Аннотация: в соавторстве с Евгением Кузнецовым Жизнеописание второе, египетское, Книга II, Вавилонская, история 1
Испытание
(из "Жизнеописания Александра")
(пер. с древнеегипетского Т.Алешкина и Е.Кузнецова)
Это было во время Александра, это случилось, когда
Осирис, живой бог, ходил по земле среди людей и рек свое
Слово. И было царство его на земле, и склонились пред ним
все народы, и восседал он на золотом престоле в Вавилоне,
великом восточном городе, и давал людям Закон, и творил
праведный суд, и он был Справедливость, и он был Истина.
Вот как это было.
Донесли тогда Александру, что нет процветания в его
царстве, люди страдают, справедливость нарушена, Закон
попран и грех торжествует. И омрачилось лицо его
величества. Тогда призвал он своего ближнего советника,
именем Эксатр, и повелел отыскать тех князей, советников и
сатрапов, которые попустили злу свершиться, и представить
их пред его престолом чтобы отразить неправду и совершить
правосудие.
Тогда Эксатр известил своих слуг во всем царстве и те
донесли ему о неправедных князьях, советниках и сатрапах и
делах их. И Эксатр именем Александра, царя над царями,
повелел схватить их, и тогда их схватили и увели в Вавилон
и представили пред золотым престолом Александра по его
слову.
И было их семь, семь грешников пред живым богом, и вот
их имена, и их дела, и их гpехи. Унамон, египтянин,
первосвященник над храмами Верхнего Египта -- возгордился и
велел людям делать в его честь памятные доски и посвящения
и приносить дары сверх установленных по Закону, и тем
оскорбил людей. Гимилькон, утикиец, сатрап Кармании -- не
делился с людьми хлебом из царских запасов во время голода,
и тем погубил многих. Веттий Лампоний, самнит, военачальник
Италии Верхней -- принял в округ дикое племя эдуев и поднял
оружие против величества Александра, и тем опозорил имя
царя над царями пред врагами и оставил без защиты его
подданных. Метрофан, эллин, казначей Аравии Дальней -- крал
деньги из казны царя над царями, и из подарков его
величества городам и из жалованья его величества воинам и
писцам, и тем довел до ропота среди них. Ариарат, перс,
сатрап Иберии -- обирал и притеснял людей своей сатрапии,
пользуясь властью, и тем едва не вызвал восстания против
царя над царями. Багес, мидянин, старший над стражей Сеста
и Великого Моста -- нерадением и ленностью попустил
разбойникам творить зло в городе и на Мосту, и тем причинил
беды многим людям. Алкет, македонянин, главный царский
судья в сатрапиях Бактрии и Согдианы -- творил суд не по
Закону, брал приношения от богатых и утеснял бедных, и тем
вызвал волнения народа.
И распростерлись семеро грешников ниц пред
Александром, и дозволено было им говорить, и признались они
в своих делах, признались, и повинились, и отдали себя на
суд его величеству. Тогда сказал Александр: "Испытаю я вас,
и кто, будучи испытан, окажется верен мне и моему Слову и
раскается в своем грехе, тот да будет прощен, а кто не
выдержит испытания, тот да погибнет. Ибо цари, и князья, и
сатрапы да пребудут духом сильными и верными моему Слову, и
в этом их служение мне и их ответ моему Отцу."
В первый раз Александр повелел испытать каждого из
семерых Законом. Тогда каждого из них спросили, в чем он
повинен по Закону Александра, и каково должно быть его
наказание в соответствии с Законом. И семеро отвечали. И
все семеро назвали свои преступления и наказания по Закону,
и часть столпа, и строку, где стояли их вины. И семеро их
осталось.
И во второй раз Александр повелел испытать каждого из
семерых Силой. Тогда дали им мечи, и против каждого вышло
по воину из царского отряда бессмертных в шлеме, со щитом и
в броне, и с длинным мечом. И семеро бились против воинов.
Багес, мидянин, был убит рукой царского воина. Веттий
Лампоний, самнит, бился сначала против своего противника,
поверг его и тогда обратился против царя над царями. Он
бросился с мечом к престолу его величества и царские
стражники встретили его, и пронзили его тело копьями, и
кровь пошла из его нечестивого рта, и он пал мертвым.
Алкет, македонянин и Гимилькон, утикиец, убили своих
противников. Ариарат, перс, Унамон, египтянин и Метрофан,
эллин долго бились против царских воинов, и царь над царями
повелел им положить оружие и встать к победившим. И
осталось их пятеро.
И в третий раз Александр повелел испытать каждого из
пятерых Терпением. Тогда каждый из них вытянул вперед левую
руку и раскрыл ладонь, и в ладони им положили царские слуги
по медной чаше вавилонской работы с кипящей водой. И пятеро
держали чаши до царского слова. Ариарат, перс не мог и
одного мига держать чаши и выронил ее. Алкет, македонянин,
недолго держал чашу и скоро отпустил ее. Их взяли царские
слуги и увели прочь. Гимилькон, утикиец держал чашу
спокойно и пел заклинания своим богам. Унамон же, египтянин
и Метрофан, эллин стонали и дрожали, и едва удержали чаши
до царского слова. И осталось их трое.
В четвертый раз Александр повелел испытать каждого из
троих Истиной. Тогда вышел к ним некий эллин и обратился в
начале к Метрофану, эллину. И сказал он Метрофану: "Боги
живут на Олимпе и управляют людскими делами. Оспорь." И
Метрофан принялся спорить, и речи его были искусны, и слова
разумны и мудры. И доказал Метрофан эллину, что боги, если
они не порождения человеческой выдумки, сами управляемы
людьми, ибо зависят от их жертв. И эллин признал свое
поражение и обратился к Гимилькону, утикийцу и сказал
Гимилькону такие же слова, как перед тем Метрофану. И
Гимилькон начал спорить, и речи его были мудры, и знания
поистине велики. И доказал Гимилькон эллину, что боги есть
у каждого народа, но живут они не на земле, а на небесах и
оттуда следят за людьми. И эллин вновь признал свое
поражение, и обратился к Унамону, египтянину и сказал такие
же слова Унамону, как перед тем Гимилькону. Тогда Унамон
усмехнулся и, обратясь лицом к величеству царя, говорил:
"Hет богов ни на небе, ни на земле, и есть лишь люди, и
людям нужно оправдание их слабости. И слабые слабы от века
и суета -- их удел, сильные же наслаждаются удачей и
богатством. Я, Унамон, был наделен силой и умом и жил
счастливее богов и людей." И тогда Александр сказал ему:
"Есть только два главных смысла -- знать, ради чего
жить, и знать, ради чего умереть. И если знаешь только один
из них -- то ты раб своего незнания.
Есть только два дела -- сделать совершенным мир
вокруг, и сделать совершенным себя. И если делаешь только
одно -- то ты тратишь впустую жизнь.
Есть только две истины -- все, что ты знаешь --
правда, и все, что ты знаешь -- ложь. Если ты веришь только
в одну, значит ты заблуждаешься.
А есть ли смысл быть рабом, растратившим жизнь в тьме
невежества?"
И слова Александра дошли до ушей Унамона. И тогда
Унамон оттолкнул эллина и бросился ниц перед золотым
престолом Александра и сказал: "Слава тебе, Александр, царь
над царями, да будет все по твоему Слову! Ты испытываешь
меня Истиной, и Истина в том, что ты -- живой бог,
возродившийся Осирис, и нет другого бога на земле кроме
тебя и на небе кроме твоего Отца, его величества Амона Ра,
и нет другой Истины кроме служения твоему Слову! И грешен я
пред тобой, ибо нарушил твои Законы, и трижды грешен, ибо
не следовал твоему божественному Слову!"
И сказал тогда Александр, живой бог Осирис: "Встань,
Унамон, ты был испытан и выдержал испытание, ибо ты верен
мне и моему Слову и дух твой силен. Встань, и да будешь ты
прощен, ибо ты увидел свой грех и раскаялся в нем." И еще
сказал Александр: "Иди же теперь в Истине и веди своих
людей к моему Отцу."
И приказал Александр казнить каждого из тех, кто не
прошел его испытания, и сделать это по Закону.
Так Унамон, первый из избранных, был призван
Александром.