Роменский Алексей Олегович : другие произведения.

Глава 3.2 (роман "Потрясенная временем")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение приключений молодой опера в прошлом


Все персонажи, имена, названия мест и события являются вымышленными. Любое совпадение с реальносуществовашими или существующими людьми, названиями мест и событиями являются случайными.

   Глава 3, часть 2.
   Я присела обратно к девушке.
   "Как тебя зовут?" - спросила я.
   "Аглая"
   Христан, Аглая... Такое ощущение, что и не перемещалась во времени вовсе -- сейчас тоже стараются "позаковыристей" назвать. Я помню одна семья ребенка вообще пыталась записать как БОЧ ВФ 260602...
   "А Вас?"
   "Кейт" - раз уж соблюдаю легенду, то нужно продолжать это делать. Между прочим, работа под прикрытием - куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это требует невероятной концентрации. Помню в свое время где-то в какой-то книге прочитала воспоминания кажется, Диникина, но не суть. Меня, тогда начинающего опера, но уже умевшего "внедриться" в разные группы людей, сильно насмешила история: он ехал с кем-то в поезде и, чтобы не попасться "красным" проверяющим, изображал из себя поляка (по-польски, видимо, говорил очень хорошо). А при проверке документов на вопрос "какой губернии будете?" автоматически ответил "Саратовской" и потом долго пытался "выкрутиться", объясняя, как поляк оказался Саратовской губернии. А еще генерал... Другой случай у нас рассказывали как легенду - одного нашего разведчика немцы "раскусили", потому что он хлеб разрезал на весу ножом к себе...
   На первый взгляд - мелочи, но для тех, в чью среду ты внедряешься, они сильно бросаются в глаза. И могут стоить тебе многого. В моем случае, к примеру, сомневаюсь, что солдаты знают, как должен выглядеть посол поэтому, чтобы я не сказала или не сделала, они это будут воспринимать как должное, "списывая" все "непонятки" на мою должность и заграничное, как они думают, происхождение. Этот психологический механизм давно известен и часто встречается на практике. Благодаря склонности мозга все систематизировать, объяснять и упрощать многим национальностям "приписываются" определенные черты - "все они там пьяньчужки и бандиты" говорят про русских, к примеру. Или знаменитая фраза "это потому, что я черный?" - когда какой-то представитель афроамериканцев считает, что его не берут на работу не потому, что им нужны программисты, а он - дворник, а потому, что у него такой цвет кожи. Также используя этот принцип многие специально "косят под дурочка" - так жить проще и претензий к тебе меньше.
   Человеческому мозгу, чтобы приспособиться к меняющемуся миру и понять, какие действие он должен предпринять, необходимо все объяснить для себя. И не всегда эти взаимосвязи очевидны для других наблюдателей. Ведь именно благодаря такой склонности человеческого мозга появились народные приметы и большая часть суеверий. Вот шел себе человек, споткнулся и ногу сломал. Лежал он потом, думал над своей судьбой и вспомнил, что ему черная кошка дорогу переходила. Его эта мысль зацепила и он начал "искать ей подтверждение", а кто ищет - тот всегда найдет. И в следующий раз, случись что после того, как черная кошка дорогу перебежала, человек уже с уверенностью будет приписывать свои неудачи именно ей (кошке). А если она перебежала и ничего не случилась - так это просто человека Бог охраняет и еще 100500 отговорок - не переделывать же в конце-концов свою теорию, даже если она не работает в 999 случаях из 1000? Точно так же возникают и стереотипы - это тоже форма упрощения информации. И т.н. "первое впечатление" также сюда относится - мало ли, в какой конкретный период времени Вы человека застали? Может, у него умер кто или его подставили, или провоцировали весь день, вот он и вел себя "неадекватно" или "агрессивно", а потом окажется, что он милейшей души человек. Но нет - уже ведь было "первое впечатление" и многие будут продолжать упорно, как бараны, искать подтверждение и видеть именно те человеческие действия, которые подпадают под их "мнение".
   Ведь люди - существа крайне упертые, ведь думать - значит мозги напрягать и энергию тратить, а то и того хуже - признать, что до этого ты жил неправильно, а значит нужно перестраивать ВСЁ - свои привычки, окружение и т.д. Поэтому большинство споров оканчивается ничем и поэтому на одно и то же явление и событие существует масса точек зрения и лишь немногие пытаются все их сопоставить и проанализировать.
   "А почему Вы говорите по-русски?" - искренно спросила девушка и этим вопросом загнала меня в угол. Из которого сама меня и спасла комментарием "Вы из тех, кто считает, что нужно быть поближе с народом?" - ведь ее мозг тоже пытался все происходящее для себя объяснить. И мне оставалось лишь поддакивать ну или поправлять ее, не отбиваясь, однако, от своей версии. Таким поведением оппонентов пользуются, кстати, не только разведчики - мошенники тоже. Поэтому нас всегда учили, что в вопросах не должно быть "наводящей информации", т.е. нужно спрашивать не "Вы от Ивана Анатольевича?" а "Вы от кого?".
   "В данной ситуации - да. Видишь ли, Аглая, Иногда, для достижения своей цели, нужно немного подыграть толпе" - я решила продолжать ту линию, которую выбрала с шумевшей женщиной, учитывая, что, судя по одежде, они с Аглаей одного круга.
   "Так Вы на самом деле не хотите помочь этим людям? Вы обманываете?" - в ее голосе звучало разочарование и чуть ли не обида. В чем помочь я уточнять не стала - чтобы не наговорить глупостей, усугубив ситуацию. Но вообще - ты о чем, девочка?! Тебя буквально несколько минут назад пытались изнасиловать (а именно к этому шло, не вмешайся я), а спасшему тебя человеку ты предъявляешь претензии в аморальности? "Вот это поворот", как говорится в известном мэме! И ханжество, если уж на то пошло - почему-то желающая "помочь людям" не едет в вагоне третьего класса, где, я так понимаю, и находится основная масса простых людей, а ехала в первом классе! Со всеми удобствами! Лично мое мнение: хочешь помочь людям - делай это сам и за свой счет, а не строй из себя "высокоморального человека". В наше время, кстати, тоже таких полно - корчат из себя "коммунистов", а своими денежками делиться не хотят, да и "работы за идею" за ними не наблюдается - другие должны, а они нет.
   Таких мне в жизни встречается чуть ли не каждый второй, поэтому опыт общения с ними накоплен богатейший. Здесь работает, в основном, два подхода. Первый - "гни свою линию". Не соглашаться с оппонентом и давить на своем, иногда "ссылаясь" на что-то -- какое-то постановление, распоряжения, статистику. Даже не важно, существует она или нет -- на мозг неподготовленный ваша уверенность, настойчивость и "ссылки" производят ошеломляющий эффект. Но это работает, обычно, с "простыми" людьми. Люди "непростые" часто сами пользуются таким методом, поэтому с ними нужно по-другому -- используем майевтику (метод, придуманный Сократом). Когда мы даем человеку высказаться и "наводящими вопросами" загоняем его в угол, показывая нелогичность ситуации. А есть третий способ -- просто промолчать. Используется, когда вы либо точно уверены, что оппонента не переубедить (а это в основном) либо когда возможный трындец перекрывает собой возможные ништячки. В моем случае, если предположить, что мы имеем дело со снобкой из высшего общества, считающей, что она знает как лучше и что делать, а также учитывая тот факт, что разговор под влиянием эмоций (ее) может вывести в самые неожиданные места и привести к моему раскрытию, я предпочту смирится и "не будить лиха". Просто прикинусь "дурочкой" и быстро переиграю предыдущую свою фразу.
   "Извини, Аглая, - просто еще не все русские слова могу использовать в их точном значении. Я имела в виду, что народ нужно подготовить к тем позитивным переменам, которые его ждут".
   Выражение лица девушки сразу изменилось на более радостное.
   "Да, я тоже так считаю! Нужно, чтобы и простые люди стали жить лучше!" И тут Остапа понесло, как говорится.
   "И нужно покончить с эксплуатацией женщин! Их нужно освободить от брака!"
   Я аж чуть не поперхнулась -- смелое заявление.
   "В каком смысле "освободить"?" - чуть ли не на автомате спросила я.
   Аглая, уже заметно раззадорившись, с горящими щеками и глазами, и широкой жестикуляцией -- такой что даже нескольких солдат задела за шинели -- пояснила:
   "Женщина не должна быть прислугой в доме! Она должна также работать, также развиваться, как и мужчины! Недопустимо, что женщинам не дают паспортов. Да, вы скажите" - посмотрела она на меня горячим взглядом -- что есть случаи, когда вступают в фиктивные браки и отправляются учится или путешествовать. Но ведь это -- единицы сознательных мужчин, которые дают такую свободу единицам сознательных женщин! Ведь не все же "Что делать?" Чернашевского читали! А как же основная масса, на всю жизнь прикованная к нелюбимому, за которого выдана насильно?!"
   "А почему нельзя развестись? Не нравится -- не живи с ним" - высказала я свою позицию и получила шквал эмоций.
   "Вы что! Церковь же не дает развода! А если и дает -- это же единицы из миллионов!!"
   "А при чем здесь церковь?" - продолжила недоумевать я.
   Девушка, в полном удивлении и недоумении выпалила что-то по французски. Видимо, что на этом языке ей было общаться удобнее, чем на русском. Потом, во-время спохватившись, вернулась к "общепонятному" (т. е. единственно для меня доступному) языку.
   "Как при чем? А кто же сочетает браком? Мне казалось, что и в Америке так?" - в голосе девушки под конец фразы уже слышалась неуверенность.
   "Погодите-ка" - встрял уже известный мне усатый солдат. "Что значит, что "и в Америке так?" Разве Вы не помощница американского посла?!"
   Вот сволочь усатая! И что теперь делать??! Думай Катя! Твоя шкура от этого зависит!!! А в глазах Аглаи мелькнул страх и отчаяние. Спасло то, что в таких ситуациях она впадает в ступор, а не начинает тараторить без умолку.
   "Так я помощницу из местных взяла -- мне ее порекомендовали, вот сейчас везу ее начальству показать" - спокойным тоном, не показывая никакого волнения, нашлась я. Вроде, солдат этот ответ удовлетворил. А за этим усачем нужно присматривать. Какой-то он подозрительный. И, в отличие от остальных, вслушивается в детали и пытается "за язык" поймать. Вполне возможно, что из чекистов. Или как там их сейчас называют.
   Аглая посмотрела на меня с восхищением и благодарностью -- второй раз я спасла ее. Хотя в этот раз думала исключительно о своей - после лицемерия о "помощи людям" мое сердце от нее немного "отлегло".
   И, чтобы не дать усатому развить тему с допросом я вернулась к предыдущему разговору.
   "Нет! У нас, в Америке, браки регистрирует государство, и развестись можно, если друг друга не устраивают партнеры" - сказала я. Честно говоря, фиг его знает, как там в это время в Америке! Но, раз человек не в курсе (тем более этого не знает солдатня), а мне нужно поддерживать свой имидж, я буду рассказывать, как у нас сейчас.
   К тому времени нас с интересом слушала парочка солдат. Наверное, можно было даже сказать, что начался формироваться такой себе "кружок слушателей". Очередной раз убеждаюсь, что люди -- существа очень странные. Те, кто еще недавно хотел эту девочку изнасиловать сейчас ее внимательно слушает.
   "Вот и мы этого хотим!" - к Аглае вернулось воодушевление. - "И чтобы равны были в трудовых правах! Чтобы зарплату платили такую же, как и мужчинам! И чтобы все профессии женщины выбрать могли!"
   Один солдатик таки встрял в беседу:
   "А детей куды девать? За хозяйством хто глядеть будеть, ежели муж на службе?"
   "А детей должно воспитывать государство! Специально обученные люди! Вот как меня учили!" - с жаром ответила она.
   "Ну так Вас учили в пансионе" - встряла я.
   "Ну так всех будут! Все дети -- и рабочие, и крестьянские -- должны иметь доступ к хорошему образованию! Я вот еду в такую школу учителем!".
   На этой фразе усатый опять оживился -- глазки блеснули и рот уже открываться начал. Все-таки как много значит случай в нашей жизни -- как я выворачиваюсь и стараюсь легенду создать, а хватает всего одной мелкой необдуманной фразы другого человека и все -- всей легенде может наступить конец. А еще говорят, что все в нашей жизни зависит от нас...
   И я встряла в разговор, чтобы усатый не успел.
   "Да, Аглая, школу мы для тебя уже при посольстве подготовили -- так что не волнуйся" - на этих словах я положила ей руку на ее ладонь и сжала. Девочка посмотрела на меня недоумевающе, но потом, видимо, опомнилась и вспомнила про нашу легенду.
   Я же, дабы сбить толпу с толку, продолжила, уже глядя на солдатскую массу:
   "Мы за то, чтобы все дети в России были просвещенные и все были равными без деления на классы!". Кстати, ирония судьбы -- я как и большинство моих соотечественников к американским фондам и помощи отношусь, мягко говоря не очень. А сейчас вынуждена ими прикрыватся, чтобы выжить и вернутся домой.
   Аглая же, судя по всему, оказалась все-таки не снобкой, а просто наивной. Ее учили хорошие учителя, но так ведь и в пансионах не миллионы обучаются. А где взять хороших учителей и воспитателей не на тысячи избранных, а на десятки миллионов детей? Но идея сильна, а о практике этот ребенок не задумывался. Как, впрочем, и те, кто эти идеи в ее голову вложил. Да и вряд ли она имеет представление о том, что такое "дети обычных людей" - ездит же первым классом, а не третьим. Кстати, почему она, при таком пыле и искренности побуждений -- в конечном итоге, едет же работать учителем -- не едет вместе с народом мне так и остается непонятным. Скорее всего, это ее наивность и ограниченность опыта -- ведь так часто бывает, что человек все судит только по себе. И если в его кругу все хорошо, то он думает, что везде так. И если его работа легкая, то он думает, что у всех так. "Жизнь -- это большая дорога" - говорят шоферы. Но это не значит, что жизнь вообще такая, это значит, что их жизнь такая, ибо с другим они не сталкивались В конечно итоге эта ее наивность сыграет с ней злую шутку.
   Тем временем в разговор вступил еще один солдатик и наша дискуссия начала принимать формат митинга.
   "А ежели детей в пансионы всех отправить -- хто ж тады урожай собирать будеть и в поле пахать?"
   "Поля будут обрабатывать специальные работники" - уверенно ответила Аглая.
   "Это ж иде мне столько денег взять, кабы рабочим за пахоты заплатить?"
   "Им платить будет государство!"
   Тут встрял другой солдат:
   "Та погоди ты с работниками! Это ж что получается -- маво дитя другие воспитывать будуть а он потом р'одново отца не признаить?! И в старости обо мне и не вспомнить?!!"
   "О вас в старости будет государство заботится!"
   "Ага, оно уже позаботилось" - недовольно встрял другой. - "Оно мне выдали ботинки осенью, а в них подошва картонная. Размокла, я ноги проморозил, а госпиталей не было! Да и я не один такой" - и, обернувшись к другим, спросил - "Верно я говорю, товарищи?!"
   По толпе прошел одобрительный гул. И вообще разговор стал приобретать нежелательные для нас агрессивные нотки -- могло закончится потасовкой, что меня категорически не устраивало. Поэтому я вмешалась, напрягая всю свою память, пытаясь "достать" свои скудные знания по истории:
   "Так то ж при царе. Сейчас все изменится, товарищи. И жить будет намного проще! Вот сейчас домой вернетесь, наладите жизнь, а там видно будет -- учредительное собрание все решит!" - выдала я им ту кашу, какая была в моей голове. Ну, хоть про киборгов и интернет не вставила в волнении -- уже хорошо.
   "Станция скоро! Готовсь за водою идтить!" крикнул кто-то и толпа начала поворачиваться в сторону выходов, что нас и спасло. Мне же нужно было найти Христана и продумать свое поведение с усатым.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"