Алексеева Марина Никандровна : другие произведения.

Никандр Алексеев в Париже

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поэт "Серебряного века" Никандр Алексеев в Париже.


  
   НИКАНДР АЛЕКСЕЕВ В ПАРИЖЕ.
   Париж. 1917 год. По авеню Ваграм в толпе элегантных парижан и изящных парижанок рассеянно бредет молодой поэт. О чем он так глубоко задумался? Может быть, он мечтает о волшебных садах Сайгона, где ''пальмы как девы и девы как пальмы''? Или ему вспоминается мертвый зной Красного моря? Или слепящая роскошь Цейлона? А может быть, грустит он о малахитовых глазах японки Иохито, сияющих где-то там, на другом конце земного шара...
   Молодой человек, старший унтер-офицер Штаба Первой Особой Пехотной Бригады Русского Экспедиционного Корпуса, находит свободную скамью на парижском бульваре, и, устроившись поудобнее, что-то пишет в записной книжке.
   В Сайгоне, в пальмовой аллее,
   Где море дремлет в берегах
   Всю ночь бродил я, сожалея,
   Грустя о северных снегах.
  
   Я вспомнил о минувших днях,
   О том, что с болью пережито.
   Все мнилось мне: в родных полях
   Грустят родимые ракиты.
   Зеленеют веселые каштаны, льется музыка в открытые окна ночных ресторанов. Юноша задумчиво листает страницы своей записной книжки, перечитывая сайгонские стихи прошлого, 1916 года:
   Пальмы знойно кого-то молили,
   Пальмы странный вели разговор...
   Я узнал: они буйно шалили
   С ветерком, прибежавшим из гор.
  
   ''Нет! не верим, не верим... Изменишь...
   Завтра ты обласкаешь сосну...
   Послезавтра на ель переменишь
   И полюбишь чужую весну''.
  
   Безветренно. По стали синих вод,
   Под знойным солнцем Индостана
   Скользит к востоку пароход,
   Гляжу за борт на мрамор океана.
   Кругом - безгранная поляна.
   Каж жжет нещадно солнце Индостана!
  
   Все дальше в океан, в края Востока
   Уж девять дней не видно берегов...
   Облокотясь на борт, задумался глубоко...
   Я вспомнил Родину. Мне стало жаль снегов.
   Со вздохом спрятав записную книжку, молодой человек поднимается и направляется к мерцающим огням ''синема''.
   Сеанс открыт. На вспыхнувшем экране - длиннохвостый петух Патэ-журнала. Оркестр играет ''Марсельезу''... Allons, enfants... Картины сменяются чередой. Проходят усталые войска, мелькают развалины бельгийских деревень. И вдруг на экране возникает Россия, далекая Родина, которую он только что вспоминал, сидя на скамейке под каштаном, да и в синема пошел, чтобы развлечься, унять свою ностальгию.
   Вот Петроград, и Невский и Сенат...
   У Зимнего дворца в предутреннем тумане
   Полки восставшие солдат...
   Возникает другая картина. На экране - благотворительный вечер в пользу раненых. Шампанское, серпантин, кокетливые декольте,
   галантные кавалеры, флиртующие прелестницы. Молодой человек пробирается к выходу из синема.
   Ружейный дым рассеялся в тумане
   И бьет тревогу барабан.
   Зачем же грустен я? Так грустен был и ране...
   Зачем я видел только на экране.
   Отсюда трудно разглядеть юноше, что происходит на его взмятенной родине. В России революция. В России развеваются красные флаги.
   Жадным ухом внимаю речам мудрецов,
   Публицистам, простым хроникерам,
   Жадным взором
   Я впиваюся в строки газетных столбцов.
  
   Пожираю столбец за столбцом,
   Как голодный бродяга.
   С напряженным и жадным лицом:
   Перед грозным концом
   Верить жутким речам мудрецов
   Или в мощь вознесенного флага.
   Ясно только, что рухнул режим, когда-то заставлявший его бежать на Кавказ и в Крым от преследований охранки. Рухнула власть, пославшая его два года назад вместе с тысячами русских серых шинелей через Японию, Индию, Суэцкий канал - сюда, во Францию.
   Что же все-таки происходит в России? В Париже наш герой за 1917 - 1918 г.г. выпускает три поэтических сборника: ''Венок павшим'', / 1917 , 1 печ. лист /, ''Ты-ны-ны'' / 1918, 1,5 печ. листа /, ''Ветровые песни'' / 1918, 2 печ. листа /.
   Две важнейшие темы - тоска по России и боль по солдатам, своим товарищам по оружию, погибшим на фронтах Первой мировой войны проходит через всю поэтическую трилогию. А третья тема - любовь. Любовь возвышенная, идеальная.
   И она, эфирная как фея,
   В белой шапочке, с букетом из сирени
   Промелькнула мимо. Вечер стал нежнее...
   Поклонились ей сияющие тени...
   А. У..... АУ! Анастасия Утрецкая, ''кривоноговская барышня'', гимназистка Опочецкой гимназии, первая любовь, оставшаяся в России, на Псковщине. Наш поэт еще не знает, что невеста не дождется жениха и нарушит клятву, а сам он, вернувшись из Франции, назовет своей женой кузину Анастасии, другую ''кривоноговскую барышню'' - Верочку Утретскую...
   И другая ''любовь''... ''Пятифранковая любовь'' - в Булонском лесу.
   В смоле страстей, как в преисподней
   На вечном вареве сгорит
   И жизнь и сердце. Я ж не помню
   Ни поцелуев ни обид.
  
   Но у границ моей столицы
   Пред бурей самых белых вьюг
   Махну я шапкой загранице,
   Встречая песней Петербург.
   Так и будут! Над Роной, пробираясь на Родину, он запоет русскую
   ''Дубину''!
   ... И там,
   внимая пересуду,
   Родному ветру, как вчера
   Я незабвенные забуду
   В лесу Булонском вечера.
   Но Булонский лес не забудется. Он возникнет вновь в первой большой поэме, посвященной событиям 1905 года - ''Первая баррикада''. Это будущее. А реальным был Булонский лес, плавающие лебеди и парижская куртизанка. В ее объятиях он думает о своей далекой родине. Россия незримо присутствует во всех трех его сборниках.
   Герой - героев всех храбрее,
   Твой нищий - нищих всех голей,
   И в мире вора нет хитрее,
   И нет разбойников смелей....
   Такие слова находит молодой поэт для характеристики России.
   Неожиданно в памяти всплывает Высоцкий: '' А также в области балета мы впереди планеты всей...'' Но вернемся в прошлое. В ТУ эпоху.
  
   Как шире не видать простора,
   Не знать серее деревень,
   Как нет в душе моей укора
   Тебе за дикость и за лень.
  
   Но ты меня иным тревожишь:
   В братоубийственной войне
   Какие судьбы ты готовишь
   С ума сведенной стороне?
   На этом риторическом вопросе молодого поэта Никандра Алексеева позвольте закончить рассказ о его юности, опаленной Первой мировой войной.
   Только небольшое добавление к сказанному. Позволю себе процитировать замечательного современного писателя, ученого, врача, Михаила Ивановича Буянова, Президента Российского Общества Друзей Александра Дюма. Речь идет о городе Виллер-Коттре, где родился автор ''Трех мушкетеров'': "В центре
   Виллер-Коттре, КАК ПОЧТИ ВО ВСЕХ ФРАНЦУЗСКИХ ГОРОДАХ,
   находится памятник ВОИНАМ, ПОГИБШИМ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВАОЙНЕ, стоит древняя церковь, недалеко старая крепость. Живет тут с десяток тысяч жителей. Промышленности почти нет...''
   1 августа исполняется 90 лет со дня вступления России в Первую мировую войну. Мне кажется, псковичи должны последовать примеру земляков Дюма и создать свой памятник в память о русских солдатах, погибших на фронтах Первой мировой войны,
   М.Н. Алексеева. 27. 07. 04. Псков.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"