Алёшкин Тимофей Владимирович : другие произведения.

Испытание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    в соавторстве с Евгением Кузнецовым Жизнеописание второе, египетское, Книга II, Вавилонская, история 1





                         Испытание

              (из "Жизнеописания Александра")
    (пер. с древнеегипетского Т.Алешкина и Е.Кузнецова)


     Это было во время  Александра,  это  случилось,  когда
Осирис,  живой  бог,  ходил по земле среди людей и рек свое
Слово.  И было царство его на земле,  и склонились пред ним
все  народы,  и восседал он на золотом престоле в Вавилоне,
великом восточном городе,  и давал людям  Закон,  и  творил
праведный  суд,  и он был Справедливость,  и он был Истина.
Вот как это было.
     Донесли тогда  Александру,  что  нет процветания в его
царстве,  люди  страдают,  справедливость  нарушена,  Закон
попран   и   грех   торжествует.   И  омрачилось  лицо  его
величества.  Тогда призвал он  своего  ближнего  советника,
именем Эксатр,  и повелел отыскать тех князей, советников и
сатрапов,  которые попустили злу свершиться,  и представить
их  пред  его престолом чтобы отразить неправду и совершить
правосудие.
     Тогда Эксатр  известил своих слуг во всем царстве и те
донесли ему о неправедных князьях,  советниках и сатрапах и
делах  их.  И  Эксатр  именем Александра,  царя над царями,
повелел схватить их,  и тогда их схватили и увели в Вавилон
и  представили  пред  золотым  престолом  Александра по его
слову.
     И было их семь, семь грешников пред живым богом, и вот
их имена,  и  их  дела,  и  их  гpехи.  Унамон,  египтянин,
первосвященник над храмами Верхнего Египта -- возгордился и
велел людям делать в его честь памятные доски и  посвящения
и  приносить  дары  сверх  установленных  по Закону,  и тем
оскорбил людей.  Гимилькон,  утикиец, сатрап Кармании -- не
делился с людьми хлебом из царских запасов во время голода,
и тем погубил многих. Веттий Лампоний, самнит, военачальник
Италии Верхней -- принял в округ дикое племя эдуев и поднял
оружие против величества Александра,  и  тем  опозорил  имя
царя  над  царями  пред  врагами  и  оставил без защиты его
подданных. Метрофан, эллин, казначей Аравии Дальней -- крал
деньги  из  казны  царя  над  царями,  и  из  подарков  его
величества городам и из жалованья его величества  воинам  и
писцам,  и  тем довел до ропота среди них.  Ариарат,  перс,
сатрап Иберии -- обирал и притеснял людей  своей  сатрапии,
пользуясь  властью,  и  тем едва не вызвал восстания против
царя над царями.  Багес, мидянин, старший над стражей Сеста
и   Великого  Моста  --  нерадением  и  ленностью  попустил
разбойникам творить зло в городе и на Мосту, и тем причинил
беды  многим  людям.  Алкет,  македонянин,  главный царский
судья в сатрапиях Бактрии и Согдианы -- творил  суд  не  по
Закону,  брал приношения от богатых и утеснял бедных, и тем
вызвал волнения народа.
     И распростерлись    семеро    грешников    ниц    пред
Александром, и дозволено было им говорить, и признались они
в своих делах,  признались,  и повинились, и отдали себя на
суд его величеству. Тогда сказал Александр: "Испытаю я вас,
и кто,  будучи испытан,  окажется верен мне и моему Слову и
раскается в своем грехе,  тот да будет  прощен,  а  кто  не
выдержит испытания,  тот да погибнет. Ибо цари, и князья, и
сатрапы да пребудут духом сильными и верными моему Слову, и
в этом их служение мне и их ответ моему Отцу."
     В первый раз Александр  повелел  испытать  каждого  из
семерых  Законом.  Тогда каждого из них спросили,  в чем он
повинен по Закону Александра,  и  каково  должно  быть  его
наказание  в соответствии с Законом.  И семеро отвечали.  И
все семеро назвали свои преступления и наказания по Закону,
и часть столпа,  и строку,  где стояли их вины. И семеро их
осталось.
     И во  второй раз Александр повелел испытать каждого из
семерых Силой.  Тогда дали им мечи,  и против каждого вышло
по воину из царского отряда бессмертных в шлеме, со щитом и
в броне,  и с длинным мечом. И семеро бились против воинов.
Багес,  мидянин,  был  убит  рукой  царского воина.  Веттий
Лампоний,  самнит,  бился сначала против своего противника,
поверг  его  и  тогда обратился против царя над царями.  Он
бросился с  мечом  к  престолу  его  величества  и  царские
стражники  встретили  его,  и пронзили его тело копьями,  и
кровь пошла из его  нечестивого  рта,  и  он  пал  мертвым.
Алкет,   македонянин  и  Гимилькон,  утикиец,  убили  своих
противников.  Ариарат,  перс, Унамон, египтянин и Метрофан,
эллин долго бились против царских воинов, и царь над царями
повелел  им  положить  оружие  и  встать  к  победившим.  И
осталось их пятеро.
     И в третий раз Александр повелел испытать  каждого  из
пятерых Терпением. Тогда каждый из них вытянул вперед левую
руку и раскрыл ладонь, и в ладони им положили царские слуги
по медной чаше вавилонской работы с кипящей водой. И пятеро
держали чаши до царского слова.  Ариарат,  перс  не  мог  и
одного мига держать чаши и выронил ее.  Алкет, македонянин,
недолго держал чашу и скоро отпустил ее.  Их взяли  царские
слуги   и  увели  прочь.  Гимилькон,  утикиец  держал  чашу
спокойно и пел заклинания своим богам. Унамон же, египтянин
и Метрофан,  эллин стонали и дрожали,  и едва удержали чаши
до царского слова. И осталось их трое.
     В четвертый  раз Александр повелел испытать каждого из
троих Истиной.  Тогда вышел к ним некий эллин и обратился в
начале к Метрофану,  эллину.  И сказал он Метрофану:  "Боги
живут на Олимпе и управляют  людскими  делами.  Оспорь."  И
Метрофан принялся спорить, и речи его были искусны, и слова
разумны и мудры.  И доказал Метрофан эллину, что боги, если
они  не  порождения  человеческой выдумки,  сами управляемы
людьми,  ибо зависят от их  жертв.  И  эллин  признал  свое
поражение  и  обратился  к  Гимилькону,  утикийцу  и сказал
Гимилькону такие же  слова,  как  перед  тем  Метрофану.  И
Гимилькон  начал спорить,  и речи его были мудры,  и знания
поистине велики.  И доказал Гимилькон эллину, что боги есть
у каждого народа,  но живут они не на земле, а на небесах и
оттуда  следят  за  людьми.  И  эллин  вновь  признал  свое
поражение, и обратился к Унамону, египтянину и сказал такие
же слова Унамону,  как перед тем Гимилькону.  Тогда  Унамон
усмехнулся  и,  обратясь лицом к величеству царя,  говорил:
"Hет богов ни на небе,  ни на земле,  и есть лишь  люди,  и
людям нужно оправдание их слабости.  И слабые слабы от века
и суета --  их  удел,  сильные  же  наслаждаются  удачей  и
богатством.  Я,  Унамон,  был  наделен  силой  и умом и жил
счастливее богов и людей." И тогда Александр сказал ему:
     "Есть только  два  главных смысла -- знать,  ради чего
жить, и знать, ради чего умереть. И если знаешь только один
из них -- то ты раб своего незнания.
     Есть только  два  дела  --  сделать  совершенным   мир
вокруг,  и сделать совершенным себя.  И если делаешь только
одно -- то ты тратишь впустую жизнь.
     Есть только  две  истины  --  все,  что  ты  знаешь --
правда, и все, что ты знаешь -- ложь. Если ты веришь только
в одну, значит ты заблуждаешься.
     А есть ли смысл быть рабом,  растратившим жизнь в тьме
невежества?"
     И слова Александра дошли  до  ушей  Унамона.  И  тогда
Унамон  оттолкнул  эллина  и  бросился  ниц  перед  золотым
престолом Александра и сказал: "Слава тебе, Александр, царь
над  царями,  да будет все по твоему Слову!  Ты испытываешь
меня Истиной,  и  Истина  в  том,  что  ты  --  живой  бог,
возродившийся  Осирис,  и  нет  другого бога на земле кроме
тебя и на небе кроме твоего Отца,  его величества Амона Ра,
и нет другой Истины кроме служения твоему Слову! И грешен я
пред тобой,  ибо нарушил твои Законы,  и трижды грешен, ибо
не следовал твоему божественному Слову!"
     И сказал тогда Александр,  живой бог Осирис:  "Встань,
Унамон,  ты был испытан и выдержал испытание,  ибо ты верен
мне и моему Слову и дух твой силен.  Встань, и да будешь ты
прощен,  ибо  ты увидел свой грех и раскаялся в нем." И еще
сказал Александр:  "Иди же теперь в  Истине  и  веди  своих
людей к моему Отцу."
     И приказал Александр казнить каждого из  тех,  кто  не
прошел его испытания, и сделать это по Закону.
     Так Унамон,   первый   из   избранных,   был   призван
Александром.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"