Белый Алекс: другие произведения.

"Эквилибриум" и "Матрица"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.91*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана в соавторстве в целях развития фан-сайта по фильму "Эквилибриум".


  

"Эквилибриум" и "Матрица"


- А хотите, я его стукну?!
И он станет фиолетовым, в крапинку...

  

Ты спросишь нас, въедливый читатель, какое отношение эпиграф имеет к данной теме? Ну как же, именно такое, как "Матрица" - к "Эквилибриуму". Конкретнее? Увидим по ходу статьи.
Уж сколько копий сломано в сети сторонниками и противниками EQ, по поводу его мнимой схожести со злополучной Матрицей. Причем, никто из сторонников данной идеи, так толком и не изложил внятных аргументов, так чем же все-таки они похожи?
  
Что ж, как и следует поклонникам мира EQ (а именно к таковым авторы себя и относят, впрочем, одновременно питая однозначно добрые чувства к "Матрице", еще не обремененной клонами-продолжениями), не будем руководствоваться исключительно эмоциями.
Проведем столь любезный сердцу всякого истинного клерика анализ, основываясь (нет, граждане, увы, не на записях тысяч перестрелок между сторонниками разных точек зрения, где "наши", разумеется, благодаря ган-ката, победили) на методе сравнения и сопоставления фактов. Которые, как известно, есть вещь упрямая.
  
Итак, вот для начала, некоторая информация к размышлению:
  
Оригинальное название
"Эквилибриум": Equilibrium
"Матрица": Matrix, The

Год выпуска
"Эквилибриум": 2002
"Матрица": 1999

Страна
"Эквилибриум": США
"Матрица": США

Режиссер, сценарий
"Эквилибриум": Курт Уиммер
"Матрица": Энди и Ларри Вачовски

В главных ролях
"Эквилибриум": Кристиан Бейл, Ангус МакФайден, Тей Диггс, Эмили Уотсон, Шон Бин
"Матрица": Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоуренс Фишборн.

Бюджет
"Эквилибриум": $20 000 000
"Матрица": $63 000 000

Мировая премьера
"Эквилибриум": 06.12.2002
"Матрица": 31.03.1999

Слоган фильма
"Эквилибриум": The only thing more powerful than the system, is the man that will overthrow it. (Только одно сильнее системы - человек, вставший над ней)
"Матрица": Reality is a thing of the past (Реальность осталась в прошлом)

Продолжительность фильма
"Эквилибриум": 107 мин.
"Матрица": 136 мин.

Рейтинг MPAA
"Эквилибриум": R
"Матрица": R
   Все, дамы и господа, факты, по большому счету, закончились. Даже колонку жанр, мы не рискнем ставить в эту таблицу. Ибо, как выяснилось, каждый, смотря одни и те же фильмы, видит совсем разные вещи.
Что же они говорят, факты? Видим сходство по двум строкам, страна-производитель и рейтинг...
   Для начала, не особенно впечатляюще.
   Обратимся к сюжету.
  

"Матрица"
Слоган для фильма от авторов статьи: "The Matrix has you..."
  
Молодой служащий в большой компьютерной фирме, Томас Андерсон, в определенной среде более известный, как хакер Нео, подрабатывает торговлей незаконными программами. И все бы было хорошо, но не дает ему покоя смутное ощущение неправильности происходящего. А потому сидит он ночами напролет у своего компа, и ищет... сам не зная, чего. И, что характерно, находит, на свою голову...
  
Однажды, на экране своего ПK он видит загадочную надпись, которую авторы считают "кратким полным содержанием фильма". И вместо вывода о том, что спать надо больше, а у компа сидеть меньше, наш герой:
- тусуется на кислотной дискотеке, где встречает загадочную барышню, оказавшуюся еще более крутым ломовиком, чем он сам, с ником Тринити (Троица, то бишь), которая намекает, что в свою очередь тусуется с еще более крутым ломовиком Морфеусом и окончательно запутывает и без того уже удаленного от реальности Нео;
   - очередной раз опаздывает на работу, чему его шеф "рад" безмерно. Получает посылку с мобилой, куда немедленно звонит Морфеус, естественно, что бы предупредить нашего героя о большой опасности. Впрочем, как по ходу действия выясняется, наибольшая опасность исходит как раз от советов Морфеуса (ползанье по наружной стороне небоскребов совсем не такое веселое занятие, как это может показаться со стороны...);
   - все-таки пойманный загадочными агентами, (не ясно, какой службы, ибо нигде не звучит даже намек на привычные нам: полиция, ФБР, ЦРУ...), не удосужившись поинтересоваться, кто же они, гордо требует адвоката (молодец, Нео!);
   - понимает, что спать реально стоило больше, потому, что его начинает глючить... правда, просыпается дома, как ни в чем не бывало;
   - снова ловит звонок (уже на домашний, потому что в процессе эквилибристических упражнений мобилку, естественно, посеял) от Морфеус и Ко, где ему назначается встреча под мостом;
   - наконец-то встречается с загадочным Морфеусом, по пути пережив неприятного вида процедуру по извлечению из себя какого-то гада явно инопланетного вида (потом оказавшегося на вид почти обычной лампочкой) и ... (попрошу прекратить ехидные смешки) принимает дозу. В смысле выбирает пилюлю. Революционного цвета. А потом...
  
Собственно, дальше можно не продолжать. Или сказать в двух словах, смысл от этого не пострадает. Наш герой узнает, что вся его жизнь - иллюзия, люди давно выращиваются машинами в пробирках как источник энергии. А чтобы они оную вырабатывали, и существует подключение к Матрице - совершенной самодостаточной компьютерной системе-программе, имитирующей для живущих во сне людей иллюзию реальности. Лишь немногим, как и Нео, удается вырваться из тесных объятий оной системы в реальный мир (правда, не все вырвавшиеся этому рады... уж больно с экологией стало напряжно, с питанием и прочими бытовыми удобствами тоже проблемы).
  
Однако, наш герой не просто так себе герой, он Избранный, способный (потенциально) по своему усмотрению менять программу Матрицы, что дает ему над ней (по идее) полный контроль. Вот обретению способностей Избранного и посвящено все остальное время. Очень красиво, динамично, зрелищно.
   В итоге всех перипетий, он, разумеется, их обретает. И уже как Избранный, на равных "грозит пальцем" Матрице.
  
Цитата:
- А сейчас, я положу трубку, и покажу людям, каким может быть мир без тебя.
   Сообщение в Матрице "System failure". Happy-end..?
   Если забыть о Перезагрузке и Революции. Для объективности, сделаем вид, что их не было, ибо их не было на дату выхода...
  

"Эквилибриум"
Слоган для фильма от авторов статьи: "A heavy cost. I pay it gladly"

В начале XXI века разразилась третья мировая война. Ядерная. Уцелели лишь жалкие остатки человеческой расы. Мир навсегда изменился. Не только в метафизическом, но и самом что ни на есть материальном смысле. Наш голубой шарик уже выглядит по-другому. То, чего мы так боимся, произошло: люди почти уничтожили сами себя. Не известно, что произошло потом, как уцелевшим жалким остаткам удалось собраться вместе и, вопреки человеческой природе, не перебить друг друга в поисках виноватого...
  
Им это удалось. И виновный тоже был найден. Человек - вот наибольший источник угрозы, точнее его чувства. Именно способность чувствовать, испытывать эмоциональные переживания, объявлена источником смертельной опасности для всего, теперь уже немногочисленного человечества, в целом.
   Но как перестать чувствовать? Как отказаться от того, что является неотъемлемой частью человеческой природы, что так же естественно как сон, потребность в пище, воздухе? Конечно, нам хорошо известно о существовании духовных практик, позволяющих добиться почти полного контроля человека над собой, своим эмоциональным, да и физическим состоянием. Но на это нужны годы упорного труда и всеобъемлющее стремление достичь нужного результата.
  
Они пошли по другому пути: "Прозиум. Эликсир забвения. Опиум нашего народа. Клей нашего великого общества. Спасительное лекарство, которое вывело нас из уныния, печали, глубочайшей бездны меланхолии и ненависти. С его помощью мы анестезируем грусть, стираем ревность, аннигилируем ярость. И пусть мы так же приносим в жертву такие родственные импульсы как радость, любовь и восторг - это справедливая цена. Прозиум даровал нам всю полноту бытия и сделал нас великим обществом".

Все просто. Две инъекции прозиума в день, и человечество избавлено от губительного влияния эмоций и чувств. От любого влияния. Кто изобрел этот препарат, как и кому, удалось убедить людей отказаться от части себя, мы не знаем, но удалось.
   И они это сделали. Добро пожаловать в Либрию, последний город на земле.

Здесь, за неприступным периметром, тщательно охраняемым день и ночь, и отделяющим город от остального мира живут люди, не знающие эмоций. Вся их жизнь - верх рациональности и логичности. Здесь нет пороков, присущих человеческой расе, каждый из граждан - винтик идеально работающей государственной машины. Войны, преступления, бедность - все это в прошлом, о чем неустанно вещает с огромных экранов Отец, мессия новой веры, веры в прозиум, библия которой - нормы ЕС-10: все, что напоминает людям о чувствах, что может их вызвать - должно быть уничтожено.
  
И, как и у каждой веры, у нее есть свои апостолы: Грамматон клерик. История их появления кратка:
   "Мы создали новое силовое подразделение: Грамматон клерик. Его единственной задачей стало обнаруживать и уничтожать подлинный источник агрессии человека к человеку. Способность чувствовать".
Однако эти новые апостолы несут веру не словом, но делом. Их Ветхий завет - ган-ката, искусство максимально эффективного убийства, а Новый - cleric-guns. И они весьма успешно справляются с поставленной перед ними задачей. Но с чем и кем ведут борьбу клерики?
  
Что ж, внешне идеальная машина, оказывается, дает сбои. И некоторые граждане "великого общества" отказываются от навязанного им равновесия...
Они предпочитают способность чувствовать стабильности и безопасности существования в Либрии. Судьба их различна: части из них удается проникнуть за пределы городского периметра, на Пустошь, заброшенные руины старого мира и оттуда вести вооруженную борьбу против правительства Либрии, Консулата. Часть таится в городе, среди прочих граждан, изо всех сил скрывая свою инаковость, и объединившись, создает Подполье, ведущую подрывную деятельность внутри города.
  
Однако между ними есть нечто общее: все чувствующие привержены к сбору и сохранению тех самых предметов, которые запрещены согласно нормам ЕС-10. И, кроме того, и к тем и к другим, однажды, приходит пара человек в строгой темной одежде с пистолетами в руках... и все заканчивается.

И вот он - наш герой, клерик первого, высшего класса Джон Престон, элита Тетраграмматона. В лице этого человека система имеет самого надежного защитника, которого можно представить. Он, как и прочие клерики - основа, необходимое условие существования Либрии. Беззаветная и не рассуждающая преданность Отцу и Консулату, поколебать которую не смог даже тот факт, что его собственную супругу арестовали за нарушение норм ЕС-10 и отказ от приема прозиума, судили и подвергли процедуре (кремация заживо). Казалось бы, ничто не может заставить его свернуть с "пути истинного", но...
  
Как говорится, хочешь рассмешить богов - расскажи им о своих планах. Наш идеальный защитник "великого общества" случайно пропускает дозу. И мир переворачивается. То, что еще только вчера казалось единственно верным и возможным - теперь ужасает, что методично и скрупулезно уничтожалось - стало таким важным и необходимым, что ради его спасения не жаль рискнуть и жизнью. И наш герой начинает путь по обретению себя...
  
Собственно, этому и посвящен фильм. Что же, дороги существуют, что бы по ним идти, и он пойдет до конца, как сумеет, так, как его научили в Храме клериков. И узнает всю правду о "великом обществе" и том, кто им правит. И снова загремят выстрелы.
  
Эпилог: правитель повержен, повстанцы с оружием в руках заполняют улицы Либрии, гремят взрывы на фабриках, производящих прозиум. Happy end..?


Концептуальные идеи

  
Теперь, когда мы вкратце определились с содержанием объектов наших исследований, рассмотрим их поближе...
  
"Матрица"

Wake up, Neo... (The Matrix)

  
Ставшая уже классикой своего жанра, Матрица, поражает даже не столько обилием и качеством исполнения спецэффектов, сколько резким контрастом. В самом деле: изначально мы вы видим наш, совершенно обычный и привычный мир. Мы в нем живем, мы хорошо его знаем... По-крайней мере, так мы думаем.
   До того момента, пока Нео, да, не Томас Андерсон, а именно хакер Нео, не выбирает ее, красную капсулу. И тогда, становится ясно, что мир уже давно стал другим, а человечество этого благополучно не заметило... И платой за счастливое неведение стали "огромные поля, где люди даже не рождаются, их выращивают" и жизнь, прожитая во сне. А вокруг не постъядерный, но не менее жуткий и пустой мир.
  
Но, разве не такую жизнь ведет большинство людей? Погрязшие в мелких заботах и повседневных делах, подчас, уже сами не сознающие, ради чего все это делают, они день за днем не живут - спят. Вглядитесь в чужие лица вокруг вас, в глаза, за которыми давно уже никого нет. А иногда и не было.
   Им не нужна свобода, пробуждение. Попытки достучаться вызывают у них лишь глухое раздражение. "Будь как все" - их девиз. И именно поэтому Морфеус предупреждает Нео: "Это обычные люди и мы боремся ради них. Но многие настолько увязли в Матрице, что не захотят проснуться. И каждый их них - потенциальный Агент". Не потому ли так мало тех, кто ведет войну против Матрицы, пробудившихся?
Тех, кто предпочел уютному существованию среди грез - правду. Какой бы она не оказалась. Тех, кому свобода дороже жизни. Они - другие, не такие, как все. Их стремление жить, а не существовать, оказалось таким сильным, что преодолело даже тенета Матрицы. И они вырвались на волю.

Нео, несмотря на все свои потенциальные возможности, не вписывается в традиционный образ супергероя. Его ведут и опекают. Морфеус готов отдать за него свою жизнь, Пифия говорит ему лишь то, что ему надо услышать. Он не один. Он шаг за шагом движется по пути становления Избранного, ощущая за спиной всецелую поддержку и веру в себя.
  
В дискуссиях о философской концепции "Матрицы" сломано немало копий. История знает примеры, когда лучшие друзья становились, чуть ли не злейшими врагами потому, что один из них не так трактовал значение "Матрицы" для человечества, как это делал другой...
  
Чего только в ней не увидели критики: тут и аналогии с христианством (Избранный - это Иисус, умерший и воскресший), и с сионизмом (озвучена версия, что Зион, последний город людей, родившихся свободными, это Сион, а борьба против мира машин, якобы созвучна деятельности сионистов по разрушению неугодных им государств и режимов).

Кто-то увидел в этом фильме популярный учебник для масс, знакомящий непосвященных с масонскими ритуалами (классическая схема: инициация (пробуждение) героя - его обучение - испытание - смерть - второе рождение ("воскресение") и самообожествление "избранного"). Была даже проведена параллель в докетской ересью, проповедующей учение о призрачности и иллюзорности бытия.
   Некоторые заподозрили, что подтекстом фильма является идея о множественности миров и то, что реальность является лишь еще одной Матрицей, а мир - это матрешка из виртуальных реальностей - Матриц.
Психологи забили тревогу, дескать, Матрица погружает зрителя в мир иллюзий, отрывает от реальности. Словом, высказались все. Загадочно промолчали одни буддисты...
   Наверное, это первый фильм, который заинтересовал философией людей, обычно весьма далеких от размышлений на данную тему.

Что же такого привлекательного в "Матрице", чем она настолько заинтересовала зрителей? Что бы ответить на этот вопрос, нужно просто задуматься, что есть Матрица? Ответ прост, это, прежде всего власть и контроль, а компьютеры как раз и обеспечивают полный контроль и абсолютную власть. Наш мир достиг той точки, когда увиденное в "Матрице" перестает казаться невозможным. После "Терминатора" мы уже были готовы увидеть следующую битву между людьми и машинами.
  
Сама же по себе, идея погружения в виртуальный мир очень привлекательна для множества людей, ведь там так легко отрешиться от тех проблем, которые сложно, а порой и невозможно решить в реальной жизни. Здесь все так просто: "Нажми на кнопку - получишь результат, и твоя мечта осуществится".
  
Разумеется, любая, более-менее обоснованная точка зрения имеет право на существование. Не отстанем же и мы от прочих, несмотря на явные симпатии к приверженцам философии дзен. Итак, резюме.
  
Контраст между изначальной псевдореальностью, и тем, что скрывается под ней - ужасает. Это шок, заставляющий зрителя встряхнуться и задуматься. О вечном. О том, на каком свете мы живем, и как. Он заставляет учиться думать своей головой. И в этом - главная ценность "Матрицы". Проснитесь.
  

"Эквилибриум"

I assume you dream, Preston. (Equilibrium)

  
В основу "Эквилибриума" заложен мощнейший философский пласт, заставляющий внимательного зрителя не просто наслаждаться прекрасно поставленными боевыми сценами и неординарным сюжетом, а, в первую очередь, задуматься о том, что есть благо для человечества в целом, и для каждого из его представителей по отдельности. О том, что действительно является необходимым условием существования человека, не только как биологического вида, но и как категории нравственной и даже философской. Об извечной проблеме выбора между, образно говоря, "разумом и чувствами".
  
Суть же проблемы в том, что никакое состояние, по определению, не может являться идеальным. Ни общество, находящееся в своеобразной эмоциональной резервации за счет отказа от чувств, вечного внутреннего раздражителя человека, зато имеющее четкую и эффективную структуру управления. Ни противоположное состояние этого же общества, получившего как дар, а точнее, вернувшего способность чувствовать, но утратившего при этом стабильность своего существования.

Кроме того, Либрианское общество, при всей своей внешней монолитности и организованности, совершенно нестабильно. Виной тому то самое неестественное отсутствие чувств и эмоций. Попытка свести человеческую жизнь, во всем ее многообразии, всего лишь к выполнению набора действий, необходимых для выживания вида.
  
Однако, социум, как и всякий живой организм, обладает внутренней системой саморегуляции протекающих в нем процессов. Есть она и в Либрии. Эмоциональные преступники - ответ насилию над человеческой природой. Сам факт их наличия свидетельствует о несовершенстве избранной для построения "Великого Общества" тактике. Их появление может быть обусловлено множеством факторов: от случайности, до осознанного решения отказаться от приема прозиума. Важно другое: они есть, несмотря ни на что. Везде. Среди рядовых граждан и в правительстве. Организм борется за выживание. Но это лишь одна сторона.

С другой стороны - лояльные к режиму граждане Либрии. Их, несомненно, больше, чем чувствующих. Именно они определяют лицо "великого общества". Они - механические куклы, зомби, запрограммированные на определенные действия? Нет. Разумеется, будет ошибкой сказать, что их отказ от чувств - это сознательный выбор, поскольку само право выбирать изначально отсутствует. Но они нашли нечто другое, что заменило им запретные эмоции. Вера. В Отца и Консулат, в самих себя. В то, что так нужно.
  
Клерики, инструмент поддержания стабильности системы, уничтожают повстанцев и все предметы, отнесенные к категории ЕС-10 отнюдь не из желания разрушать. Они делают свою работу, веря, что так надо. Не зря Престон говорит Патриджу в начале фильма, когда они возвращаются с развалин пустоши на улицы Либрии: "Каждый раз, возвращаясь с пустоши в город, я понимаю, зачем мы делаем то, что делаем". Разве это слова человека, которому безразлично, что делать, был бы приказ? Невероятно. Такой человек никогда бы в ответ на вопрос о смысле его жизни не ответил, причем так, что невозможно сомневаться в искренности произносимого:
   - Я живу, чтобы охранять наше великое общество, служить Либрии.
  
По сути, стремясь к одному и тому же, служить Либрии, то есть, ради блага человечества (только каждая из сторон понимает его по-своему, видит свои пути к достижению этого общего блага) клерики и повстанцы ведут борьбу друг с другом. И в этом нет ничего странного. Всего лишь яркий пример действия одного из основных законов диалектики, единства и борьбы противоположностей.
  
Жанровую стилистику "Эквилибриума" поэтому определить не так просто. Подавляющее большинство сходится во мнении, что он - антиутопия. "Разве?" - зададим себе этот вопрос. Что плохого в идеально работающем государственном механизме, представленном зрителю в самой высшей степени его эффективности? Тогда - утопия? Ничего подобного.

В связи с этим вполне становятся понятны сомнения Престона, выбирающего между уничтожением системы и сохранением ее. Этот выбор оказался намного сложнее, чем когда он решал вопрос, касающийся только лично его самого, принимать прозиум или нет. На чаше весов у главного героя оказывается судьба выжившего после Третьей мировой войны человечества, и этот выбор изначально неоднозначен.

Человечество как вид, сохраняемое законодательными нормами и силовым аппаратом Либрии, конечно важно и нужно. Но человек, не имеющий возможности чувствовать - уже и не человек вовсе. Чувства же, с другой стороны, стимулируют человека к развитию, но зачастую являются причиной катаклизмов, подобных тем, что это самое человечество и уничтожили. То есть, войн. "Чувства необходимо контролировать", говорит Престону лидер Сопротивления Юрген. Но многие ли способны на это?
  

В итоге получается замкнутый круг. Престон, впервые прочувствовавший то, чего именно был лишен всю свою жизнь, и, очевидно, не собирающийся возвращаться к прежнему бесчувственному состоянию, убежденный доводами лидера Сопротивления и поддавшийся желанию отомстить за смерти Вивианы и Мэри, физически уничтожает верхушку власти Либрии: Отца в форме его голографических проекций, главу Консулата в лице Голоса Отца вице-консула Дюпона.
  
Но никакого голливудского хеппи-энда нет и в помине. Падение власти Третьего Консулата Тетраграмматона происходит в форме революции. Уличной войны. И исход ее далеко не очевиден и плохо предсказуем. Вполне возможно, что это стало началом конца Либрии. По крайней мере, как государственного образования. Началом конца человечества. И люди снова вернутся к тому, с чего все начиналось, постъядерному хаосу...

Последние минуты фильма нам однозначно демонстрируют массовые расстрелы представителей старой власти. Да и к тому же, без суда и следствия, столь близких сердцу Джона Престона. Революция свершилась, но во благо ли она человечеству? Фильм не дает нам ответов. И потому так сильно цепляет режиссерская аллегория панорамы взрывов и разрушений, отражающейся в глазах улыбающегося окровавленного Престона...
  
Если в случае с "Матрицей" все несюжетные линии более-менее очевидны: Нео обязательно если не победит Матрицу, то, хотя бы, спасет человечество, пусть даже ценой своей жизни, то "Эквилибриум" порождает новую массу вопросов: какова будет новая власть? Что будет дальше с людьми, которых всего-то и осталось, что на один город, на всей планете...
  
Ведь если "пробуждение" повстанцев происходило при наличии сдерживающего фактора в лице силовых структур государства, то, что будет завтра, когда ВСЕ уцелевшие в ходе революции граждане, оказавшись без прозиума, получат шок, начав чувствовать? И все то, что прежде подавлялось, выплеснется наружу. Ибо они не умеют контролировать себя, свои чувства и эмоции.
  
Завтра они проснутся в мире, полном оружия, которое лежит и ждет, чтобы кто-то его подобрал и использовал...



Is it real?

  
Мир "Матрицы" - один из вариантов развития технократичного мира, в котором люди постепенно попадают во все большую зависимость от машин. То, что начиналось как явление, призванное облегчить жизнь человечеству, сделать ее более удобной, постепенно становиться совершенно необходимым.
   И вот эта тенденция четко присутствует в современном нам обществе. Мы уже от них зависим. Как от более-менее простых механизмов, обеспечивающих нам привычный комфорт, так и от тех самых сложнейших компьютерных сетей. Для примера можно вспомнить панику, воцарившуюся не так давно, когда хакеры взломали и вывели из строя управляющие системы нескольких аэропортов.
  
А ведь чем дальше, тем во все большие сферы нашей жизни проникают компьютеры. Уже нетрудно представить то будущее, которое многократно описано в многочисленных фантастических романах, когда жизнь без компьютера просто невозможно представить и управлять они будут весьма разнообразными и обширными сферами человеческой жизни.

Правда (и это радует), пока сложно представить машину, осознавшую себя как индивидуальность и почувствовавшую недовольство своим создателем-человеком. Впрочем, это, скорее, уже относится к категории проблем создания искусственного интеллекта (ИИ), с чего, как мы помним, и начиналась Матрица... Остается надеяться, что к тому моменту, когда ИИ будет создан, люди еще не забудут А.Азимова с его тремя знаменитыми "законами робототехники" и братьев Вачовски с их "Матрицей". Пока же "Матрица" - это, скорее аллегория, чем предостережение против реальной угрозы со стороны машин.
  
Надо сказать, что идея, воплощенная в "Эквилибриуме", достаточно реальна. Мы видим мир, который является вполне вероятным альтернативным вариантом развития процессов глобализации, тотальной информатизации, да и гонки ядерных вооружений само собой, не задушенной окончательно в 1975 году в Хельсинки.
  
Прикладной базой изучения смысла фильма могут выступать общественные науки: политология, социология, история, в конце концов. Если не принимать во внимание доминирующую (но отнюдь не единственную) в настоящее время, в современной мировой историографии, точку зрения о цикличности исторического процесса, причинно-следственная связь появления Либрии, как города-государства с чисто авторитарной системой власти, у Курта Виммера в созданном им мире кажется совершенно безупречным. В этом даже, в принципе, можно увидеть некий вклад в теорию исторического процесса, ибо как вариант дальнейшего развития общества Либрия не находит прямых аналогов в истории. Да, конечно, можно вспомнить древнегреческие автономные города-полисы, но лишь как ранний вид организации централизованного общества в территориальных условиях. Можно вспомнить Господин Великий Новгород - первый демократический и единственный в отечественной истории город-государство. Государство в государстве, почему, собственно, он и недолго просуществовал, выбиваясь из ряда общего политического устройства Киевской Руси. Но опять же, прямых аналогий мы не найдем: их жизнь была слабо политизирована, государственный строй управления не был близок к либрианскому, и так далее. В конце концов, в смысле их существования не лежала тщательно сформулированная идеология.
  
Либрия, в какой-то мере, явилась следствием некоего социального эксперимента. Даже если проводить аналогию по мере воздействия определенных сил на общество, достаточно значимые социальные эксперименты можно заметить только в XX веке - коммунизм, национал-социализм, фашизм. Все три оказали на мировой социум гигантское влияние, но его итогом стал простой возврат к демократическим принципам государственного устройства, а не к протолибрианскому тоталитаризму. Кстати, согласно все той же точке зрения развития исторического процесса, демократию неминуемо сменит тирания. Правда, историчность данного тезиса проглядывается с трудом - разве что вспомнить древний Рим: царский период - республика - империя - монархия (Восточная Римская империя). Причем Римская империя не обязательно была тиранской, тоталитарной, поскольку все равно резко была ограничена деятельностью Сената. И это снова говорит о том, что прямой аналогии Либрии в истории нет.
   В любом случае, история, рассказанная Куртом Виммером - это предупреждение современному обществу.



Точки соприкосновения

  
Обратив внимание на абсолютную несхожесть элементов концептуальных идей, объективно следует заметить, что ряд общих моментов в фильмах все же наличествует. Например, белыми нитками виден явный параллелизм системы и сопротивления, представленный в обоих фильмах: Тетраграмматон против Подполья и Матрица против Зиона. Справедливости ради следует сказать, что в кинематографе это вообще избитый до невозможности штамп - две противостоящих друг другу силы, уравненные если не своими возможностями, то своей значимостью уж точно. И говорить о явном плагиате в таком случае глупо.

Сходство также и в том, что действие в обоих фильмах происходит как бы в реальном мире. Но этот мир резко отличается от того, который современный человек считает привычным для себя и естественным. В каком-то смысле, в этих мирах воплотились глубинные страхи человечества. В "Матрице" это единый для всех вечный сон (страх потерять свободу), в "Эквилибриуме" - потеря индивидуальности, вследствие воплощенного в жизнь революционного политического постулата Отца о недопустимости чувств во благо "Великого общества" (страх потерять свое "я").
  
Кстати, о революциях.
   В "Матрице" предполагается, что революцию (пробуждение всех находящихся во сне) совершит Томас Андерсон. Однако мы так ее и не увидим. Даже обретя вожделенные способности Избранного, Нео продолжает, по сути, вести партизанскую войну против машин. Медленно и кропотливо, он будет искать способ победить Систему, не пожертвовав при этом "спящими". И, в конечном итоге, он станет Спасителем (не путать с христианством).
  
В "Эквилибриуме" начало революции очевидно. И это - дело рук одного единственного человека, Джона Престона. Да, фабрики по производству прозиума взорваны повстанцами, но очевиден факт, что это стало возможным только благодаря действиям Престона, принесшего хаос в высшие структуры управления обществом. И весь груз ответственности за будущее - на его плечах. Велика цена. Но оно того стоило...?
  
Если же не брать в расчет мелкие элементы антуража обоих фильмов, такие, как одежда, оружие (а они нам не нужны, поскольку особой смысловой нагрузки не несут), то на этом сравнение можно закончить и смело резюмировать, что "Эквилибриум" Курта Виммера - произведение совершенно оригинальное, более того аналогов ему, несмотря на некоторую общность идей в приведенными ниже антиутопиями, просто нет.


Для примера авторы предлагают краткое сравнение некоторых критериев фильмов:
  
Литературная основа сюжета
"Матрица": Идеи из произведений Уильяма Гибсона и ряд религиозных и философских постулатов
"Эквилибриум": Евгений Замятин "Мы", Олдос Хаксли "Дивный новый мир", Джордж Оруэлл "1984", Рэй Бредбери "451 по Фаренгейту"

Стилистический жанр фильма
"Матрица": Фантастика с элементами киберпанка
"Эквилибриум": Футуристика с элементами псевдоутопии

Видовая принадлежность Системы
"Матрица": Матрица (искусственный интеллект, создающий иллюзию для людей)
"Эквилибриум": Авторитарный политический режим Отца

Элемент обеспечения безопасности Системы
"Матрица": Агент (по сути, программа)
"Эквилибриум": Тетраграмматон

Элемент жизнеспособности Системы
"Матрица": Человек, вырабатывающий ток для Матрицы
"Эквилибриум": Прозиум, клерики

Смысловой статус главного героя
"Матрица": Избранный
"Эквилибриум": Лучший

Основное боевое искусство главного героя
"Матрица": смесь существующих в настоящее время искусств
"Эквилибриум": придуманная режиссером фильма так называемая ганката

Результат действий главного героя к финалу фильма
"Матрица": Временная дестабилизация Системы
"Эквилибриум": Уничтожение Системы (путем ликвидации вице-консула, а также инфраструктуры, обеспечивающей ее существование)
   По большому счету, разговоры о плагиате пошли с неудачного PR-слогана "Эквилибриума" - "Forget the Matrix!" ("Забудьте о Матрице!"). Однако вот вопрос: создатели ли фильма занимаются его рекламой? Нет, нет и еще раз нет. "Эквилибриум" находился в производстве у компаний "Dimension films" и "Blue toolip productions", в то время как официальной дистрибуцией, а в том числе и рекламой, занималась "Miramax films". Да и в самом деле, кажется совершенно невероятным, чтобы Курт Виммер, не скрывавший того, что именно повлияло на создание "Эквилибриума", поддался бы такому дешевому рекламному ходу. А если обратить внимание на то, что в комментариях к фильму он говорит, что вынашивал идею картины несколько лет, да еще с тех пор, когда не существовал даже черновой набросок сценария "Матрицы", вывод напрашивается совершенно однозначный: и "Матрица", и "Эквилибриум" - совершенно разные фильмы, не имеющие между собой ничего общего, что говорило бы о плагиате одного с другого.

Оценка: 6.91*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) К.Лисицына "Чёрный цветок, несущий смерть"(Боевое фэнтези) В.Коновалов "Чернокнижник-4. Харон "(ЛитРПГ) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) И.Кондрашова "Гипнозаяц"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"