https://masterok.livejournal.com/5200577.html?view=250288833#t250288833 и
https://carolusxii.livejournal.com/12281.html
Совершенно иная картина вырисовывается при анализе состава и биографий импортных кораблей. В общей сложности для балтийской парусной эскадры царь купил на Западе в 1711-1720 годах 30 кораблей всех типов:
70-пушечных - 1
60-пушечных - 1
56-пушечных - 1
54-пушечных - 2
52-пушечных - 1
50-пушечных - 12
44-пушечных - 2
и т.д.
"Виктория"
Описание (до покупки - 'Венкер')
Длина - 38,8 м ; Ширина - 10,8 м ; Вооружение - 50 орудий ; Экипаж - 350 человек.
Куплен в 1712 в Бристоле Ф.С. Салтыковым, вошел в состав БФ.
23 мая 1713 пришел в Ревель. Участвовал в Северной войне 1700- 1721. В 1713-1715 в составе эскадр крейсировал в Финском зал. В 1716 переоборудован в провиантшип (транспорт). В 1717 и 1719 сопровождал эскадры, доставляя провиант на суда. В 1725-1727 доставлял грузы и пассажиров в Ревель и Рогервик. В 1731 ходил в Киль. Участвовал в действиях флота под Данциrом в 1734. 18 мая, погрузив порох, ружья и амуницию, вышел из Кронштадта, в море присоединился к эскадре и вместе с ней пошел к Пиллау и Данцигу. 2 июля с эскадрой вернулся в Кронштадт. В 1735 и 1736 перевозил провиант из Риги в Кронштадт.
В ходе Северной войны молодой русский флот крепчал, численно увеличивался, опережая боевую мощь шведского флота. Среди документов 'Кабинета Петра I' имеется любопытное свидетельство о состоянии русского флота в мае 1719 г. Документ этот составлен по типу памятной записки, какие обычно имели место в делах Кабинета. Он оформлен как беловой подлинник. Достоверность его сведений не вызывает сомнений, так как некоторые из них проверяются по опубликованным источникам. В тексте этого документа содержатся сведения о численности флота, о 'надежных' и требующих ремонта линейных кораблях, о мастерах-строителях и пр.
Приводим источник целиком.
'Надежные корабли: Лесное 90, С. Александр 70, Ингермоланция 66, Шлютелбурх 66, Малбурх (Марльбург.- Г. Н.) 64, Девеншиер (Девоншир.- Г. Н.) 52, Козенсов 90, Нептун 70, Москва 66, С. Катерина 66, Ревель 68, Порчмут (Портсмут.- Г. Н.) 52; итого - 12.
Ненадежные: Лондон 58, Британия 48, Перл 50, Арендель (Арондель.- Г. Н.) 48, Рандолф 50. Всего - 17.
В починке: Леферм 66, Полтава 54 26.
На штапели, а спустятца сего году: Наев 66, Броунов 90 28, Рамзов 80.
В будущем году спустятца: Наев 66, Козенцов 80, Скляева 80, Рамзов 80.
Всего близ отделки, в средней работе и золоженных и в починке 14, ас теми, кои на воде надежныя, 26, а с ненадежными 31'.
Итак, к маю 1719 г., перед началом военной кампании, состояние флота, по данным указанного источника, выражалось в следующих цифровых показателях: 'надежных' (боеспособных) линейных кораблей было 12; к ним следует прибавить пять кораблей 'ненадежных', нуждающихся в починке, и спущенный на воду 30 мая 1719 г. корабль 'Исаак Виктория'. Всего числилось, по архивным данным, в мае 1719 г. 18 линейных кораблей.
Однако это количество кораблей неточно. В анализируемом списке не упомянуты пять кораблей ('Селафаил', 'Ягудиил, 'Уриил', 'Bapaхаил' и 'Рафаил'), участвовавшие в морских операциях 1719 г. Попытаемся сопоставить архивные данные, найденные нами, с опубликованным реестром судов от 22 мая 1719 г., предназначенных для военной кампании. В нем названо 22 линейных корабля и 5 фрегатов.
Сопоставляя опубликованную роспись 1719 г. с архивными материалами, мы замечаем, что в ней не указаны находившиеся в починке два корабля - 'Леферм' и 'Полтава' 40; а 'ненадежные' корабли ('Лондон', 'Британия', 'Перл', 'Арондель' и 'Рандольф') включены в состав флота, предназначенного для боевых операций, в которых они и действительно принимали участие 41. Кроме того, в росписи от 22 мая 1719 г. не упомянут спущенный позднее (30 мая 1719 г.) корабль 'Исаак Виктория'.
Следовательно, на основании сопоставленных матералов, реальная численность боеспособного флота к лету 1719 г. составляла 23 линейных корабля, 6 фрегатов и 6 шняв.
==========
https://u-96.livejournal.com/440850.html
БЕЗВОЗВРАТНЫЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ВОЕННЫХ ФЛОТОВ ШВЕЦИИ И РОССИИ В ХОДЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ 1700-1721 гг.
Приводятся потери на Балтийском и прилегающих ТВД без учёта потерь, понесённых Шведским флотом в столкновениях с датчанами. В списке, в связи с ленью автора-составителя, не указывается точная участь того или иного корабля (захвачен противником или уничтожен).
Данные приводятся по следующей схеме: порядковый номер. "название корабля"/кол-во орудий/дата гибели-захвата/место, где это случилось.
1. Не представляется возможным учесть все русские боевые потери в разделе 'прочие корабли', т.к. значительную часть их составляют скампавеи, боты и просто большие вооружённые лодки, названия которых нигде не упоминаются.
И еще:
"Уровень подготовки петровских 'мореходов' был столь 'высок', что небоевые потери неизмеримо превосходили боевые. Например, только из-за навигационных аварий и прочих ЧП русский ВМФ на Балтике потерял следующие боевые единицы: шесть точно установленных линейных кораблей ('Нарва'/60/,'Святой Антоний'/50/,'Фортуна'/50/, 'Лондон'/54/, 'Портсмут'/54/, 'Ништадт'/56/), а также фрегат 'Святой Илья'/26/ и 3 других корабля ('Лизет'/18/, 'Принцесса'/20/, 'Десон'/10/). Есть сведения, что сюда надо добавить ещё один 54-х пушечник, построенный в июле 1712-м на Олонецкой верфи и якобы погибший в навигационной аварии столь быстро, что даже не успел получить названия. Но это ещё требует проверки... В мортиролог "аварийных утопленников" обязательно надо внести и большую 20-ти пушечную яхту 'Транспорт-Роял', ещё в 1698-м году подаренную Петру английским королём.
==========
Линейные корабли Балтийского флота
http://www.randewy.ru/nk/linkorbf1.html
'Армонт'. 50 пушек. Длина 34,32 м. Ширина 9,25 м. Осадка 4,2 м. Куплен в Англии в 1713 г. 30 апреля 1714 г. пришел в Ревель. В сентябре 1717 г. вышел из Кронштадта с грузом канатов, воска, смолы и железа и 7 мая 1718 г. прибыл в Венецию. Выгрузив товары, отправился обратно в Россию. 17 мая 1719 г. прибыл в Кронштадт. С 1728 по 1733 г. стоял невооруженный в Ревеле. В июле 1733 г. перешел в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях под Данцигом в 1734 г. в качестве брандера. Разобран в 1747 г.
'Перл'. 50/48 пушек. Длина 36,58 м. Ширина 11,3 м. Осадка 4,23 м. Куплен в Голландии в 1713 г. В июле 1714 г. пришел в Ревель. В 1734 г. во время боевых действий под Данцигом был переоборудован в госпитальный корабль. Разломан после 1734 г.
Вооружение: 12-фн, 6-фн и 3-фн пушки.
(Вообще, построенные на иностранных верфях корабли служили в среднем дольше. См.: 'Леферм', 'Мальбург' - прим. моё)
http://xpomo.com/rusograd/tarle/flot.html
Тарле Е.В.
Русский флот и внешняя политика Петра I
==========
29 июня 1723 г. Заложен корабль "Петр I и II" (29 июня 1727 / 1752)
Корабль "Пётр Первый и Второй" принимал участие в действиях Русского Балтийского флота под Данцигом в 1734 году. Был флагманским кораблём русской эскадры, когда 15 мая под флагом адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта и направился к Данцигу. 26 мая вместе с эскадрой у Пиллау прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем со своей эскадрой крейсировал у Пиллау, блокируя Данциг с моря. После капитуляции крепости (13 июня) "Пётр I и II" с эскадрой ушел в Ревель, а 2 июля прибыл в Кронштадт.
19 августа 1744 года Адмиралтейств-коллегия издала указ о сохранении корабля в память о Петре I. В Кронштадте он был введен в специально построенный плавучий док - первый плавучий док во всей Европе. В апреле 1746 года комиссия осмотрела корабль и нашла его очень ветхим. Но императрица не велела разбирать корабль. Только осенью 1752 года Елизавета дала согласие на его разборку.
http://www.navy.su/daybyday/june/29/index.htm
=================
Мы здесь ограничимся лишь кратким перечнем русских открытий на Тихом океане в петровский период. В 1697-1699 гг. В. Атласов первый побывал на Камчатке. Он уже узнал и о Курильских островах и доставил в Москву в 1701 г. японца Денбея, взятого им на Камчатке с разбитого японского судна. Денбей дал некоторые сведения о Японии.1 В 1702 г. якутский служилый человек Михайло Наседкин сообщил первые сведения об островах, которые впоследствии были названы Командорскими2. В 1711 г. служилый человек Петр Попов и промышленник Егор Толбин ходили к "Анадырскому носу" и узнали, что между Азией и Америкой существует пролив, что в этом проливе есть острова и что русские раньше проходили этот пролив на судах3. В 1711 и 1713 гг. Иван Козыревский дважды ходил "в малых судах" на Курильские острова... "и подал де всему, за своею рукою, и тем островам чертеж, даже и до Матманского острова"4. В 1713 г. казаки Семен Анабара, Иван Быков и другие открыли Шантарские острова5. В 1716 г. был открыт морской путь из Охотска на Камчатку.
В 1719 г. Петр предписал поручику Ивану Евреинову и геодезисту Федору Лужину выяснить, граничит ли Азия с Америкой. В инструкции Петра от 2 января 1719 г., данной Евреинову и Лужину, было сказано: "Ехать вам до Тобольска, и от Тобольска, взяв провожатых, ехать до Камчатки, и далее куда вам указано, и описать тамошние места: сошлася ль Америка с Азиею, что надлежит зело тщательно сделать, не только зюйд и норд, но и ост и вест, и все на карте исправно поставить"6.
Евреинов и Лужин отправились морем из Охотска на Камчатку и здесь зазимовали. Весной они вышли на судне в море и, следуя Курильской грядой, дошли до пятого или шестого острова. Во время бури судно лишилось всех якорей, что вынудило Евреинова и Лужина вернуться к берегам Камчатки, а затем в Охотск.
Евреинов и Лужин возложенную на них задачу не решили, о чем Евреинов и доложил Петру, явившись к нему в весьма хлопотливый момент - в 1722 г., когда Петр был поглощен своими персидскими делами.
Окончив персидские дела, Петр, за три недели до смерти, призывает капитана первого ранга Витуса Беринга, на которого он возложил решение так давно интересовавшей его проблемы. Это был его личный выбор, и удачнее выбор этот нельзя было сделать, что ярко подтвердилось, когда Петр уже давно лежал в могиле.
6 января 1725 г. Петр подписал следующую инструкцию Берингу:
"1. Надлежит в Камчатке, или в другом том месте, сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах, возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать где оная сошлась с Америкою и чтобы доехать до какого города европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него как оной кюст (берег) называют и взять на письме, и самым побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и поставя на карту, приезжать сюды"7.
24 января 1725 г. экспедиция Беринга двинулась из Петербурга. Но уже 8 февраля 1725 г., доехав только до Вологды, Беринг узнал, что Петр скончался. История знаменитой экспедиции выходит уже из хронологических рамок моей работы8.
http://xpomo.com/rusograd/tarle/flot.html
====================
После Ништадтского мира, в 1722-1723 гг., он крайне поощрял выход в отставку иностранцев, служивших во флоте. За очень немногими, единичными исключениями он полного доверия к ним никогда не чувствовал. "Сии плуты", - так честил он их в гневные минуты. Русские флотоводцы - Петр, Апраксин, кн. Голицын, Наум Сенявин и т. д. - одержали первые в русской истории блестящие морские победы, русские моряки владычествовали к концу Северной войны в Ботническом и Финском заливах, нещадно били врага у его берегов, подводя близко к Стокгольму созданный гениальной новаторской мыслью Петра шхерный флот, которого тогда не знали вовсе ни шведы, ни голландцы, ни англичане, ни датчане, ни французы. От юного русского флота трижды уходил не отваживаясь сразиться с ним, британский адмирал Норрис, русские верфи выпускали суда, по единодушным отзывам знатоков-очевидцев, не уступавшие ни в чем лучшим кораблям старых морских держав вроде Англии.
5 апреля 1722 г. адмиралтейству повелено было открыть школы обучения морскому делу. Но принимать в эти учебные заведения дозволялось лишь русских подданных: Петр торопился поскорее избавиться совсем от иностранного элемента во флоте.
Название построенного в 1700 году 58-пушечного корабля "Гото Предистинация" на русском языке означало "Божье сему есть предвиденье", но на корме писалось по-голландски, чтоб смысл имени был более понятен европейским послам и специалистам; такое звучное и многообещающее оно имело глубоко символическое и политическое значение. Дело в том, что из соображений национального престижа постройка шла без помощи иностранных мастеров по чертежам самого Петра; этот первый "государев" корабль такого ранга создавался исключительно руками русских.
Царь придумал и кормовое украшение, которое органично сочеталось с названием - коленопреклоненная фигура апостола Петра, а за ним на фоне штилевого моря виднелись суда, по безоблачному небу летел голубь, неся в клюве миртовую ветвь. Аллегорический смысл композиции ясен: предвидение превращения России под управлением Петра в сильную морскую державу и желание скорейшего мирного разрешения войны.Впрочем, некоторые послы по своему поняли аллегорию и перефразировали имя;так, голландский атташе ван дер Гултс, присутствовавший на спуске, указал в донесении о возрастающей мощи русского флота и упомянул о постройке "очень красивого корабля" - "Явление Петра". Для него и Европы это действительно было "явление" -рождение русского регулярного флота. Царь любил "Гото Предистинацию" и собирался вместе с судами "Ластка", "Мункер" и "Лизет" показать ее в заграничных портах, проведя отряд с Черного моря на Балтику; однако турки отказали в пропуске через свои проливы, и тогда Петр выгодно продал все три судна.
http://sailhistory.ru/petrships.html
==================
15 мая русская эскадра под командованием адмирала Гордона в составе 14 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и нескольких мелких судов, приняв на транспорты (флейты) осадную артиллерию и снабжение для армии, вышла из Кронштадта к Данцигу.
В тот же день де ла Мотте покинул позицию, объявив бессмысленной её удержание, и вернулся в Копенгаген.
24 мая после прибытия ещё трёх кораблей французские войска вновь высадились под Данцигом.
25 мая 32-пушечный фрегат "Митау" под командой капитана Дефремери, отправленный из Кронштадта 14 мая с разведывательной целью к Данцингу был захвачен в плен отрядом из 4 французских линейных кораблей и отведен в качестве приза в Копенгаген.
26 мая русские транспортные суда (флейты) под прикрытием эскадры произвели выгрузку артиллерии у Пиллау.
27 мая состоялось первое зафиксированное в истории столкновение русских и французских войск в бою: французы попытались прорваться сквозь русские укрепления к Данцигу, но потерпели неудачу (в этом бою погиб де Плело).
1 июня к Данцингу прибыл русский флот под командованием адмирала Гордона, который привёз дополнительный осадный парк. В связи с уходом за несколько дней до этого французского флота из Балтийского моря русская эскадра обнаружила у Данцига лишь фрегат, посыльное судно (гукор) и прам, которые и были заблокированы.
13 июня крепость Вексельмюнде и французские суда - фрегат "Бриллиант", гукор и прам - сдались русскому командованию. В крепости и на судах было взято 168 орудий и значительное количество боевых запасов.
В ночь на 17 июня, переодевшись крестьянином, из города бежал Станислав Лещинский.
Пётр Дефремери (фр. Pierre De Frémery) (?-1737) - капитан русской службы, исследователь Каспия. Героически пожертвовал собой во время Русско-турецкой войны 1735-1739.
Биография
Выходец из Франции. При Петре I приехал в Россию и в 1721 г. был принят в русский флот лейтенантом. В 1726 г. участвовал в описи Каспия под начальством Ф. И. Соймонова, а в 1727 г. в чине капитан-лейтенанта продолжил эту опись.
В 1734 г. в чине капитана полковничьего ранга участвовал в Войне за польское наследство. Командовал 32-пушечным фрегатом "Митау", высланным 15 мая на разведку из Кронштадта в Данциг перед русским флотом под командованием Томаса Гордона. 25 мая Дефремери был встречен в районе Данцига небольшой французской эскадрой, превосходящей, тем не менее, русские разведывательные корабли. На короткий период Франция вступила в войну на стороне польского короля Станислава Лещинского. Не знавший о выступлении Франции против России Дефремери поднялся по требованию французов на борт 60-пушечного фрегата "Флеурон", где был захвачен в плен. Вслед за ним был захвачен его корабль. После сдачи французов 13 июня произошёл размен пленными. Пётр Дефремери был приговорён к смертной казни за сдачу корабля неприятелю без боя вместе со всеми офицерами "Митау" (в числе которых был также будущий полярный исследователь Х. П. Лаптев). Приговор не был приведен в исполнение, а через полтора года, когда выяснилось отсутствие вины со стороны осужденных, всем им возвращены прежние чины.
Во время Русско-турецкой войны поступил в Азовскую флотилию. После сражения у Арабатской косы был послан в Азов. Командуя мортирным ботом N1 (самым тяжеловооружённым кораблём Азовской флотилии) и 10 лодками, вследствие ложного известия об уходе турецкого флота в Чёрное море, отправился вдоль северного берега Азовского моря. 10 июля 1737 г. в 25 верстах за Федотовой косой Дефремери, бот которого далеко опередил сопровождавшие малые суда, был настигнут и окружён в Азовском море отрядом из 30 турецких кораблей. Посадив бот на мель, он высадил команду на берег, а сам остался на судне. Когда неприятель сблизился, Дефремери выпалил из всех пушек, рассыпал на палубе порох, во время абордажа взорвал бот и погиб вместе с ним.
Первый случай в русской военно-морской истории! Редчайший случай в мировой истории военно-морских флотов.
"Русский флаг не может быть спущен не при каких обстоятельствах!"(цы)
--------
http://george-rooke.livejournal.com/122392.html
"Честно сказать - впервые столкнулся с мнением, что Прибалтику захватила петровская армия, а флот здесь как бы не при чем, и соответственно построили его зря.
Наверное, люди, пропагандирующие такую идею, не до конца понимают, что завоевать не главное, главное удержать. И вот если у нас флота нет - сидит Петр на пеньке и решает: то ли с армией в Мекленбург и Польшу идти, то ли всю армию по гарнизонам Дерпта, Нарвы, Риги и т.д. раскассировать.
Какой тришкин кафтан из этого может получиться (при отсутствии флота) вполне демонстрирует война за Испанское наследство. Нападение англичан на Кадис, в результате все силы береговой обороны стянуты к Кадису. Флот, используя свой козырь (мобильность), просто перевозит 1800 солдат к Гибралтару и берет слабо защищенную крепость. То есть для взятия Гибралтара понадобилось 1800 человек. Позже ни 4000 человек, ни 10000 человек не смогли отбить эту крепость.
Взятие Барселоны в 1705м - 6800 солдат, плюс 2300 морпехов, плюс флот. В 1714-м без флота ее брали 40 тыс. солдат герцога Бервика (и потеряли во время осады 17 тыс.).
Так вот - русский балтийский флот, построенный при Петре, эту задачу решал, даже не выйдя в море. Принцип - Fleet in being. Когда появился флот сильнее шведского, можно было сказать, что Прибалтика уже навсегда потеряна для Швеции, ибо перевозки десантов слабый шведский флот уже обеспечить не мог.
Более того - русский флот, построенный Петром, развязывал руки армии - теперь она имела свободу действий в Польше и Германии, в Прибалтике можно было оставить незначительные гарнизоны, то есть маховик раскрутился в обратную сторону.
Часто говорят, что победы над Швецией добился галерный флот, а не линейный. Это и так, и не так. Конечно - на заключительном этапе войны галеры действовали весьма активно, служа перевозчиком десантов. Но следует так же понимать, что стало это возможным только потому, что шведский линейный и фрегатский флот заперся в Карлсконе, поскольку сначала силы Дании и России превосходили шведские, а потом силы одной только России превосходили шведские.
То есть линейный флот фактом своего существования и расчистил дорогу галерному".
Заложен 3.2.1724. Строитель Р. Броун. Спущен 6.7.1729, вошел в состав БФ.
В 1730, 1732 и 1738 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. С 6 по 8.1733 в составе отряда ходил из Кронштадта в Копенгаген и с 19.7 по 11.8 крейсировал в пр-ве Скагеррак. Участвовал в действиях флота под Данцигом в 1734. 15-26.5 в составе эскадры адмирала Т. Гордона перешел из Кронштадта к Пиллау; 1.6 прикрывал высадку войск и выгрузку артиллерии; в июне крейсировал у Данцига, блокируя крепость с моря; 2.7 с эскадрой вернулся в Кронштадт. С 5 по 8.1735 перевозил провиант из Риги в Ревель и Кронштадт. После 1738 в море не выходил. В 1746 переоборудован в госпитальное судно.
Командиры: Д. Лоренц (1730), Т. Стокс (1732), М. Бараков (1733-1734), Я. Дюсен (1735, 1738).
До 19.10 крейсировал в Финском зал. в связи с появлением в Балтийском море французской эскадры.
Участвовал в действиях флота под Данцигом: в 5-6.1734 осуществлял блокаду крепости Данциг с моря, 13.6 взял в плен французский ФР 'Бриллиант'. 16.7.1735-24.5.1736 перешел из Кронштадта в Архангельск (заходил в Берген для ремонта и на зимовку), доставив пушки и материалы для строящихся судов.
В 1736-1737 тимберован на Соломбальской верфи.
В 1738 перешел из Архангельска в Кронштадт.
Участвовал в войне со Швецией 1741-1743. В 1741 и 1742 с мая по сентябрь крейсировал в Финском зал. В 1743 в составе эскадры адмирала графа Н. Ф. Головина находился в крейсерстве в Финском зал. 6.6 преследовал шведский фрегат, 7-8.6 участвовал в перестрелке со шведским флотом у п-ова Гангут. 30.8-1.10 ходил к Копенгагену для разведки. В 4-7.1744 конвоировал транспорты из Ревеля в Стокгольм. В 7-9.1745 крейсировал у о-вов Готланд и Эланд для поиска французских каперов. В 1746-1748 ежегодно в составе эскадр участвовал в практических плаваниях в Финском зал. и Балтийском море. В 7.1747 доставил из Кронштадта в Киль принца Голштинского Августа. Разобран в Кронштадте в 1752.
Командиры: Д. Никлас (1729), Я. С. Барш (1730), Л. Брант (1731, 1735-1736), Л. Шевинг (1732), Д. Герценберг (1733), барон Г. Шлейниц (до 31.5.1734), Н. Штром (с 31.5.1734), У. Вильстер (1738), Я. Опий (1739), С. Д. Татищев (1741), С. Вышеславцев (1742-1743), И. И. Сенявин (1744, 1748), П. П. Андерсон (1745), Н. Хитрово (1746), П. Прончищев (1747).
Бывший шведский. Взят в плен 27.7.1720 в Гренгамском сражении гребной эскадрой под командованием генерала князя М. М. Голицына. Вошел в состав БФ.
32,3x8,6x3,4 м; 34/32 ор.; 200 человек.
В 8.1720 перешел из Ревеля в Кронштадт. В 1721 в составе эскадры сопровождал КОР 'Ингерманланд' под флагом Петра I в зал. Рогервик, затем крейсировал в Финском зал. В 1722-1724, 1726 и 1727 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. В 1728-1733 и 1735 занимал брандвахтенный пост на Кронштадтском рейде. Участвовал в действиях флота под Данцигом в 1734. 15.5 в составе эскадры адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта. 21.5 отделился от эскадры для поиска отставшего флейта, затем прибыл в Ревель. 26.5, сопровождая БК 'Дондер', вышел из Ревеля и 3.6 присоединился к эскадре у Пиллау. 4.6 в составе отряда вошел в Данцигский канал и два дня бомбардировал лагерь французских войск и неприятельские суда. 6.6 присоединился к эскадре. После капитуляции крепости 16.6 вместе с эскадрой ушел от Данцига и 2.7 прибыл в Кронштадт. В 1736 в составе эскадры находился на Кронштадтском рейде. Разобран после 1738 в С.-Петербурге.
Командиры: С. Лопухин (1721-1724), А. Абельсен (1726-1727), М. фон-Дюссен (1728-1731), И. Г. Черевин (1732), князь В. Урусов (1733), П. Беземакер (1734), С. Д. Татищев (1735), Н. Орис (1736).
***
Бредаль, Пётр Петрович (норв. Peter Bredal; 1683-1756) - вице-адмирал русской службы.
Родился в Веёй, область Румедай, Норвегия. Был сыном пастора, служил в датском флоте и к 1703 году дослужился до звания второго штурмана. В 1703 году, по рекомендации вице-адмирала Крюйса, принят на службу в русский гребной флот унтер-лейтенантом; в 1705 году назначен командиром одного из бомбардирских судов, а вскоре за тем сделался известен Петру Великому, который всегда давал ему поручения, как отличному морскому офицеру.
В 1715 году Бредаль, командуя эскадрой из 4 фрегатов и 3 шняв, крейсировал с ней в Балтике и близ Виндавы взял 3 шведских капера.
В 1733 году назначен командиром порта в Архангельске, где положил начало самому порту, адмиралтейству и др. учреждениям. В исходе 1735 г. командирован на Дон для начальствования над тамошними верфями и флотом, остававшимся еще с 1711 года и долженствовавшим содействовать осаде Азова. Бредаль блестяще выполнил возложенную на него задачу и создал Азовскую флотилию.
Серия 54-пушечных кораблей (19 единиц). Строились с 1724 по 1768 в С.-Петербурге и Архангельске.
43,6x11,6x5,1 м; 54 op. (18-, 8-и 4-фн); 440 человек.
Пётр II
[Назван в честь Петра II Алексеевича, внука Петра I, российского императора в 1727-1730.]. Заложен 10.3.1724 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель О. Най. Спущен 22.5.1728, вошел в состав БФ.
В 1729, 1732, 1733 и 1736 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. Участвовал в действиях флота под Данцигом в 1734. 15-27.5 в составе эскадры адмирала Т. Гордона перешел из Кронштадта к Пиллау; 1.6 прикрывал высадку войск и выгрузку артиллерии; в июне крейсировал у Данцига, блокируя крепость с моря; 2.7 с эскадрой вернулся в Кронштадт. С 5 по 7.1735 перевозил провиант из Риги в Кронштадт. Разобран после 1739.
Командиры: П. Бенс (1729), П. Дефремери (1732), М. Тем (1733), Н. Штром (до 30.5.1734), барон Г. Шлейниц (с 30.5.1734), Б. Лебядников (1735), Я. Дюсен (1736).
***
http://shipmodeling.uw.hu/predestinacia/index.htm
==============
Корабль 'Девоншир' был заложен по заказу О. Соловьева в июле 1714 года в Амстердаме и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России
14 (25) мая 1725 года 'Девоншир' в составе отряда 'Испанской экспедиции' покинул Ревель и ушёл по маршруту Копенгаген - Тромзунд - Гебридские острова - Сант-Винсент - Кадис, прибыв в последний 18 (29) августа. Выгрузив грузы в Кадисе, отряд покинул город и к 16 (27) ноября прибыл в Лиссабон. 26 ноября (7 декабря) корабли отряда взяли курс обратно в Россию, однако, попав в сильный шторм в Бискайском заливе, вынуждены были 14 (25) декабря зайти в Сантандер. Покинув Сантандер 11 (22) марта 1726 года, отряд обогнул с запада Великобританию и зашёл в Копенгаген и Ревель, а 14 (25) мая вошёл в Кронштадт
Подробнее о Испанской экспедиции - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E_(1725%E2%80%941726)
Принимал участие в боевых действиях под Данцигом (1734 год).
(вика)
---------------------
Нельзя недооценивать роль Балтийского флота в экспедициях и научных открытиях. Балтийский флот стал родоначальником всех дальних и кругосветных плаваний русских - на карте мира сделаны 432 географических открытия, которые носят имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота. Самые известные и значимые из них - описание северных берегов России, первое русское кругосветное плавание и обеспечение жизнедеятельности Русской Америки, открытие последнего из континентов планеты Антарктиды. Балтийцами себя считали великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Фёдор Ушаков и Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Владимир Корнилов, Степан Макаров и Николай Эссен, первооткрыватели новых земель Витус Беринг, Фаддей Беллинсгаузен, Геннадий Невельской, композитор Николай Римский-Корсаков, писатели Леонид Соболев, Алексей Новиков-Прибой и Сергей Колбасьев, изобретатель радио и радиолокации Александр Попов, физик Борис Якоби, собиратель русского слова Владимир Даль, кораблестроитель академик Алексей Крылов.
=================
***
***
Война за польское наследство.
26 мая. Узнав в пути от встречных голландских торговых судов о присутствии у Данцига французского флота, адмирал Гордон приказал отряду транспортных судов (флейтов) произвести выгрузку артиллерии у Пиллау. Держась мористее, эскадра прикрывала выгрузку.
1 июня. Прибытие эскадры адмирала Гордона к Данцигу. В связи с уходом за несколько дней до этого французского флота из Балтийского моря русская эскадра обнаружила у Данцига лишь фрегат, посыльное судно (гукор) и прам, которые и были заблокированы {331}.
2 июня. Выделенный из эскадры адмирала Гордона отряд судов в составе 6-пуш. бомбардирского корабля 'Юпитер', 44-пуш. фрегата 'Эсперанс' и 48-пуш. фрегата 'Арондель', войдя на Данцигский рейд, обстрелял стоявшие под защитой береговых батарей французские 30-пуш. фрегат 'Бриллиант', 14-пуш. гукор и 8-пуш. прам. В результате часовой перестрелки, во время которой русские корабли оказались под огнем более дальнобойной артиллерии французских судов и батарей, бомбардирский корабль 'Юпитер' получил пробоину в корме у ватерлинии и вынужден был вместе с обоими фрегатами отойти для починки.
4 июня. Обстрел русским отрядом в составе бомбардирских кораблей 'Юпитер' и 'Дондер' и фрегатов 'Эсперанс' и 'Стор-Феникс' под командованием капитана Вильстера французских судов, стоявших на Данцигском рейде, а также крепости Вексельмюнде и французского лагеря под этой крепостью.
5 июня. Отряд капитана Вильстера в том же составе продолжал обстрел крепости Вексельмюнде, французского лагеря и судов. Попытка отряда захватить французский фрегат 'Бриллиант' при помощи посланного на шлюпках десанта была противником отбита.
9 июня. Предполагавшийся обстрел крепости Вексельмюнде, лагеря и французских судов судами отряда капитана Вильстера был отменен вследствие присылки французами парламентера, просившего 74 не возобновлять огня ввиду начавшихся переговоров с русским сухопутным командованием о сдаче крепости и гарнизона{335}.
13 июня. Крепость Вексельмюнде и французские суда - фрегат 'Бриллиант', гукор и прам - сдались русскому командованию. В крепости и на судах было взято 168 орудий и значительное количество боевых запасов. С падением Вексельмюнде Станислав Лещинский в ночь на 17 июня бежал из Данцига, который вскоре был занят русскими войсками.
Спиридов Григорий Андреевич (1713 - 1790, Москва) - военно-морской деятель. Род. в дворянской семье потомственного морского офицера. В 1723 начал службу волонтером на Балтийском флоте. Боевое крещение получил во время рус.-турецкой войны 1735 - 1739. Отличился в Семилетней войне 1756 - 1763, командуя кораблем, затем эскадрой.