Аннотация: Повесть для детей среднего школьного возраста о событиях в Чили в канун путча 11 сентября 1973 года. Первые шесть глав. Продолжение следует...
Чили.11 сентября.
/Антифашистская повесть для детей/.
Действующие лица:
Кристиано Кордеро, директор Школы - 40 лет.
Анхель, Эль Битлито, его сын, студент Технического Университета - 17,5 лет.
Луисита, Кнопка, его дочь, школьница - 11 лет.
Кике, младший сын Кристиано - около 5 лет.
Школьники, ровесники и одноклассники Кнопки:
Луис Монтесинос.
Орландо Мелеро.
Лаура Рохас.
Малыши:
Рауль Пахита-7 лет.
Патрисио Рохас-7 лет
Патрисия Рохас-7 лет} близнецы.
Старшеклассники:
Альберто Акоста, Аккордик-14 лет.
Бланка Карраско-14 лет.
Теодоро Мартинес-14 лет.
Друзья Анхеля:
Диего Лойка, Бешеный Скворец, байкер, бродячий художник, потом учитель рисования в Школе.
Энрике Кастильо, Борода, студент, руководитель ансамбля "Араукария"
Мария, секретарь Кристиано.
Миристы:
Уасо, Хорхе Перес, руководитель группы MIR.
Рафаэль, Джинсовый.
Бесёнок.
Товарищ Раскольников.
Роберто Рохас, Боб, старший брат Лауры.
Исабель Мелеро, Дульсинея, учительница испанского языка.
Мамита, жена Кристиано.
Пабло Рохас, отец Лауры, близнецов и Боба, друг Кристиано.
Анита Рохас, его жена.
Инесса Рейес, девушка Анхеля.
Враги:
Сеньорита Пантано, Жаба, учительница английского языка.
-Что вы нашли ужасного, - без интереса сказала девушка.
-Подойди к окну, Мария.
Мария неохотно оставила работу и подошла к окну.
-Ну и - ? Я не понимаю, что вас взбесило.
-Меня взбесил этот тип, ваш пресловутый ''компаньеро директор''. Гонять в футбол с мальчишками! Какой авторитет у него будет после этого?
-За хорошую игру директора только зауважают. Ура! Ой, молодец, видали, какой гол был! Вот вы,- Мария хихикнула,- так не могли бы, зато вратарь из вас мог бы получиться отменный!
"Представляю Жабу в воротах, все ворота займет".
-Прикуси язык, - сказала толстуха, - А вид его! Пиджак на траве валяется, рубашка расстегнута, рукава закатаны...
-Он же в футбол играет!
-В Школе не лучше! Какой это учитель, если дети ему на шею вешаются!
-Это замечательно, что Ребятишки так любят Кристиано.
-Словечки своего кумира повторяешь? "Ребятишки", директорское словечко! Нет, это не школа, а бардак!
-Даже так - бардак?
-Совсем распустились! Кошмар какой-то!
-У нас очень хорошая Школа,- сухо сказала Мария,- Это Шко-ла, понимаете? Не казарма, не тюрьма,
а Шко-ла! Революционная, свободная, новая, экспериментальная Школа Будущего. Новая, потому что
все учителя работают по собственным программам! И я завидую сегодняшним школьникам - им учиться интереснее, чем нам. А чего стоило директору добиться этих прав для учителей в Министерстве Образования! И утвердить статус нашей Школы! Но мы победили, и, может быть, сам Президент Чили, Сальвадор Альенде, посетит нашу Школу к Рождественским каникулам! Скорее бы Рождество!
-Надо сначала дожить до Рождества.
-Доживем! Ай, да что с вами говорить!
Сеньорита Пантано махнула рукой.
"И правда, кому я говорю это", - подумала Мария и замолчала.
-Слушай, пять минут назад был возмутительный случай. Иду я по коридору...
"Идешь, как же,- с неприязнью подумала Мария,- Крадешься, на цыпочках, специально и тапки мягкие надела...Вечно под дверью подслушивает. Сколько раз мы горели на этом при Шакале!"
-...Так вот, иду я по коридору, и - что бы ты думала? Парочка на подоконнике: Альберто Акоста и Бланка Карраско. Целуются!
-Ну и что? Альберто и Бланка...Вот новость! Вся Школа знает, что Бланка - девушка Альберто.
-Как "ну и что"? В стенах школы заниматься развратом! Сегодня целуются, а завтра что будет? А потом - зовите директора на крестины, сеньорита Мария!
-Это вы уж слишком. Не разврат это вовсе, а любовь. Ничего страшного. Они же старшеклассники. Я в возрасте Бланки Карраско целовалась на этом самом подоконнике с Эдуардо, а годом раньше - с Анхелем, и знаете где? Ни за что не догадаетесь! На крыше нашей Школы!
-Совсем крыша поехала...- проворчала толстуха и добавила:
-Кстати, о крыше. Вот, глянь-ка, что этот наглец Акоста читал на моем уроке!
-Читал на уроке? Вот удивили! Наверно, что-нибудь приключенческое. Я помню конфискованные вами романы Дюма, Сабатини, Конан Дойля, Жюля Верна - что там еще наши ребятки читают? У вас в кабинете куча книжек была, вами отобранных. Правда, находились отважные родители и бросались на тет-а-тет с вами, чтобы вызволить из плена Капитана Блада или мушкетеров - вы же по-доброму не отдавали.
-Нет-нет, далеко не приключенческая литература. Дети семьдесят третьего такие аксельраты! Вот что читал твой Акоста!
-"Голый на крыше'', Антонио Скармета*,- прочла Мария,- Ну и что?
-Заладила, ''ну и что'', да ''ну и что'', я говорю - эту книжонку отобрала у Альберто Акосты на уроке английского! "Голый на крыше'' - это же секс! Порнография! Читать на уроке эротические романы!
Такую пакость приносить в школу!
-Разве вы Скармету не знаете? Революционный писатель, я балдею от его рассказов! А ''голый'' - это вовсе не эротика, это он для прикола. На Кубе ему за эту книгу премию дали. И вообще - Скармета - знакомый моего деда, так что лучше его не трогайте. И еще, знаете, сеньорита Пантано... если дети читают на вашем уроке, значит, у вас что-то не так. Я, конечно, всего лишь секретарь, но когда-нибудь я буду учителем, так вот, клянусь вам, я буду вести свой английский так, что на моих уроках дети не будут читать даже самые балдежные книженции, из тех, что читают с фонариком по ночам и дают на два-три дня...типа "Графа Монте-Кристо".
-Дура! Наивная дура!
Мария не ответила на это классическим ''сама дура'', но, конечно, подумала именно это.
-Ну, если революционные писатели печатают книжки с такими названиями, то не удивительно, что революционные ученики совсем обнаглели!
-Вы Альберто имеете в виду? Что вы к нему придираетесь? Отличный мальчишка!
-Знаешь, что мне заявил этот ''отличный мальчишка''? Я ему: ''Ну-ка, сбегай за директором'', а Акоста мне заявляет: ''Я вам не слуга. Вам надо, вы и бегите''. Наглость непомерная!
-Правильно и сказал. Не надо было унижать его при девочке. И вообще, умный учитель, вроде нашей Дульсинеи или Кристиано прошел бы мимо и сделал бы вид, что не заметил. По собственному опыту знаю, нормальные учителя так и поступают! Целуются люди и пусть целуются! Снимите шляпы перед Любовью с большой буквы! Я в их возрасте...
-Ты в их возрасте! Тоже хороша птичка! Видела я, как тебя по ручке гладил ужасный бородач, для этого страшилы с гитарой ты и песенки печатаешь, я как эту обезьяну увижу за окном, урок вести не могу. Оброс как питекантроп.
-Да Энрике просто прелесть, и борода ему ужасно идет! Он с этой бородой похож на Фиделя Кастро, все говорят!
Сеньорита Пантано поджала губы.
-Тебя не переспоришь. Одни шашни на уме! И потом, в такой юбке работать в школе - это бесстыдство! Видела я, как мальчики смотрят на твои ножки.
Мария покосилась на свою юбочку:
-Да она даже длинная, для работы. У меня и покороче есть. На дискотеку я в джинсовой хожу, а она примерно на пять сантиметров короче. А-ля-Пари, сеньорита Пантано. Стараемся быть на уровне мировых стандартов!
-Директору тоже не мешает полюбоваться стройными ножками сеньориты Марии. Как же, мировые стандарты! Стандарты проституток с Пласа Пигаль!
-У вас очень банальное представление о Франции, сеньорита Пантано. Вот мой дед был там не раз, и, поверьте, мы с ним о Пласа Пигаль даже не говорили - времени не было. А что до длины моей юбки, так сейчас все носят мини,- кротко сказала Мария, - кому комплекция позволяет. И вообще наша партия мини не запрещает. Хотите цитату из речи товарища Луиса Корвалана?
-Оставь меня в покое со своим товарищем Луисом Корваланом, хватит нашего уважаемого директора. Одна шайка!
-Выбирайте выражения, - сузила глаза Мария,- И потом, убедительно прошу вас, коллега, говорить мне ''вы''.
-Позовите, пожалуйста, директора этой школы, коллега,- иронически сказала учительница английского языка.
Мария присела на подоконник:
-Компаньеро Кристиано! - крикнула она.
х х х
Футбольное поле.
-Б-е-ей, Тео! Бей по воротам!
-Одиннадцатиметровый!
-А если в директора?
-Б-е-ей!
Директор выбивает мяч у самой линии ворот.
-Ура!
-Мазила, Тео!
-На мы-ло! На мы-ло! На мы-ло!
-Слышь-ка, Длинный, а учителя-то вчера продули нам!
-А родители выиграли!
-Кто в воротах стоял, - важно говорит малыш лет семи, шмыгая носом, - Мой папа, Пабло
Рохас!
-И у соседней школы мы должны выиграть любой ценой, - трясет ''хвостиками" директорская дочка Конпка.
-Любой ценой нельзя, надо честно, - поправляет ее девочка в красном берете с блокнотом и карандашами в руке.
-Компаньеро Кристиано! - снова закричала Мария из окна, - Вас зовут!
Директор останавливает матч.
-Мне нужна замена, - говорит директор. Болельшщики шумят. Все хотят играть, даже малыш Рохас и девочки. Длинный Орландо занимает место Кристиано на поле.
-Не зевай, Длинный! - кричат болельщики.
-Ему чего, вон какие ноги длинные, - завистливо говорит коротышка Рохас. Девочка в красном берете, Лаура Рохас, походит к братишке.
Лаура вытирает нос малышу, заправляет рубашку в шорты.
-Да сядь ты, не стеклянная! - кричат на нее, - И чего девчонки на футбол приперлись?
Лаура садится рядом с Кнопкой, букрнув:
-Умный какой нашелся, этот Монтесинос всегда испортит настроение. Девочка начинает рисовать футболистов в своем блокноте. Монтесинос заглядывает в блокнот:
-Эй, Лауренсия, покажь, чего рисуешь опять?
Лаура закрывает рисунок ладошкой и огрызается:
-Отстань.
-Ну покажь, что тебе, жалко? - не унимается Монтесинос.
Кнопка что-то шепчет Лауре, девочки хихикают, и Лаура, нарисовав "ляку-маляку", вырывает листок и протягивает мальчишке:
-Крикатура на тебя, Луи Монте-Синус.
-Сама ты крикатура! И совсем непохоже!
Лаура старается проявить выдержку и не обращать внимания на вредину-Луиса. Тот начинает надоедать Кнопке, дергая ее за тугие "хвостики".
-Отстань-отвяжись-отвали ты от меня! - пищит Кнопка.
-Не обращай на него внимания, тогда скорее отвяжется, - шепчет Лаура. Но как не обращать внимания, если разорвалась резинка, стягивающая левый Кнопкин "хвостик". И красные шарики куда-то укатились. Девочки приводят в порядок кнопкину прическу, развязав правую резинку, обозвав Монтесиноса "психом на воле". А "псих на воле", тайком подобрав два красных шарика, говорит девочке:
-Тебе распущенные волосы лучше. Ты взрослее выглядишь, а с этими хвостиками ты как цирковая лошадка.
-А ты как клоун!
Монтесинос - ну бывают же такие вредные люди - гладит Кнопку по голове:
-Хорошая грива!
-Ты у меня получишь! Если это провокация, то запомни - я не ябеда-корябеда, но я с тобой разберусь по-своему! Не думай, что я папе или Дульсинее наябедаю. Но отомстить отомщу за все твои подлости, Луис!
-Серия вторая - месть миледи. "Сумеем ли мы отомстить, вот в чем вопрос?" - сказала миледи кардиналу Ришелье. В главной роли Милен Демонжо.
-Ах, так я еще и миледи? Сначала лошадь, потом миледи? Мерси боку!
-Ой! Не надо за уши! Пошутить нельзя?
-Дурацкие шутки! Еще раз обзовешь, и не так получишь. Мне и Лаурита поможет. А вместе мы тебя проучим! Когда мы едины - мы непобедимы!
-Ваше счастье, что я не бью женщин.
-Даже миледи? - съязвила Лаура, - Ты первый начал дразниться.
-Ай, не мешай смотреть футбол, как ты мне надоел!
Лучше бы Кнопка не говорила последних слов, потому что неугомонный Луис опять завёлся. Он взялся за футболистов, подражая комментаторам: "Итак, дамы и господа, леди и джентльмены, месье и медам, сеньоры и компаньерос, а также кошки, собаки, голуби, жучки, червячки и козявочки, все, кто собрался на трибунах нашего СТАДИОНА... / Лаура и Кнопка, сидевшие на траве, фыркнули: "тоже мне СТАДИОН" / ... нашего СТАДИОНА - мы рады приветствовать вас на решающем матче, первый тайм в разгаре, болельщики рвут на себе волосы от восторга, энтузиазма и отчаяния, вы видите на ваших телеэкранах восходящую звезду чилийского футбола - Тео! Мяч у Тео: да, наш центральный нападающий обведет самого Пеле! А кстати, где же наш Пеле? Пеле навострил уши, сейчас что-то будет, бросок, пас, мяч у команды соперников, ай-ай-ай, какая досада! Посмотрим, как себя поведет молодой игрок - Длинный. Прекрасно, Длинный уводит мяч в половину соперника. Уважаемая публика, я не предсказатель, но Длинный тоже будущая звезда нашего футбола. Овация, свист, вой на трибунах! Стадион бушует! Знаете ли вы, что такое латиноамериканский футбол? Наши игроки...
-У меня голова разболелась от его трескотни, - сказала Лаура, - перейдем на другую сторону поля, Кнопка. Он никак не дает сосредоточиться. А у меня задание в художке: нарисовать людей в движении с натуры.
-Точно, достал, бесплатный комментатор.
Девочки встают. Монтесинос поднимается за ними:
-Интервью у великой художницы Лауры Рохас: за какую команду вы болеете, компаньера, за красных или за синих?
-За красных, Лучито, за красных - фамильный долг. *
-Я уже заболела от твоих глупостей, и, честно говоря, мне ваш футбол до лампочки.
Луис делает несколько шагов, направляясь за девочками, но Кнопка, потеряв терпение, кричит:
-Не смей ходить за мной, Л-у-и-и, а то я всем расскажу, что ты за нами бегаешь!
-Подумаешь! - обиделся Луис, которого всегда очень злило язвительное кнопкино "Луи" на французский манер.
х х х
Кристиано Кордеро идет по школьному коридору. Как и "англичанка", директор замечает влюбленных на окне, но тактично смотрит в другую сторону. "Влюбленные раньше всех чувствуют приближение весны", - улыбается Кристиано. Но мальчик у окна, оставив свою подружку, подходит к директору:
-Вам ничего не говорил наш учитель рисования?
-Говорил, - отвечает Кристиано, - Но я хотел бы выслушать и тебя. В чем суть конфликта?
-Бланка была при этом, и Тео, и Пеле, и все наши ребята... Но я сам скажу... Клянусь говорить правду, только правду, ничего кроме правды!
-Мы ж не американском суде, Альберто, я верю тебе без клятв. Как было дело?
2.МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО?
Ну-ка, спокойно, сказал себе Кристиано и по-дружески улыбнулся Альберто и Бланке. Ребятишки взволнованы; конфликт, кажется, серьезный. Что мне сегодя выкрикнул учитель рисования: "Либо я, либо этот щенок, ваш любимчик Акоста!" Разговаривать с ним было трудно, даже мерзко. Столько грязи он вылил на Школу, на учителей, на Ребятишек, что я не сдержался. "Идите к черту, сказал я, - Вы хуже последней торговки. Все будут только рады, если вы уберетесь из нашей Школы". Он ушел в бешенстве. Терпеть такого коллегу было уже невозможно. Я даже подозреваю, что учитель рисования занимался такими художествами, как анонимки. Анонимки не подтвердились, но тень на репутацию Школы так называемый художник старался бросить как мог, и одно время нас замучили проверки. Надо же такое придумать: я разворовываю Школу! Сколько раз я из своего кармана платил шоферу, рабочим, что только не покупал для Школы, хотя и ругала меня за это Мамита... Ушел, и ладно. Терпеть такого склочника и кляузника? А я все же терпел. Довольно долго. Но дети терпеть не захотели и оказались правы.
Как педагог он тоже никуда не годился. Конечно, профессилнал, но не очень-то утруждал себя, объясняя отрокам азы ИЗО. Уроки вел по шаблону. Ребятишки рисование ненавидели всей душой, когда начинали подрастать и понимали, что "свободная тема" - это не потому, что Обмылок ( так его прозвали старшие) их очень любит, просто не хочет напрягаться. Сам урок называли "малевание", "мазня", "рисоваша", у каждого поколения были свои прозвища для предмета и учителя. Случай с Альберто только повод. Конфликт назрел давно. Аж гора с плеч. Пусть меня ругают за мой неуживчивый характер, объясню, поймут, свой брат, учителя. А не поймут, черт с ними! И сочинителю анонимок - скатертью дорога! С глаз долой - из сердца вон, как говоится. И хватит об этом типе!
Теперь о мальчике. Альберто Акоста - первый ученик нашей Школы. Но последнее время у мальчика часто были конфликты с учительницей английского языка. Та постоянно жаловалась на грубость Альберто. Я хотел было разобраться в конфликте, но от Альберто трудно было услышать кроме: "А чего она придирается?"- и весь ответ. Поймешь тут : "А чего она придирается?" Зато на моих уроках Аккордик (хе-хе, "подпольная кличка" Альберто Акосты) всегда был моей палочкой-выручалочкой. Если какая комиссия из Министерства Образования, я работал со всем классом, как бы не замечая поднятой руки Альберто, пока посетители не мигали мне в сторону Аккордика: " Спросите, мол, мальчик просится отвечать". И тогда я как был случайно, как правило, говорил: "У нас еще осталось время, задача на сообразительность", - и диктовал залачу из университетского курса, УГОЩАЛ комиссию моим Аккордиком. Это была немного игра, но Альберто ни разу не подводил меня в такой ситуации. "Блестящие способности, - восхищались гости, - Вы можете гордиться этим учеником, коварищ Кордеро". Я надеялся, что Аккордик останется отличником, но англичанка может испортить аттестат Альберто, если проблема не решится. Но остальным предметам, кажется, все хорошо, просто БЛЕСК, как говорит Исабель, она же "Дульсинея" о моем БЛЕСТЯЩЕМ* Альберто.
С художником он поссорился из-за каких-то плакатов. Да! Теперь вспомнил. Я же сам дал ему ключ от кабинета рисования. И все-таки, старина, не показывай своего отношения к этому мазиле, бывшему преподавателю рисования, сказал себе Кристиано, как бы то ни было, он учитель ( плохой, скверный, отвратительный учитель, не устраивающий меня ни с профессиональной, ни с политической точки зрения), а Альберто ученик ( хороший, замечательный мальчишка, МОЙ мальчишка и в учебе и в борьбе). Но такие слова не говорят учителям: "Вы художник от слова "худо". Разве такими бывают художники!"
Но, положа руку на сердце, этот мальчик, сын нашего известного графика Фернандо Акосты, чье имя знает весь континет, и гравюрами которого восхищается вся страна, именно этот мальчик знает, какими бывают художники. Так в чем все-таки дело, Аккордик, дружочек мой?
Мальчик и девочка держались за руки. Деовчка что-то грячо шептала Аккордику. Альберто кивал головой и, закусив губу, смотрел под ноги. Поднял голову и:
-Наш класс, - начал Альберто, кашлянув, - В нашем классе назрел крисиз! Вот сейчас все говорят: "ЕДИНСТВО, ЕДИНСТВО", на каждом углу написно - "КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ".*
А в нашем классе единства нет. Ни политического, ни личного.
*EL PUEBLO UNIDO JAMAS SERA VENCIDO - девиз чилийской революции, КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ. Дословно: "Объединенный народ никогда не будет побежден".