Аннотация: Краткое объяснение появления "Черного Квадрата" К.Малевича.
Когда кто-нибудь, не имеющий отношения к искусству, узнает о моей специальности - немедленно следует вопрос о "Чёрном Квадрате" К.Малевича.
Будто, после того, как рецепиент узнает о "загадке ХХ века" всю правду, он мистическим образом переродится и ему откроется вся правда нашего суетного и бестолкового мира.
Это, разумеется, заблуждение.
Было потрачено необоснованно много времени на мучительные и совершенно бессмысленные объяснения о пьесе Крученых, о преподавательских схемах Малевича, а так же о теоретических выкладках супрематистов, ......неизменно, спустя несколько дней эти же люди задавали мне ровно этот же вопрос, как будто и не было моих подробных экспликаций.
Необходимо заметить тот факт, что спрашивающие ничуть не скрывают своих неприязненных чувств к беспредметному искусству и потому, все рассказы и объяснения теряют всякий смысл еще до начала дискуссии.
Было бы наивно предполагать, что искусство, само по себе, должно лечить духовные раны, исцелять и направлять.... Оно, конечно, этими опциями без сомнения обладает, но, исключительно, благодаря внутренней работе, свершаемой в недрах экзистенции зрителя.
То есть важна рефлексия, а даже не первоначальный посыл художника к зрителю. Другими словами, если заместо противолёдного реагента зимние московские улицы начнут поливать галлюциногенными наркотиками, над Кремлем не появятся стаи летящих фиолетовых крокодилов, а в главном здании МГУ не поселится гигантский паук-самолетоед.
Начало ХХ века возвысило несколько, доселе считавшихся маргинальными, жанров. Это, в первую очередь, декоративно-прикладное искусство. К примеру, если в средневековье и ренессансе орнамент считался "низким", украшательским жанром, то в период модерна художник-декоратор - законодатель художественного вкуса на передовой самого современного искусства.
Как в начале XIX века А.С.Пушкин смешал в литературе "высокий" и "низкий штили", так в конце этого же столетия в изобразительном искусстве произошло уравнивание всех живописных вариаций от вывески до многофигурной исторической картины. Здесь же, совершенно необходимо напомнить о безыдейности и практически полной беспомощности сюжета в академической живописи конца XIX начала XX века.
В отсутствие сложных риторических аллегорий, которые сопутствовали живописи восемнадцатого столетия, в XIX веке сюжет более прямолинеен, а академическая техника достигает фотографического подобия. Действие рождает противодействие. В отместку выхолощенным живописным произведениям приходит сначала цветовая революция импрессионистов, а следом и искажение пропорций постимпрессионистов.
Всё, как вы могли заметить, пока вполне закономерно.
Дальше, процесс стремительно идет по пути максимального упрощения живописной формы. На этом направлении нам встречаются кубисты, примитивисты, футуристы......
Оговорюсь - любые качественные оценочные категории произошедшего проверены уже более чем столетним периодом и не обсуждаются ни под каким предлогом. Поздно, так сказать, корытце останавливать, ребеночка уже сто лет как выплеснули вместе с водичкой.
И в момент, когда наступает определенный "ноль живописи", из-за кулис футуристического театра появляется "Чёрный Квадрат" - квинтэссенция лаконизма формы и цветового спектра. Отсюда начинается развитие нового искусства, в пространстве которого находится и XXI век.
Адепты академической живописи должны помнить, что только 2 человека в ХХ веке спасли реализм как живописный метод. Этих двоих звали Сталин и Гитлер.
Советский таймшер, - когда каждый советский гражданин мог хотя бы раз в году отдохнуть две недели в неоклассическом дворце-санатории, был важней, чем теоретические построения супрематистов. Только после войны рациональная необходимость заставила вернуться к лапидарным архитектурным формам, созвучным эстетике искусства начала века.