Александрова Ольга : другие произведения.

Культура Х Х I века. Настоящее и перспективы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Осторожно! Экзистенциально-рефлексивный бред!!! Просьба всерьез не относиться!

  С конца ХIХ века медленно, но уверенно в реальность стали входить плоды человеческой инженерной мысли, и важнейшими из них, влияющими на современную культуру стали новые транспортные устройства и средства коммуникации. Индустриальной цивилизации ХХ века увеличение скоростей перемещения в пространстве позволило за считанные десятилетия освоить такие уголки планеты, на освоение которых раньше потребовались бы века.
  Потребительская культура машин и механизмов в ХХ веке повсеместно теснила другие формы человеческого существования. По мере расширения экспансии этой, обозначим ее символически Западной, социокультурной модели земной шар в сознании людей становился все меньше, а каждая отдельная жизнь все хрупче и бессмысленнее.
  Декаданс, революционный ньюромантизм, реализм, экзистенциализм, сюр, авангард, и т.п., сплавившись в причудливых сочетаниях в массовой культуре прошлого века образовали некий гумус, из которого произрастают современные направления и предпочтения. Новые творцы вынуждены искать наиболее адекватные для себя слои выражения из уже имеющихся, либо бороздить пространство новых смыслов, оставаясь непонятыми, ориентируясь скорее на будущее, или рассчитывая на "широкую известность в узких кругах". Воинствующую массовость с вкраплениями элитарности можно назвать первой отличительной чертой культуры текущего времени.
  Элитарная культура - культура узкого круга людей, объединенных некими общими пространствами и жизненными смыслами. Это могут быть интеллектуальная или политическая, финансовая или духовная элиты, пропагандирующая что-то, или протестующая против чего бы то ни было, каждая формирует некое обособленное поле, некий эгрегор, творящий свою особую реальность. Профанируясь, она выплескивается через средства массовой коммуникации в общее смысловое поле, преобразуясь по ходу так, что только опытный глаз может проследить отправную точку какого-либо культурного явления. Плохо это или хорошо? На этот вопрос каждый ответит по-своему, но так есть.
  Такое положение вещей стало возможно только при повальной компьютеризации большинства населения планеты. Информатизация как отличительная черта культуры нашего века позволила расширить границы выбора личных предпочтений, в тоже время, культурное пространство потеряло иерархическую структурность, что само по себе имеет и плюсы и минусы.
  При увеличении объема предлагаемых культурных парадигм среднестатистическое человеческое сознание перестает восторженно реагировать на личностные открытия элитарных первенцев, требуя его соответствия с привычной культурной жвачкой, лениво и сонно выплевывая безвкусных возмутителей спокойствия. Они, конечно, не "безвкусны", но массовое огрубление вкуса не дает им никакого шанса на адекватное восприятие, без долгого назойливого рекламирования или вкрапления знакомых "синтетических" добавок.
  ХХI век дал резкое увеличение числа потребителей профанированных культурных ценностей. Как живая музыка потеряла на виниле, так же винил продолжает терять при мр3. Вместо "Третьяковки" - репродукции, вместо путешествий - обои рабочего стола. Вместо хорошего кино десять раз, теперь предпочитают каждый раз новое, похуже, но на своем личном экране. Современный культурный ширпотреб понизил порог чувствительности юзера от жизни. Смерть, кровь и секс - ничто уже не сотрясет его аутичный мирок. Обрывки чужих мыслеформ о смысле жизни, отстойник рекламы потребительской корзины, взаимоисключающие желания быть как все и чем-то непременно выделяться премило соседствуют в головах наших современников, превращая их из героев и действующих лиц собственной жизни в наблюдателей чужих невсамомделешных страстей. Если мир есть число, то информатизация предлагает только единицу и ноль.
  В информационализированном культурном пространстве человек ощущает себя или нулем, или уж сразу самодостаточной единицей. Можно легко затесаться со своим наспех сляпанным творческим продуктом между других нулей и единичек, тем самым, пополняя ряды непрофессионалов, претендующих на слово культуре. Так ли это страшно? Не знаю. Ведь с другой стороны, профессионалы от какой-либо музы возможны, но помогает ли узкий профессионализм в понимании запросов общества? Так или иначе, профессиональный непрофессионализм культурных флагманов можно выделить как еще одну особенность современности. Ремесленник, штампующий хорошо и дешево эстетические символы общества появляется как бы случайно, синтезируя свой продукт на стыке, например, медицины и прозы, программирования и поэзии, и т.п.
  Такого рода процессы происходят повсеместно, но с разной степенью отставания от культурного "центра" планеты, который и раньше пространственно смещался, а теперь вообще переместился в виртуальную эгрегориональную область. Глобализация как смешение и взаимопроникновение всего во все - еще одна черта текущего культурного феномена. Наперекор глобализации еще в прошлом веке поднялась волна этники, как некий реверанс уходящим безвозвратно традиционным ценностям и отношениям. Синтетика этого культурного слоя была видна и раньше, а теперь, в связи с естественным вымиранием не затронутых цивилизацией носителей, этника стала просто течением в глобальном культурном океане. Мы получили очередное бездушное, но оригинальное мр3.
  Глобализация потому и глобализация, что затрагивает все сферы человеческого мировосприятия, не обошла она и пространство духовно-религиозных ценностей. Сакральные смыслы прошлого частично утеряны, а все, что осталось, вынесено на всеобщее обозрение и равноправно включено в современный культурный каталог. Ранее враждовавшие религии представлены на одной книжной полке, национальность больше не тождественна вероисповеданию, так же как место жительства давно не тождественно национальности. Религии прошлых веков сравниваются друг с другом, ритуалы упрощаются или отменяются, и современному человеку предлагается самому искать истину и смысл жизни, перелопачивая груды чужого опыта, если он не желает сосать соску духовного пофигизма.
  Продолжающаяся тенденция обмирщения земного существования породило новую культурную тенденцию - эзотеризацию и мифологизацию личного опыта. При наводнении информационного пространства последователями различных религий, сект, отдельных гуру и пастырей пространство духовного поиска все более перемещается внутрь, недоверчиво сужаясь вовне. Общность человеческих архетипов дает пищу для размышления ищущим, оставляя в полном недоумении жвачных, не скупящихся раскошелиться на истину и удовольствие в одном флаконе от солидной фирмы. Прошлый век изобиловал эйфорическими манифестациями всеобщей божественной любви и гармонии с помощью вспомогательных средств и без оных, только лишь используя свойства психических реакций организма. В наше время вторая тенденция более проявлена, но, как и первая, она не сможет удовлетворить настойчивых искателей смыслов.
  Культура нового века - культура общемирового демократичного мозаичного социума при внутренней одинокости и кристаллизации каждого. Холодное, но яркое ментальное осознание заменит теплую и темную чувственность.
  Схемы и стрелки сменяют картины.
  Внешняя утилитарность все меньше будет отражать внутренние процессы.
  Матрица как символ, сон или пробуждение как цель.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"