Аннотация: Краткое пособие для адептов изобразительного искусства.
Быть искусствоведом - значит задерживаться на несколько мгновений дольше у произведения, чем многие "интересующиеся". Надо заставить, удержать себя в контакте с картиной или скульптурой несколько лишних минут и тогда, как у заправского спортсмена-легкоатлета, откроется второе дыхание. Ты начнёшь видеть скрытое в предмете познания.
Нельзя бесчувственно проходить мимо картины, если тебе неприятен сюжет или манера исполнения. Сюжет - повод для творческой реализации, приём - сплетение индивидуального видения и существующей в это время художественной моды. Необходимо немного отрешиться, посмотреть на произведение, будто оно создано в наши дни. Тогда, вы почувствуете больше связей, работа станет ближе, нежели если смотреть на неё как на характеристику эпохи или конкретной стилистики.
Если после долгих упражнений в галереях и музеях, неожиданно, при виде очередного шедевра вы ничего не почувствуете, вероятно, вы или устали, или в самом предмете содержится некий обман, который опознаётся не знанием техники, а, скорее, интуитивно.
Самообман, восторженность и иллюзия - первоочередные враги для исследователя искусства. Восторженность делает невозможным аналитический подход к творчеству, иллюзия, подогреваемая самолюбием, чаще всего ослепляет специалиста, оттягивая его внимание на субъективные данности и несуществующие проблемы.
Следующий этап представляется самым трудным для ненаходчивых людей. Эта ступень познания требует от человека определить, что же ему кажется "красивым" и проговорить это вслух, желательно перед большой аудиторией. В тот самый момент, когда человек составляет себе труд облечь своё переживание в устную форму, доступную для сторонних наблюдателей, он воспитывает важнейшую часть своего опыта - определение основных понятий. Процесс этот ценен, прежде всего, для него самого, а потом уже для внимающих слушателей.
Когда понятия и термины определены, человек перестаёт бояться "непонятного" в искусстве. Его уровень познания художественного материала приобретает черты сложившейся системы и такого исследователя можно назвать начинающим.
Далее с человеком начинает происходить самое интересное.
Весь окружающий мир становится частью того аппарата, который воспитывается такого рода тренировками. Легко объяснить себе и другим, что вызывает восхищение в именитом шедевре и совсем непросто увидеть шедевр Создателя в промелькнувшем за окном автомобиля пейзаже или сочетании цветов уличных вывесок. Но окружающая реальность, интерпретированная на свой лад, может и смутить неокрепший, самоуверенный ум, искусить и бросить посреди вала переживаний и неорганизованных эмоций. Тогда, гордость от первых удачных опытов восприятия не позволит увидеть нечто большее чем манеру художника или характерный приём эпохи. Вообще-то говоря, это, ещё может быть своего рода защита интеллекта от чрезмерных перегрузок.
У каждого человека есть своя "шкала ценностей", где совмещаются интернет-баннеры и импрессионисты, эстетика афиш эстрадных исполнителей и шедевры античного искусства. Если не расставлять никаких смысловых акцентов, не фиксировать качество визуального материала, то очень быстро придет бесчувствие - самый главный враг зрителя. И при внешнем "знании", вы никогда не увидите красоту, которая независима от времени, стиля, манеры..
Пожалуй, это самое трудное - постоянно следить за тем, что тебя окружает, ежесекундно наслаждаясь изменениями пространства и реальности.
Следующий этап, после преодоления своей гордости в вопросах восприятия изобразительного искусства - выстраивание межвременных закономерностей и единого взгляда на всё мировое искусство, от первобытного творчества до "актуальных" опытов последних дней. Здесь потребуется множество обобщений, могущих приблизить к "вчувствованию" и "сопереживанию". Если пытаться перескочить через подавление собственной значимости в процессе, то сразу же в ваших текстах и словах появится некоторое "запанибратство" с авторами картин, скульптур и архитектурных ансамблей, которое свойственно многим музейным сотрудникам и абсолютному большинству антикваров.
Мы часто говорим: "С первого взгляда, мне не понравилась эта картина", значит, что когда вы второй, третий, десятый раз оказались у этого же произведения вы были другим человеком, ваша внутренняя система эстетических ценностей была не готова включить в свой оборот эту работу, найти ей место в вашей персональной системе восприятия. Когда, может вопреки своей воле, вы присматриваетесь к уже виденному, сознание заставит увидеть нечто, незамеченное ранее.
В разное время суток может меняться освещение, степень внимательности зрителя, его заинтересованность в эффекте восприятия, но произведение искусства не меняется. Это есть неизменная точка объективности в нашей шкале ценностных оценок, параллельно трансформирующая нас. Этот интересный парадокс восприятия, как игра воображения, может увести от целей, внести флёр неопределенности и непостоянства, но он в состоянии и начисто разрушить всю вашу внутреннюю систему эстетических оценок если ваши приоритеты и цели нетверды и туманны.
Не стоит обманывать себя, смешивая историю с искусством. Есть много общего в этих двух науках, но всё же, это принципиально разные, практически не связанные между собой науки. Это может показаться странным, но, распыляясь на темы вроде "исторические предпосылки иконографического сюжета" и "роль заказчика в работе художника", происходит отвлечение от важных визуальных составляющих произведения. Конечно, не стоит забывать, в какое именно время творил автор, но, тем не менее, это не главное в анализе памятников.
Можно долго демагогически философствовать о том, что именно является целью постижения памятников культуры и искусства, но всё равно, при любых условиях это персональный опыт каждого из "адептов", его персональное переживание и вчувствованию. И самый первый шаг на этом пути - задержаться у понравившегося произведения, оторвавшись от толпы экскурсантов.