Алексашина Ольга Львовна : другие произведения.

Русский романс первой половины Xix в.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Методические записки преподавателя МОУДОД "ДШИN17" Алексашиной О.Л.

(краткие рекомендации для преподавателей музыкальной литературы ДШИ)

   Тема: "Русский романс первой половины XIX века" (к вопросу о формировании жанра)
  
   В программе 3-го года обучения по муз. Литературе теме "Русский романс 1 половины XIX века отводится 1 час. Обычно содержание данного урока сводится к краткой характеристике творчества А.Алябьева. А.Гурилёва. А.Варламова и прослушиванию ряда романсов этих композиторов - современников М.И.Глинки. Думается, что жанр романса требует к себе более пристального внимания, так как занимает не последнее место в русской музыкальной культуре XIX и XX веков, и не утратил своего значения и в XXI веке. Кроме того лиризм, мелодичность, задушевность - основополагающие качества не только русского романса, но и всей русской классической музыки. К тому же в современной жизни немаловажно знать истоки родной культуры. В связи с этим предлагается несколько расширить данную тему, рассмотрев истоки формирования жанра.
  
   Первый отдалённый исток русской вокальной лирики корениться в протяжной народной песне. В истории русского народного творчества - это первый лирический жанр. В протяжных песнях народ поведал о своей тоске по свободе, выразил чувства, связанные с тяжкой долей русского крестьянина. Самое примечательное в протяжной песне - мелодика широкого дыхания. Лирическое начало господствует. Протяжные песни исполнялись хором. К начальному запеву постепенно присоединялись другие голоса, окружая его " вариантами". Так рождалось искусство подголосочной полифонии. В качестве примера рекомендуется привести песню "Ах, не одна во поле дороженька", в которой демонстрируются стилевые особенности протяжных песен.
   В XVII веке важно рождение канта - бытовой многоголосной песни, рассчитанной на домашнее музицирование. В канте ещё использовались религиозные тексты, но они служили лишь поводом для воплощения человеческих переживаний. Кант XVII века - строфическая 3-х голосная песня, где 2 верхних голоса движутся параллельно в терцию. А нижний даёт гармоническую опору. Канты - первые образцы камерной вокальной лирики. Пример. Кант "Радуйся", посвящённый богоматери - символу вечной женственности.
   В XVIII веке народная песня активно проникает в городской быт. Она испытывает влияние и европейской песенной и танцевальной музыки, и крестьянской лирики, и канта. Были распространены 2 основных типа изложения городской песни: одноголосный, с инструментальным сопровождением и 3-х голосный в фактуре канта. О широком распространении городской песни в быту свидетельствует огромное количество песенных сборников. Недаром К.Державин называл XVIII век "веком песен". Пример. Песня "Что на матушке, на Волге" из сборника Трутовского.
   Качественно новым этапом в становлении русской камерно-вокальной лирики стала российская песня, которая развивалась параллельно с городской песней. Многие русские композиторы отдали дань этому жанру. Первый печатный сборник российских песен был издан в 1759 году и назывался "Между делом безделье или собрание разных песен с приложенными тонами на 3 голоса" Г.Н.Теплова. Текстами песен служили стихи любовного содержания А.Сумарокова, И.Елагина и др. В них поётся о муках любви, о горечи разлуки, тоске по любимой. Изложение песен восходит к традиции 3-х голосных кантов.
   Дальнейшее развитие русской камерно-вокальной лирики связано с творчеством Ф.Дубянского и О.Козловского. Как и поэты - сентименталисты (Дмитриев и Мерзляков) композиторы стремятся к искренности лирического высказывания, к простым формам. Новый тип лирики пришёлся по душе современникам. Пример. Песня Дубянского на слова Дмитриева "Стонет сизый голубочек". Трёхголосная фактура изложения песни свидетельствует о ещё сохраняющейся связи российской песни с кантом. Примером уже сложившегося нового типа одноголосной мелодии с аккордовым сопровождением является песня Дубянского на слова Капниста "Уже со тьмою нощи". Песни такого типа подготовили стиль ранних романсов Глинки. Произведения Козловского уже вплотную приблизились к жанру романса, который сменит в начале XIX века российскую песню. "Прежестокая судьбина" - одно из самых характерных произведений подобного рода.
   Обогащение психологического содержания сопровождалось появлением новых форм и средств выразительности. Мелодия, раскрепощённая от обязательного 3-хголосия, делалась более гибкой и выразительной в передаче душевных состояний.
   В первой половине XIX века романсовое творчество было связано с расцветом русской поэзии в пушкинскую эпоху и творчеством Жуковского. Вяземского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина. На их стихи писали романсы А.Жилин, братья Титовы, М. Вильегорский, А.Верстовский, А.Гурилёв, А.Алябьев, П.Булахов, М.Глинка, А.Даргомыжский.
   Далее изложение материала следует программе.
   Итак, формирование русского классического романса можно условно показать на схеме:
   Протяжная песня - лирический кант - городская песня - российская песня - бытовой романс - классический романс XIX века.
  
   *Показ музыки можно делать по выбору в зависимости от наличия у преподавателя нот или аудиозаписей. Примеры, приведённые в данной работе, приведены из учебника "Русская муз.литература" Ред. Фрида; "Музыка", 1979г., стр.15, 20, 30, 33.
  
   IX. 2007г.
   t
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"