Александров Александр Михайлович : другие произведения.

Эр-5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Эр - 5"*.
  Я, собственно, устарел, как говорили специалисты, еще до начала войны.
  А молодость моя лихая пришлась на тридцатые годы. Ох, и порезвились же мы на небесных просторах Советского Союза! Возили почту, грузы, разведкой в армии занимались. Даже челюскинцев* спасали мои братья - близнецы.
  А в сороковых нас подвинули молодые и дерзкие - с мощными моторами, скоростные. Куда мне с ними тягаться - полутораплану из фанеры да всего пятьюстами лошадей под капотом?
  Но, рассказ о другом.
  В апреле сорок четвертого нам крупно повезло.
  Достались простые грузовые рейсы за линию фронта, вместо опасных ночных налетов, в которых, того и гляди какой-нибудь не в меру удачливый немецкий зенитчик вмажет тебе в бок восьмидесяти восьми миллиметровый снаряд, или стеганет очередью из пулемета.
  
  Мы садились на лед очищенного партизанами озерка, разгружали боеприпасы и забирали пассажиров. Но, не смотря на видимую легкость, это была очень важная задача - спасение.
  Сто пятьдесят четыре ребенка вывели в отряд воспитатели Полоцкого детского дома. Немцы готовили им участь доноров для своих раненых. Такое вот изощренное убийство... .
  Вывезли почти всех.
  Тем рейсом летели последние. Одиннадцатого апреля - в ночь.
  В сумерках уже погрузили детей - десять легоньких, почти не одетых малышей. В капсулы под крыльями разместили двух раненых партизан.
  "Не беспокойтесь, все будет хорошо. ... Прекрасно понимаю, что везу детей. Сам рос сиротой... ". - Успокаивал воспитательницу детского дома перед полетом летчик*. И он не солгал - доставил за линию фронта всех.
  Взлетели.
  Вначале все шло хорошо. Я неспешно рассекал крыльями ночной холодный сумрак, пассажиры жались друг к другу от холода, пилот зорко следил за приборами.
  Снаряд ухнул неожиданно и совсем рядом - метрах в пятидесяти.
  
  Веер осколков прожужжал мимо. Парочка пробила плоскость, да еще около пяти застряли в бортах. Дети не пострадали.
  А вот самолет...?
  
  Силы, вдруг, быстро иссякли и надежный, не дававший сбоев двигатель замолчал - перебит топливопровод.
  До смерти мне осталось пара минут.
  
  Земля стала стремительно приближаться. Ветер засвистел в тишине, родившейся после остановки мотора. Метры складывались в десятки и сотни. Скорость росла. Вспыхнуло пламя.
  И в эту секунду я ощутил, что умереть мне не дают.
  По крайней мере - сейчас - точно не позволят. Стальная воля человека железными клещами сжала мою механическую душонку, собравшуюся было сдаться, и вернула к жизни.
  
  Пришли в движение рули высоты, полет быстро стабилизировался, перешел в планирование, и появилось четкое ощущение, что мы сливаемся в единое целое с этим невероятно сильным существом в моей кабине.
  Поборемся! У меня отличные летные характеристики.
  Вот только этот дым...
  
  Пожар усиливается.
  Едкая черная копоть не дает дышать, слепит. Жар уже прогрыз тонкую перегородку между моторным отсеком и кабиной. Мне - машине - невмоготу от всепожирающего адского пламени, раздуваемого встречными потоками воздуха, и я снова издаю жуткий вздох -стон заваливаясь на крыло. Но всякий раз вынуждено возвращаюсь на курс.
  Там, внутри, прямо в огненном вихре - человек.
  Он не дает отклониться. Железной рукой.
  Нет - обычной, горящей рукой!
  И мы продолжаем полет.
  Безмолвно.
  Да, у него есть парашют, но вертятся вихрем эти твердые как гранит думки. Острыми камешками царапают совесть: "Должен..., дети..., товарищи..., ... коммунист!"
  Последнее, словно хребет стальной, заставляет распрямиться наши души и застывает недвижимой глыбой, не давая им больше прогибаться.
  
  
  
  
  "Быстрее!" Огонь уже пожирает стенку спасительную для пассажиров. Даже на них начинает тлеть одежда. А летчик уже давно должен погибнуть в пламени.
  Но он слышит этот детский плач, разрывающий душу. И будет жить, пока не закончит полет. Не для того дети были вырваны из лап фашистов, чтобы сгореть в небе уже за линией фронта!
  
  Собрав последние силы, скольжу по воздушной глади проворнее любого планера. Снежная поляна все ближе и ближе.
  Садимся.
  Мы почти грохнулись.
  Что-то страшно затрещало, но шасси приняли твердь земную, и я покатился, быстро сбрасывая скорость. Потом смышленый мальчишка, как учил его летчик, быстро вывел малышей. Утащили раненных.
  
  В последний раз я увидел пилота, когда он вывалился из кабины и его обгоревшие до костей ноги подломились. Человек упал. Приподнял обожженную голову, с расплавившимися прямо на лице летными очками, и прохрипел: "Все живы?! Бегите от самолета...!"
  
  Потом я взорвался.
  
  Но, людей рядом уже не было....
  _______________________________________________
  Примечания:
  • "Р-5" - советский многоцелевой самолет 30-х годов 20-го века.
  • Челюскинцы - Участники арктического рейса парохода "Челюскин" (в 1934 г. затертого льдами), высадившиеся на льдину и спасенные летчиками - первыми Героями Советского Союза. Цель похода освоение трассы Северного морского пути и научные наблюдения в Северном Ледовитом океане.
  • В основе рассказа история спасения пассажиров самолета Р-5 летчиком Мамкиным А. П.10-11 апреля 1944 года. Пилот, сгорая заживо, сумел довести и посадить самолет с 10 детьми и тремя взрослыми на борту. Летчик умер от полученных ожогов 17 апреля 1944 года. За свой подвиг Мамкин А.П. награжден не был.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"