- Расскажите, пожалуйста, вот о чем... - делаю я паузу, пытаясь лучше сформулировать свой вопрос. - Какое событие в политической жизни нашей страны или мира вас наиболее всего задело? Что интересного, по-вашему, в мире происходит?
Я с удовольствием оглядываю небольшой класс. Одиннадцатиклассников у нас мало, всего пять. Что тут поделаешь - демографическая проблема в стране. Уже лет тридцать... .
Но эти-то пять должны быть солью земли! Они же лучшие в поселке. Они в ВУЗ-ы собираются поступать, ЕГЭ не боятся!
- Ну? - С надеждой вглядываюсь я в чистые глазки будущих бакалавров. - Кто начнет?
Ребята мнутся. Начинают отводить взгляды в сторону. Появляются улыбки виноватые.
- Давайте вы, Валерий Андреевич? - Обращаюсь я к самому разгильдяйски настроенному пареньку. Всего неделю назад он уже побывал на ковре у директора за равнодушие к домашним заданиям по математике. Ему и карты в руки.
Валера энергично замотал ушастой головой.
- А че я - то? Я не могу первым отвечать. Я не знаю...
- А вторым сможешь? - С надеждой спрашиваю я.
- Не-е. - Отмахивается он.
- А третьим?
- Ой, не знаю!
- Ну, а последним-то, согласен? - Я поддерживаю шутливый тон, чтобы придать детям смелости. Видно, что чего-то они побаиваются. То ли не знают ничего, то ли меня стесняются? Учитель новый. И разговор не по теме урока - необычно как-то.
- Хорошо, тогда ты, Алена. - Предлагаю я высказаться симпатичной девчонке, черненькой с карими, живыми глазками.
- М-м-м, - мучительно соображает она, затягивая время. Во взгляде тень испуга: "Что говорить-то?!"
Я с интересом ожидаю окончания ее внутренней борьбы.
- Ну, кризис в стране у нас. - Неуверенно выдавливает девушка.
Я молчу. Не аплодирую. Она, не видя реакции, продолжает.
- Денег не хватает... рубль дешевеет... а все дорожает...
- Хорошо, - соглашаюсь я, - Алена считает, что самое заметное событие в жизни страны - это экономический кризис. Который, кстати, уже второй год длится. А в политике? А во внешней?
- Во внешней? - Алена потерянно смотрит мне в глаза: "Что еще за внешняя?"
- Ну, за рубежом, что происходит? Скажи, Вероника? - Обращаюсь я к следующей старшекласснице.
У Вероники было время сообразить, пока двое одноклассников мучительно поддерживали беседу с учителем.
- Выборы прошли недавно. - Бодро говорит она, и замолкает.
Я выжидаю секунду, будет ли продолжение. Тишина.
- Что за выборы? - Осторожно интересуюсь. - Куда и кого выбирали?
- Депутатов выбирали... - Отвечает Вероника.
- А куда? - Не отстаю я.
Девушка скромно прячет глаза, виновато улыбаясь. Ясно, что неведомо ей, куда депутатов этих чертовых избирали?
- Понятно. - Подвожу итог я, и перевожу взгляд на Игоря - высокого парнище - самого толкового в классе, хотя и ленивого. Игорь, смело глядя мне в глаза, тараторит уже приготовленную тираду.
- Против нашей страны ведется повсеместная агрессия. И дело, возможно даже идет к войне. - Он доволен своей смелой гипотезой и ждет похвалы.
- Кто и с кем воевать собирается? - Вежливо интересуюсь я.
- США и НАТО!
- А с кем?
- С Россией! Да и в Сирии уже война идет.
- А там кто воюет? - С надеждой цепляюсь за последнее сообщение я.
- В Сирии? - Уточняет Игорь.
- Да.
- Там наши воюют.
- А с кем?
Игорь замешкался с ответом.
- А наши там как воюют? Сами? - Помогаю я наводящими вопросами.
- Нет. Они только помогают, самолетами.
- Так, а кто же там и с кем воюет?
Паренек пожимает плечами. Я обвожу вопросительным взглядом всех присутствующих. Все отводят глаза в сторону.
- А ИГИЛ - это что? - Снов помогаю я.
- А! - Радостно кричит Игорь. - Это террористы! И они воюют.
- А с кем? - Уже облегченно вздыхаю я. Но Игорь снова "зависает".
- Террористы в Сирии с кем воюют? - Чеканя каждое слово с акцентом на слове "Сирия" спрашиваю я снова.
- С сирийской армией. - Наконец соображает выпускник.
- Запишите в дневники. - Подвожу итог. - К следующему уроку обязательно посмотреть новости!
"Уровень примерно пятого класса, - отмечаю с горечью про себя. Хотя... .
А может, они правы? - Возникает мысль. - И не надо так напряженно следить за этой чертовой политикой? А нужно просто жить своей жизнью?"
- А теперь займемся новой темой! - Продолжаю урок я.