Dьюк Александр Александрович: другие произведения.

Дело 23041230 - Перепелица Олеся. Почти мертвые трупы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
  • Аннотация:
    Обзор не несет в себе цели оскорбить или унизить автора и его творчество. Я лишь выражаю свое мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих.


Добрый день.

  

Обзор не несет в себе цели обидеть или оскорбить автора и его творчество. Это лишь мои мысли и впечатления.

  

Сегодня на повестке дня - Перепелица Олеся и ее "Почти мертвые трупы".

  
   Итак, первое, о чем я скажу - это общая картина. Представьте себе "Ночной дозор", только без Сумрака, Дозоров и четкой структуры мироустройства и получите "Почти мертвых трупов". Мир романа тоже поделен на обычный, для банальных задротов и скучных, занудных обывателей, и на необычный, тайный, о котором задроты обычные ни сном, ни духом, для задротов небанальных, наделенных всякими способностями. Речь пойдет, конечно же, о небанальной героине, наделенной сверхсилой. Согласитесь, что все так небанально, что банально до безобразия. Но я бы не стал обвинять автора в банальности, если бы весь этот мир колдовства, оборотней и потусторонних духов был подан под вкусным и свежим соусом авторского видения. Если бы автор делал на него упор, раскрывал его в полной мере и уделял ему должное внимание. Однако автор прошелся только по верхам, и свой таинственный мир подал "на отвали" с протухшим гарниром дилетантства и условности. И когда к середине книги он попытался оправдаться и начал погружать читателя в secreta et occulta, откровенно говоря, было уже поздно. Я уже сложил свое мнение о романе, как об усредненном, как выражается мой коллега, "туалетном" детективчике в стиле "любительниц частного сыска" с примесью сказки, который написал человек, бегло прочитавший пару статей в википедии об оккультизме и приткнувший новые знания, толком их даже не проанализировав. Причем слово "сказка" относится не к колдунам и ритуалам. И до самого конца это мнение автору разбить так и не удалось. У меня сложилось чувство, что автор сам смутно представлял себе, о чем пишет, и придумывал все по ходу пьесы. В результате состыковать концы с концами в огромной мозаике придуманной им реальности у него не получилось, и вышел один большой пробел. То есть мир колдунов, ведьм, сатанистов, блондинок и прочих вурдалаков как бы и есть, но его как бы и нету. Не только герои практически не взаимодействуют с ним, сам автор периодически забывает о его существовании и строит повествование с учетом этой особенности.
   Автор может, конечно, выкрутиться, мол, Вера, главная героиня, экстрасенс и владелица сыскного агентства, во всем этом деле неопытная и неподкованная. А поскольку повествование от первого лица - БЛЯДЬ! - то и читатель тоже должен почувствовать себя полным ламером, ничтожеством, серостью и вообще ничего не понимать в царящем на страницах хаосе. Если цель была именно такова - поздравляю, автор, тебе достигнуть этого удалось. Я ничего не понимал.
   Вспомним опять же "Дозор". Городецкий тоже был ламером, тоже повествование велось от его лица, тем не менее, свой сумрачный мир Иных он раскрывал, и читатель понимал, о чем идет речь и как все устроено буквально с первых страниц. Здесь же, только основательно поломав голову и додумав большую часть самостоятельно, хоть что-то начинаешь понимать, и то под конец книги, которая в последней трети, действительно, стала очень напоминать типичное городское фэнтези со всеми вытекающими штампами и особенностями. Но до последней трети, поверьте на слово, вы будете долго ломать голову над тем, что именно вы читаете: сценарий сериала с канала "Россия" или компиляцию детективных романов скучающей домохозяйки? Одно могу сказать наверняка: посредственный и бездумный пересказ всех клише, штампов и стереотипов пародией и сатирой на клише, штампы и стереотипы отнюдь не является. Для того чтобы качественно и тонко потроллить неразумных обывателей или безмозглых беллетристов, газетчиков и общественные представления нужно обладать тонким чутьем. Автор, к сожалению, лишен этого, поэтому при всем его старании выставить себя иначе, как такой же обыватель, у него не получается.
   Теперь стоит отметить персонажей, и начнем мы с Веры. Замысел автора ясен, как день: создать загадочный и противоречивый образ с нелегкой судьбой, страдающий от своей инаковости, которая ломает жизнь, раскрывающийся в процессе повествования при минимуме предыстории. И вот тут уже начинаются проблемы: автор делает из Веры женщину неглупую, с замашками на дедуктивный метод, экстрасенса средней руки, который уже знаком с основами своего ремесла и шарит в потустороннем мире вурдалаков. Но на протяжении первой половины романа Вера старательно строит из себя лохушку с параноидальным синдромом, которая вообще ничего не знает, и будто с другой планеты прилетела. Если вглядеться в ее поступки, в них можно уловить смысл и логику, но автор воплощает их так криво, что в пору только биться лицом в ладонь, и вообще удивляешься, как Вере удается хоть что-то раскрывать. Хотя нет, не удивляет. В мире, где постороннего человека сразу ведут в гостиную или в святая святых секретной секты и оставляют там одного, выкладывают всю информацию, чуть ли не положа руку на священные "Сумерки", не обращают внимания на явное вынюхивание и недвусмысленные вопросы типа "А ты часом не пидорок?", это воспринимается нормально. Нормально, когда героиня половину сюжета ходит пешком из пункта А в пункт Б, глушит коньяк, курит последнюю сигарету и засоряет роман килобайтами бессмысленных и пустых рассуждений, которые внезапно обрываются без каких-либо выводов. Потому что автору самому надоедает тянуть резину, и случается великое "подфартило", благодаря которому все всегда кончается благополучно. Исключением является третье расследование (видимо, автор выходил покурить, и за клавиатуру сел его кот или близнец, которого он прятал в чулане). В нем худо-бедно ощущается, что Вера продвигается по хлебным крошкам и распутывает убийство, а не болтается, как известная субстанция в проруби, и доля везения и бессмысленности сведена к терпимому минимуму.
   Противоречие между тем, какой автор героиню хотел бы видеть и какой сделал, усугубляется еще и ее терзаниями, переживаниями и тайнами прошлого. Информация по идее должна выдаваться строгими дозами, ровно такими, чтобы интриговать читателя до самого конца. Однако таинственность, основанная на сознательных недомолвках, и неловкое молчание, потому что я не знаю, куда мне это прилепить, вещи разные. Последнее не только не создает интригу, но и откровенно раздражает. До второго расследования автор вел себя, как ребенок, который что-то знает, но вам не расскажет. А потом внезапно начал впихивать историю Веры, как ей было тяжело, когда она обретала свой дар, но подавалось это какими-то непонятными вставками, несвоевременными флэшбеками, которые уместны в повествовании примерно так же, как тру-блэк-металлист в церкви. При этом ощущение такое, что автор к чему-то вел, что-то хотел этим сказать, но то ли забыл, то ли испугался, что не укладывается в объем, и просто забил, как всегда без какого-либо вывода, морали; обрезал, чтобы не париться. Вспомнил только в конце, дабы раскрыть страшную тайну героини, потому что уже, собственно, конец, а припихнуть Верину тайну жизненно необходимо.
   Туго дело обстоит и с взаимоотношениями между героями. Казалось бы, женский роман, тут уж авторская фантазия должна разгуляться на всю катушку. Но нет! Несмотря на то, что у Веры аж целых три потенциальных претендента на ее сердце и... прилагающиеся к нему дополнения, никакой интриги или хоть какого-нибудь развития отношений в ту или иную сторону не наблюдается. Ровно как и сложности, многогранности и многоуровневой запутанности отношений реальных людей. Возможно, и не было целей плести треугольники с четырьмя углами и углубляться в любовные перипетии, но до детсадовского примитивизма скатываться тоже не след. Пожрать на пару коньяку, походить друг перед другом в труселях с утра, вместе покопаться в жмуриках - это пожалуйста. Но задуматься, зачем я это делаю, почему, не скрыто ли в этом больше, чем мне самому хочется - ни один герой над этим задуматься не станет. Автор поленился вкладывать в них подлинные эмоции, зато надуманных и раздутых - этих с предостатком.
   С прочими НПС тоже нескладно. Да, они выполняют то, что от них требуется по сюжету, но не более. Поверить в то, что передо мной живые люди, у каждого из которых своя цель и каждый из которых к своей цели идет, я не могу, потому что невооруженным глазом видна цель автора - притянуть концовку расследования и сделать это максимально быстро. Его присутствие чувствуется в каждом из героев. Что там говорить, если все они даже общаются в одном и том же стиле "у меня есть роль, но нет актерского таланта". Манипулировать и запутывать Веру, навести ее на ложный след, приврать, использовать в каких-то своих целях - это герои, по разумению автора, могут, но делают это либо кустарно, либо толсто и неприкрыто, отчего только раздражают косноязычностью и дефицитом сообразительности. Но в основном же задача героев - дать стопроцентно достоверную инфу и с чистой совестью стать главным виновником/жертвой/жмуром или просто навсегда исчезнуть из повествования (даже открыточки вам не напишут, не надейтесь). Поэтому восхищаться догадливостью и успешностью Веры, хитроумием и расчетливостью злодеев и преступников, сочувствовать жертвам, подозревать невиновных либо смотреть на главного говнюка и не подозревать его можно только в том случае, если вы считаете самиздатовское ЖЮФ от девочек 15-ти лет эталоном вкуса.
   Все дело в том, что автор сосредоточен на действии. Видимо, для того, чтобы читатель не скучал, он его комкает и таким галопом разворачивает, что не успеваешь толком прочувствовать и вникнуть в ситуацию, как нам дают уже другую. Да, скучать не приходится... потому что, блядь, думаешь, что это вообще было, зачем и что из этого следует? Нет, присмотришься - определенная логика и последовательность в поступках и в действии есть, но описание и подробности самих действий... Как приглушить бутылку коньяка или прикурить сигарету - это автор знает. Но как сделать так, чтобы внедрение в секту сатанистов не выглядело детским утренником - нет. И так практически везде, будь то рассуждение, анализ, подбор круга подозреваемых, беседы... Сцены с диалогами вообще отдельный разговор, они больше похожи на первый секс - долгая прелюдия, волнения и страхи, пять секунд действия и внезапная развязка со словами "ой, мне пора, забыла крышку рояля дома закрыть!". Иногда так и хочется спросить, зачем? Зачем такая сцена вообще была нужна? Не целесообразнее ли было сказать о ней в двух словах, передать ее смысл и избавить читателя от ненужного материала? Может, вместо столь показательных и содержательных сцен стоило бы заняться... описанием, там, раскрытием персонажей? Не? А, ну да, нам некогда, потому что у нас же еще не весь коньяк выпит и не все мысли, о которых не хочется думать, передуманы.
   Сюжет разбит на четыре расследования, каждое из которых связано Верой, еще парой персонажей и слабыми сюжетными линиями, которые могли бы быть гораздо интереснее предложенных, но автор предпочел их просто обрубить и вывести в иное русло. При этом пафоса и обещаний было как минимум на договор с самим сатаной, а в итоге хитроумный интриган помер как последний лошара, о нем даже и говорить толком не стали. Обидно также, что эпизодически мелькавшие герои с намеком на интересность (Скупщик, этакай Борис Балкан, блондинка, забыл, как ее зовут, даже Данил) не получили никакого места в дальнейшем повествовании. Единственная линия, тянущаяся со второй части до самого конца, получающая развитие - договор с демоном. Но вкупе со слабой атмосферой и плохо продуманным и описанным миром и действием она смотрится дешево и подчас выступает подкустовым роялем. Потому что придумай ты хоть сто гениальных ходов и сплети тысячи интриг, если не умеешь грамотно задать качественную атмосферу, вся задумка будет выглядеть нелепо и смешно.
   Действие, как правило, разворачивается в некотором городе на постсоветском пространстве. Никаких намеков, что в Украине, автор, конечно же, не дает. Избегает названий. Да и вообще всего избегает - его минимализму даже Паланик может позавидовать. Понятно, что хотелось создать собирательный образ провинциальных городов, но опять же, грань между игривыми недомолвками и молчанием на гестаповском допросе - это не одно и тоже. Город есть, но его как бы и нету. Вроде как есть улицы, но они в двух из трех случаев пусты, а урбанистические пейзажи сменяются дивными видами пустыни Сахары. Вроде бы город немаленький, но Вера умудряется обойти его за десять минут и по странному стечению обстоятельств жертвы и подозреваемые всегда под рукой живут. Вроде как и осень, зима, весна, да и лето паршивое, но Вера постоянно чуть ли не в майке ходит. Вроде и миллионник с олигархами и магнатами, но на весь город один морг, а все городские службы, похоже, находятся где-то за триста километров. Вроде и есть престижные районы, но кругом почему-то только халупы в пригороде какого-то Мухосранска.
   Но, в общем-то, это как раз-таки не самое главное: ведь действие условно, и где оно развернется - абсолютно неважно.
  
   Подведем итог. У романа есть неплохой сюжет. Это все. Иных достоинств он попросту лишен благодаря мастерскому неумению автора воплотить собственную мысль и удержать ее, довести до логического ее завершения. Роман получился излишне серьезен, пафосен, напыщен, но вместе с тем воспринимать его серьезно не получается даже при огромном желании. Он слишком сказочен. И как я уже говорил, не из-за колдунов, демонов и прочей нечисти, а из-за сказочности, примитивности поведения персонажей, их картонности, деревянности и шаблонности. Бабки - сталинские шпионы, которые спят и видят, чтобы не пропустить постороннего в подъезд. Молодежь - безмозглая шпана, поведение которой ничем не объясняется, а автор даже не пытается проанализировать мотивы поведения, будто сам подростком не был (или еще не вышел из того возраста). Секты, субкультуры, сатанисты - из передачи "Пусть говорят" и учебника по социальной педагогике. И все это подано без иронии или сарказма, очередными бессмысленными и беспощадными стереотипами и клише. Может, где-то там и спрятан юмор, но заявляю со всей серьезностью: не смешно. Никак. Вообще. Только больно мозгу и глазам. Читать откровенно скучно, испытываешь жгучее желание пролистать расследование до последних глав (в них раскрывается вся интрига, и к чести автора, даже относительно неплохо) но останавливаешь себя, поскольку автор постоянно вводит новые имена для тех семи типажей, которые он задал в самом начале. Роману катастрофически не хватает добротного юмора, остроумия, образности, иносказательности и показательности. Иначе он пустышка.
  
  

Оценка 5 из 10.

На этом все. До скорых встреч.

  


Популярное на LitNet.com А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 11. Тайна Кота"(ЛитРПГ) Д.Деев "Я – другой 5"(ЛитРПГ) С.Панченко "Вода: Наперегонки со смертью."(Постапокалипсис) Е.Решетов "Ноэлит. Скиталец по мирам."(ЛитРПГ) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Одна ошибка"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"