Дьюк Александр Александрович: другие произведения.

Morgot Eldar. Дева Али

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    Обзор не несет в себе цели оскорбить или унизить автора и его творчество. Я лишь выражаю свое мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих.


   Добрый день, дамы и господа.
  
   Похоже, обозревание и критика превращается в профессию, правда, оплатой является только моральное удовлетворение. Но мне и этого достаточно.
   Итак, без лишних слез и разговоров приступим. Сегодня речь пойдет о рассказе Дева Али за авторством Morgot Eldar. Обзор будет не очень длинным, поскольку рассказ мне понравился. Да-да, знаю, что написано под моим мостом, но это как раз тот исключительный случай, когда мне не к чему придраться в плане сюжета и его воплощения. Сегодня я не буду орать, что это уже было, что это не оригинально и избито, хотя не все так радужно, как кажется на первый взгляд, и нарекания с моей стороны есть. Но опять же, я сужу субъективно, а обзор не несет в себе цели оскорбить автора и его творчество.
   Рассказ - первый из цикла о персонаже с трудно произносимым и запоминающимся именем - Зезва. Погоняло "Ныряльщик" он получил не за то, что неслабо ныряет с обрыва, как многие могли бы подумать, а за то, что способен ходить между мирами. Плюс ко всему, Зезва не пальцем делан, когда дело доходит до вонзания, вроде как может и колдунством огреть, да и вообще разносторонняя и разноплановая личность. Хотя кто таков и с какого района, в рассказе почти не отражено. Я так и не смог представить себе его рост, вес, комплекцию и возраст. Но повторяю: это рассказ цикла, и в будущем, если мои глаза не вытекут гнойными струями от созерцания какого-нибудь ужаса, я возьмусь и за остальные. Изначально я собирался прочесть их нахрапом все три сразу, но время не позволило, поэтому говорю о том, что имею.
   Прочитав его, я пришел к выводу, что фантастика и фэнтези в частности еще способны пробудить во мне интерес, что я устал не от литературы жанра как таковой, а от бесконечного однообразия, преподносимого копировальными машинками, которые называют себя "авторами". Открываешь любую книгу и видишь одни и те же факты, одни и те же события. Даже слог и манера повествования везде почти одни и те же. "Дева Али" отличается от всей той массы, которая смешалась в моей голове. Во-первых, потому что завязана на мифах Сурового Кавказа и Средней Азии. Это вам не опопсевшая Япония и не всеобщая западнизация, пропущенная через фильтр Толкина и фантарастов 70-х, на чем нынче основываются 99,9% всех отечественных писателей-фэнтезистов. Во-вторых, своеобразная помесь этих самых мифов с бытом восточной Европы. Специально или не нарочно - уж и не знаю, но представляются не джигиты в черкесках, устраивающие джигитовку по горам, а леса, села и кметы Лодзинского воеводства. В-третьих, недаром упомянул про Польшу, поскольку язык повествования пропитан духом польской литературы, в частности небезызвестного пана Сапковского. И это не нарекание, а констатация факта (ибо кто безгрешен, пусть первым бросит камень).
   На самом деле третий пункт и привлек мое внимание больше остальных, поскольку форма, в которую облекает свои произведения Сапковский меня устраивает со всех сторон. Лаконичность повествования, избавляющее от ненужного груза пятиэтажных описаний и размышлений (которые, как показывает практика, 90% читателей читает через строчку), диалоговость, сценичность, т.е. отдельными сценами без унылых связок типа "шли мы по горам, по селам н-цать дней и нихрена с нами не случилось, но мы тра-та-та..." и погнали на страницы на три. Плюс ко всему, я предпочитаю рассказы, короткие истории, а не громоздкие романы, из 500 страниц которых к делу относятся страниц сто в лучшем случае. Приятно знать, что есть авторы, которые следуют этой доброй традиции, а не уподобляются большинству, которое устраивают гонки на самое вычурное сравнение и самое долгое разжевывание и пускание слюней на чьи-то... хм, глазки.
   Хотя язык все-таки не столь гладок, как хотелось бы. И речевых ошибок порядком, и стилистика местами скачет и пляшет. Нет желаемой четкости. Вот, например, чародей (забыл его фамилию). Сначала говорил как нормальный человек, как кошерный маг, с долей надменности и барской снисходительности, мол, "я воздушный шарик, а вы презервативы", но под конец вдруг запел с замогильной напыщенностью в духе Никитина или Семеновой, отчего смазался и растерся, растратил весь свой потенциал и значимость. Получился обыкновенный книжный колдун, а не живой человек, каким он хотел казаться в начале. Да и сам автор при повествовании часто не сдерживается и его прорывает на пафос и помпезность, отсутствие которых тексту не только бы не повредило, но он еще и выиграл бы.
   Кроме того, сюжет завязан на любовной истории, разыгравшейся между сыном местного авторитета и каким-то духом в образе загорелой блондиночки с красноречивым именем Злата, которая строго следует принципу "стерпится, слюбится". Несмотря на явное насилие над личностью и принуждение к браку со стороны (и почему в моей памяти он отложился непременно как Ашот?) Аштарта, она не только всем сердцем, но и телом доказала свой безграничный амур, народив пару детей, а под конец истории жестоко обломав планы местной бабке, по совместительству ведьме и очень милому существу.
   Мне не нравится, когда любовь выступает сюжетным триггером. Причем любовь из разряда Omnia vincit amor. И образину человеком сделает, и умыслы, гениальные по своей простоте и злодейству, сорвет, и даже из настоящих мужиков слезы выдавит. Вообще-то обычно лошадиная доза романтической любви склоняет меня самого отбросить копыта, а мое лицо превращается в сплошной синяк от facepalma. Однако, несмотря на слезливость и пафосность развязки, она не режет глаза наивностью и святой простотой, поскольку разорванная гранатой Ф-1 ведьма стоит того, чтобы закрыть глаза на обыденность завязки. Плюс еще кое-какие подробности сюжета, вроде хитрых планов по всеобщему опрокидыванию, которые историю действительно вытягивают. А еще дед Пантелей, который трахал вашу маму на сеновале.
   Кстати, у вас не возник вопрос: где связь между фэнтези-миром и гранатой? Не опечатка ли? Или я просто прикалываю? У меня, кстати, тоже возникали вопросы, когда герой бросался фразами типа "мне до лампочки" и "кризисный менеджер". Сперва я подумал о недоработке текста или о том, что автору было впадлу заморачиваться с переделками ругательств и выражений. Но нет, никаких опечаток и никаких косяков. А все потому, что Зезва ходит между мирами, где набирается не только своеобразных речевок, но и гранат оборонительного и наступательного назначения. Не понятно только, почему ему не приходила в голову мысль, например, достать АКМ для решения проблем?
   Несмотря на необычность идеи, меня она не зацепила. Вероятно, из-за того, что толком на сюжет не повлияла (при желании можно легко выкрутиться и без этого) и является всего лишь второстепенным дополнением, к тому же, лишь упоминается мимоходом, а все законы и последствия подобных путешествий не объяснены вовсе. Или потому, что мне не хочется, чтобы кто-нибудь при мне вопил коронную фразу из гайдаевской комедии, ведь автор окрестил родную Землю не иначе как Миром Демонов.
   Но то, что идея не понравилась мне, еще не значит, что она плоха, а ее присутствие в тех или иных вариациях у многих авторов, не значит, что от нее нужно отказываться как от заезженности и клише. Просто я не сторонник того, чтобы к миру вымышленному присовывали мир реальный. Негармонично они сочетаются. Не получается у меня при чтении поверить и принять это как должное, как труЪ. Кстати, подобные чувства я испытывал, и когда читал "Хроники Амбера" Желязны, к примеру.
   Собственно, на этом закругляюсь. Добавлю послесловием, что слабоваты боевки, что прилично грамматических и пунктуационных ошибок, но общую картину они портят не сильно. Ставлю рассказу крепкую восьмерку.
  
   На этом все. До скорых встреч.


Популярное на LitNet.com И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) С.Климовцова "Я не хочу участвовать в сюжете. Том 2."(Уся (Wuxia)) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"