По парку шёл ничем не примечательный парень - лет двадцати, ростом выше среднего, худощавый, с короткой стрижкой, одетый в серый вязаный свитер с высоким воротником и синие джинсы. У бордюра расположилась небольшая компания таких же по возрасту, а может и не только по возрасту, а и по стилю жизни, молодых людей. Компания под гитару пела песню "Мама анархия" Виктора Цоя. Парень прошёл мимо них, при этом незаметно, как бы про себя, улыбнулся. Он шёл домой. И пусть дорога через парк была не самой короткой, он выбрал именно её. Спешить-то было некуда.
Осень уже была в городе, и больше всего она заметна здесь, в парке. Жёлтая листва, ещё одевавшая деревья и уже опавшая на остывающую землю, мало кого оставляла равнодушным. И парень, неторопливо шагающий по аллее, не был исключением...
Вот закончился парк, ещё несколько минут ходу и молодой человек дошёл до своей улицы, затем до своего дома, прошёл под аркой, подошёл к двери, отпер её и зашёл во внутрь.
2.
Утром он решил, что свободное время надо провести с пользой. Скоро нужно платить за аренду комнаты, оставшиеся деньги пойдут на пропитание. А вот на сигареты и пиво придётся подзаработать.
О способе подработки ничего на ум не приходило, а если и возникала какая-то мысль, то, хорошо обдумав, отбрасывал её. Последнее, что он придумал, это было стать с гитарой у входа в метро. Глупо, правда, но к этому всё и шло - рано или поздно ему бы пришлось выступить и там. Он подумал, что можно постоять у метро, затем на заработанные деньги поесть, а потом отправиться на работу. "Работа" - как это странно звучало!
И вот он уже у входа в метро. Станция была выбрана почти случайно. Он достал из чехла гитару, сам же чехол положил перед собой. Начал петь, уверенно аккомпанируя себе. Гитара звучала очень звонко, голос - глуховато. Песни в репертуаре были разнообразные - сначала "Журавли" Петра Лещенко, потом "Муравейник" Цоя...
Не прошло и получаса, как к музыканту подошёл человек в синей рубашке, на плечах были погоны.
- Здравствуйте. А у вас есть разрешение, чтобы выступать здесь? - спросил милиционер.
- Нет, - ответил парень.
- Вообще-то разрешение получить не так сложно. - очень медленно произнося каждое слово, сказал человек в синем.
- Сколько? - спросил музыкант с такой интонацией, как будто он на рынке спрашивает цену картошки или капусты. Ему эта интонация даже самому понравилась.
Человек в синем назвал цену "лицензии". Парень секунду подумал и сказал:
- Тогда мне проще уйти.
- Да, сделайте одолжение. - уже быстро проговорил милиционер, потом развернулся, пошёл в подземный переход и уже через мгновение скрылся из виду.
Чтобы не было проблем, музыкант начал собираться. Кто знает когда придёт человек в синем - через час, через пол часа, а может через пятнадцать минут... "Да... Нет! Это первый и последний раз я так..." - думал парень. Уже собравшись, он поднял глаза и увидел её, выходящую из перехода девушку необыкновенной красоты (по крайней мере ему так показалось). Она была невысокого роста, хрупкая, изящная. Её каштановые волосы спадали на плечи.
3.
Прошло несколько дней. И всё вроде бы забылось - и идея подзаработать, и короткий разговор с человеком в синем. Всё, кроме каштановых волос. Решено - надо познакомиться с НЕЙ.
Ещё несколько дней, когда было свободное время, он ждал её появления из подземного перехода. Всматривался в каждое лицо. Он боялся пропустить её, но в то же время боялся встретить.
И вот она появилась. Одета она была не так, как в прошлый раз: плащ сменила на куртку, сапожки - на кроссовки. Но от этого она выглядела ничуть не хуже.
Подойти к ней он не решился. Потом совсем подавленный шёл домой, упрекал себя в трусости.
На следующий день парень снова стоял у входа в метро. На этот раз ему не повезло. Безрезультатными оказались ещё несколько дней, но вот, наконец, удача улыбнулась ему. Подобно Афродите, выходящей из морской пены на берег, вышла из подземного перехода ОНА, прекрасная незнакомка.
"Или сейчас, или никогда... То есть пан или пропал...", - подумал он. Шагнул ей навстречу и сказал:
- Девушка, извините... можно с Вами познакомиться?
Вопрос прозвучал ужасно - невнятно и с запинками. Парень был готов от стыда провалиться под землю. Поняла ли девушка его вопрос? Если нет, то может это и к лучшему. А если поняла? Он уже был готов к отказу.
- Ну попробуй, - кокетливо ответила девушка. При этом она даже не замедлила ходу.
- Меня зовут Саша.... А как Вас зовут?...
- Ну, допустим, Ира. - ответила она с той же интонацией.
"А что теперь?... Что сказать?... Чёрт! Столько раз прокручивал в голове эту ситуацию, а ничего толкового не придумал! Думай! Думай!", - панически мысленно командовал себе Саша. Внешне это заметно не было, разве что огромная пауза раскрывала его карты.
- Ну, ты так и будешь молчать? - спросила девушка.
- Нет, почему же? Как дела?
- Ой, как банально! Дела-то отлично, а тебе до этого что?
Разговор не ладился. Парень решился и сказал:
- Вы мне очень понравились. Не судите строго... Может дадите мне ещё один шанс?
- Хорошо. В следующий раз дам тебе ещё один шанс. - сразу же ответила девушка.
- Почему в следующий?
- Потому, что я уже пришла. Пока!
Она открыла дверь и вошла. Дверь закрылась.
- Пока... - медленно и тихо ответил парень. Он прочёл вывеску и про себя повторил её содержание: "Так, общежитие такое-то института такого-то... Понятно".
4.
- Ой, девчонки! Я с таким мальчиком познакомилась!
Ира сидела с подружками в кафе. Было сильно накурено, всё заполнил сигаретный дым, перемешанный с запахом пива. Люди за соседними столиками пили пиво, играли в карты и громко обсуждали что-то своё.
Ира достала из сумочки пачку, закурила сигарету, тем самым внеся свою лепту в загрязнение атмосферы заведения, и продолжила:
- У него машина Вольво! Ему папа подарил. Да и вообще - пацанчик прикольный. Он сегодня за мной заедет, мы с ним покатаемся, потом - к нему, и я может быть останусь у него на ночь.
- А выглядит он как? Ничего? - поинтересовалась одна из подружек.
- Красавчик! - гордо ответила Ира.
- А чем он занимается? - спросила другая подружка.
- Работает в автомастерской своего папы. Мастер, наверно, на все руки!
- И как же зовут этого идеального мужчину? - продолжила допрос подружка номер один.
- Кирюша, - немного смущённо ответила Ира и сразу продолжила, - Чего же мы сидим? Пицца-то уже остыла наверное.
5.
Вечером напротив общежития остановился чёрный Вольво. Кирилл вышел из машины и, нажав кнопку на брелоке, запер её.
На вид Кириллу было лет чуть больше двадцати. Высокий шатен, спортивного телосложения, мечта любой девушки.
Он достал свой телефон и поднёс его к уху.
- Привет. А я уже приехал. Ты готова? Уже выходишь? Отлично. Я сейчас зайду - буду ждать тебя внизу, на проходной.
Он обошёл свою машину сзади, перешёл на другую сторону дороги, открыл дверь и вошёл.
Через пять минут Ира и Кирилл вышли. Подойдя к машине, Кирилл нажал кнопочку на брелоке, тем самым отперев двери. Потом галантно открыл перед Ирой дверь. Ира села в машину. Он закрыл дверь, обошёл сзади машину, сел за руль, завёл мотор. Спустя пару секунд машина поехала.
6.
Саша опять стоял у выхода метро, ожидая Иру. И вот она вышла.
- Привет, Ира!
- Привет.
- Как дела?
- Лучше не бывает.
Разговор происходил в быстром темпе.
- Ты не слишком торопишься? Может пройдёмся по парку? - неуверенно спросил Саша. - Это тебе по пути и займёт всего несколько минут...
- Ну давай пройдёмся. - ответила Ира с явной неохотой.
- Я так понял, что ты в институте учишься... На каком факультете?
- На экономическом. А чем ты занимаешься? Учишься?
- Нет. Учился, но бросил... Сейчас играю в группе "Разбитый гетеродин"... в клубе...
- На чём играешь?
- На ритм-гитаре. Но это временное занятие. Пока не найду нормальную работу...
- Неужели?
- Да, конечно. Я постоянно ищу работу. Для меня это очень важно. Тогда, может, помирюсь со своими родителями... Ну, понимаешь, они не были в восторге, узнав, что я бросил учёбу, устроился работать непонятно куда..., - и после паузы Саша произнёс - Ладно, что это я всё о себе...
- Ну, у меня всё проще: приехала в этот город, поступила в институт, сейчас учусь, в свободное время развлекаюсь. Всё как обычно...
- Понятно. У меня тоже так было: тоже приехал в этот город, поступил в институт, учился, развлекался... Ты дома давно была?
- В прошлые выходные была. Я домой каждые две недели езжу.
Они подошли ко входу в общежитие. Саша спросил:
- Может ещё как-нибудь встретимся?
- Может и встретимся. - ответила Ира.
- Можно я тебе позвоню?
- Ну, не знаю... Эх, ладно, пиши номер!
Саша достал из кармана потрёпанный записник.
- Было бы чем писать! Ир, у тебя ручка есть?
- Ну вот! Номер телефона ему дай, ручку дай... - ответила Ира, усмехнувшись.
Она открыла сумочку, достала ручку и протянула ему. Затем продиктовала номер.
- А у тебя телефон есть? - поинтересовалась Ира.
- В квартире, где я снимаю комнату, телефон есть, но это так, для экстренных случаев... Я позвоню тебе из автомата.
- Ну ладно, звони. Пока.
- Пока!
7.
Вечер. Цвета уже почти не различимы, остались лишь оттенки серого. Маленькое кафе на берегу моря. Площадка под открытым небом. На площадке белые круглые столики. Все они свободны, кроме одного. За ним сидят друг напротив друга Ира и Саша. Их окутывает тёплый воздух. Ветра совсем нет. Саша наливает в большие бокалы красное вино. При ударе бокалы издают мелодичный звук, похожий на пение. Этот звук нарушает тишину, которая кажется такой нереальной. Ира подносит бокал к губам и отпивает немного вина. Саша смотрит на Иру, не отрывая взгляда. Он восхищается её красотой и рад, что может эту красоту рассмотреть ещё лучше. Ведь он от неё так близко. Он смотрит, потом закрывает глаза, чтобы навсегда запомнить
её лицо. Запомнить её ясные очи, длинные ресницы, тонкие брови, аккуратный носик и прекрасные губы. На душе полное спокойствие, вокруг тишина и тёплый воздух. Саша открыл глаза и увидел свою комнату. Уже утро. "Эх, это был только сон! Только сон... Но какой!", - подумал Саша. Он лежал и думал о том, что приснилось, о том, что может и что не может произойти в его жизни. Потом встал с дивана и пошёл в ванную.
Ванная комната была совмещённой с туалетом. Совсем без одежды Саша стоял у маленького зеркала и брился. Закончив, смыл горячей водой пену, оставшуюся на лице, стал под душ и ополоснулся. Потом вытерся досуха махровым полотенцем и оделся. Пока просыхала голова (феном он не пользовался, а полотенца было достаточно лишь летом) приготовил завтрак - омлет, хлеб с маслом и кофе. Поел. Взял гитару, вышел из дому, запер дверь, закурил и пошёл на репетицию.
8.
Репетиция казалась ему очень длинной, притом у него никак не получалось сыграть в одном месте правильно. Саша не мог сосредоточится, всё думал о приснившемся. Наконец эта ужасная репетиция закончилась.
Проходя мимо телефона-автомата, Саша решил позвонить Ире. Достал записную книжку, вставил в автомат карточку, снял трубку и набрал номер. Пошли длинные гудки...
- Да, - немного резко прозвучал голос в трубке.
- Привет, Ира. Это Саша. Как дела?
- Саша?... А! Привет. Дела? Дела нормально.
- Чем сейчас занимаешься?
- Да так, с подружкой болтаю... Слушай, а тебе какие женские имена нравятся?
Это был неожиданный вопрос. После небольшой паузы, в течении которой Саша находился как бы в ступоре, прозвучал ответ:
- Ну, Лена, Аня... твоё имя нравится...
- Да нет, наверно ты не совсем понял...
Саша смутился. Чего тут может быть непонятного? Разве что причина этого странного вопроса.
Ира продолжила:
- Ну, если бы у тебя дочь, то как бы ты её назвал?
Саша сразу же ответил:
- Да так бы и назвал!
- Хм. Логично. Это я к чему - просто подружка ждёт ребёнка, вот мы имя выбираем.
- Ну тогда наверное надо учесть имя отца. Как его зовут?
- Богдан. Мы думаем, почему бы не назвать малышку Богданой. Будет Богдана Богдановна. Как тебе такой вариант?
- Если честно, то мне не нравится. Звучит по-дурацкому. К тому же, я считаю не хорошо называть ребёнка в честь заурядного папаши. Я бы своего ребёнка ни за что бы не назвал Сашей....
- Ну так это же ты! Ладно. А как тебе имена Альбина или Снежанна?
- По мне они слишком сложные... - ответил Саша, а потом, чтобы наконец закончить этот странный и неинтересный ему разговор, соврал. - Извини, мне уже пора заканчивать. Дела... Я тебе ещё позвоню. О'кей?
- О'кей. Звони. - с явным равнодушием ответила Ира.
- Ну пока.
- Пока.
9.
Цирк. Пустой зал. Над ареной подвешена трапеция. На трапеции сидит Саша. Его не узнать, потому что лицо скрывает маска. Опять всё вокруг в серых тонах, как в старом чёрно-белом кино. Саша начинает петь арию мистера Икс из оперетты Имре Кальмана "Принцесса цирка":
"Да, я шут, я циркач, так что же...
Пусть меня так зовут вельможи.
Как они от меня далеки, далеки.
Никогда не дадут руки."
Пауза. Саша сидит, смотрит вниз. Потом срывает маску, некоторое время держит её перед собой, рука расслабляется и опускается, пальцы разжимаются и маска падает вниз. Звучит музыка, та же тема. Играет оркестр, но музыкантов не видно. "Странно..." - подумал мистер Икс.
Саша проснулся, некоторое время лежал, думал о сне, и только потом встал с дивана.
Репетиция прошла как обычно. Разве что в голове у Саши вертелась мелодия, которую он слышал во сне: ре-ми-фа... ре-до-си... ми-ми-ля...
После репетиции он позвонил Ире. Предлагал встретиться, но она отказалась.
10.
Саша ещё много раз звонил Ире после репетиций, несколько раз встречал её у выхода метро. Шли дни. Ночами же Саша видел сны - в основном чёрно-белые, хотя, конечно, были и цветные, очень красочные сновидения. Утром, проснувшись, Саша обычно не помнил что ему снилось, а если помнил, то перед тем как встать, он лежал и прокручивал в голове приснившиеся во сне события. Что-то казалось довольно реальным, что-то выглядело как бред. Но в любом случае за день сон полностью забывался.
Пришла зима. Выпал первый снег.
Утром в коридоре квартиры, где Саша снимал комнату, зазвонил телефон. Телефон был старой модели, какую можно увидеть лишь в музее или квартире, подобной этой. Саша снял трубку и ответил:
- Да?
В трубке послышался взволнованный женский голос, который Саша сразу же узнал:
- Саша?
Саша ответил:
- Да.
- Саша... Приезжай... Папа умер.
Ничего не ответив, Саша повесил трубку. Потом молча стоял у аппарата. Позвонив на работу, оделся и поехал на вокзал.
Прошло несколько дней. Саша возвращался в город. В вагоне электрички людей было не много. Пустовали твёрдые деревянные сиденья, а за окнами с деревянными рамами пробегали пейзажи. Размеренно стучали колёса. Саша сидел у окна, но в него не смотрел. Его кожаная куртка была наполовину расстёгнута.
На одной из станций в вагон ввалилась весёлая компания молодых людей. Трое из них, парень и две девушки, быстро пробежали мимо купе, где сидел Саша, и расположились в соседнем. Четвёртый же, парень высокого роста в кожаной куртке, случайно обернувшись, заметил Сашу, на миг остановился, посмотрел на него ещё раз и только потом присоединился к своим друзьям. Полушёпотом и немного пригнувшись он им сказал:
- А я знаю вон того парня, из соседнего купе. Он в группе играет на гитаре. Может позвать его? Чего он будет в одиночестве сидеть?
- Извините. Я знаю, что вы - музыкант. Хочу пригласить вас в нашу компанию. У нас и гитара есть. Может вы что-нибудь сыграете?
После недолгого раздумья Саша ответил:
- Ладно. Я сейчас выйду покурить, а потом подойду к вам.
- Спасибо.
Саша пошёл в тамбур, а парень из компании вернулся на своё место.
- Ну что? Согласился? - спросили девчонки.
- Да. Сейчас покурит и придёт.
Докурив, Саша подошёл к купе, где расположилась компания. Поздоровались и представились. Саше предложили сыграть и спеть что-нибудь и протянули гитару. Он бережно взял её и провёл рукой по струнам, проверив, настроена ли она. Начал петь песню "Апрель" Виктора Цоя:
"Над землёй мороз,
Что не тронь - всё в лёд.
Лишь во сне моём
Поёт капель.
А снег идёт стеной,
А снег идёт весь день.
А за той стеной
Стоит Апрель."
И после первого же куплета остановился.
- Извините, ребята. Спасибо за приглашение, но я сейчас не могу петь. Извините.
Отдал гитару, встал и пошёл на своё место.
- Что это с ним? Странный какой-то... - перешёптывалась компания.
11.
Заканчивалась зима. Саша давно не видел Иру. Он даже не звонил ей. Но однажды он случайно увидел её возле кинотеатра. Она шла, держа за руку Кирилла. На миг Сашу охватило чувство ревности, но оно прошло так же быстро, как и возникло. Он решил, что должен позвонить ЕЙ.
На следующий день после репетиции Саша позвонил Ире, как обычно из телефона-автомата. Она его конечно же не узнала, и ему пришлось долго объяснять, кто он такой. Спросив как у неё дела и услышав ответ, что всё отлично, предложил встретиться. Она отказалась.
Пришла весна. Ярко светило солнце, снега почти не осталось, по асфальту бежали ручейки. Совсем случайно Саша опять пересёкся с Ирой. Это произошло именно там, где он в первый раз увидел её. Ира изменилась - покрасила волосы в чёрный цвет. От этого она стала выглядеть старше и ещё красивее. Саша окликнул её:
- Привет, Ира!
- А, это ты... Привет.
- Как жизнь?
- Супер! А у тебя?
- Да тож ничего. Ты торопишься?
- Да.
- А проводить тебя можно?
- Ну проведи. - ответила она со своим постоянным выражением равнодушия. А потом добавила. - Я тебе должна сказать, чтобы ты не строил иллюзии по поводу меня. Ты не в моём вкусе. Притом у меня уже есть парень. Не надо больше вот так меня поджидать. Да и звонить мне не надо.
- Честное слово, я тебя не поджидал. Но если ты не хочешь со мной общаться, то как знаешь. Я на тебя не в обиде.
- Отлично. Прощай. - ответила Ира и закрыла за собой дверь.
"Эх, жаль, что так вышло", - подумал Саша. Он шёл и думал, что действительно не стоило строить иллюзий.
12.
Ира сидела с подружками в том же кафе, как и тогда, когда только познакомилась с Кириллом. Она закурила и с восхищением сказала своим подружкам:
- Ой, девчонки, я так счастлива!!! Эта любовь, эта весна! Я себя так чувствую, как будто это моя последняя весна!!!
13.
Саша возвращался домой с работы. Уже стемнело и улицы были пусты. Весенний воздух был очень свеж. Дышалось легко. До дома оставалось идти совсем не долго. Саша свернул в арку и столкнулся с компанией.
- Куда прёшь?! - крикнул ему один из четырёх парней. Вместе со звуком до Саши донёсся запах спиртного.
- Извините. - ответил он и хотел было продолжить идти дальше, как другой из весёлой компании схватил его за рукав и пьяным голосом произнёс:
- С тобой разговаривают, а ты отворачиваешься! Ты что, нас не уважаешь? Или тебя в детстве не учили как с пацанами разговаривать?
Третий тоже вмешался в разговор:
- Да что ты с ним разговариваешь? С этим быком?
Саша возразил:
- Кто быки, так это вы!
И тут же получил кулаком в ухо, потом в живот. Стоящий сзади толкнул его руками в спину и Саша упал вперёд, оказавшись на четвереньках. Последовал удар ногой по лицу. Саша завалился на бок, руками закрыл лицо, а ноги поджал к животу. Но это не спасало от сильных ударов носками тяжёлых ботинок, которые проходили через блоки и попадали в живот и в грудь, в лицо и по затылку. Саша слышал:
- Дай, я его! Вот так! А! На тебе! Получи!
Саша уже думал про себя: "Всё. Забьют до смерти. Неужели это моя последняя весна?..." А удары всё не прекращались...
Когда парни успокоились, один из них сказал:
- Ладно. Пойдём уже. Не будем об него руки марать!
После того как они ушли, Саша разжал руки. Сил совсем не было. Он закрыл глаза. Нос и губы были разбиты, всё было в крови.
14.
Через открытые главные ворота кладбища с улицы были видны памятники. Мимо входа прошла компания молодых людей, но никто на памятники внимания не обратил. Они веселились, смеялись, из мобильного телефона громко играла музыка. Навстречу им шёл Саша. Когда они разминулись, Саша незаметно, как бы про себя усмехнулся.