Alvarado : другие произведения.

Маркетинг в торговле наркотиками

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современные наркокартели представляют собой великолепно управляемые бизнес-единицы. В этой работе (на основе материалов прессы) рассматривается роль маркетинга в торговле наркотиками. Это урезанная версия довольно обширного обзора, подготовленного для бюллетеня одного некоммерческого фонда...Во избежание возмущения общественности, текст дополнен послесловием. К сожалению я не могу пока выложить полную версию статьи, однако основные идеи изложены именно в послесловии.

  DEATH, Inc.
   "Организованная преступность в США имеет годовой доход порядка 40 миллиардов долларов - и при этом очень мало тратит на оргтехнику и канцелярские принадлежности".
   Вуди Аллен.
  
  
   Именно так. Преступные организации, работающие на мировом уровне - в частности, крупные наркосиндикаты и картели - представляют собой не что иное, как превосходно отлаженные деловые предприятия. Транснациональные корпорации, если угодно. По словам специалистов, они по своей структуре "фактически являются зеркальным отражением любой серьезной, респектабельной компании".
   А это означает, что они (как бы парадоксально это не звучало) располагают всеми атрибутами, которые мы привыкли считать прерогативой вполне легальных компаний - аналогами отделов маркетинга и рекламы, агентами по сбыту и региональными торговыми представителями, широкой дистрибьюторской сетью, топ-менеджерами, советом директоров и так далее. Как бы цинично это не звучало, но факт остается фактом - руководство этой "Корпорации Смерть" рассматривает... ну, к примеру, Московскую область... как один из "потенциальных рынков сбыта" своего товара. С чисто деловой точки зрения.
   Скажем больше. Именно картели (вполне официальное название преступных группировок, специализирующихся на наркотиках) являются на сегодня "вершиной эволюции" организованной преступности. Колумбийские наркокартели, эти некоронованные короли бизнеса, вообще считаются одной из образцовых (в плане управления) организаций.
   В свое время пальма первенства принадлежала печально известному Медельинскому картелю. Пабло Эскобар, Эскобар Гавириа, Густаво де Хесус Гавириа, Хорхе Очоа Васкес, Фабио Очоа Энгача... и Карлос Ледер, ставший "отцом" кокаиновой эпидемии, захлестнувшей США в конце 70-х. Ледер вообще знаковая фигура для наркобизнеса. Именно он впервые применил традиционный маркетинг в этой области - когда перед ним встала проблема расширения сбыта весьма дорогого в начале 70-х годов кокаина, он прибегнул к тактике, применяемой обычно для внедрения на рынок нового товара. Когда компания хочет "войти в рынок", она часто старается наводнить его большим количеством своих товаров, продаваемых по низким ценам. Это справедливо, будь то микросхемы или кокаин. Такая схема и была применена Ледером.
   В начале 70-х годов в США не было "проблемы кокаина". Его потребление ограничивалось представителями культурной элиты, имеющими деньги и способными покупать наркотики по высокой цене. Предприимчивый Ледер прекрасно понимал, какие возможности открывает создание нового рынка. Он стал увеличивать объем поставок кокаина в США, ориентируясь на потребителей из среднего класса. Значительно увеличив предложение кокаина и снизив на него цену, Ледер сделал его более доступным, что способствовало созданию спроса на этот продукт. Как только спрос начал расти, спрос и предложение стали дополнять друг друга. Только когда произошел своего рода взрыв насилия и проблема наркомании приобрела широкие масштабы, власти поняли истинное положение вещей. К тому времени кокаин утвердился на рынках всей страны как самый популярный из наркотиков. Классический захват рынка, идеально подогнанный под специфику товара - так, "поставщик" мог позволить себе раплачиваться с "дилерами" непосредственно товаром.
   В 80-х годах Карлос Ледер положил начало использованию промышленного способа перевозки наркотиков, многократно увеличив объем наркотиков, перевозимых в Соединенные Штаты Америки по воздуху. Ему приписываются первые "промоушн-акции" наркотиков, проводившиеся под лозунгом "первая доза бесплатно". Словом, легендарная личность. Однако он же и повинен в закате "медельинцев". Что есть агрессивный маркетинг в понятии наркоторговцев? Объяснять, думается не надо. Поводом для настоящей войны, объявленной картелю в Колумбии, стали многочисленные убийства общественных и государственных деятелей, стремившихся помешать Большим Боссам. В результате кровопролитной войны (одних журналистов погибло более сотни, а счет убитым полицейским шел на тысячи - за голову каждого незамедлительно выплачивалась кругленькая сумма в 4000 долларов) был убит Пабло Эскобар (отец-основатель картеля), а сам Карлос Ледер был выдан США и получил 135 лет в довесок к пожизненному заключению. Так был сделан вывод - в прямом противостоянии верх всегда возьмет государство.
   Урок пошел на пользу - в первую очередь, конкурирующей фирме. Калийский картель, занимающий сегодня первые строчки в криминальном Fortune-500, тщательно избегает всяческих конфликтов с государственной властью и напоминает корпорацию куда как больше.
   Они применяют в своей деятельности самые эффективные методы управления коммерческими предприятиями и процедуры строгого бухгалтерского учета. Они отказались от тактики противостояния правительству и взяли на вооружение стратегию мирного вживания в общество. Главари картеля выступают в роли законных предпринимателей и вкладывают все больше средств в легальный бизнес. Кроме того, выборы этих лиц в состав местных силовых структур, а также покровительство, которым они располагают на местах, служат для них мощным прикрытием в Кали. Они правильно поняли ситуацию в Латинской Америке - правительство было готово проявлять терпимость в отношении незаконного оборота наркотиков, но решительно боролось с насилием, связанным с наркобизнесом.
   Калийский картель больше всего напоминает... партию большевиков раннего образца - он выстроен из ячеек, которые делят между собой такие функции, как материально-техническое обеспечение, сбыт и т.д. Словом, они практически неуязвимы.
   Во всех остальных отношениях калийский картель действует аналогично любой другой транснациональной корпорации. Например, в последние годы он стремился расширить свои рынки сбыта, уделяя особое внимание Западной Европе и новым рынкам в Восточной Европе и бывшем СССР, а также расширить спектр предлагаемых товаров за счет производства колумбийского героина.
   Такой деловой подход к некогда беспорядочной "пьесе со стрельбой и шумными разборками" приносит свои плоды. Мировое производство опиума и кокаина за последние десять лет удвоилось. Удвоилось также и количество стран-производителей наркотиков, наркобизнес превратился в глобальную индустрию. Если давлению подвергается одна из таких стран, это лишь ведет к увеличению производства в других местах. Границы надежно перекрыты? Ничуть не бывало - за один рейс самолет DC-3A может доставить в США годовой запас героина, а 12 грузовиков-трейлеров - годовой запас кокаина. По данным ООН, наркотики сегодня приносят 70% всех мировых криминальных прибылей. Только в Европе оборот наркобизнеса превышает 120 миллиардов долларов в год. В масштабах Земли - 400 миллиардов долларов, или 8% от объема мировой торговли! Эта цифра превышает экспорт всей мировой автомобильной промышленности. И, пожалуй, никто не скажет вам уверенно - сумеем ли мы противостоять "Корпорации Смерть".
  
  P.S. Во избежание непонимания, стоит отметить одну вещь. Цель данного материала - не высказать свое восхищение превосходной организацией структур наркобизнеса. Я также не являюсь сторонником legalize. Мне хотелось бы донести до читателя вполне определенную точку зрения.
  
  Общество противостоит наркотикам вовсе не из-за того вреда, который они наносят здоровью людей. Смысл этого противостояния - в подрыве основ государства, поскольку физиологическая зависимость нот наркотиков ставится наркоманами выше, чем социальная зависимость от государства. В силу этого, наркоманы идут на преступления - что не может не волновать государство. Сверхприбыльный наркобизнес представляет собой самостоятельную власть - государство не может с этим смириться. Обществу гораздо важнее тишина и спокойствие на улицах, нежели судьба наркоманов. Картели поняли это. Они вживаются в общество, пытаясь сохранить свой бизнес, за счет ликвидации всех этих факторов. Один фактор беспокойства уже изжит - конфликты между различными картелями уже решаются без масштабной войны. Больше картели никогда не пойдут на прямую войну с правительством. Современные методы маркетинга, методы менджмента и организации бизнеса в очередной раз оказались более, эффективными, чем военные меры. Однако, остается одна проблема. Сами наркоманы, вынужденные совершать преступления для заработка.
  
  Как бы решалась эта проблема методами маркетинга. Классический ответ - сократить время жизненного цикла товара. В приложении к данной проблеме, это означает следующее - сделать наркотики настолько дешевыми, что потребитель во-первых имеет возможность без особых проблем их покупать, а во-вторых потребитель умрет прежде, чем окажется без денег настолько, что будет готов пойти на преступление. Кроме того:
  
  1. Следует ожидать появления т.н. "безопасных наркотиков". Сильнейшее привыкание к ним сохраняется, однако физиологическое воздействие (прежде всего, потеря работоспособности) будет значительно ослаблено. Со временем они займут нишу, аналогичную сигаретам. Известно, что работы в этом направлении уже ведутся.
  
  2. Следует ожидать усиления конкуренции между картелями, которая будет выражаться не прямым уничтожением противника, а ценовой войной, позиционированием различных сортов... возможно, созданием своего рода брэндов. Нечто подобное происходит уже сейчас - возможно, вы обратите внимание на великолепные с точки зрения нейминга названия новых видов наркотиков. Уже есть характерные лого: например для ecstasy либо LSD.
  
  3. В ближайшее время усилится движение за легализацию. Предположительно, это движение является очевидным объектом для спонсорства со стороны картелей. Первоначально будет создан прецедент легализации легких наркотиков - Джек Траут назвал бы это "фланговой атакой". Затем будут предприняты попытки легализовать более сильные наркотики. Не есть факт, что эти попытки будут безуспешны.
  
  Отметим факты: Картели располагают непревзойденной системой дистрибуции - чем-то средним между централизованными поставками и сетевым маркетингом. В числе достоинств этой системы - возможность расчета с конечными дилерами не живыми деньгами, а собственно товаром. Это очень закрытые структуры, практически ликвидирующие возможность утечки информации. Это сверхприбыльный сектор рынка, дающий в распоряжение картелей неограниченные финансовые возможности. Характер товара позволяет предположить, что кроме финансовых рычагов воздействия на официальные лица широко применяется шантаж. После структурной реорганизации бизнеса последнего времени картели также приобрели отличное управленческое звено и достаточно грамотных специалистов по маркетингу.
  
  Что государство может противопоставить высокоэффективной организации в условиях, при которых стандартные методы регуляции не действуют?
  Ничего. Нельзя ни повысить налоги, ни вызвать в антимонопольный комитет, ни ограничить экспорт. Армия не решение - при данной системе дистрибуции любое усекновение каналов поставки приведет лишь к повышению стоимости и соответственно взрыву насилия. Перехватывая грузы наркотиков мы фактически стреляем в граждан своей страны - но и не перехватывать их нельзя...
   Есть идеи по этому поводу?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"