Декорации выполнены в стиле Брейгеля. В чисто русской избе по четырем чисто русским пыльным углам развешаны: в первом образа с лампадою, во втором - серп и молот на фоне красного знамени, в третьем - пироги, в четвертом - берданка. Вокруг избы сугробы в три четверти человеческого роста. В кадке растет береза.
За чисто русским широким столом, накрытым чисто русской алой скатертью и блинами, блюдом с икрой и самоваром с тремя кранами в чисто русских одеяниях (На Маше - сарафан и кокошник, на учителе драповое пальто и разбитое пенсне) сидят, как мы уже догадались, Учитель и Маша. Пьют они из блюдец чай, едят сахар в прикуску.
Маша. Я - типично русская женщина с чисто русским именем Маша. Я типично имею, как и положено конкретно русской женщине, типичного мужа. Дурака зовут типичным Ваней, но для всех он Конкретно Учитель. Мы живем в типично русском доме и сидим за типично русским столом. Мы едим чай и пьем сахар. Настоящий русский чай и настоящий русский сахар. Еще у нас есть блины и икра. Но, если завтра мы не заплатим по закладной, наш сад, наш вишневый сад, где летали когда-то чайки, где я была так молода и так невинна, продадут купцу. Он собирается построить здесь водочный завод. (Мужу) Ваня, мы пропали!
Встает с места, опрокидывает блюдце на не обращающего на нее внимание мужа, мечется по избе, заламывая руки.
Маша. Туда, туда, на середину! Ах, мне бы крылья, я бы полетела! Ваня, почему у нас не ходят поезда?! Хотя бы один, хотя бы игрушечный! Я бы положила на рельсы руку, нет две руки, нет лучше голову... и ничего бы не случилось!! В крайнем случае - дефолт. Коня, полцарства за коня! Заграница нам поможет! Ваня, что же делать, Ваня! Как нам дальше жить!
Учитель решительно встает. Потом также решительно садится и играет на балалайке типично русское яблочко.
Сцена 2
Из часов на стене выбегает кукушка.
Кукушка. Который час? Который час? Который час? Который час?
Достает револьвер, крутит барабан, стреляется. Осечка. Еще раз повторяет свои действия, осечка. Еще раз крутит барабан, стреляет в Машу и Учителя. В обоих случаях - осечка.
Кукушка. Три, ровно три. Ку-ку, ку-ку, мы все ку-ку... то есть мы все умрем!!!
Маша швыряет в нее блином. Кукушка убегает.
Сцена 3.
Маша садится рядом с Учителем. Вытирает слезы сарафаном.
Маша. Какой ты у меня, Ваня! Играешь круче Шевчука!
Учитель начинает играть "Родину" ДДТ.
Учитель(дребезжащим нудным голосом): В свете сложившихся обстоятельств, учитывая по ассоциации инсинуации пертурбаций деградации конституционного строя монархии, я, как человек, ответственный за народ....
Сцена 4
На сцену выбегает Толстой в рубахе, босиком и с плугом.
Толстой. Народ! Где народ??
Убегает.
Сцена 5.
Учитель(визжит). Я не посмею так со мной обращаться! (и вновь дребезжащим тоном) Как человек интеллигентный и толерантный обстоятельствам ... (плачет) Да дайте мне порефлексировать, в конце концов, неужто червь я, а не буревестник???
Маша смиренно отходит от него к сугробу. Сверху падает замерзшая птица.
Маша. Еще одна типично русская чайка. Или ласточка не перелетела Днепр. Как горько жить, как горько сознавать, что не цветут вишневые сады! О, как была я счастлива когда-то... жила у мамы с папой, каталась с сыром в масле... а какой был сыр, какой был сыр!
Сцена 6.
Входит гусар.
Гусар. Мадам, у Вас найдется выпить? Я так голоден, что негде ночевать!
Маша. Он! Это он! (гусару) Неужели, ты не помнишь меня, мой сырочек яхонтовый, рокфорчик мой вонючий, сволочь моя ненаглядная?
Гусар. Мы имели честь познакомиться?
Маша. Вот именно, имели! Я была свежа как роза, а ты срубил меня по самую чашечку цветка!
Целуются. Учитель играет лирическую мелодию, хлюпает носом, глядя на них.
Учитель. Маша, как же ты смертельно хороша! Как колыхание безбрежных струн души! Почти как апельсиновое желе, что в детстве так прохладно шевелилось вкруг пальца моего!
Гусар. А это кто?
Маша. Мой муж, Учитель. Почти что Бог.
Сцена 7.
Раздается гром небесный, клубы дыма застилают сцену... среди них появляется шестирукий Борис Гребенщиков с гитарой.
БГ. Песню заказывали??
Он бьет по струнам гитары.
БГ. Хочу я всех мочалок застеебааать!!!.... Гарсон, еще сто грамм сакэ!
Маша подкрадывается к нему сзади и бьет по голове чашкой. БГ обиженный, воспаряет вверх.
Сцена 8.
Те же, там же. Только больше нет БГ...
Маша. Одна большая деревня! Слова нельзя сказать, чтоб не аукнулось! Так вот, это мой муж (шепотом, оглядываясь), Учитель. Знакомьтесь.
Учитель (Маше). Неужели ты, прогрессивная женщина, могла отдаться первому встречному?
Маша. И крестьянки любить умеют! А он выполнял важное государственное поручение! Во всяком случае так говорил Добчинский... что и он воспользовался свежестями персий моих безвозмездно???
Маша падает на колени, воздев руки к небу. Принимается стегать себя собственной косой. Открывает рот в безмолвном крике, чем пользуется учитель. Он достает из-за пазухи стопку бумаг и запихивает Маше в рот. Маша старательно их жует.
Учитель. Как трудно быть в нашей стране интеллигентом! Постоянно приходится сначала собирать компромат на себя, а потом его уничтожать. (гусару). Так вы по службе к нам, милейший?
Маша (гусару). Ведь это правда, милый? Из самой столицы приехал ради... меня. Ах, Москва, Кремль, как много в этом звуке для типично русского сердца типично много слилось! Хочу в Москву! В Москву! Пустите! Я пойду до самого президента, я не дам продать наши земли, я буду целовать его ноги и просить о типично русском милосердии!
Гусар. Хороша самогонка, сама гонишь? Хозяйственная!
Шлепает Машу по попе.
Маша. Чудо! Чудо! Чудо! Ты вовремя! Сосед-купец задумал купить наши гектары земли... но, если мы лишимся просторов, что будет с нашею типично русскою душой? Как сможем мы глядеть в типично русские глаза типично русских иммигрантов, ведь они вернуться, вернуться, чтобы поцеловать типично русскую березу! Мы сберегли ее, вот.
Приносит березу в кадке. Все плачут и по очереди целуют ее. Учитель наигрывает лиричную музыку. Слышится звон колоколов.
Сцена 9.
Входит поп с кадилом.
Поп. С нами крестная сила! С нами крестная сила! Пожертвуйте на монашек, пожертвуйте на монашек! С нами крестная сила! Покайтесь, неверные!
Махает кадилом перед носом гусара. Он машет в ответ саблей.
Маша защищает попа.
Маша (гусару). Не тронь его, он святой! Отче мой, благословите меня, я согрешила...
Поп. Пожертвуйте на монашек!
Маша. ... я живу с нелюбимым человеком...
Учитель. ... какая ты честная дура, Маша.
Маша. ... и искренне люблю другого. Благословите мое сердце, отце, и накажите мою плоть. Да, истязайте меня кадилом, кадилом!
Обнимается с попом.
Гусар. Ого, об этой стороне твоей жизни я ничего не знал.
Маша. Он - святой, ты ничего не понимаешь, он - святой! И к тому же скопец.
Гусар. И на кой тогда... он на монашек собирает?
Учитель. Молодой человек, видите ли, как бы вам сказать, как бы выразиться поточнее... в свете сложившихся обстоятельств... моя жена абсолютно права, только единение церкви и народа....
Сцена 10.
Входит Ленин. Встает в центре, протягивает руку.
Ленин. Батенька, массы...
Удивленно смотрит вниз.
Ленин. А где нагод? И кто сфинхигилил мой бгоневик, к чегту???
Убегает.
Сцена11.
Учитель (гусару). К тому же... наро...
Испуганно оглядывается.
Учитель. В общем, типично этот самый русский и церковь давно разучились говорить по конкретно русски.
Маша(с гордостью). Да, мой муж последний, кто владеет языком. Он учился в целых семи типично институтах культуры и наук.
Сцена 12.
Из часов выбегает кукушка. Повторяет процедуры русской рулетки. Только в последний раз стреляет в гусара. Он бьет ее саблей, кукушка уворачивается.
Кукушка. Ноль-ноль.
Убегает.
Сцена 13.
Маша. О, боже, он сейчас придет! О, времена, о, нравы!
Бежит к мужу.
О, день последний наш пришел! Ни дня простоять, ни ночи продержаться... Слишком поздно. Но я не отдам наш сад.
Бежит к гусару.
Прячься! Он не должен тебя видеть здесь, любимый! Он будет жутко ревновать.
Заталкивает гусара под стол.
Сцена 14.
Входят цыгане и медведь. Маша прихорашивается и приводит в порядок мужа.
Цыганский хор. К нам приехал, к нам приехал... Катерин Катериныч дорогой!!!
Маша радостно кричит. Из толпы цыган выходит девушка с двумя косами в уложенных корзинкой косах, в ситцевом платье и с мундштуком с не зажженной сигаретой в руках. Она тоже кричит. Онитроекратно лобызаются.
Маша. Сестра!
Катя. Сестра!
Маша. Нет, ты моя сестра!
Катя. Нет, ты моя сестра!
Цыгане играют нечто до ужаса бравурное и разухабистое.
Маша. Дочь моей троюродной тетки золовки матери по линии кума деда-железнодорожника, женившегося на анархистке, стрелявшей в поэта, женатого на правнучке Натальи Гончаровой, являвшейся пополудни к императору-начальнику фельдмаршала Ивана Тарабанова прапрапрадеда нашего четырехюродного брата, женатого на золовке моей родной сестры, умершей в младенчестве!
Катя. Жена сына моей снохи двоюродной прабабки Розы Люксембург!
Маша. Сестра! Как я рада тебя видеть!
Катя. Сестра! А как я рада тебя видеть!
Маша. А как я рада!
Катя. Как я рада!
К ним подбегают учитель и гусар. Все лобызаются. Цыгане играют так громко, бравурно, весело, разухабисто, что замертво падают на пол в углу у стены. Медведь, почувствовав свободу, зарывается в сугроб и сосет лапу.
Сцена 15.
Из часов выбегает кукушка, крутит пистолетом у виска. Случайно стреляет. Падает замертво.
Сцена 16
То же место действия два часа спустя. Маша одна. Маша ставит кадку с березой, два стула рядом с сугробом. Входит купец в малиновом пиджаке, спортивных брюках. На веревочке за собой он тащит "джип". К нему привязан чемоданчик, к чемоданчику пачка денег.
Маша. Ах, это Вы... А я Вас и не заметила. Дела все, знаете, заботы...
Купец. Да, Мария Викторовна, я Вас понимаю. Тоже целый день кручусь как белка в колесе.
Маша. Как колесо в машине.
Купец. Как товар на рынке.
Маша. Как рубль в экономике России.
Купец. Нет уж, увольте, слишком извращенная поза будет. Вы подумали над моим предложением?
Маша. Да, мы с мужем обсудили его вечор, и позавечор, и позапозавечер... Я вынуждена Вам отказать, Гаврила Семенович, видите ли я уже замужем, и муж мой решительно против Вашего предложения.
Купец. Но я ж не замуж Вас зову, чудачка. Я как-нибудь так.
Маша. Ах, так? Тогда фигушки Вам наш дом! Фигушки Вам наш сад! Грудью встану!
Купец. Но я ведь предлагаю хорошую цену. Тем более что деревья в вашем саду давно сгнили, и, извините, сейчас совсем не сезон для вишен.
Маша. Да что Вы понимаете! Если бы Вы знали, как хороши они весной! Когда нежно белой дымкой укутывает ветви, и когда их трогает ветер, и, кажется, что это не цветы, а белые волны глубокого океана счастья... если бы Вы видели как это красиво! Ах, красота спасет наш бренный мир, не правда ли?
Купец. Я не поэт, я коммерсант, мадам. Ваш сад не рентабелен, я же предлагаю вырубить его и построить ликероводочный завод. Вы ведь сами гоните самогон.
Маша. Но это не самоцель моей жизни. Где деньги, там не говорят о душе. Неужели, Вы не русский? Сжальтесь! Я хочу состариться вместе с этим садом. Я хочу жить, как жила всегда.
Купец. Это невозможно.
Маша. У Вас нет сердца! О, клянусь Вам, вырубая наш сад, Вы будете слышать, как будут стонать деревья, вы будете видеть, как будет капать кровь из их измученных стволов! И, знайте, это будет моя кровь! Моя жизнь! Жизнь моего мужа! Может быть, договоримся, по-другому?
Купец качает головой. Маша вздыхает и что-то шепчет ему на ухо.
Купец. Нет.
Маша. А, если так?
Купец. Нет.
Маша. А таиландский?
Купец. Неужели, Вы готовы отдать самое святое ради какой-то горстки деревьев?
Маша. Природа - наше все. Русские своих не бросают.
Купец. Какая у Вас душа, Маша!
Маша. Пойдемте, я покажу Вам сад. Может быть, увидев его своими глазами, Вы проявите чисто русское милосердие!
Уходят.
Сцена17.
Выбегает Чудо - негр в пушистых перьях.
Чудо. А вот и я! Никто не ждал, а я пришло! Возрадуйтесь, я Ваше чудо! Бог услышал Ваши молитвы, сад будет спасен! Ау? Где Вы все? Спрятались?