переводе и есть "равновесие".
  
   Фильм насыщен геометрической символикой - четыре оппозитных литеры "Т" составляют символ Тетраграмматона, основной силовой структуры Либрии. Помимо этого, мы замечаем геометрические окна, смотровой иллюминатор в Зале сожжения в форме буквы "Т", геометрические въездные ворота в Либрию, "Т" на масках мотоциклистов, символ "Т" на клерик-ганах...
  
   Список можно продолжать долго, но в итоге результат все равно будет неизменным: в "Эквилибриуме" воплотилась совершенно реальная вселенная, где в то, что происходит на экране, веришь безоговорочно и нисколько не сомневаясь. Этому способствует в значительной мере и актерская игра. Каждый жест, каждое слово, каждая реакция героев - все продумано досконально и органично вписывается в текущую ситуацию и в сюжет в целом.
  
   К слову сказать, кастинг был достаточно суров. Изначально на роль Престона предполагался Леонардо ДиКаприо, но режиссер рассудил мудро, решив, что хилый и тщедушный любимец женской аудитории не сможет убедительно сыграть безжалостного суроволикого защитника Великого Общества Либрии. Да и ганката подразумевает физически сильного и совершенного адепта общества, потому и по внешним параметрам ДиКаприо на роль не подошел.
  
   Другим претендентом был Вин Дизель. Несомненно, атлет, и с бесспорной пластичностью, требуемой для ганкаты (вспомните движения Риддика) он мог идеально подойти на роль клерика, но... Лицо Дизеля не смогло бы выразить все изменения, которые происходили с Престоном, когда тот впервые погрузился в мир чувств. Дизель - не драматический актер, и это он нам успешно доказал недавно своей ролью в фильме "Я виновен".
  
   Вообще, удачен весь кастинг фильма. Эмили Уотсон вжилась в роль на все сто, от ее героини так и веет обреченностью, но вкупе с гордостью, нежеланием сломаться перед правилами Либрии. Эпизодическая роль Марии Пии Кальцоне также дает нам образ, образ, предлагающий надежду либреанцам и сопротивленцам. И это упование Вивианы Престон на лучшее будущее заключено всего лишь в двух словах Джону Престону, но настолько гениально поданных зрителю, что только у самого бесчувственного зрителя не защемит в сердце от той странной, но еще не осознаваемой тоски, которой светятся глаза клерика Престона: "Помни меня!".
  
   Образам чувственным Виммер противопоставляет противоположные. Либрия является миром масок: за шлемом штурмовика должно быть лицо, но мы его не видим, потому что оно нам ни к чему. Лик принимающего прозиум ничего не выражает, это маска, за которой равнодушие, безразличие.
  
   Антураж мира Экви, лишенного прозиумом чувств и эмоций, выглядит вместе с тем достаточно бедно. Либреанский социум только лишь разжижается речами Отца, не имея необходимого для существования базиса. Потому то режиссер вводит в фильме философию ганкаты. Человечество, как известно, редко от чего-то отказывается без механизма замены и подмены. Вместо ощущений народу Либрии потребовалось нечто иное. Курт Виммер дал им веру.
  
   Вера народа выражается в том, что обществу действительно, в подтверждение слов Отца, не так уж необходимы войны, насилие, политические игры и прочее. Народу требуется стабильность, покой, условия для функционирования этого работающего механизма, где от индивидуума требуется лишь выполнение его работы, где не стоит вопрос карьерного роста, повышения зарплат и так далее. Ибо это - проявление запрещенных эмоций. И общество хочет верить в избранность его нынешнего состояния.
  
   Символом новой веры становится Тетраграмматон, функционально силовая организация Либрии. "Тетраграмматон", как мы знаем, переводится с греческого как "имя бога", "четырехбуквие", "тетра" есть "четыре". А клерики Тетраграмматона, попросту говоря, - священники, несущие эту веру в новое Великое Общество. И инструментом распространения новой веры и корректировки общества и личности является ганката. Четыре полуавтоматических модернизированных "Беретты-92" с высокой скорострельностью и сменой магазинов, производимой пружинным механизмом, вшитым в форму клерика - это главный аргумент против противников Либрии. Ганката - евангелие почитателей Отца.
  
   Ганката - это еще и дополнительный элемент философии геометрии Курта Виммера. Помните лекцию вице-консула Третьего Совета Тетраграмматона ДюПона:
   "Ганката. Проанализировав тысячи записей реальных боев, клерики установили, что геометрическая позиция противника в любой перестрелке является статистически предсказуемым элементом".
  
   Получившийся в итоге мир Либрии целен и целостен, однако полностью ощутить его воздействие на себя трудно. Проблема, как обычно, в неудовлетворительной локализации.
   В настоящее время существуют дублированный и многоголосый переводы фильма, со своими плюсами и минусами. Но отвратительны - оба. Дубляж, несмотря на его профессиональный грамотный литературный перевод оригинального либретто, является обычной штамповкой: нет, нет и еще раз нет игры голоса дублеров. Престон в русском дубляже как в начале фильма, так и к концу говорит голосом "чисто конкретного" мачо, ровным, не сбивающимся, не сопереживающим появлению чувств у главного героя. Неудовлетворителен и дубляж ДюПона, перед своей смертью говорящего голосом человека, только что смеявшегося над пятисортным анекдотом.
  
   Принципиально и кардинально иная ситуация сложилась в многоголосой локализации. Вот тут то игра голоса и заметна во всей красе! Вспомним голос Престона бесчувственного после эпизода в темной комнате - жесткий, безэмоциональный голос, резкий, командный. И сравним его например, с озвучкой первого разговора с Юргеном - дрожащий, неуверенный, выдающий прилив эмоций из-за того, что прозиум не принимался уже несколько дней. Это голос потерянного Престона, неуверенного в себе, делающего перед собой выбор, вернуться в систему или уничтожить ее. Это ли не мастерство дублера!
  
   Но вместе с тем, отрицательное впечатление производит перевод стихов Йетса так, как будто бы это не стихи, а просто фраза, произносимая напарником Престона Патриджем. Возникает ощущение, что сказано что-то совершенно ни к месту и ни ко времени. И ломать бы голову зрителю дальше, если бы не наличие англоязычных титров, в которых видно, что именно было сказано.
  
   Таким образом вновь подтверждается старая истина: смотрите англоязычное кино в оригинале. Только так вы проникнетесь той идеей, которую воплотил в своей работе мастер современной футуристики Курт Виммер, и только так у вас не испортятся впечатления от фильма.
  
   Есть у "Эквилибриума" и недостатки, как же без них. Но в основном, они заключаются в нескольких мелких киноляпах, абсолютно не влияющих на строение этой концептуальной вселенной режиссера. Но, все же, главный минус "Эквилибриума" в том, что он - шедевр. Отныне все последующие фильмы Курта Виммера сравниваются и будут сравниваться с Экви. Так уже произошло с "Ультрафиолетом" - стильным, красивым, совершенно иным фильмом с другим миром и другими заложенными в сюжет идеями. Так будет и дальше.
  
  
   И напоследок - еще одна противоположность: при всей своей несомненной культовости, "Эквилибриум" собрал в мире всего один миллион кассовых сборов из затраченных на его создание двадцати. Вот это и есть реальный эффект философии Курта Виммера, перенесенный из кино в реальную жизнь.
  

Оценка: 6.72*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) В.Казначеев "Искин. Игрушка"(Киберпанк) Е.Кариди "Мальчишник по-новогоднему"(Любовное фэнтези) Н.Пятая "Безмятежный лотос у подножия храма истины"(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) Н.Зика "Портал на тот свет"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"