Аннотация: Предпоследний урок из блока. Создание небольшой композиции - декоративной или сюжетной.
Дюма в Школе.
8 класс, урок 4. Заставка и концовка.
В этом уроке акцент делается на художественное решение; детям предлагается выполнить маленькую сюжетную композицию. Декоративные заставки играют вспомогательную роль. (Из книг А. Дюма). Дети предпочитают сюжетные заставки, хотя им предоставлено право выбора.
Девочки выбрали заставки лирического характера. Лидером популярности у восьмиклассниц были слегка откорректированные заставки И. Кускова к "Виконту де Бражелону". Девочки предпочли именно эти заставки, создавая свои композиции - ведь герои романа почти их ровесники, и они уже начинают испытывать подобные чувства. ("Виконт", том 1. часть1 - Рауль, Луиза, Монтале, "Виконт", том 2, часть 2. Луиза и король под "королевским дубом" во время грозы в Фонтенбло). Декоративные заставки не вызвали особых трудностей.
Впоследствии дети успешно выполнили заставки и концовки к "Капитанской дочке" А. С. Пушкина, а их младшие товарищи, пятиклассники - декоративные заставки в русском стиле к "Руслану и Людмиле".
Трагический финал "мушкетерского пятикнижия" вызвал у наших детей чувство протеста.
"Я отбрасывал книжку в сторону, я хотел другого конца".
Владислав Крапивин.
"Я не люблю фатального исхода".
В. Высоцкий.
Именно эта непримиримость подростков к трагической судьбе любимых героев дала стимул для авторской композиции концовки:
"Атос, Портос, до скорой встречи, Арамис, прощай навсегда!"
Дети привыкли к неунывающему гасконцу и его отважным товарищам; они представляют Д'Артаньяна и его друзей бессмертными. В их сознании образ Д'Артаньяна неразрывно связан с Михаилом Боярским, то и дело появляющимся на теле- и кино - экранах. М. Боярский, кстати, заметил в передаче "Час пик" ( в 1998 или 1997 г.) что команда, снявшая "Трех мушкетеров" с продолжениями, собирается снять фильм до самого конца, включая трагический финал, что, по-моему, не вписывается в стилистику этой немного детской, немного шутливой экранизации, значительно более легковесной, чем романы Дюма.*
Ведущий телепередачи был того же мнения, но М. Боярский ссылался на А. Дюма...
Изучая современное Д'Артаньяну изобразительное искусство, я нашла репродукцию работы Бартоломео Эстебана Мурильо "Вознесение Мадонны", которая послужила идеей к композиции "Вознесения Д'Артаньяна". Дюма не дает выхода своим героям, они тоже в некотором роде "могикане аристократии, рыцарства", "унесенные ветром" эпохи абсолютизма, это ясно взрослым....
Но дети не хотят примириться с этим, и композиция внушает зрителю, что это переход в новый, лучший мир, где друзья снова вместе, снова все за одного.Кстати, примерно так решает трагическую тему и замечательный детский писатель-фантаст Владислав Крапивин: в одном мире его герой гибнет, он оживает в другом, на другой грани его "Великого Кристалла" - Вселенной. ( В третьем томе "Виконта" есть, кстати, на мой взгляд, и элементы фэнтэзи, но это уже вопросы литературоведения).
Не хотелось останавливать работу на трагической ноте, для этого и была разработана такая, наверно, нестандартная композиция, правда, незавершенная, в состоянии эскиза.
Нашлись зрители, пожалевшие оставшегося в одиночестве Арамиса. "Почему - прощай навсегда?!" И, правда, не одно поколение читателей третьего тома "Виконта де Бражелона" будет ломать голову над вопросом, что хотел сказать Д'Артаньян и искать все-таки выход для Арамиса.
ТЕМА: Заставка, концовка к романам А. Дюма "Три мушкетера" + продолжения.
ОБОРУДОВАНИЕ: У детей - карандаши, альбомы и другие изоматериалы, книги.
У УЧИТЕЛЯ: Книга "Эрмитаж", репродукция картины Б. Э. Мурильо
"Вознесение Мадонны". Разные издания книг А. Дюма с заставками и концовками. Ксерокопии заставок И. Кускова с некоторой коррекцией, концовка Ю. Иванова к "Трем мушкетерам" и др.
ЗАДАЧИ:
1.Дать понятие о заставке и концовке.
2.Обучатьсоздавать самостоятельные композиции небольшой формы.
3. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе и ИЗО.
ХОД УРОКА:
ПОНЯТИЕ О ЗАСТАВКЕ И КОНЦОВКЕ.
ЗАСТАВКА.
Богатырская боевая застава оберегала и охраняла ворота древнего города. А маленькая картинка-заставка стоит у "ворот" книги или главы - раскрывает ее замысел. Заставка может быть сюжетной, как заставка Кузьмина к "Евгению Онегину". Она может быть декоративной, орнаментальной - виньетка, несколько росчерков пера.
КОНЦОВКА - графическое изображение, употребляемое при оформлении книги наряду с заставкой и буквицей. Может быть также декоративная (Остромирово Евангелие) и сюжетная (И. Кусков. "Три мушкетера").
Еще Иван Федоров использовал в начале текстовой страницы узорное декоративное украшение - заставку. В современных изданиях начальную страницу главы или части открывает т.н. СПУСК - чистое, не занятое текстом пространство. Полосы эти так и называют СПУСКОВЫМИ.
Мы видим, что в одних изданиях мушкетерской трилогии Дюма место пробела занимают художественно выполненные декоративные заставки. В других изданиях заставки сюжетные.
В романе "Три мушкетера" (художник И. Кусков) это:
-Д'Артаньян на дороге в Париж.(Часть1).
-Миледи в своих апартаментах. (Часть 2).
В "Виконте де Бражелоне" это:
-Встреча Рауля с Луизой (Том 1, часть 1).
-Луиза и Людовик под "королевским дубом" в Фонтенбло. (Том 2, часть 2).
Поговорим теперь о концовке. На каком моменте обрывается действие 1 части романа "Три мушкетера"? Кто забыл, посмотрите в книге.
ДЕТИ: Мушкетеры собираются на дуэль с англичанами.
-А какие у них были в это время проблемы?
ДЕТИ: Им нужно было достать деньги на экипировку, а денег у них нет.
Вот художник Кусков и нарисовал всю четверку.
"... Атос лежал на длинной кушетке и - если воспользоваться его собственным выражением - ожидал, чтобы к нему пришла экипировка.
... Портос вынул шпагу из ножен и стал наносить удары стене, время от времени отскакивая и делая плие, как танцор. Арамис, все еще трудившийся над своей поэмой, заперся в кабинете Атоса и попросил не беспокоить его до часа дуэли.
Атос знаком потребовал у Гримо бутылку.
Что же касается Д'Артаньяна, то он обдумывал про себя один небольшой план, осуществление которого мы увидим в дальнейшем, и который, видимо, обещал ему какое-то приятное приключение, если судить об улыбке, мелькавшей на его губах и освещавшей его задумчивое лицо..."
Этот же момент выбрал для концовки и французский художник XIX века, современник Дюма Лелюар.
Дети сравнивают работы Кускова и Лелюара, высказывают свое мнение о творчестве русского и французского художников, обосновывая его.
-А весь роман? Что происходит в конце романа "Три мушкетера"?
-Кардинал дает друзьям грамоту лейтенанта мушкетеров, и все от нее отказываются в пользу Д'Артаньяна.
-И вот как решили концовку русские художники - Кусков и Иванов. (Потом можно показать и остроумную концовку Лелюара).
У Кускова на рисунке только двое главных героев - Д'Артаньян и Атос.
Но Д'Артаньян опустил голову, его уже не так радует чин лейтенанта. Почему? Что произошло? Он ведь так мечтал о мушкетерском плаще, а теперь он становится офицером.
ДЕТИ: Погибла Констанция, предстоит разлука с друзьями.
-Верно, это вносит ноту грусти в восприятие рисунка художника. Ну, а Иванов? Этот художник изобразил всю четверку, сопроводив рисунок девизом мушкетеров...
ДЕТИ: Все за одного, один за всех!
Заставка Иванова более радостная. Нельзя с полной уверенностью сказать, что финал романа "Три мушкетера" - хэппи-энд. Все-таки смерть очаровательной госпожи Бонасье повергла друзей, в особенности влюбленного в нее Д'Артаньяна в шок. Казнь миледи тоже трагична. Гибнет Бекингем, несмотря на все усилия королевы, герцогини де Шеврез и мушкетеров спасти его.
Но главные герои - Д'Артаньян и три мушкетера остались живы, и мы знаем, что разлука не прервет их дружбу. Став взрослее и встретившись двадцать лет спустя, наши герои останутся друзьями. Поэтому работа Иванова, если не буквально иллюстрирует текст Дюма, передает сам дух, атмосферу книги. Иллюстрациям Иванова свойственен легкий юмор. В таком же юмористическом ключе решил концовку и Лелеюар.
А как заканчивается наш фильм? Вспомним заключительный кадр фильма "Д'Артаньян и три мушкетера".
(Музыкальный фрагмент).
И мы горды, и враг наш горд,
Рука, забудь о лени!
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
Посмотрим, кто у чьих ботфорт
В конце концов согнет свои колени!
Учитель может сделать быстрый рисунок на доске.
-"Завтрак под пулями" происходит в самом конце фильма. Д'Артаньян и три мушкетера возвращаются с бастиона Сен-Жерве победителями.
Их приветствует вся армия, включая и врага - де Жюссака. И стоп-кадр: Д'Артаньян и мушкетеры протягивают руки зрителям, замирая на телеэкране. Идут заключительные титры. Фильм обрывается на высокой ноте, в звездный час четырех друзей, в момент победы дружбы и мужества над хитрым могущественным кардиналом - победа моральная, и превосходящими силами противника - ларошельцев - победа военная. Это очень удачная художественная находка наших кинематографистов.
В таком же плане комментируются заставки к "Виконту де Бражелону". Музыкальным сопровождением может быть запись песни В. Высоцкого "Баллада о любви" ( Звучит в фильмах "Стрелы Робин Гуда" и "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" - "Когда вода всемирного потопа...")
Поговорим теперь о финале всей трилогии. Найдите, пожалуйста, в тексте романа "Виконт де Бражелон" последние слова, которые произносит умирающий Д'Артаньян, за мгновение до смерти получивший самый высокий военный пост в королевстве - звание маршала Франции.
АТОС, ПОРТОС, ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ. АРАМИС, ПРОЩАЙ НАВСЕГДА!
"От четырех отважных друзей, историю которых мы рассказали, остался лишь прах; души их призвал к себе Бог".
Какую концовку вы бы нарисовали?
Проще, конечно, пойти путем изображения маршальского жезла, шпаги, королевского патента, т. е. в каком жанре ИЗО?
ДЕТИ: Натюрморт.
-Совершенно верно. Натюрморт, и мы решим сложную художественную задачу как автор форзаца этой книги: "Виконт...", Петрозаводск, художник И.Г. Карт.
Можно сделать и декоративную концовку, с геральдической лилией, узорами, стилизованными под XVII век, цветами, ангелами, закомпоновав все это вокруг рыцарского шлема с плюмажем.
"МОЙ РЫЦАРСКИЙ СУЛТАН" - говорит в аналогичной ситуации гвардеец-гасконец, герой пьесы Эдмона де Ростана Сирано де Бержерак, поэт, современник и земляк Д'Артаньяна. Есть, кстати, французский фильм "Д'Артаньян и Сирано", да и пьесе Ростана появляется Д'Артаньян, правда, на мгновение.
А если мы все-таки попробуем сделать сюжетную концовку? Это, конечно, трудно, это труднее всего. И, насколько известно по иконографии Дюма, никто из художников-иллюстраторов не обращался к этой теме. Что ж, ребята, мы с вами будем первыми.
Нам помогут современники Д'Артаньяна - художники. Пройдем мысленно по залам Эрмитажа. Мы встретим здесь наших старых "знакомых" - и Анну Австрийскую, и Карла Первого, и Кольбера, и принца Конде. Их писали французские и английские художники Семнадцатого века. Век этот потом назовут великим. В зале французской живописи мы встретимся и с "Королем-Солнцем" - Людовиком Четырнадцатым, изображенным на гигантском холсте Пьера Миньяра в образе Александра Македонского. Придворный художник воспевает "Великодушие Александра Македонского", грубо льстя монарху. (Одна история с Железной Маской чего стоит - "великодушный" был брат у таинственного узника Бастилии!) Но, правда, на холсте Миньяра - реальный человек, а не литературный персонаж. И реальный человек очень отличался от своего двойника из романа Дюма.
Мы пройдем мимо этих полотен и остановимся перед работой испанского художника Бартоломео Эстебана Мурильо "Вознесение Мадонны". Картина Мурильо написана в 1670-е годы, как раз в то время, когда, и по сюжету Дюма, и в реальном мире погиб Д'Артаньян.
На картине Дева Мария - совсем еще молоденькая девушка. Между тем известно, что мать Христа дожила до глубокой старости. Почему художник не написал старую женщину, а изобразил Деву Марию совсем юной?
Во времена Д'Артаньяна люди верили, что душа человека возносится на небо, ее провожают в Царство Небесное ангелы. Значит, художник нам показывает воплощение души Девы Марии. Давайте и мы попробуем проиллюстрировать последние слова Д'Артаняьна, так, как это мог бы сделать Мурильо.
(Показ эскиза концовки, авторская работа учителя).
Дети выбирают тему для работы и начинают рисовать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Повторить все собственные имена в романах "Три мушкетера" и "Двадцать лет спустя", географические названия. Принести на заключительный урок фломастеры или маркеры.
(Дети 7-а класса к заключительному уроку делали костюмы мушкетеров).