Если тебе не везет в жизни, если твоя жена может спокойно обходиться без тебя полгода, если у тебя нет береговой профессии, значит, твоя судьба - быть рулевым на промысловом судне.
Я положил руль лево на борт, чтобы удержать курсовую черту на мидель-шпангоуте, но судно влево не шло.
- Надо бы хода добавить - сказал я капитану.
Капитан рассматривал курсограмму и спрашивал у старпома, почему она не соответствует показаниям барографа.
- Да что ты там бормочешь! Если бы соответствовала, мы бы сейчас тралили рыбу, а не наблюдали, как это делают другие. Напиши на себя приказ о выговоре. В следующий раз спишу на берег.
Второй помощник капитана, в просторечии - "ревизор" (он заведовал продуктами экипажа), облокотившись спиной о протрактор, глядел в бинокль на толчею идущих с тралами судов, пытаясь определить, какое из них идет по промысловой изобате. Капитан засунул голову в нактоуз локатора, подкручивая пальцами частоту вращения антенны.
- Кто опять сбил настройку? - Он с подозрением посмотрел на ревизора:
- Ты?
Ревизор, дожевывавший кусок копченой колбасы, чуть не подавился и, замычав, отрицательно замахал руками.
- Нет? Значит, опять бакланы антенну засрали. Акустика сюда.
На мостик с дымящимся паяльником в руке поднялся акустик. В его густой пиратской бороде краснело что-то, похожее на лососевую икринку.
- Что это? - указав пальцем, спросил капитан.
- Борода, - ответил акустик. - А что, сбрить?
- В бороде что?
- А, это... Конденсатор. На пятьсот микрофарад.
- Почему на бороде? Ты что, жрешь их, что ли?
Все засмеялись.
- Ну ладно. Ты почему за антенной локатора не смотришь? Ни черта не видать, всю бакланы обгадили. Чтобы через пять минут она была как новая. Ветошь возьми у боцмана.
- Рулевой, как курсовая черта?
- Пытаюсь удержать на мидель - шпангоуте.
- Пытаюсь...Сбегай лучше на планширь и замерь скорость ветра. Штурвал можешь оставить - все равно в дрейфе лежим. И заодно морской воды ведро зачерпни, - пусть акустик эхолот промоет...Хотя нет.. . Где третий помощник? Мне нужно знать точное время!
Из штурманской рубки вышел третий помощник капитана, на ходу доставая из кармана брюк морской хронометр:
- Шестнадцать ноль- ноль.
- Отставить скорость ветра. Сходи к боцману, возьми футшток и замерь метацентрическую высоту.
Идя по пиллерсу, я увидел чайку, которая сидела на утке и клевала жвака - галс. Размеренный стук клюва сливался с журчанием воды, льющейся из гусака на палубу.
Я схватил за гайтан весло, лежащее неподалеку, но оно зацепилось кницей за мотню трала, сваленного около лебедки.
Я потянул сильнее и из-под трала вылез тралмастер, весь в рыбьей чешуе и попросил закурить. От него пахло тухлой рыбой и свежеоструганными траловыми досками.
Он уплетал еще горячий кусок ваера, держа его в лапище, похожей на клешню старого краба.
- Преживаю я за гинь-тали,- пожаловался он, поглаживая их рукой.
- Что, совсем дошли?
- А то нет? Знаешь, какая на них нагрузка. Бздык - и нет!
- Обе, что ли?
- Обе, ясен хрен. Сам посмотри. Левая вообще в двух местах надорвалась, да и правая больше двадцати тонн не выдержит.
Я выкрутил бронзовую пробку из шпигата и опустил туда весло гайтаном вниз, пока оно не уперлось в диаметральную плоскость.
- Остойчивость определяешь?- понимающе кивнул головой тралмастер. - Надо было у боцмана футшток спросить.
- Ничего, я так. Видишь - зарубка? Я по ней уже неделю замеряю.
- Так тебе для этого весло и понадобилось?
- Да нет. На баке чайка жвака - галс клюет. Хочу ее согнать, руками ведь не достать - высоко. Держи сигареты.
- Плохая примета, - уминая в трубку полпачки моего "Парламента", сказал тралмастер.
Я вытащил весло из шпигата и закрутил пробку на место.
- Что?
- Я говорю - примета хреновая, когда чайка жвака-галс клюет.
- А я в приметы не верю.
- Ну-ну, - и тралмастер неодобрительно сплюнул каболку ваера мне под ноги.
В это время на баке раздался грохот - чайка доклевала жвака-галс, якорь-цепь вытравилась из канатного ящика и исчезла в море вместе с якорем.
На палубу выбежали боцман, старпом и капитан.
Тралмастер опять залез под трал.
Боцман подбежал к расклеванному жвака-галсу и хрипло заорал:
- Я так и знал! Гнусные отродья! Они еще в прошлом рейсе его клевали, но я их отгонял. А в этот раз меня загнали на подвахту в рыбцех, вот и остались мы без якоря! И ведь я предупреждал. Перед каждой подвахтой.
И боцман посмотрел на старпома. Старпом посмотрел на капитана, а капитан посмотрел на меня.
- Ты видел, - строго спросил капитан, - как это произошло?
- Да, - сознался я. - Чайка села на утку и стала клевать жвака-галс.
- Почему же ты не согнал ее?
- Я пошел за веслом, но помешал тралмастер.
- Да не мешал я! - из-под трала закричал тралмастер.- Пусть не врет! Я ему гинь-тали показал, и все!
- Списать обоих,- стальным голосом сказал капитан - И удержать с них полную стоимость якоря и цепи. В двойном размере. Приказ готов, старпом?
Приказ был уже готов.
Капитан расписался в книге приказов, которую старпом положил на спину боцмана и, не сдержавшись, треснул по ней кулаком.
- Из-за таких, как вы, весь флот когда-нибудь погибнет!
Больше он ничего не сказал и пошел на мостик прописывать изобаты.
Далеко в море ревел сивуч. Его напугал грохот якорь-цепи, и он боялся подплывать к судну за валящимися из рыбцеха отходами.
Словарь терминов
Чайка - морская птица. Питается отбросами с рыболовных судов.
Утка - часть такелажа. Такелаж - часть судна.
Гусак - приспособление для загрязнения моря дистиллированной водой, мазутом и дизтопливом.
Гайтан - верхняя часть весла.
Кница - нижняя часть весла.
Ваер - рыбный пирог
Шпигат - отверстие для определения остойчивости судна.
Мотня трала - только тралмастер знает, что это такое.
Тралмастер - человек, знающий, что такое мотня трала.
Гинь-тали - больное место тралмастера.
Канатный ящик - отсек для якорь-цепи.
Краб - морское членистоногое, питается отбросами с рыболовных судов.
Боцман - член экипажа, который помогает только старпому.
Старпом - член экипажа, который помогает только капитану.
Капитан - член экипажа, который помогает только самому себе.
Прописывать изобаты ( морск. жаргон) - издеваться над штурманами.
Сивуч - морское животное, питающееся отбросами с рыболовных судов.
Подвахта - процесс изготовления отбросов из свежей рыбы для кормления чаек, крабов и сивучей.