Аннотация: В ожидании очередного памятника. Желчное эссе.
Вот ведь в чем дело: нельзя, просто так, взять и обозвать чье-либо творчество хлестким словом "пошлость". То есть, разумеется, очень даже можно пригвоздить какое-нибудь произведение искусства, этим милым определением (что называется "походя"), но абы не прослыть высокомерным или малопрофессиональным судьей, все же потребно истолковать и вежливо аргументировать причины своего эстетского неудовольствия.
Вот, скажем, далеко не последняя в архитектурной ткани города постройка - воссозданная гостиница "Москва". Казалось бы, все вроде сообразно обмерам и фотофиксациям. Но, в самый неподходящий момент, на глаза попадается нелепый и, заметьте, совершенно неуместный в историческом отношении компартимент здания. Я сейчас говорю о том фасаде, что выходит на Театральную площадь. Речь тут даже не идет об исторической аутентичности (тут, как говорится "народ безмолвствует") , скорее общая аляповатость постройки нервирует разум и заставляет содрогаться от полной беспомощности пластического решения фасада. Ладно бы, если такая декоративная постройка высилась на площади столицы какого-нибудь курортного государства, так ведь нет, гордо присобачена к копийной пародии грандиозного сталинского здания.
И всегда так: чуть изменишь какую-нибудь "малозначимую" деталь в реставрируемом объекте (здании, скульптуре, картине, фреске....), тут же появляется некая искусственность формы, которая рано или поздно наследует термин "пошлость". Ну, или "эклектика", в лучшем случае, да и то, если критик деликатный попадется.
....а если по-простому, то студенты-архитекторы ( или искусствоведы), проходя после занятий к метро, наградят это великолепие таким словом, после которого любая профессиональная критика покажется весьма размытым и излишне вежливым намеком на полную некомпетентность "воссоздателей".
Остановимся на рабочем названии такого стиля как "обновленческий". Еще таким определением награждали священников, которые в 1920-ые годы попытались учинить реформацию Церкви, служить на русском языке, вместо канонического старославянского, рукополагали женщин в епископы, сослужали с иноверцами.......Их потом от церкви отлучили, а храм, где они служили , по доброй древнерусской традиции взорвали. Потом, на этом месте еще бассейн появился. Ну, эту историю вы наверняка знаете....
Но, в современной градостроительной политике Москвы, встречается пошлость и другого рода.
Назовем её условно "псевдоимперской".
Лучшим примером такой градостроительной гордыни может служить комплекс на Поклонной Горе. Как-то, совершенно незаметно, это ошибочное нагромождение архитектурных форм стало "своим" в пространстве столицы. Погудели, поворчали зодчие и критики 12 лет назад, когда, под звуки праздничного салюта и выступления группы "На-На" открыли этот памятник московскому долгострою. И ведь, вспомните, сколько лет строилась эта махина, сколько бульдозеров разравнивали историческую Поклонную Гору, чтобы появилось это архитектурное издевательство над памятью павших во Второй Мировой Войне.
Ладно, что этот ансамбль отчетливо напоминает утопический комплекс Дворца Народов Шпеера, а интерьеры, особенно по оси здания, отсылают к внутренностям нацистской Рейхканцелярии. Плохо даже не то, что бронзовые колонны центральной аллеи выглядят как отлитые в металле декорации к первомаю 1970 года. Совершенно отвратителен факт превращения этого места в некий эталон мемориальной архитектуры.
Каждый мемориальный (или триумфальный) архитектурный ансамбль является образом государственной идеи. Другими словами, это такое зримое представление национальной гордости народонаселения страны. Едва ли вам удастся увидеть могучий памятник с архитектурным обрамлением и ландшафтной средой в стране, где идет гражданская война или бесконечно совершаются революции и бунты. Тут дело даже не в том, что при описанных обстоятельствах в государстве просто не будет средств на такую роскошь, просто, когда в обществе нет согласия и объединяющей идеи - никакие мемориалы не получаются. Такого рода монументы рождаются только как зрительное отношение власти к государственной истории и своим подданным. А, еще по выражению Бальзака архитектурный стиль это "выражение нравов".
И нравы, во всей своей нынешней красе, явились нам в визуальном выражении в проекте ансамбля Федерального Военного Мемориального Кладбища.
И действительно, не вечно же Ленину-Сталину на Красной Площади лежать? .....а там еще более 400 захоронений... И отнюдь не самых случайных персонажей российской истории, попрошу заметить.
А то ведь парады, это еще куда ни шло, а вот концерты и катки рядом с местом последнего упокоения - право, как-то некрасиво получается.
Неуважительно, можно даже сказать.
И это самое "неуважение", это, в первую очередь, к нам самим имеет непосредственное отношение. Мертвым-то что, они, как говорят, "позора не имают".
Так все-таки, позвольте вернуться к ФВМК.
Ситуация с постройкой этого монумента воинской славы тянется еще с ельцинских мутных времен. Проекты отклоняли, деньги никак не находились, а пустырь около Мытищ все стоял в ожидании заселения мертвыми мигрантами из ЦАО Москвы. Ситуация, как у нас водится стандартная: если выселяют живых граждан из центра города, то чего, спрашивается, церемонится с усопшими? ....пущай, места "высвобождают".
Можно было бы смириться с эти, вообщем-то, заурядным фактом пренебрежительного отношения московских властей к отечественной истории, но если читатель составит себе труд внимательно рассмотреть проект на сайте ФВМК, а тем паче вникнуть в историю вопроса, то увидит некоторые пугающие тенденции российского архитектурного формообразования.
Прежде всего, пугающе выглядит отказ Министерства Обороны использовать результаты творческого конкурса (обязательного, между прочим, по закону) в строительстве комплекса. Вот, только представьте, какая интересная ситуация складывается.
Работают сотни архитекторов, скульпторов, дизайнеров, готовят для высокого жюри свои модели, макеты и рисунки. Комиссия долго работает, выбирает, аргументировано обосновывает выбор победителя......а потом какой-то "искусствовед в погонах" ставит жирный крест на всей этой креативной деятельности. И действительно, зачем это всё нужно? Можно ведь директивно назначить удобного автора и "дело в шляпе", как любили говорить зощенковские герои.
Только вот все участники творческого конкурса, депутаты, которые принимали этот полезный Закон и, страшно сказать, сам Президент, как гарант исполнения Закона, оказываются в глупейшей ситуации. Судя по всему, власть Отката может ощутимо поколебать любые государственные институции. По какой-то ностальгической инерции, чиновникам МО удалось нарушить (в довольно грубой форме)важный градостроительный Закон. А главное, что федеральные контролирующие организации "не заметили" такой "накладки".
Не наше дело усматривать в этой ситуации преступный умысел или состав преступления. Пускай такого рода разбирательствами занимаются надлежащие структуры. Но вот хамское отношение по отношению к художникам, не один месяц работавшими над конкурсными проектами - извините, никакими дополнениями к закону не оправдываются.
Скоро, очень скоро зазвучат хвалебные оды Градоуправителю (практически уверен, что это будет приурочено к очередному Дню Города), популярные исполнители отработают свои гонорары на вышеупомянутой Поклонной Горе и Красной Площади, а в протокольной части мероприятия Президент и Мэр торжественно откроют новый мемориал.