Дьюк Александр Александрович: другие произведения.

Вадим Воинроз "Часть 1 - Сон Экзорциста"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    Обзор не несет в себе цели оскорбить или унизить автора и его творчество. Я лишь выражаю свое мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих.


   Добрый день, дамы и господа-читатели, заглянувшие на мою страницу.
  
   Сегодня речь пойдет о произведении, от которого у меня остались очень сложные впечатления. Почему сложные? Потому что прочитав первую часть, у меня так и не сложилось однозначное мнение. И не потому, что произведение, как это водится на СИ, не окончено, прерывается в момент, когда только начинаешь осознавать написанное и видеть нити сюжета. Просто сложно оценить его критериями "понравилось/не понравилось".
   Итак, Вадим Воинроз "Часть 1 - Сон Экзоциста".
   Это роман. Да, любят нынче писать романы, запретить никак не можно. И если пишут, значит, востребовано. Роман этот является своеобразной смесью жанров, главным из которых является хоррор. Честно признаться, я не являюсь особым поклонником жанра. Ну, не могу понять, кого именно пытаются напугать: читателя или героя. Если читателя, то я явно не тот, кому страшно. Может, не хватает воображения? А если попробовать визуализировать, то чего-то, кроме facepalm, от зрителя добиться сложно, потому как про живых мертвецов и смертельные вирусы столько снято, что впору вешаться. Как бы то ни было, раз уж взялся судить, то постараюсь быть объективным с субъективной точки зрения. Впрочем, как и всегда. И как всегда, обзор не несет в себе цели оскорбить автора и его творчество, я лишь выражаю свои мысли.
   Начало меня откровенно радовало. Серьезно, на фоне того бесконечного фэнтезийного однообразия, что творится на СИ, это произведение, выделяется. Во-первых, герой страдает. Ему не надо спасать мир в очередной раз, охотиться за черными властелинами и все такое (ну, во всяком случае, пока). Сразу видно, что ему не удастся помацать сисястую блондинку, не удастся зажечь с королевой эльфов. Ему придется страдать от первой строчки и до последней, бегать, роняя кал и использовать подручные материалы взамест кошерного меча Эскалибур. Он будет помирать, помирать и помирать в собственных кошмарах. Причем кошмары такого качества, что не каждому наркоту под кайфом или во время ломки привидятся. Для меня читать такое было, в принципе, ново. Не то чтобы нигде не встречался с подобных ходом, но повторяю: я отталкиваюсь от собственных впечатлений, основанных на уже прочитанном. И если сравнить количество фэнтези (52000) и хоррора (4400) на СИ, то ясно, в какую сторону склоняется чаша весов моей симпатии, где меньше вижу штамповок и клише.
   Во-вторых, действие разворачивается в кошмарах. Или в реальности, где царят кошмары. Или... хрен, в общем, знает где. Я не понял, если честно, ничего, за исключением того, что герои хотят выбраться отсюда весьма и весьма радующим способом. И пытаться все объяснить, если таковая потребность у автора возникнет, лучше не стоит. Пусть будет мистика, пусть читатель ломает голову и бьется ей об стену в попытках понять. Раз уж была заявка на психодел и "хрен поймешь", то иди по психоделике и "хрен поймешь" до конца. Да и вряд ли получится объяснить так, чтобы это смотрелось достойно, а скатываться до уровня подростка, с жаром и упоением расписывающего устройства магии в его мирке, или ссылаться на Бога и дьявола в их христианских ипостасях - Боже упаси. Это очень плохо. Несерьезно. Недосказанность порой гораздо приемлемее и гармоничнее разжевывания.
   В-третьих, развязка. Из разряда "Let all motherfuckers die", и что самое удивительное, ведь и впрямь все померли. Неизящно в большинстве своем. Но они все умерли. И плевать, что в следующей части большая часть из них может воскреснуть и главный герой в первую очередь. Но сейчас - они все мертвы. Без жалости, сострадания и исключений. И это, надо признать, очень даже хорошо. А нечего их жалеть!
   На этом мой восторг исчерпывается и начинается негодование. И главная причина, почему я стал негодовать, заключена в третьей главе. А именно в том моменте, когда появляется демон.
   Черт возьми, это так по-детски сваливать все на плечи бедных и несчастных прислужников ада. Мне их всегда было несказанно жаль. Ведь начало было таким радужным. Персонаж, медленно съезжает с катушек, вокруг происходит черте что, не понять, реальность или вымысел - все очень хорошо. Интересно. Многообещающе. И? К чему приходим в итоге? К стандартному фэнтези городского типа с лозунгом "во всем виноват злой дядя, а я не при делах". Персонификации зла. Одному сплошному стереотипу и даже без отклонений от заданного направления. Ясно, что при таком названии появление демонов сам собой разумеющийся факт. Но... можно ведь бы и удивить читателя. Оставить на уровне иносказания, что демон-то все же часть истерзанного психозом сознания, а не приходит извне в образе какой-то жабодамы с открывающимся на 180 градусов ртом. Да и вообще... что это за демон такой? Почему он такой ненатуральный? Серьезно, и это чучело пытается заключить союз с человеком, который доходит до ручки от всего происходящего вокруг? И что он предлагает за душу? Стандартный набор: власть, деньги, женщины. А если герой пассивный педераст с расширенным сознанием и моральными ценностями типа "peace to you, people"? К чему этот максимализм? Пообещай истерзанному человеку на грани полного психического коллапса покой, он тебе душу продаст и задницу в аренду заложит. Ему не надо больше ничего. И читателю в принципе тоже. Не нужен этот пафос, от которого за версту веет подростковой наивностью.
   Не то чтобы это было плохо. Непредвзятая публика, если немного подтянуть речь повествования, примет произведение, отнесется к нему благосклонно, увидит интригу, похвалит неожиданные развязки, их порадует относительный хэппи-энд, притянутый за уши. Не спорю, есть определенные моменты, которые порадовали и меня, например, игра больного детского воображения в куклы с живыми людьми, финал, развязка в последней главе, где в паре моментов удалось даже создать атмосферу напряженности действия. Но... но общая картина меня опечалила. Несказанно.
   Второе резкое фи - это манера повествования. Чрезмерная детализованность в тех местах, в которых она в принципе не нужна, бедность языка там, где уместно было бы более подробное описание. Порой склонность автора к деталям доходит до абсурда и рушит атмосферу тревоги и напряжения неприятным смехом. Да и кровь. С ней явный перебор. Помнится, в фильме "Хостел" использовали 150 галлонов искусственной крови. Если продолжать в таком духе, то к концу повествования этот рекорд будет разбит в пух и прах. Правда, получится не хоррор, а дешевый трэшак в стиле "Девочка-пулемет" и блевототерапия. И встает разумный вопрос: а не пережил ли автор что-то такое в детстве, что непременно отразилось на его творчестве? Герои страдают и без рек крови, текущей из них со всех причинных и прочих мест. К чему уподобляться дешевизне-то?
   И последнее, на чем остановился бы, это общая скомканность. Я не раз заострял внимание на этом огрехе, встречающимся у авторов через одного. Быстро развивающийся сюжет - это одно, и совсем другое, когда его бросают с обрыва. Вообще не понятны герои, совершенно не раскрыты. Особо ярко это видно на примере главного персонажа: он какой-то эфемерный. То он обычный задрот неопределенного молодого возраста, то он настоящий мэн, белый человек, способный увести за собой толпу негров. То он трясется от страха, забиваясь в угол, то он готов и в огонь и в воду. То он тупит, как блондинка на экзамене по вождению, то рассудителен и предприимчив. Атмосфера от всего этого страдает ужасно. Необходимые объяснения, например, кто Руслан такой, кем был, каким набором знаний обладает, все же нужны.
   В общем и целом, если закрыть глаза на погрешности, несостыковки, перебор с образностью или, наоборот, скудностью языка, если абстрагироваться от сведенного к отстрелу живых мертвецов, замененных бесами, действия, то весьма неплохо. На 6 баллов потянет. Мне все кажется, что в дальнейшем все же сюжет будет радовать большим количеством инноваций и фишками типа "фига!" и меньше будет клишеированности, штампов и условностей. И уж очень надеюсь, что все закончится не таким сценарием: "зло посрамлено, а я герой, я молодец, я душу спас, отвоевал ее у недругов, хоть и получил 15 ранений, не совместимых с жизнью, но выкарабкаюсь, женюсь и дочку Васей назову".
  
   На сем завершаю. Всем спасибо и до новых встреч.


Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Рябиченко "Капитан "Ночной насмешницы""(Боевое фэнтези) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) О.Бард "Карфаген 2020. Полигон"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"