Аннотация: Лучшая молитва - покаяние,
А молитвы сила - в её молчании.Но покаяние, возможно через прощение -В глубине высокого смирения.
Молитва - ключ к самопознанию.
Перед старинною иконой в Божьем храме,
Свечу от лампадки я зажгу.
И молясь перед Святыми образами,
Свои грешные мысли в пламени свечи сожгу.
Перед иконой дорог мне,
Лик Святого на древнем полотне.
Что наполняет душу тишиною,
Да Любовью что дана нам с тобою.
И зачаруюсь я,
Музыкой таинства молчания.
Где отдохнёт душа моя,
В свете невидимого сияния.
Предвечное Слово молча глаголя,
Им утешаю страдающую душу мою.
Что пройдёт её заточение и неволя,
Если найду в себе Любовь свою.
Прошу у Господа в молитве своей -
'Научи меня Боже, Тебя любить.
Чтобы мог вместе с душою моей,
Всем умом и сердцем Тебя полюбить'.
Взгляд с иконы и ласков, и суров -
И из неоткуда в сознании слышен зов.
'Найди в себе Святую Любовь
И ты увидишь тогда Меня вновь'.
Сегодня большинство людей уже понимают и осознают, что в человеке скрыты неограниченные возможности и способности, нужно только в себе их найти и раскрыть.
Как же это сделать?
Все современные изыскания человека в этой области, как и различные учения древности - сводятся к одному: к гармонии тела и души, к раскрытию своего внутреннего мира. Прийти к этому можно различными способами: молитва, занятия йогой, медитация и т.п. Но все они сводятся к одному о невозможности познать себя находясь во власти телесных желаний и страстей.
Кто-то сразу скажет молитва - это не медитация. И он прав, молитва гораздо больше чем медитация. Хотя в основе и молитва, и медитация имеют общие чисто технические черты.
Не специалист по изучению деятельности нашего мозга. Поэтому остановлюсь на общих чертах этого процесса - процесса собственного познания. Полную технику этого процесса, человек сможет осознать и познать - лишь живя Духовной жизнью, а не телесной.
Первый этап на пути своего познания, это успокоение ума. Наша с Вами жизнь,
а именно образ жизни каждого человека - прочно завладевает его сознанием и подсознанием. И нам с Вами приходится постоянно перерабатывать большой поток получаемой нами информации. Информация рождает нам новые мысли и образы, часто исходящие от нашего подсознания: переживания, волнения, мечты, чувства, боль и пр. Работа же нашего разума требует постоянно новой пищи для своей деятельности - при этом забирая почти всю нашу энергию. Мешая тем самым обратиться к себе и познать себя. Поэтому наше мышление, нужно успокоить волевым усилием и ограничить себя от внешних и внутренних раздражителей. Которые дают обильную пищу нашему беспокойному уму.
Второй этап на пути своего познания, максимальная концентрация нашего сознания на объекте познания. Под сознанием здесь имеется ввиду - мышление каждого человека и его волевое усилие, то что составляет его собственное Я.
Это Я, не может быть взаимосвязано с какой-то частью нашего тела или частью земного мира. Лишь при длительной и успешной концентрации Вашего сознания начинает проявляться - как бы эффект обратной связи с объектом познания.
И вот как об этом же, говорит Серафим Саровский в своих духовных наставлениях.
'Дабы приять и узреть (увидеть) в сердце свет Христов надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа.
Тогда, по мере усердия и горячести духа к Возлюбленному, человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.
Когда через такое упражнение укоснит (замедлит) ум в сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души своим Божественным осиянием'.
Серафим Саровский: 'Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам'.
Но почему Христос в своём Учении и его Последователи обращали особое внимание на необходимость праведной и благочестивой жизни человека - перед тем как приступить к познанию Себя, к стяжению Духа Святого.
'Истинная же цель жизни нашей христианской, состоит в стяжении Духа Святого Божьего'.
Серафим Саровский.
Когда человек живёт во власти своих желаний и страстей, то образ его жизни прочно овладел его сознанием и подсознанием. И если этот человек захочет познать себя, то ему конечно нетрудно будет пройти первый этап на пути к познанию. Но на втором этапе даже если объектом познания является Образ Иисуса Христа - он получает лишь то, что заложено в его подсознании, а именно образ своих желаний и страстей.
Взлететь в своё безмолвие не мудрено,
Найти себя там просто.
Но лишь в падении остаться суждено,
Коль для Любви твоей нет роста.
Поэтому мы и видим сегодня результат таких познаний, что выплёскиваются из человека 'на курсах молодого духовного бойца'. В виде слёз, смеха, потока слов и эмоций и т.п. На этих курсах, что придумал разум без Бога - преподносится очередная отсебятина теперь уже с духовной подоплёкой.
Это говорит о том, что сознание и подсознание, мышление и воля этого человека уже занято. Занято его телесной жизнью и осознать в себе Царство Божие, как и увидеть Свет Христов он не сможет. И такие эксперименты в своём познании, в большинстве случаев отрицательно влияют на здоровье человека, на жизнедеятельность его организма. Духовный же результат таких экспериментов, лишь получение духа соблазна и заблуждения.
Кто приступает к молитве должен забыть всё - кроме смысла её слов. Для полной же чистоты молитвы необходимо сойти смыслу этих слов, от ума через сознание в покаянное и смиренное сердце, чтобы смирением и покаянием наполнить своё сознание и только тогда устремить мысль свою к ожиданию Света Христова. Но нужно стремиться не познавать Его, а исполняя Его волю - всё яснее и яснее чувствовать Его в самом себе.
Поэтому при правильной молитве смиренно вспоминают и думают в первую очередь о покаянии и милостивом прощении своих грехов, о Любви и о сострадании к ближнему своему, о жизни Господа, Богородицы и т. п.
Но не представляют это всё и не смотрят образно в своем уме как в кино, как это бывает на молитвенной медитации от разума без Бога. Такая фантазия особенно на молитве запрещена, потому что это будет самообманом, а всякий самообман есть прелесть и обольщение.
'Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским'.
Новый Завет, 1-е Тимофею 4:1.
Ведь человеку гораздо легче всей душой, всем устремлением своей воли, всем разумом - обратиться к Образу к которому он привык. К, Образу который он хорошо знает - который стал образом его жизни. Чем к тому образу, с которым он знаком поверхностно и желание познать которого имеет неблаговидные цели. Одним словом, кто чем живёт и дышит - тот то в своём познании видит и слышит.
'Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом'.
Новый Завет, от Луки 17:20.
Иисус Христос правильно подметил: 'не придет Царствие Божие приметным образом'. Тому, кто ждёт от самопознания - видений, новых знаний, открытия в себе новых возможностей. Тому, не видать Царства Божьего и Откровений от Духа Святого. Лишь тому, кто ждёт от Духа Святого прощения и спасения. Лишь для того воссияет свет Христов и озарит его новыми знаниями в его познании.
'Не всякий может часто становиться на молитву в течение дня. Но понуждать себя на молитву, хотя мысленную, если при людях, всякому возможно. Возможно начинать и оканчивать всякое дело и занятие возношением ума к Богу. Не полезно холодное отношение к делу молитвы. "Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою". Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и осветила всю их жизнь, все их дела.
Желаемое настроение молитвенное не сразу достигается, требуются целые годы на приобретение сего, но понуждать себя необходимо, необходимо считать себя постоянно должником пред Богом, как во всех добродетелях, так и в молитве. Надо стяжать сердечное сознание необходимости молитвы, и чтобы не отгонять от себя молитвенного настроения, надо охранять себя от всякого неблагоговейного слова и поступка, от всего, что нарушает мир душевный, что не по совести, не по закону Божию'.
Иеромонах Никон - 'Завещание Духовным детям'.
Как прекрасен в тишине полёт,
Что вызван был душою.
Когда любовь как преданный пилот,
Направляет мысли ход своей рукою.
Не постичь всей шири её и глубины,
Как и покорить её вершину невозможно.
Но приблизится к началу любви и тишины,
Нам для жизни необходимо и вполне возможно.
Сегодня многие увлекаются эзотерической литературой, трудами по теософии - что же это замечательно. Но как вначале месят тесто, а потом выпекают хлеб. Так и нам прежде нужно, научиться жить среди себе подобных - а уж потом искать пути к Мировой Душе и Единому Я. Вот почему и необходима Духовная жизнь человеку, как первая и неотъемлемая ступень на пути к познанию своего начала, через стяжение Духа Святого.
'Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.
Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага - Бога'.
Серафим Саровский: 'Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам'.
О том, что даёт Дух Святой человеку о том какие дары получает человек и что испытывает при этом - хорошо видно из беседы Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Во время этой беседы по молитве преподобного старца - его собеседник смог ощутить и пережить чудодейственную силу Духа Святого.
'Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой... Что же не смотрите на меня?"
Я отвечал: "Не могу смотреть, потому что из глас Ваших молнии сыплются. Лицо Ваше светлее солнца сделалось, и у меня глаза ломит от боли". Он отвечал: "... и Вы теперь так же светлы стали. Что же чувствуете Вы теперь?" - спросил меня отец Серафим.
Я отвечал: "Необыкновенно хорошо!" "Да как же хорошо-то?" Я отвечал: "Такую тишину и мир в душе моей, что никаким словом то выразить Вам не могу". - "Это, Ваше Боголюбие, тот мир, - сказал отец Серафим, - про который Господь сказал ученикам: "Мир Мой даю вам..." - Что же Вы еще чувствуете?" опять спросил меня батюшка. Я отвечал: "Необыкновенную сладость". - "Это та сладость, преподобного которую говорится в Священном Писании: "От тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я..." (Пс. 35, 9). От этой сладости как будто тает наше сердце, и мы оба исполнены такого блаженства, которое никаким языком выражено быть не может... Что же Вы еще чувствуете?" - спросил он меня. Я сказал: "Необыкновенную радость в сердце моем".
И он продолжал: "Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он... Что же еще чувствуете Вы?"
- Я отвечал: "Теплоту необыкновенную..." - "Как теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, - какая же может тут быть теплота?" - "А такая, - отвечал я, - какая бывает в бане". - "А запах, - спросил он меня, - такой ли, как из бани?" - "Нет, отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию..." - И батюшка отец Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: "Господь сказал: Царство Божие внутрь вас есть", - а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух... услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголанною...'
Ведь молитва сильна своею направленною силою это неоднократно подтверждалось и подтверждается в нашей с Вами жизни.
Одним из главных условий выздоровления была Вера больного, она должна была активно содействовать процессу исцеления - маловерие препятствует победе над болезнью.
'Вера твоя спасла тебя', 'Не бойся, только веруй'.
Новый Завет - от Матфея 9:22, от Луки 8:50.
Можно привести много чудес и исцелений из нашей с Вами жизни, которые исходили от самого же человека от созидательной силы его души, при правильном использовании молитвы. Но думаю достаточно будет и одного Сошествие Благодатного Огня на Пасху. Тысячи людей молясь перед Сошествием Огня, соединили свои мысли и желания на одном - на Явлении Благодатного Огня как символа Единства Любви и Веры.
И Благодатный Огонь пока ещё ежегодно сходит на Гроб Господень. Но по церковному преданию в один из годов Благодатный Огонь не явится людям - значит дни мира сего сочтены. И это правильно - если во время молитвы и в своих мыслях люди перестанут думать о Любви и Мире, о Смирении и Покаянии. Если мысли людей в большинстве своём, будут сосредоточены на желаниях зла, на гордости и тщеславии и т.п. То, что можно ждать, от нашей с Вами жизни - если в ней не останется Добра и Любви...
Что такое молитва?
При молитве - молятся, значит 'молить' это 'просить'. Просить со смирением и покаянием только одного помилования и прощения своих грехов. Мы должны понять самое главное, обращаясь в своей молитве к Господу Нашему, к Апостолам, или к Святым должны понять, что - Они нам ничего не должны и не обязаны сделать то, о чём Вы просите в Вашей молитве.
Господь и Святые всё видят и знают, что кому и когда нужно: где, как и чем помочь. Мы живя на земле должны сделать всё для того, чтобы - снизошла на нас Благодать Божья.
А что сегодня происходит в церкви: один молится о денежном достатке, другой о близости с возлюбленной, третий о славе и известности и т.п. Лишь малая часть молящихся, просят Господа о Мире и Любви, о Покаянии и Смирении. То есть толпа народа, остаётся лишь толпою. Не используя при этом чудотворную силу, сконцентрированной энергии единой молитвы о Любви, Спасении и Добре.
Но нужно не только просить - но и жить по заповедям Божиим, жить по Закону Любви возлюби ближнего своего как самого себя.
'Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?'
Новый Завет, от Луки 6:46.
Чудодейственная молитва была нам Господом дана,
Не для плотских прошений она нам придана.
А для нашего с Ним общения,
Через которое лежит путь ко спасению.
Ведь Иисусом Христом сказано нам -
'Если чего попросите во имя Мое, Я то воздам'.
Но мы забыли эти слова
И в молитве ныне во имя своё -
Забита мыслями наша голова.
Но Христос для себя ничего не просил,
А на твоё и моё -
Лишь делил,
Дела наши и поступки.
А мы всё ждём от Него уступки
И ждём, как и прежде чуда от небес,
Но не будет в нашей жизни чудес.
За что же Господь пошлёт нам Благодать,
Коль мы не смогли с собою совладать.
Истинная цель молитвы в единении ума, души и своего мышления; в познании и спасении души через взаимодействие со Святым Духом - а не в желании общения с 'потусторонними существами'. Утешитель Сам откроет лишь только при Духовной жизни человека - откроет при необходимости тайны бытия и познание Законов Жизни. Раскроет в человеке и умножит те скрытые способности, что заложены в нём. Даст возможность целительствовать или пророчествовать.
'Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно'.
Новый Завет, 1-е Коринфянам 12:4-11.
Но, прежде всего человеку нужно изменить свой образ жизни - сменить телесную жизнь на Духовную. Усмирить свою гордыню, очистить себя и свою жизнь покаянием и смирением, научиться любить как самого себя ближнего своего, научиться мыслить смиренно и праведно - чтобы познать силу и таинство молитвы. Поэтому главное для христианина это его молитвенно-покаянная жизнь. Только она приносит плоды, которые перейдут в жизнь вечную. Вся остальная деятельность человека - полезна ему постольку, поскольку она способствует его духовному росту.
'Ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам'.
Новый Завет, от Луки 12:31.
'Закон говорит: Да не ореши юнцем и ослятем вкyne, (с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы) Втор. 22, 10.
Будем подражать Давиду, который говорит: Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. Пс. 100, 8.
Законом запрещено было нечистому входить в дом Господа. Дом сей - мы, и Иерусалим - внутри нас. Грешные земли суть кроющиеся в сердце нашем змиевидные помыслы'.
Серафим Саровский: 'Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам'.
Вот почему молитва больше чем медитация. Больше и лучше множества различных упражнений и наставлений по самораскрытию и самопознанию - всего того, что на придумывал разум без Бога. Ведь результат молитвы Духовная жизнь с последующим самопознанием. Результат молитвы - Спасение своей души и обретение жизни Вечной.
'Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром'.