Алексеев Кирилл Валерьевич : другие произведения.

Готика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мысли о происхождении стиля

  Готика - очень загадочное и полное мистики явление мирового искусства. Появившееся первый раз в аббатстве Сен-Дени, пригороде нынешнего Парижа, оно, впервые за всю историю искусства, обладало теоретической базой, написанной настоятелем обители.
  Монастыри в ту далёкую пору были сосредоточением всего знания, прежде всего книжного. Они были своего рода научно-исследовательскими институтами, библиотеками, архивами, словом тем, что сейчас принято называть культурно-информационными центрами. Сразу оговоримся, та наука, которая развивалась вдали от мирских глаз не была ограничена монастырской стеной или даже границами государства. Известны случаи, описанные в мусульманских источниках, когда происходили сношения с известнийшими богословами и философами восточного мира. Крестоносцы жертвовали множество вещей и рукописей, добытых в Халифате огнём и мечом, что так же неплохо пополняло кладовые знаний европейских монастырей и скрипториев. Нелишним будет также добавить, что об античных философах Возрождение могло узнать исключительно из мусульманских источников. В Х!! веке в одном только Дамаске больше библиотек и высших учебных заведений, чем в Германии, Франции и Италии вместе взятых.Странствующие христианские монахи, в мусульманских городах могли себя чувствовать в относительной безопасности, что отчасти подтверждает пример Иоанна Дамаскина, имевшего свою философскую школу в столице Халифата. До сих пор существует текст, написанный пророком Мухаммедом, ограждающий монашенствующих христиан от ретивых последователей Пророка.
  И вот, в самом центре Европе, начинает строиться собор, совершенно непохожий на всё, что строилось до сих пор. Как будто в противовес тяжёлым формам раннего средневековья, из земли выростает воздушная, светоносная конструкция. Весь её облик - полная противоположность царившей в тот момент моды на архитектурную эстетику.Параллельно, что показательно, развиваются совершенно другие стили, пересекающиеся друг с другом, заимствующие детали убранства, конструктивные изыски.
   В готике ничего подобного нет и в помине.
  Это одномоментно сложившаяся теория, конструкция и внешний вид. Даже самый пристрастный исследователь не встретит тут эволюции стиля или долгий путь сложения концептуальных особенностей, как в барокко или раннехристианской катакомбной архитектуре. Первая же постройка свидетельствует о переработке уже существующего направления в искусстве. И в деталях, и в основной идее многое кажется заимствованным.
  В определённый момент начинаешь задумываться: А оригинальный ли это стиль?
   Любая составляющая как будто специально изобретена для этого места, при этом совершенно непонятна этимология: почему именно вытянутые пучки колонн? Зачем специально придумываются особенные своды, когда есть проверенная средневековая арочная конструкция, выстраданая предшествующим тысячелетием архитектурной эстетики?
  Единственное объяснение приходящее на ум это то, что это направление в искусстве является эклектичным. Проще говоря это подражание некому сложившемуся направлению в архитектуре.
  Был стиль, развивающийся в те же годы, и придающий уверенности в такого рода построениях. Стиль этот называется модехо.
  Когда мусульмане завоевали Испанию, то на них не могли не подействовать окружающие красоты средневековой архитектуры. И появившаяся манера явилась симбиозом европейского чувства формы и восточного декора. По сию пору Севилью украшает колокольня (Ла Хиральда), ещё при конкисте бывшая минаретом для пятничной мечети.
  И как модехо прожил короткую жизнь в европейском искусстве, так и готика, по истечении трёхсот с лишним лет, фактически перестала существовать, будучи не в состоянии ассимилироваться в условиях Ренессанса. Только Кёльнский собор, немым укором человеческой нерасторопности, достраивался долгих семьсот лет, пережив барокко и ампир, только в период неоклассицизма став "своим" в окружающем культурном пространстве на короткое время, был в целом закончен. Впрочем, доделки ведутся и сейчас.
  Что же до конкретных деталей, то трудно не заметить в исламской архитектуре стрельчатых и многолопастных окон, явившихся модулём готической конструкции, а сомкнутые сводчатые построения, перекрывавшие Нотр-Дам и собор в Реймсе, довольно распространены в персидских постройках 10-11 веков.
  Вообще, свод - ключ к определению происхождения стиля.
   Фундамент вещь неравнозначная для одного стиля и разных стран. Допустим, что мы хотели бы выстроить готический дворец в окрестностях Парижа. Для этого потребовалось бы гораздо меньше усилий, чем потратили зодчии палацио Дожей в Венеции.
  Свод - это закономерное продолжение конструкции стены, которая, в свою очередь, является телом постройки, а так же поверхностью для декорации.
  Коробовое перекрытие классицизма предполагает строгое и равномерное движение архитектурных объёмов, готичекие же своды расчитаны на систему котрфорсов, отрицая стены как таковые.
  Подобное отношение к несущим конструкциям ясно заметно на примере мусульманских памятников, где с первых веков существования появился принцип нивелирования стены посредством другого оптического эффекта. Если в основе европейской традиции организации внутреннего пространства лежит периптер, то есть, когда опоры располагаются по периметру, то на Востоке издревле тяготели к гипостилю - "лесу колонн".
  Достаточно вспомнить египетские храмы Древнего, Среднего и Нового Царств, и сравнить их с внутренним убранством Кордовской или Великой Мечети в Дамаске и общность пространственной организации готического собора с этими памятниками становится довольно очевидной. Представленный ряд выглядит с первого взгляда весьма растянутым по времени и потому не может быть признан достаточно убедительным. Конечно, нельзя утверждать, что весь готический период архитектуры является эпигонским, но невозможно не отметить сходство в пространственном понимании и принципах реализации тех же задач на Востоке несколько раньше, чем время появления собора в аббатстве Сен-Дени.
  Существует тест для выявления психический патологий. Испытуемому предлагается выбрать из набора цветных и чёрно-белых фотографий "лишние" картинки. Представлены изображения различных орудий труда, среди которых присутствует так же некоторое количество музыкальных инструментов. Любой выбор испытуемого будет признан нормальным, если только картинки не разделены реципиентом на чёрно-белые и цветные.
  Точно также многие поколения искусствоведов лишь с определённой робкой деликатностью говорят о "восточных мотивах", совершенно не озадачиваясь примерами и детальными пояснениями. Видимо их останавливает колористические отличия всегда яркой и насыщеной исламской архитектуры. В готике с цветом всё очень грустно. Только что витраж и алтарная композиция реабилитирует перед восточной цветовой пышностью серый цвет европейского стиля.
  Конечно, сравнения иконографий построек двух различных культур на уровне исключительно визуальных эффектов для специалиста недопустимы. Но ведь хронология сравневыемых явлений позволяет это сделать.
  Расцвет готики приходится на подъём исламского храмого строительства и в связи с этим трудно не заметить видимых параллелей в организации внешнего и внутреннего пространства. Нельзя отделить конструкцию от идеи. И ежели существуют ещё какие-нибудь объяснения происхождения фасадных башен в готике, кроме минаретов, увиденных на востоке и прямо позаимствованных европейцами, то думаю, остальные доводы будут малоубедительны. Вкупе с этим вопросом хотелось бы спросить своего риторического собеседника о происхождении готического перекрытия, который при ближайшем рассмотрении оказывается производным от "мухакака" - люстрового свода арабской и персидской архитектуры 11-15 веков. Это, к слову сказать, хронология готического стиля в Европе. Сравните английский Бат и мечеть в Тазе, иранский Султан Маджид и Орлеанский собор, систему контрофорсов храма в Кайруане и фасадные стены Нотр-Дама. И если вы действительно последователи формального анализа Г.Вёльфлина, М.Фридлендера, то дробность декора персидской архитектуры напомнит вам некий европейский архитектурный стиль, в котором над входом в помещение доминируют две башни, до боли напоминающие "приставленные" к фасаду минареты айвана.
  Цитата К.Рен, архитектора Свт.Павла в Лондоне (17в):"Сегодня мы называем это готическим стилем в архитектуре. Но готы скорее разрушали, нежели строили. Думаю, что было бы логичнее называть его сарацинским стилем - ведь готы не хотели ни искусств, ни знаний. Запад же - утратив одно и второе - перенял все это от них, из имевшихся у них арабских книг, которые мусульмане так старательно перевели с греческого. Они [арабы] были фанатами своей религии. Завоевывая с фантастической скоростью новые земли, они быстро возводили мечети и караван-сараи, что, собственно, и побуждало их осваивать новые виды строительства. Они придавали мечетям округлые формы. Им не нравились крестообразные формы христианских храмов...".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"