Харьковскими инженерами разработана новая модель кондукторши-билетёрши, предназначенная для работы в городском общественном транспорте (троллейбусах и трамваях).
По сравнению с предыдущими моделями эта имеет следующие преимущества:
- Изменены габариты устройства. Высота увеличена с 155см до 170см, поперечный размер уменьшен с 150см до 100см. Этим обеспечивается более эффективное прохождение по троллейбусу (трамваю) в час пик. Уменьшен вес прибора (со 120 до 90кг). Этим объясняется снижение на порядок давления, которое производит устройство на пассажиров. Теперь по этим показателям эту модель можно считать приближающуюся к зарубежным аналогам, которые уже давно соответствуют Международному стандарту по высокотехнологичным устройствам для работы в местах с высокой плотностью населения. Такие приборы у нас не использовались ввиду их высокой стоимости и плохой локализации.
- Увеличен объём постоянной и оперативной памяти. Словарный запас расширен с 5 слов из нормативной лексики и 53 слов из ненормативной до 20 и 59 слов из нормативной и ненормативной лексики соответственно. Запоминаемость пассажиров стала ещё лучше - благодаря новейшей системе идентификации в оперативной памяти теперь хранятся не только координаты расположения пассажира и цвет его одежды, но и основные черты его лица. Данная технология позволяет уменьшить число опросов пассажира о его оплате за проезд с 3 до 2 раз за рейс. База данных позволяет хранить до 100 уникальных записей пассажиров, и кроме стандартных полей координат, цвета одежды, битового массива полигона отличительных свойств лица, который аппроксимирован методом линейной интерполяцией (при установке дополнительной памяти - методом кубических сплайнов), имеет также поле, в котором запоминается тип проездного документа и его номер. Таблица базы данных динамически обновляется практически на каждой остановке.
- Изменён дизайн устройства. Улучшена работа мимических мышц лица; новинка, появившаяся в интерфейсе данной разработки - улыбка, которая по мнению учёных должна уменьшить у пассажиров стресс, связанный с передвижении в общественном транспорте. Также произведены более глобальные изменения во внешнем виде. Старая хлопчатобумажная ветошь заменена современной полиэтиленовой спецодеждой. Теперь форма не содержит карманов и совместно с программой принудительного ограничения искусственного интеллекта (которая была разработана харьковскими кибернетиками) успешно служит для уменьшения утаивания наличных. Голосовой синтезатор построен на 12-разрядном цифро-аналоговом преобразователе, что обеспечивает высокое качество звука в спектре частот от 20 до 20000Гц. Следует отметить малый уровень нелинейных искажений и высокий коэффициент полезного действия усилителя мощности звуковых частот. Стандартные фразы озвучены профессиональными актёрами.
- Данная разработка потребляет значительно меньше энергии и не нуждается в дополнительной подпитке типа водного раствора этилового спирта или легковоспламеняющегося вещества природного происхождения с высоким содержанием смол и никотина (старые модели часто преждевременно выходили из строя или же их производительность резко падала из-за чрезмерного потребления таких продуктов как во время работы, так и во время простоя). Вследствие этого также уменьшены загрязняющие выбросы, что позитивно влияет на экологическую обстановку региона.
- Улучшена стабильность работы. Теперь вероятность сбоя сведена к минимуму. Можно считать прошлым ошибку в расчёте сдачи (при сильной загруженности центрального процессора или при так называемой усталости из-за разрядки источника питания) и неожиданный приступ агрессии (когда процессор зацикливался на вопросе об оплате, устройство приёма сигнала либо не получало ответа либо получало отрицательный ответ, а внутренний отладчик вёл себя некорректно и позволял выполнять недопустимую операцию). Новая модель может работать дольше на один час за смену (при таком же окладе)! Гарантируется безотказная работа в течение всего срока эксплуатации при выполнении всех условий инструкции по использованию (которая написана на 12 языках, включая русский).
- Повысилась скорость обработки. Улучшено арифметическо-логическое устройство (модернизация была направлена на оптимизацию операций с целочисленными типами данных), повышена тактовая частота центрального процессора и частота шины. Сигнал от центрального процессора, который эмулирует работу головного мозга, теперь передаётся по нейронным проводникам отечественного производства (что в лучшую сторону отразится на цене машины). Сигнал от рецепторов теперь имеет амплитуду, которая немного больше, чем в предыдущих моделях. Это позволяет отказаться от дорогостоящих предварительных усилителей и подавать сигнал непосредственно на аналого-цифровой преобразователь.
Кроме вышеперечисленных преимуществ у новой модели есть и недостатки:
- Плохо реализованная многозадачность. Это объясняется использованием в прошивке устройства кусков открытого исходного кода операционной системы MS-DOS 6.22 и отсутствием в блоке планировщика сопряжения логических уровней ТТЛ и КМОПТЛ.
- Отсутствие вежливости (видимо компьютерщики забыли запрограммировать слово "пожалуйста") немного разочаровывает, а запрограммированная официальность (вместе с оставшимися от прошлых моделей суетливостью и неуклюжестью) смешит.
- Новое требование к устройству - необходимость влажной чистки. До сих пор к отечественным аналогам применялась только сухая чистка. И хотя данное нововведение понравиться пассажирам, оно принесёт дополнительные хлопоты обслуживающему персоналу и дополнительные расходы на содержание робота.
Итак, подведём итоги обзора этой новинки. Масса нововведений и усовершенствований, меньшая цена с одной стороны и ряд недочётов, допущенных харьковскими программистами, с другой. Новинка скоро будет пущено в производство и появится на рынке уже в конце этого года.