Дьюк Александр Александрович: другие произведения.

Вадим Воинроз. Святой thrash-metal, или Файл A1-101 Я есть Бог.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    Обзор не несет в себе цели оскорбить или унизить автора и его творчество. Я лишь выражаю свое мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих.


Добрый день.

  

Обзор не несет в себе цели обидеть или оскорбить автора и его творчество. Это лишь мои мысли и впечатления.

  

Сегодня на повестке дня - Вадим Воинроз и его "Файл A1-101 "Я есть Бог"".

  
   Перефразируя небезызвестного Дмитрия Пучкова из ниженаписанного вытекает нижеследующее: На бескрайних просторах крайне северной Сибири происходит странное. Падают спутники, пропадают целые поселки, лица непонятной национальности требуют непонятного... Все настолько серьезно, что даже министр обороны и юбер-генерал всея Руси опускают руки и уповают на помощь лишь его одного, восставшего подобно Фениксу, Филина, который возродит "секретную организацию, о которой не знает даже президент" и железной рукой и жеваной папиросой "беломор" наведет в стране порядок.
   Неправда ли, эпично? Нет? Скучно? Что-то нам это напоминает? Мы видели, читали это много раз? Задолбали пришельцы и зомби? "Героев" я не досмотрел, потому что к концу первого сезона у сценаристов кончились мозги? Люди-Х рулят, Росомаха нагибает и достали уже тырить чужие идеи? Ну что ж, дорогие мои критики, прежде чем критиковать новизну идеи, попробуйте сами придумать что-нибудь пооригинальнее и посвежее. Мне вот лично не удается, поэтому к оригинальности сюжетных перипетий и к тому, что где-то это уже было, у меня давно нет никаких придирок. Меня интересует исключительно воплощение. Ведь если сделано хорошо, даже колобок, его душевные терзания и странствия в поисках смысла жизни и ответов на фундаментальные вопросы, закончившиеся героической смертью в битве с воплощением вселенской лжи и лицемерия могут быть эпичнее каких-то заморочек с кольцом.
   Я не скажу, что представленная история мне не понравилась или что в ней все плохо. Определенные моменты дают произведению право на жизнь, но в целом и на данном этапе - могло бы быть лучше. Произведению требуется серьезная доработка, и пока автор не доведет свое детище до ума, я скажу все, что о нем думаю.
   Начнем с самого главного минуса - крайне слабая атмосфера. Давать слабину она начинает буквально с пролога и основная ее причина - дилетантство во многих поднимаемых вопросах. Не могу и имею права утверждать на сто процентов, свечку не держал, но представленный труд говорит мне о том, что автор истратил на подготовку и сбор информации примерно тридцать секунд своей жизни и выглядело это так: две плазмы, на одной любимый треш-боевик о пришельце/зомбо- угнетателях, на другой - любимый мистический сериал, и компьютер с любимым ФПС о пришельце/зомбо- угнетателях. Из-за этого атмосфере был нанесен колоссальный урон незнанием и личными домыслами "как мне видится". К примеру, я в Сибири не бывал, однако в представленную автором также поверю едва ли. Действующими лицами являются спецагенты с паранормальными способностями, а также жалкие людишки и генеральский состав. Со спецагентами в принципе все нормально. С людишками тоже - они там на заднем плане скачут и сильно не светятся, разве что Филин, но он крут, почти как Чак Норрис, а Чак Норрис мега-крут и его крутость нельзя оценить по обычным человеческим меркам. А вот генералы и министры... Путаница с чинами и званиями, должностными обязанностями. Генерал исполняет обязанности президента, министр обороны вообще курит в стороне и чуть ли кофе не разносит, а директор ФСБ ведет себя как тайный советник при королевском троне какого-нибудь заштатного мирка среднестатистической девочки-писательницы и носит титул "главы разведки". Правда, зачем он там светился я так и не понял.
   Очень трудно понять, где и когда происходят описываемые события. Автор клянется, что на территории Российской Федерации, и судя по всему, в наши дни. Однако даже при сильном желании я никак не могу представить себе русские березки и окушков в речке. Не появляются у меня в голове образы сибирской глубинки, слякотных московских улиц, душных кабинетов подземных бункеров и секретных военных баз, декаданс и запустение поселка, где бродит нечто сверхъестественное и грозится всем оторвать яйца. А вот что-нибудь такое аля малобюджетный фантастический боевичок о резиновых зеленых человечках и доблести американских граждан - легко. Хотя в наше время абсолютно все бессознательно затачивается под западный стандарт и пора уже привыкать и прекращать кривить свою физиономию. Но твою ж мать, не могу я никак смириться с бункерами и секретными военными базами, пришельцами и убер-нагибаторскими героями с автоматом на плече, когда они воспроизводятся на русский манер. Все это очень плохо вяжется с русскими декорациями. Нам всю жизнь своих врагов хватало - печенегов, монголов, поляков, немцев, водки, самих себя, в конце концов, и нам не надо, как американцам, выдумать угрозу из космоса. Угроза всегда на пороге.
   Нет, возможно, на экране, при крупном бюджете, должных спецэффектах и хорошем актерском составе (ну, мы-то догадываемся, о ком идет речь) и под маркой 20th Century Fox все это выглядело бы круто, и можно было бы простить скоротечные и простоватые диалоги, обход логики, достоверности и здравого смысла. Ведь главное в трэш-боевичке - побольше зомби, автомат и безлимитные патроны. Однако в книжном формате это не выглядит никак. Хотя... интриги, расследования, скандалы, перестрелки, погони, шпионские игры, спецоперации, высадка пришельцев-личинок, галактические скаты, зомби-каннибалы, телепаты, бессмертные, священный trash-metal, изгоняющий инопланетных нехристей, сиськи секретарши и автомат Калашникова украсят и литературное произведение, в особенности сиськи и АК, но при условии, что затрачено на них столько же авторского труда, сколько денег на спецэффекты. К сожалению, автор совершенно не работал над внешним видом.
   Он отдал предпочтение событиям и впихнул их столько, что установленный им же объем трещит по швам и не выдерживает заданных рамок. Произведение доходит чуть ли не до библейской лаконичности "Иисус сказал - Иисус сделал", то есть что-то происходит, а как оно происходит и где - да думайте сами, не маленькие. Это наводит на мысль, что автор и вправду затачивал произведение под сценарий, но остановился на полпути и решил-таки написать повесть. В итоге, относительно небольшое объему произведение содержит в себе столько всего, сколько некоторые в 11-титомниках не раскрывают. Да, с одной стороны это даже хорошо: триггер запустил сюжет, герои активны, находятся в постоянном движении, они сами двигают события и движутся к цели, а не болтаются из угла в угол, как девочки-оборотни в фэнтези-бродилках, и не ждут, когда на них свалится счастье с большой буквы "Ж". Все сцены связаны между собой и лишних среди них как бы нет, каждой из них можно дать объяснение и за исключением пары-тройки вырвать из контекста их нельзя, даже самые странные и недоработанные. Но вот беда вся в том, что доведены они до примитивизма, прямолинейности, написаны с наивной простотой и в большинстве своем легко предсказуемы и малоубедительны. Отсутствует напряжение, погружение в само событие на минимальном уровне. Описание происходит со стороны, взгляд дается с высоты птичьего полета. Да, когда действие растянуто, у читателя возникает только одна мысль: когда ж все это кончится? Но когда действие преподносится чрезмерно лаконично, читателю хочется деталей и подробностей. Автору необходимо соблюсти золотую середину между этими двумя крайностями, и в этом его главная задача.
   Второе, что мне не понравилось - излишняя пафосность, позерство и эмоциональность героев. Мощный заряд пафоса собрался в основном в зачине истории, что вкупе с путаницей и общим сумбуром пролога значительно исказило восприятие. В дальнейшем пафосные моменты проскакивали тоже, но по глазам так сильно не били. Позерством страдают не только герои, бросающиеся фразами зубодробительных персонажей боевиков и выделяющиеся не менее зубодробительными поступками, от которых недруги выпадают в осадок (что иногда доставляло, а иногда вызывало лишь снисходительную улыбку). Позирует и сам автор, прибегая к показушным приемам, которые мы опять же имеем возможность узреть в голливудских боевиках.
   Эмоции так и прут из персонажей, бьют ключами по головам. Даже боевой генерал, грудь медалями расх**чена, в случае чего готов взорваться праведным гневом и к херам разнести стол, а Филин, памятуя о павших боевых товарищах и утраченной любви к первой бабе на селе, пустит скупую мужскую и запьет все водочкой в трактире Безымянной Деревни. Местами и у отдельных персонажей эмоции оправдывают себя, местами с ними явный перебор. Ну а страдания, через которые автор пропускает своих персонажей, так это его фирменный конек. Слава Богу, что персонажей, а не котиков и хомячков. Я бы этого не вынес.
   Теперь персонажи.
   Генерал Сверлов. Интриган, расчетлив, себе на уме и властолюбив, этакий Лаврентий Павлович версии 2.011. Однако крикливость и неумение держать себя в руках списывают на нет образ расчетливого серого кардинала и делают рядовым недалеким начальником, руководствующимся в первую личными мотивами и психическими состояниями, а уж потом интересами государства, сидящим в кабинете и не отдупляющимся о том, что творится в поле. Начальником, требующим немедленного результата и списывающим неудачи на подчиненных. Эриком Картманом, требующим уважать его власть. Короче, сплошной набор стереотипов, каким видят начальника подчиненные. Поэтому герой получился не очень интересным, а мог бы стать самым доставляющим.
   Полковник Щедрин - шестерка генерала, входящий в высший круг командования. Мне это показалось несколько странным, но хозяин-барин. Кто такой и как к нему относиться, я так и не решил - за всю историю он появляется эпизодически и о нем ничего толком не говорится.
   Филин. В начале - синегал с пятнадцатилетним стажем из Безымянной Деревни в состоянии глубокого и беспробудного запоя, депрессии и в море соплей по загубленным товарищам. В прошлом заведовал ОПИ, по каким-то причинам ненавидим генералом, нынче снова восстановлен в должности. В дальнейшем его предыстория теряется на фоне его крутости, и перед нами предстает пробитый оперативник, мастер на все руки, снайпер-подрывник, диверсант, который составляет планы в духе Ганнибала Смита и с такими же шансами на успешное исполнение, очередной хамло, позер и толстый тролль. Вообще обоюдное хамство и выпендреж - характерные особенности обоих конфликтующих персонажей. Впрочем, Филин большую часть времени был умудренным опытом опером, поэтому так и остался оторванным от своей предыстории. Однако претензий к нему особых нет, разве что поумерить его позерство - местами герой казался крайне незрелым.
   Ольга - секретарша с сиськами, девочка с душой, ищущей романтики, и жопой - приключений. В одном из эпизодов исполнила роль подружки Джеймса Бонда. Скорее, декоративный персонаж, чем претендующий на важную роль. Хотя пока сказать трудно.
   Ларик, толкач-неудачник. Первый из агентов, пока непонятно чем таким одаренный. Быстро вливается в коллектив, неровно дышит к сиськам секретарши. Держится поближе к начальству, относится к нему с уважением. Претендует на роль обычного паренька, средних интеллектуальных способностей, которому предстоит морально и духовно вырасти и стать профессионалом. Пока что слабое звено, тянущее команду вниз. Особо не запомнился.
   Даша, телепат с кашей в голове. Страдает больше всех, видимо, за нелюбовь к трэш и дэт-металлу. Образ отторгнутой и непонятой всеми девочки, нашедшей приют в ОПИ, где ей нашли применение. Герой из разряда "я справлюсь, я смогу", и ведь справилась, смогла. Персонаж неплохой, хотя ему отвели место только под конец повествования. До этого она раскрывалась очень неохотно и в малых дозах, даже в ее личной истории вербовки. А жаль.
   Антон, бывший предприниматель и успешный браток местного пошива, разведенный агентством, как последний лошара. Непонятно, однако, почему в дальнейшем враждебность и натянутость в отношениях между ним и всем агентством почти не прослеживается, и обида, а она должна затаиться, никак не влияет на его решения и действия. Видимо, понял, простил, смирился. Либо (он же бессмертный, бесчувственный) его посетил великий Анунах. Хотя с его тотальным пох**змом согласиться все же трудно: эмоции он испытывает, причем, очень часто. Однако, несмотря на противоречивость, персонаж получился неплохим и доставляющим. А кому не охота побывать бессмертным? Разве вы не завидуете и не выделяете героев комиксов, фильмов и книг, об чьи головы ломаются топоры и вилы? Это круто и для полноты картины Антонио не хватает только стальных ножей в руках, и тогда он станет почти также крут, как Росомаха, а Росомаха почти также мега-крут, как Чак Норрис.
   Несмотря на то, что персонажи по своей сути получились разные, у них прослеживается одна и та же закономерность - оторванность их предысторий от дальнейшей судьбы. Нет плавного перехода от прошлого обычных лохов к настоящему и светлому будущему славных агентов Родины на страже от инопланетных нехристей и прочей паранормальной мразоты. Во многом это заслуга галопирующих событий. Лично я бы без ущерба для себя пережил, если бы событий было меньше, зато раскрыты они были бы шире и полнее и, собственно, персонажи могли бы в таких условиях проявить себя гораздо лучше. Но с другой стороны, получилась бы мыльная опера аля "Герои"...
   Третье - недостаток логики, здравого смысла и неправдоподобие. Недостаток стал проявляться на поздних этапах, когда агентов ОПИ решили отправить в горячую точку. Хотя странности появились и в начале. Мне вот, например, интересно, в ОПИ всего лишь пять человек? А где же пушечное мясо? Например, в Хеллбое, где у агентства были схожие задачи, рядовых сотрудников хватало, а тут даже прапорщика, заведующего оружейной, нет. Ну да ладно, перейдем к более важным вопросам.
   Во-первых, автор очень туманно объясняет, сколько прошло времени с момента зачина, то есть, когда исчезли жители сибирского поселка, но по всему - несколько месяцев, это точно. И все это время власти якобы скрывают ЧП от населения, и вот мне интересно: каким это образом? Да, по завершению операции легенду придумали. А все месяцы до этого? "Извините, 2000 человек сейчас нет, пожалуйста, зайдите позже, мы еще не придумали, как объяснить их пропажу"? Не логичнее ли было сначала позаботиться о легенде и спокойствии граждан, а уж потом начать во всем неторопливо разбираться? В конце концов, это Россия, где даже массовую продажу оружия со складов выдают за несчастные случаи. А тут лучшим хитрожопым умам России потребовалось несколько месяцев, чтобы сфабриковать дело и найти левых виновных. Не патриотично, однако.
   Во-вторых, действия инопланетного разума, с которых, собственно, все и началось. Где в них-то логика? Какие, собственно, цели он преследовал? Если он собрался жить на нашей планете и потихоньку ассимилировать людей, зачем поднял такую шумиху и привлек к себе столько внимания? Если же у него были радикальные намерения, почему затих и дождался, когда жалкие людишки начали шевелиться? Почему не стал давить и наступать по тактике блицкрига? Видимо, в своей родной галактике он не удосужился записаться на курсы начинающего поработителя землян, где ему доступно объяснили бы основы завоевания мира. Должен же разум понимать, что такими толстыми делами, в конечном счете, кроме конфронтации он ничего не добьется, а поскольку у людишек есть груз гуманитарной помощи обогащенного урана, АК, водка и Чак Норрис, то велика вероятность, что ему насуют. Выходит, что у разума напрочь отсутствует разум, либо ЧСВ у него зашкаливает и перед нами обычный тривиальный зазнавшийся враг рода человеческого с толпой тупых зомби, пригодных к расстрелу. А это не есть хорошо, поскольку у героев было маловато патронов.
   В-третьих, действия генерала. Когда ОПИ собрали, он незамедлительно бросил их в бой, как в 41-ом под Москвой. Вопрос: зачем? Я все понимаю, если бы герои были уже состоявшимися спецами с хотя бы годовалым боевым стажем, прошедшими школу фиолетового ниндзя, на худой конец. Однако же ОПИ сляпывается на ходу из школоты, бандюг и толкачей таблеток в ночном клубе, которые в основной массе своей даже стрелять толком не умеют. Какие из них бойцы? Им пистолет-то в руки давать страшно, не то что в горячую точку на инопланетную нехристь отправлять. Как говорил Конфуций: "Вести на войну необученных солдат - значит просто выбросить их". Но генерал, видимо, Конфуцием не увлекался, да и вообще умом не блещет, поэтому командует "в бой". Видимо, ненависть к Филину настолько высока, что желание угондошить его превосходит долг, честь, совесть и государственную безопасность. Если так, то не проще ли было бы пустить ему пулю по прибытии в Москву при попытке предъявить документы? Если он так желал избавиться от отморозков, зачем стоило тратить время и силы на их привлечение и высвобождение из щекотливых ситуаций? Это избавило бы от вложения крупных финансов в организацию, которые можно вложить в собственную дачу.
   В-четвертых, подготовка к операции. Говоря словами Филина: "важная часть любой операции - это подготовка, ведь от нее напрямую зависит успех операции!". Что ж, при такой подготовке успехом она обернулась только от воли Аллаха. Один автомат на троих, один запасной магазин, СВД в городских условиях, пара пистолетов (но беретта и Desert Eagle!), зато полный рюкзак тушенки и спальные мешки. Очень профессионально. Особенно со стороны Филина, который на задание отправился в джинсах и плаще, еще поди небось и в кроссовках. Молодцы ребята, которые додумались надеть камуфляж, правда, летний на раннюю сибирскую весну. Я не стану сильно по этому поводу распространяться, поскольку эта сцена один сплошной косяк и досадное недоразумение, которое, в свою очередь, вылилось в следующий, а именно действия трех туристов-террористов в поселке, которые больше напоминают туристическую прогулку по Припяти, обернувшуюся войной с безмозглыми зомби...
  
   По факту: требуется тщательная переработка с осмыслением всего написанного. Сейчас - сплошная каша из зарисовочных сюжетных линий, которым как воздух необходимы напряжение, логика и здравый смысл. Но перед редактированием я бы посоветовал автору засеть хотя бы за википедию, чтобы избавиться от столь нелепых косяков, и поработать над самим текстом, речью, поскольку читабельность очень низкая.
  

Оценка 5 из 10:

2 - за общий контент и динамику

1 - за общую увлекательность

1 - за отдельно доставившие сцены

1 - за святой thrash-metal.

На этом все. До скорых встреч.



Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) К.Блэк "Апокалиптические рассказы "(Антиутопия) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"