Аннотация: смешная и почти подлинная история для молодежи 80-х
Россказни мои не претендуют... ни на что.В каждом деле, в каждом событии есть "живинка", то что оживит самые заурядные события. Эта "живинка" - сам человек.
Как студентке, мне полагалось освоить практику в нескольких областях: в преподавании, в чтении лекций, и в собирании фольклора. Рассказ о каждой из этих областей познания жизни.
По Тютнярам я шатался,
Каk Савраска без узды,
На такую б.... нарвался:
Bосемь сисек, три п....
частушка из деревни Тютняры
Мы стояли на вокзале: четверо смелых, отправлявшихся собирать фольклор на Южном Урале.
Первоначально прeдполагалась большая, веселая группа во главе с известным нашим фольклористом Вячеславом Михайловичем Щуровым - синеглазым,седовласым и обаятельным.Он много ездил с экспедициями, крестьяне его любили и даже сочинили частушку:
Идет Слава по деревне,
Переваливается,
Из его синих штанов
..... вываливается.
Но в этот раз Вячеслав Михалыч доверил возглавить поездку своей студентке Лене.Вернее, он как всегда, поехал на свою любимую Белгородчину, текущую молоком и медом. Мы же с Леной поехали на Южный Урал, в Челябинскую область.
Мы - это: Лена-застрельщица,нереально энергичная и веселая, если знать о сонме хронических болезней.Она стала сейчас страшно маститой фольклористкой,кандидат наук. Моя подруга Эля, - самая сексуальная из всех живых женщин, встреченных мной,сочетающая это ценное качество с интеллектом и прекрасным сопрано.Ныне доцент. Наш мужчина - Будулай.Тоненький бледный татарин, перенесший в детстве энцефаллит. Oпыт опасной болезни привнес некоторую отрешенность, бестелеснтость в его субтильный силуэт.Прическа "афро" вкупе с реденькoй бородкой придавала ему экзотичность студента-левака, напичканного идеями Че Гевары и Маркузе.Он очень не нравился простым мужчинам, чуявших в нем угрозу необычности. На самом деле Будулайчик был чрезвычайно мирным и вежливым, с хорошим чувством юмора.Сейчас он доктор PhD, преподает в одном из хороших американских университетов, - я его нашла в гугле.
Eхали мы, ехали,переехали Волгу,поразившую,через Уфу проехали, где нас встречала будулайская невеста Эльвира, вручившая - нет, не бешбармак - а бигос, и домашний торт.И поехали дальше, приехали в город Челябу...
На вокзале нас встречал Толян, славный парень, преподаватель культпросветучилища,сдержанный и очень надежный. Без него бы мы пропали... В каждой деревне нужно было найти бесплатный ночлег - как правило, в школе, либо в другом казeнном учреждении, машину, еду.На Урале, в отличие от юга Pоссии, с едой всегда было напряженно, да и приехали мы, наверное, не в сезон.Покупали мы молоко,им и питались, да консервами, привезенными из Москвы.А у Толяна в каждом селе было по бывшему ученику.
Нам все было в кайф. Будулая мы быстро подмяли , не давали ему рта раскрыть, даже в дискуссиях о идеализме.Заставляли его по ночам мазать нам скисшим уже молоком обгоревшие спины,полностью отринув его мужские признаки.Он сильно проигрывал рядом с уральскими пареньками, заставлявшими цветом своих глаз вспомнить сказы Бажова.
*************************
Приехав в деревню Аллаки, мы первым делом устроились на ночлег в "пионерской" комнате школы. Устроились, значит, бросили рюкзаки на пол, прикинув, что спать придется на столах. Нас встретила дама с высокой прической валиком, как у преподавательницы литературы в фильме "Доживем до понедельника", представилась завучем, продала нам бутыль молока и спросила на одной интонации:
-Какое впечатление на вас произвела пpирода Урала? Не правда ли, она необыкновенно живописна?
Ну, так и стала тетка называться в наших воспоминаниях Природой Урала. Молоко, кстати, скисло через полчаса.
Природа действительно величественная, и дикая, и прекрасная....но я не люблю ни описывать красоты, ни читать о них.
Само место Аллаки известно благодаря трем озерам: двум одноименным и Увильды.
Там же находится где-то и древнее святилище.
Помню , как мы шли по проселочной дороге , одни девчонки ( Толяна с Будулаем мы куда-то сплавили), в течение четырех часов не проехало ни одной машины...Солнце просвечивало сквозь мохнатые ели, под ногами была такая грязь, что ноги увязали в ней по колено. вот мы и сняли обувь, и шли босиком. и грязь въелась в пятки практически навсегда.А потом стало жарко, и мы разделись, и шли полуголые, и смеялись оттого, что никто нас не видит.
... прочитала я все написанное и поняла, что о самом обьекте - о песне ничего не написано... Попробую.
Сам процесс собирания очень интересен, но, увы, стандартен.
В деревне люди стеснительные и осторожные. Они поначалу уверяют, что никогда не пели, а если и пели, то давным-давно все забыли.Нет, говорит старушка: ничего не знаю, а кто вас ко мне послал? Там запрещено говорить "баба Настя", только "тетя Настя".Вот, говорим, тетя Настя...Ну, пойдем к ней, спросим...чего она выдумыват...
Так они и говорят "выдумыват".
Приходим к тете Насте: старушка с прозрачным, белым, ангельским лицом быстро-быстро скользит по избе, как танцовщица из ансамбля "Березка"....Одна нога у нее в гипсе, она ее приволакивает бесшумно;из-за длинной юбки кажется, что летает.... вжик - к плите, вжик - к столу.Готовит обед из китайской тушенки с серыми макаронами.
-Здравствуй , Настенька, - басом говорит наша старушка-гид, - что ж ты девок ко мне посылашь? Я уж двадцать лет не пою...
(Опущу переговоры, во время которых приходится и соврать,что, может быть, эти песни будут петь потом по телевизору.)
Бабушки вздыхают и сдаются. Сдача происходит в три этапа.
Первый этап: песни, услышанные по телевизору и переработанные в народные ...
На мой взгляд, это интересно исследовать: во-первых, попытаться понять, по каким критериям бабули выбирают шлягер для переделки; во-вторых, выяснить, какие именно средства использует народ, чтобы сделать "из говна конфетку".
Например, мой друг, шеф-повар Элли, всегда знает, что именно нужно добавить, если блюдо невкусно..
-Лимон!Чеснок! - кричит он.
Какой лимон нужно было добавить к такому барахлу, как...
Не буду называть песни, иначе кого-нибудь обижу.
Второй этап: вспоминают общеизвестные народные шедевры.
И только, уз совсем открывшись и полюбив нас, бабушки поют заветное. Придвигают нам тарелочку с лепешками, которые сохнут и пылятся с неделю и не пригодны для кусания, жевания или глотания. Бабушки, однако, размачивают их в чае, который, по правде говоря, такой же, как и лепешки.И карамельки - совсем не карамельки...Какое-то все заколдованное,похожее на пратчеттовский плоский мир А может, и бабушки - только кажутся ????Коль скоро вместо собаки на тебя во дворе бросается поросенок...?????????
Тем более, что находимся мы около Каслина, где полным-полно "барабашек",
"Стала эта чугунная бабушка мерещиться Каролинке.
Как останется в комнате одна, так в дверях и появится эта фигурка и сразу начинает расти. Жаром от нее несет, как от неостывшего литья, а она еще упреждает:
- Ну-ко, ты, перекисло тесто, поберегись, кабы не изжарить.
Каролинка в угол забьется, визг на весь дом подымет, а прибегут - никого нет."
Бажов "Чугунная бабушка"
http://lukoshko.net/bazhov/bazhov28.shtml
Одну песню бабушки долго-долго не хотели нам петь....Говорили, что раз их обманули: подслушали песню, да и переняли.
в конце концов мы их уговорили, и они торжественно исполнили свое секретное.
По возвращении в Москву мы торжественно ждали реакции Вячеслава Михайловича:ну, что?
Он махнул рукой: известнейшая свадебная песня, встречающаяся в разных областях России.
Собственно говоря, ничего по-настоящему уникального мы не собрали...Одна песня, из которoй я уже почти ничего и не помню, кроме первых двух строк, действительно оставила ощущение чего-то старинного и очень -очень далекого.
Я уж не помню,где это было...Привели бабулю. По словам, столетнюю.
Так она и выглядела, и ничего, кроме общих описаний, мне в голову не приходит...
Бабушке обьяснили, чего ждут от нее, и она зашептала свое, столетнее:
"Не заря ли месяц зарит,
Не жемчужное кольцо..."
Она пела "земсюзное"...
Я засомневалась в слове "зарит":может, ошиблась за давностью...
Нет, все правильно.
"Заря арх. или зорники, слабое северное сияние, ровное зарево; сполохи, сильное, коли играют яркие лучи; столбы, яркое, разноцветное, в высоких лучах"
"Заря каз. праздник крещеных татар, перед сабаном; они делают ссыпчины и пируют в поле;"
В этой деревне у Толяна также были связи: там жил его бывший студент, баянист , и он же тракторист, Вася! Толян переговорил с председателем и сказал, что насчет машины на завтра надо договориться именно с ним,с Васей. А Васю следует искать в лесу, гда он вместе с корешами обмывает чью-то новую машину. Ну, пошли мы в лес.Лес-не лес... Березовая роща, прозрачная в сумерках.Все звенит от комариного писка.На земле, на газетке обглоданные рыбки, вперемежку с зеленым луком, недоеденными кусками хлеба...Водки - зашибись... Стоят, качаясь, мужики, как семь богатырей...Одеты примерно одинаково, не поймешь, во что, но очень уродующее .Причесаны примерно одинаково: прилизанные длинноватые волосенки с аккуратной челочкой под линейку.При такой прическе необходимo всегда иметь расческу под рукой; а вот она и виднеется из нагрудного кармашка.Но главное, лица: какой-то народный умелец вырезал их из дерева, да на полдороги и надоело ему...И взгляд, туманный, непонятный совсем.
Мы услышалu тихое бормотанье:
-Дефченки приехали...
Нам стало не по себе... Но тут из-за куста выскочил дядька Черномор, а на самом деле, Вася!Вася явно был лидером, и даже внешне очень выделялся "из толпы".Когда я услышала через десять лет хит группы Браво", я тут же представила Васю-тракториста.
"Вася...Кто его не знает?"... И не из Москвы, и не стиляга, но такой молодец! Лохматая , под "битлов" шевелюра, перебитый нос, джинсы, - и до фига энергии!
-Анатолий Иваныч! - бросился Вася к Толяну, к любимому педагогу. - Я так рад!
Толян представил нас, и Вася с готовностью завопил:
-Да для Вас, Анатолий Иваныч, все, что хотите!
Смеркалось, и комары принялись за дело.Нас угостили выпивкой, мы без особой охоты угостились... Будулай, видимо, вследствие перенесенного энцефаллита, сразу опьянел и стал говорить глупости:а если машину направить на дерево, упадет оно, или нет...Мужики уже готовились поговорить с "кучерявым".
Пока они раскачивались,обнимая березы,конфликт перешел совсем в другое сюжетное направление.
Из-за леса, из-за гор вышла женщина. Вышла она тихо и некоторое время я пыталась сообразить, настоящая ли она, или то уже хозяйка Медной горы припожаловала.Постояв недолго,она, сложив руки на груди, стала приплясывала какой-то цыганский танец, шлепая себя по икрам...Поскольку одета была в платье до колен, и комары это быстро поняли.
Наконец, через пару минут она не выдержала и тихонько позвала:
-Вася-а-а-а...-Васяа-а-а-а, пойдем домой...
Вася обрадовался ужасно:
-Во!Идем познакомимся!Это Анатолий Иванович!Я у него в училище занимался!
А это студентки из Москвы!
Женщина окинула нас сдержанно-неприязненным взглядом и представилась:
-Васина жена. Оля.
Тут следует сказать, что вообще отношение к нам в деревне было двоякое.С одной стороны, московских гостей тогда чтили а приори.
С другой стороны, будучи юными по столичным меркам, по деревенским мы были явно в возрасте солидном...
Раздатчица в столовой спросила прямо:
-Как вас мужья не боятся отпускать одних?
-А мы не замужем( возраст наш был 20-21-22).
Тут раздатчица еще больше удивилась:до сих пор!!!!!
Вот и Bасина жена Оля не особенно приветливо нас определила.
-Вася, - повторила она тихо-просительно, - пойдем домой....
Вася в этот момент распространялся о чем-то интересном и не услышал жену.
Она повторила то же самое.
Тогда Вася , даже не повернувшись к жене, легонько притопнул :
-А ну, пшла!
Оля снова что-то пробурчала.
-Пшла, я сказал, - повысил голос Вася и притопнул сильнее.
Очевидно, это было последнее предупреждение, поскольку Ольга отпрыгнула и пошла, на прощание крикнув:
-Я-то пойду!Но самому Михаилу Сергеичу письмо напишу!Так и знай!
-Ах, ты.... Вася нагнулся якобы за камнем, и видение исчезло.
Ну, что еще рассказать?
Мы потихоньку свалили подальше от греха к себе в пионерскую комнату.
Но Вася заявился на огонек.
"Девчонки, научите меня играть "Извозчика", - попросил он. - Все ребята просят, а я в одном месте ну никак не соображу аккорды."
Через секунду он захрапел, и тут вторично возникла Оля.
Очень сдержанно она сказала, что тоже была студенткой, но на чужих мужьев на зарилась, а училась, как полагается.
Что было дальшe, - не помню. Вася с супругой отвалили, но кто-то все время скребся, сопел, тихонько толкал дверь...Дальнейшее описываю с помощью самого Бажова:
"... Ночью под какой-то праздник засиделась Катя за работой, а трое парней и перелезли к ней в ограду. Попутать хотели али и еще что - их дело, только все выпивши. Катя ширкает пилой-то и не слышит, что у ней в сенках люди. Услышала, когда уж в избу ломиться стали: - Отворяй, мертвякова невеста! Принимай живых гостей! Катя сперва уговаривала их: - Уходите, ребята! Ну, им это ничего. Ломятся в дверь, того и гляди - сорвут. Тут Катя скинула крючок, расхлобыснула двери и кричит:
- Заходи, не то kого первого лобанить? Парни глядят, а она с топором. - Ты, - говорят, - без шуток! - Какие, - отвечает, - шутки! Кто за порог, того и по лбу.
Парни хоть пьяные, а видят - дело нешуточное. Девка возрастная, оплечье крутое, глаз решительный, и топор, видать, в руках бывал. Не посмели ведь войти-то. Пошумели-пошумели, убрались да еще сами же про это рассказали. Парней и стали дразнить, что они трое от одной девки убежали."
http://lukoshko.net/bazhov/bazhov4.shtml
Было еще и очень душно, но из спальника никто и носа не высовывал:комары зудели, как Тетушка Зубная Боль... В общем,не задалась ночь в деревне Аллаки.
Утром, во время унылого чаепития дверь снова тихо отворилась...Это один из вчерашних парубков ( от корня рубить) пытался побеседовать.Это было тяжело, очень.Результатом мучительных усилий явился вопрос:
-И хде спинжаки?
B этом вопросе заключалась драматическая суть происшедшего: перепивши, хозяин машины - наш визитер - где-то потерял пиджак, в кармане которогo были ключи от той самой машины.Сцена по определению была немой.
Грузовик нам дали, и выезжая из деревни, мы увидали Васю, понуро ковылявшего с граблями на плече.
"Вася! До свидания!" - закричали мы ему.Он обернулся и трагически взмахнул руками: куда вы, а как же извозчик?
Скоро, скоро закончили мы нашу экспедицию.После русских сел заехали погостить к Элиной бабушке в село Миасское,где я познакомилась с татaрским народом.Татарский народ я очень полюбила, и на всю жизнь, но это тема для отдельного рассказа. О том, как мы чистили карасей и , и лепили малюсенькие пельмени - по сорок штук на порцию, и ели их с приправой "хреновинка" и под старку, да после баньки.О-о-о-о...И пели:
"Иркям сары,
иркям сары,
иркям сяры сандугач".
Эту песню мне не удалось найти....
И вот два самых ярких впечатления от экспедиции :
1.озеро Увильды:
http://www.redbook.ru/images/1/_dsc7590+.jpg.
Описывать бесполезно эту красоту.
2.Песня, спетая скромной женщиной; колыбельная , которую ей пела мама.И она пела детям.
Это в общем-то городской романс, широко известный .Но по-моему, он гораздо более народный, чем то, что исполняют многочисленные коллективы нарочито грубыми голосами. У меня складывается впечатление, что данные коллективы специально искажают голоса и наряжаются в безвкусные наряды, якобы из бабушкиного сундука...Явление из категории: рашн сувенир матриошка.
Я выбрала исполнение Лидии Руслановой, потому что она поет,так как я помню в уральском варианте
Там под влиянием татарского ( наверно, и башкирского) вместо "ч" произносят "щ".