Когда Заратустре исполнилось семьдесят семь лет, он вернулся к своей пещере, где расставался он с высшими людьми и где оставлял он новые скрижали. И увидел он рядом с пещерой брусчатку, и была она стёрта кирзовыми сапогами, и хруст подкованных каблуков прилип и присох к ней. И увидел он напротив пещеры пивную, и головомойку пивным шампунем устраивали в ней, и берёзовая каша пивного путча заваривалась в ней, и красный язык оратора полыхнул в ней и прижарился к ней. И увидел он скрижали, и написанное на них было написано расплывчато, а ныне по большей части стёрлось. И сказал Заратустра в сердце своём:
"А ведь знал, пишущий кровью, что кровь свернётся и засохнет и истлеет! Ибо кровь, когда выводишь ей письмена, становится мёртвой".
И увидел Заратустра, что четыре записи остались разборчивы на его скрижалях.
"Бог умер", - гласила первая.
"Сверхчеловек", - гласила вторая.
"Разбейте старые скрижали!" - гласила третья.
"Так говорил Заратустра", - гласила четвёртая.
И рассмеялся Заратустра, и смеясь, говорил так:
"Бог умер? Но разве фраза "Бог умер" сама ещё не стала богом?
Сверхчеловек? Я знался с ним, но он знался с черепашками и летучими мышами. Теперь они вместе спасают мир, будто тот нуждается в спасении.
Разбейте старые скрижали? Не старцем для этого должно быть, но мышью. И кто же из моих учеников признал в себе мышь?
Так говорил Заратустра? Но эта фраза сказана не Заратустрой.
Вот что бывает, когда пишут кровью. Ибо кровь, когда выводишь ей письмена, становится мёртвой.
Прах к праху, тлен к тлену, моё к чужому. Ибо кровь, которой выведены письмена, больше не кровь.
Кровь к крови - вот что хотел бы слышать Заратустра! Но имя тому, что за этим следует - анафилактический шок.
Кто нуждается в переливании, тот нуждается во враче. Если бы по рецепту врача отпускали также и книги! Но то, чем выведены письмена, больше не кровь.
И Заратустра больше не пишет кровью".
Так говорил Заратустра и покинул свою пещеру.
Об отбросах
Долго шёл Заратустра на север и остановился в большом городе, который назывался: "Мокрая Вода".
И ходил Заратустра по его улицам, и были прекрасны его башни и его подземные ходы, и его быстрые повозки, и светильники его ночей, и у каждого дома видел Заратустра баки для отбросов, и в каждом доме вёдра для отходов, и в каждой конторе мешки и корзины для мусора. И многие жители его сами были подобны отбросам и мусору.
И среди мусора нашёл себе Заратустра писчие принадлежности, и писал так:
"Я поведаю этим листам, откуда они берут своё начало.
Также поведаю я всем читающим о начале их века и их существования.
Не я ли некогда говорил: "Нужно ещё иметь в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду"? Воистину, Заратустра имеет в себе достаточно хаоса.
Сколь многие жаждут ещё устроить порядок! Ко всему прикладывают они линейку и циркуль, их слово - инструкция, их ритм - марш, их образец - кристалл.
И о кристалле говорят они так: "Лучший из углов его - прямой, лучший из цветов его - белый". Можно ли придумать лучшую надгробную плиту?
Вслушайтесь! Когда стоит мёртвый штиль и гробовая тишина, воздух чист и подобен кристаллу. Тогда всякая соринка знает своё место.
Но вот рождается свежий ветер, и он поднимает в воздух пыль и сор - так начинается хаос.
И ветер крепчает, и хаос растёт, и сучок может попасть в глаз брата твоего, и бревно в твой глаз. Вынь же бревно из глаза твоего, ибо близится то, что рождается хаосом.
Вот оно грядёт - круговращение, что не нуждается больше в ветре. Ибо оно само рождает ветер и само поддерживает свои обороты.
Форма его идеальна, и втянувшееся в него движется кругообразно, а исторгнутое падает. И в сердцевине своей имеет оно глаз, и разве место в этом глазу сучкам и брёвнам? Нет, они движутся кругообразно и падают.
Рождённое рыхлым, носит оно имя бури, рождённое плотным, называется торнадо и смерч. И люди видят смерч, будто это тело - но нет, он всего лишь движение.
Так порядок рождается хаосом.
Всё, что есть в мире живого, по сути своей торнадо и смерч. Видел ли кто-нибудь живое без самоподдержания и круговорота? Воистину, люди видят живое, будто это тело - но нет, оно всего лишь движение.
Есть также то, что, будучи исторгнуто из движения живого, падает. Испражнениями зовут это люди - но это ещё не отбросы и не мусор.
Посмотрите! На испражнениях селится плесень и мухи. Выброшенное из одного торнадо и смерча находит свой круговой путь в другом.
Посмотрите! Человек потрошит рыбу и птицу, и бросая кишки, говорит: "Вот отбросы и мусор". Нет, это не отбросы и не мусор - это пища для крыс.
Битые горшки и битые танкеры, зола костров и зола атомных котлов - вот что зовётся мусором. Впрочем, археологи зовут это культурным слоем.
У отбросов и мусора есть история. Некогда возникли и зажглись звёзды, из легчайшего газа возникли они. И, горя, оставляли по себе золу, что не могла больше гореть. Тяжёлыми элементами зовётся эта зола. Ныне из неё устроена твердь и миры, и человек ходит по тверди и мусору.
Некогда возникли и родились водоросли, водой питались они. И, питаясь, оставляли по себе ядовитый газ, что убивал живое. Кислородом зовётся этот газ - и воистину жизни пришлось кисло от него. Ныне из него устроен воздух, и человек дышит воздухом и мусором.
Некогда папоротники были деревьями, на болотах росли они. И, умирая, оставляли по себе отбросы, что не могли переварить плесень и мухи и почва. Углём зовутся эти отбросы. Ныне на нём построена промышленность, и стал он топливом, и человек кидает в топку топливо и мусор.
Укажите же мне, что ещё не было отбросами и мусором, прежде чем стать частью сущего. Может, человек? Человек, что был отбросом у обезьян и ютился на опушке, когда обезьяны жили в лесу?
Воистину, всё сущее было отбросами и мусором и всё сущее рождено хаосом. Не стыд и не гордость должно это вызывать, но осознание.
Но вот на какой вопрос не знает ответа Заратустра: что за миры породит хаос из того, что мы знаем как отбросы и мусор? Что за лучшие из миров?"
Так писал Заратустра.
Об истине
Заратустра остановился на постой у некоего человека. И человек, когда на глаза ему попались листы, исписанные Заратустрой, прочитал письмена и сказал:
"Заратустра не пишет больше истины".
Рассмеялся Заратустра. Громко он смеялся, самозабвенно и долго, до колик и до икоты. И, икая, говорил так:
"Я пишу меньше истины, а всю истину было бы дорого издавать - что же говорить о том, что больше истины! Зато я пишу больше ответов, ибо не истец я сегодня, но ответчик - ещё бы, ведь ты меня судишь! И отвечу я тебе так: чем меньше истину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Так с ней и надо: поквакал - и в истину!"
И, отсмеявшись, говорил так:
"Сказать ли тебе теперь что-нибудь всерьёз?"
"Лучше напиши", - ответил владелец жилища.
И Заратустра написал так:
О порядке писал я на прошлых листах - теперь пишу об истине.
Однажды бог сказал людям: "Я есмь истина" - так записано в книге о нём. Истина этого бога - не "что", но "кто".
Слышал я также о богах, чьи вопросы к истине были "когда" и "где". Знал я и людей, говоривших о ней "как" и "каким образом".
Был некогда человек, почитаемый всеми мудрецом, который сказал: "Платон мне друг, но истина дороже". И вот вопрос его к истине: "Почём?". Не трёх ли Платонов просит он за истину? Или ещё двух богов впридачу?
Впрочем, и тут легко продешевить - ведь истина, как думал он, оценивая, всего одна.
Многие думают так и по сей день. И вот их вопрос к истине: "сколько?".
Говорю вам, счетоводы, считающие до одного, проверьте, не залипли ли костяшки на ваших счётах. Ибо счёт ваш ведётся не костями только, но и кровью, а кровь - липкая субстанция.
В самом деле, если высказывание "истина всего одна" само есть истина, то тем самым уже та единственная, и такая ли, на которой стоит залипать костяшкам? - нет, и даже то, что к ней надо стремиться, уже не истина. Если же говорит оно о другой истине, то само уже истиной быть не может - иначе их было бы две, та и эта.
Неужели найдётся ещё выбирающий одну бессмысленную истину, говорящую лишь о себе самой?
И написав так, показываю я ещё один вопрос к истине: "зачем?". Впрочем, и не только к ней.
Вот, есть нечто, что один полагает истиной. Другой же ход т вокруг неё и выискивает её слабые места. "Разве это истина?" - говорит он первому, - "Посмотри, ты же ошибаешься".
Истину ли ищет второй? Нет, он ищет чужие ошибки. Зачем? Чтобы возвыситься.
Впрочем, и первому не мешает спросить самого себя: "Зачем бы моей истине мог понадобиться этот человек?"
Но первый занят: он занят тем, что полагает нечто истиной. И надевает он её каждому на голову, и у принявших её на свою голову лица становятся одинаковыми, а глаза стеклянными. Так истина становится противогазом.
Истину ли ищет первый? Нет, он ищет чужие головы. Зачем? Чтобы возвыситься.
Впрочем, и то, что пишу я о намерениях этих двух людей, никак не истина.
Но зачем бы, в самом деле, мог понадобиться истине второй из этих людей? Чтобы проверить её на точность. А первый? Чтобы проверить её на всеохватность.
Воистину, не так давно закончились времена, когда жалел Заратустра о том, что не сочетаются эти качества в полной мере. Но они закончились. И теперь я всякий раз спрашиваю себя: "зачем?" - и выбираю должную пропорцию точности и всеохватности.
Так, путешествуя между гордой частицей и мудрой волной, рождает Заратустра своё знание. Не это ли означают собой и мои животные, орёл и змея?!
И теперь, после заданных к ней вопросов, что есть истина, как не ответ? И, как ответ, зависит она от выбора языка.
Изучая ответные движения, всё более и более тонкие миры познавал Заратустра. И вот однажды заглянул он в микроскоп.
Диковинное животное предстало взору Заратустры. Любые формы принимало оно и бесконечно гибким было оно. И в этом танце форм не знало существо, движет ли оно ложноножками или истинноножками, ибо главное в танце - движение.
И если ты хочешь, чтобы твой язык был танцующим, не знай об истине и лжи. Ибо главное в танце - движение. Тогда лучшие из фигур опишет язык твой, танцуя.
Впрочем, некоторые полагают ещё, что язык описывает реальность. Что ж, может быть, он и говорит о том, КАК она устроена. В этом случае он её не только описывает, но и ОБКАКИВАЕТ".
Написав эти слова, рассмеялся Заратустра, довольный такой шутке и такому танцу языка. И продолжил писать так:
"Шутка мимолётна. Шутка зависит от языка, а язык меняется.
Два будущих ждут всякую шутку, когда в достаточной мере изменится язык.
Одно из будущих - стать никому не понятной. Когда звучат шутки даже и прошлого века - клянусь, и я не всегда их понимаю. А сколь часто можно прочесть в толкованиях к написанному на мёртвых языках: "Непереводимая игра слов"!
И вот второе из будущих. Хорошо раскрученная шутка становится истиной. Впрочем, затем и ложью.
Одно будущее не исключает другого. На смерть готовы идти люди за шутки древних богов, веря в них и не понимая их ни как шутки, ни как истины.
Но не самую ли забавную из шуток сыграли с человеком боги, умолчав ему о том, что истины не бывает?"
Так писал Заратустра.
О тонком
Прочтя то, что успел написать Заратустра, некто сказал:
"В твоей рукописи есть слишком тонкие места. Вот, например, про смерч - ты уверен, что это порядок? Или вот, где истину уподобляешь ты противогазу. Это слишком тонкие места".
"И что же?" - спросил Заратустра.
"Что, что, разве непонятно? Где тонко, там и рвётся", - ответил некто.
"Что ж, я напишу и об этом", - сказал Заратустра. И написал он так:
"Сегодня повстречался я с человеком, жаждущим надёжности. Не из желающих возвыситься этот человек - нет, я даже вижу, как хочет он блага другим. И Заратустре хочет он своего блага.
Так ищет он воздвигнуть Заратустре толстую стену и щит от всяких неприятностей. Но ещё не знает он, что это кровь к крови.
Однако почему же сам Заратустра не воздвиг себе стену и щит, и почему остались в нём тонкие места?
Потому что где тонко, там и рвётся.
Где тонко, там и рвётся - так говорил некто, стоя в аптеке в очереди за презервативами. "Да-да, но добавьте: и гнётся!" - поддержал сзади старческий голос.
Где тонко, там и рвётся - так выдохнул скрипач, порвав первую струну. "Скорее, застревает", - возразил органист, оставив попытки извлечь звуки из флейты-пикколо.
Где тонко, там и рвётся - так решил балалаечник, порвав струны на скрипке. "И если бы только там!" - воскликнул он, едва лопнула струна на бас-гитаре, что пытался он перестроить под балалайку.
Воистину, нет такого тонкого, что было бы предназначено для испытания на прочность.
Вот тонкое лезвие меча, а вот и толстая оглобля. О воины! Или вы до сих пор предпочитаете сражаться по-крестьянски?
Вот тонкое лезвие топора, а вот его толстый обух. О трудящиеся! Рубите ли вы обухом? Впрочем, где надо, уместен и он.
Тонка указка картографа, и на тонкие линии карты указует он ею. А накрыв ладонью пачку "Беломора", можно сказать: "Мы где-то здесь", - но много ли в том толку?
Тонок луч лазерного прицела - и пуля, следуя ему, льнёт к телу политического лидера. А накрыв город ядерным зарядом, не разрушить его бункер.
Тоньше всего точка. И само тонкое предназначено для точности. Но к чему приложить саму точность?
Приложить ли точность, трогая пальцем толстейший из рычагов? Или пытаясь нитью удержать корабль на якоре?
Но это не будет точностью. Проведи линию от самого тонкого к самому толстому, размести на ней всё сущее по толщине - точка, выбранная на этой линии, будет точностью.
Итак, тонкое и точное создано делать выбор и отделять. А тончайшее и точнейшее создано управлять.
Но даже когда тончайшее не правит, разве рвётся оно?
Посмотрите: тончайшие жилки вплетены в древесный лист - и разве не толстый черешок обламывается осенью?
Посмотрите: тончайшими космическими лучами пронизан мир - вы видели хоть один из них порвавшимся?
Дерево, что отрывает буря от корней его и от земли его, не в самом тонком месте ломается, но в самом сухом.
Отсыревшая бумага, что тянут и разглаживают нечуткие руки - та рвётся в самом сыром месте.
Лёд, что в зимнюю стужу скалывают ломом с асфальтовых дорожек - тот легче ломается в самом толстом месте.
Находятся такие, что говорят: самое тонкое место у льда в самом толстом месте. Но тем, кто знает столько о способах сломать и уничтожить, к чему ещё нужно присловье о тонком?
Присловьем живёт ученик, постигая мудрость учителя. Говорю вам, учителя разрушения, учите учеников ваших, что рвётся толстое! - ибо тонкое само порвёт и порежет учеников ваших.
Когда придумывали присловье "где тонко, там и рвётся", - о, верившие в мудрость потомков создатели языка! - то забыли указать, что именно рвётся. Не тонкая ли тетива рвёт толстую руку неопытного лучника?
Но даже когда тончайшее рвётся, разве стоит забывать о вопросе: "зачем"?
Кто из вас настолько крепок руками, чтобы в одной из ладоней раздавить сырое яйцо? Посмотрите: всякий птенец ломает его изнутри. Зачем яйцо таково?
Кто из вас имеет настолько прочные когти, чтобы содрать ими толстейшую кору у основания дерева? Посмотрите: спящая почка, просыпаясь и превращаясь в побег, пронзает её изнутри. Зачем кора такова?
Были времена, когда говорил Заратустра: "Поистине, советую вам: уходите от меня и защищайтесь против Заратустры! И ещё того лучше: стыдитесь его! Может, он вас обманул".
Но чтобы бежать от Заратустры, должно прежде самому стать побегом - тогда пронзишь кору его изнутри.
И чтобы улететь от Заратустры, должно прежде самому стать птенцом - тогда сломаешь яйцо его изнутри.
Итак, зачем же писанное мною таково? Затем, чтобы, разорвав белые нитки, разлететься на куски и рассыпаться в прах!"
Так писал Заратустра.
Об ошибках
Был некий человек, прочитавший написанное Заратустрой и сказавший:
"Я не поборник вечных истин и не противник тонких мест. Но вот, я нашёл у Заратустры три ошибки. Что с ними делать?"
"Что это за ошибки?" - спросил Заратустра.
"Вот первая из ошибок. В главе "Об отбросах" написано у тебя, что папоротники, умирая, оставляли по себе торф. А ведь они оставляли уголь. Должно быть, Заратустра плохо знает историю Земли", - сказал человек.
"Заратустра тогда был ещё маленьким и мало что запомнил. Поэтому спасибо за сведения из первых рук", - ответил Заратустра, нашёл в листах ошибку и исправил её. Затем сказал он:
"Бывают ошибки, которые ещё можно исправить. Не ошибками следует их называть, но попытками или пробами".
"Что ж, вот вторая ошибка Заратустры. "В аптеке в очереди за презервативами", писал ты, но разве презервативы продаются отдельно от прочего? Или очередь за ними стоит отдельная?" - сказал человек.
"А разве в товарные свойства презерватива входит несгибаемость?" - ответил Заратустра. Затем добавил:
"Две ошибки рядом - это много. До того рядом, что одну из них ты не заметил, и до того много, что, считая найденные тобой прочие, это половина всех ошибок. Но тогда две ошибки рядом - это не ошибки, а новый миф. Или, если тебе так удобно, анекдот".
"Что ж, вот третья ошибка Заратустры. "Лёд, что в зимнюю стужу скалывают ломом с покрытых им дорожек", - писал ты. И это ошибка стиля, ибо непонятно, чем же из двух покрыты дорожки", - сказал человек.
Заратустра взял рукопись и нашёл в ней указанное место. И слова, сказанные на это Заратустрой, были словами искренней благодарности человеку.
Благодарности - ибо то была новая задача. Слова "покрытых им" ложились в ритм, и ломать его не следовало. Заменить ли лёд наледью, стужу холодом, а "им" - "ей"? Или же "покрытых им" на "оледеневших"?
И решив эту задачу, вставил Заратустра в рукопись нужное слово и сказал так:
"Я люблю свои ошибки за то, что они вовремя приходят и вовремя уходят. И я напишу об этом". И написал так:
"Блаженны те, кто ошибся, ибо их есть путь к совершенствованию.
Блаженны укоряемые, ибо всякий укор станет им рукою помощи - и уже есть, имеющий уши да слышит.
Блаженны совершающие всякий раз одну ошибку, ибо не совершают вторую - признать первую поражением и крахом. Воистину, каждая их ошибка - новинка на рынке ошибок!
Некоторые слышали или читали об англичанине, развесившем свои шары. Теперь к его фамилии приставлены приставки, а где их нет - числа, и пишут её на ламповом стекле.
Чем же любопытны шары этого англичанина? Тем, что служили своего рода укоризной паровому котлу. Ибо стоило ему ошибиться в давлении, как шары поднимались либо опускались на стержне, давая отмашку: вот тебе, котёл, обратная связь!
Заратустра писал как-то, что живое - всего лишь движение. Он написал - а вы и поверили? О, нет! Живое - всего лишь обратные связи.
Посмотрите: найдётся ли в мире такое живое - да и просто живущее своей жизнью, - что не развесило бы, подобно англичанину, свои шары?
Воистину, даже отхожее место в городских квартирах развесило свои шары. Ибо сливной бачок его наполняет себя, когда пуст, и не наполняет, когда полон. Так бачок живёт своей жизнью.
Однажды ко мне пришёл человек и принёс с собой своё горе. "Люди меня не понимают, - сказал мне он, - ах, я такой тонкий и такой творческий, а люди этого не ценят".
Вы скажете, тонкое создано делать выбор и отделять? Тончайшее создано управлять, скажете вы? О, сколь многим ещё не хватает собственной тонкости, чтобы различить чужую тонкость и чужую болезнь! Ибо человек этот спутал тонкость с болезнью и творчество с кашлем и отрыжкой.
Я пошёл за этим человеком в город, и следуя за ним по пятам, видел, как наступает он на ноги прохожим. Ибо человека поглотили его тонкость и творчество. И видел я, как он наступает на грабли и как бьётся он о придорожные столбы. Ибо поглощён он был тонкостью и творчеством.
И я, забежав вперёд, бросился к человеку и обнял его, ибо видел его насквозь и чуть жалел. И воскликнул я: "О, как я тебя понимаю!" И человек, не узнав меня, отшатнулся и испуганно пролепетал: "Ты тоже врёшь. Все всегда врут".
Воистину, и для Заратустры умер этот человек. Ибо что есть смерть как не отсутствие обратной связи?
И вот какие надгробные слова сказал я ему: "Стань унитазным бачком и паровозным котлом. Стань им - и ты воскреснешь. Иначе пусть твоя закрытость будет тебе пухом".
И вот какие надгробные слова пишет Заратустра своим мёртвым читателям:
Станьте, о, станьте сливными бачками! Станьте паровыми котлами! Замените слово "всегда" на слово "если-то" а слово "если-то" на слово: "Бди!" Замените слово "ошибка" на слово "проба" и слово "ругает" на слово "сообщает". Развесьте свои шары! Иначе - пусть ваш внутренний мир будет вам пухом".
Так писал Заратустра.
О самом неприятном
"Я написал об ошибках, о хаосе, об отбросах и мусоре, о том, что письмена мои шиты белыми нитками, и о том, что истины нет. О чём же ещё более неприятном может написать Заратустра?
О, в мире так много неприятного! А для иных и сам мир - сплошная неприятность. Куда приятнее язык: ведь все мы на нём говорим!
Сколь многие, скорбя о гибнущем мире, уповают на живой язык, носители и радетели которого они суть! Говорю вам, радетели, вы совершенно правы - язык жив. И как всё живое, не тело он, но лишь движение и обратная связь.
Говорю вам, радетели, вы правы - язык жив. И чем же в вашем живом языке обозначить движение и действие? И чем - обратную связь?
Теперь ответы на эти вопросы изучают в начальной школе. Оттого даже школьник найдёт слово "неприятность" мёртвым, "неприятное" оживающим, а "не принимает" живым. И слово "не принимает" связано с другими двумя вопросами: "кто не принимает?" и "кого или что не принимает?"
Говорю вам, читающие эти слова: что вы не принимаете, то для вас и неприятность. Но что вы не принимаете, в том вы ограничены.
Не ограничен ли не приемлющий богатства в деньгах? А не приемлющий бедности - самими деньгами?
Не ограничен ли не приемлющий хлеба в пище? А не приемлющий лицедеев - в зрелищах?
Итак, что мы не приемлем, в том мы ограничены, и то для нас неприятность. Кто из нас ныне возьмёт на себя смелость признать себя ограниченным, едва случается с ним неприятность? Истинно говорю вам: немногим достанет смелости даже признать себя трусом, что страшится признать свою ограниченность.
Много неприятностей познал Заратустра и во многом себя ограничивал. Но знание, не вошедшее в кровь - не более чем слухи. И познав неприятность, я удивлялся тому, как принял её и преступил новый рубеж.
Кому из вас неприятны ворчащие старухи? И мне - с вами, было такое время. Но теперь Заратустра - и старуха.
Кому из вас неприятны пьяные гопники? И мне - с вами, было такое время. Но теперь Заратустра - и гопник.
Кому из вас неприятны распутные женщины? И мне - с вами, было такое время. Но теперь Заратустра - и распутница.
А сколь многим неприятны те, кого толпа относит к меньшинствам! Истинно говорю - целой толпе! И Заратустра бросил вызов толпе и стаду.
Прежде всего стал Заратустра национальным меньшинством. О, сколь трудно, родившись и принадлежа к большой и к великой нации, видеть и слышать и чуять мир как нацмен! Ибо есть нации, что видят и описывают мир в трёх цветах и оттенках, и есть нации, что указуют на время лишь наречиями, и есть нации, которые не различают среди существ мужской и женский роды. Что же говорить о нации, пишущей все вещи с большой буквы, и о нации, чьи сыны и дочери пишут с большой буквы только себя! Есть даже и такой из больших народов, что названия всех вещей и существ и действий может произвести от названий половых органов - и к этой нации принадлежал Заратустра, и ко всем прочим из названных и неназванных.
Каждая нация неприятна какой-нибудь другой. Народы дают имена своих соседей крысам и тараканам, а самим соседям дают имена ещё более странные. И к каждой из наций принадлежал Заратустра. Так принял он неприемлемое.
Однако, есть, кроме национальных, и другие меньшинства. Нет для иной из толп более противного, чем принадлежность кого-либо к этим изгоям. И к каждому из них научился относить себя Заратустра.
Но, говорю вам, есть ещё такие меньшинства, о которых никто не догадался. Ибо шизофреников и психов и маньяков что мешает назвать интеллектуальными меньшинствами? Также и дебилов, и даунов? Истинно говорю вам: дауном и дебилом был Заратустра, больше того - круглым идиотом. Но не блаженны ли нищие духом?
А моральные меньшинства? Воистину, тех чудаков, чья первая буква неуместна на этих листах, следует отнести к моральному меньшинству. И таким был Заратустра, и таким моральным уродом.
Надо же так низко пасть! - скажут иные. Но Земля кругла, и пасть её для падших низко - путь к её сердцу.
И настало время, когда преступил Заратустра ещё один рубеж - он смог стать одним из толпы. Кому из вас неприятен человек из толпы? И мне - с вами, было такое время. Но теперь Заратустра слился с толпой и сам стал толпой и стадом.
Но и избегать ограниченности не есть ли своего рода ограниченность? И стремиться стать всеохватной волной и мудрой змеёй не есть ли неприятие гордого орла и отдельной от мира частицы? Итак, ныне стал Заратустра и весьма ограниченным типом тоже. Так постигло меня искусство быть собой.
И теперь Заратустра узок и упрям, и не знает он, и не хочет он знать, какой именно тип человека неприятен тебе, читающий, и как ты, представляя его самого и окружающий его фон и мир, и как ты, слыша издаваемые им звуки и чувствуя его запахи, морщишься от неприятия.
Ибо стать им и принять его - твоя задача и твоё дело, а не моё".
Так писал Заратустра.
О благом намерении
Однажды к хозяину жилища, в котором обитал Заратустра, пришли гости. И был накрыт стол, и гости пили и веселились, и веселье, как водится в этой стране и в этом народе, было хмельным и недобрым. И Заратустра сидел за столом с гостями и хозяином.
И когда в хмельном этом веселье повздорили два гостя, и были схвачены и едва не пущены в ход нож и битая бутылка, встал Заратустра и возвысился над столом. И встав, остановил волей течение времени.
И хозяин жилища, пребывая в мире Заратустры, спросил его:
"Зачем ты не вмешался в самом начале? Или Заратустра думает, что отобрав у недвижных оружие, он остудит и их пыл?"
"Спроси лучше, зачем я не остановил также и твоё время", - отвечал Заратустра.
"Заратустра, должно быть, хочет показать мне изнанку и дно человека? О, ты жесток", - говорил хозяин.
"Напротив, я покажу тебе, где за изнанкой и дном находится благое намерение", - отвечал Заратустра.
"Благое намерение! Что мне до него - ведь ими вымощена дорога в ад", - говорил хозяин.
"Да, ты прав - когда их топчут", - отвечал Заратустра.
Немало изумившись такому ответу, хозяин попросил: "Расскажи об этом поподробнее".
"Что ж, - отвечал Заратустра, - вот только изменю течение времени".
И он вернул время вспять и убрал со стола рыбу камбалу и сказал хозяину: "Смотри! Сегодня ссоры не будет, но это лишь отсрочка. Не от повода подраться надо бы избавить этих двух, но он незнания, как обойтись без драки".
И видя, что хозяин жилища продолжает его слушать, сказал так:
"Некогда о трёх превращениях духа вёл я речь - о, как это было давно! Ныне знает Заратустра человека, что сразу родился ребёнком - и не единственного. К чему бы ещё этим людям становиться верблюдами и львами? Ведь и дракон лежит не на всяком пути!
Глядя на родившихся детьми, всякий увидит их благие намерения - если только у них существуют намерения!
Но вот, есть некий дух, имеющий на своём пути дракона и ставший стариком. Даже и верблюдом не стал ещё этот дух. Многие зовут его нечистым - я же предпочитаю ребёнком родившийся и пребывающий дух звать невидимым.
Намерения скрыты в духе - да, скрыты, если он способен скрывать. А воистину лишь видимое способно скрывать!
Невидимый дух часто живёт отшельником. Как-то, набредя на хижину отшельника в тайге, журналист попросил того поведать публике о секрете долголетия. "Когда я хочу есть, я ем, когда я хочу спать, я сплю", - вот что ответил отшельник.
Воистину, то был невидимый дух! Ибо вот, публика смотрит на эти его слова и не видит их, и умирая от нервов, вина и болезней, не видит этих слов.
Но что же и кто же сделает всякого из публики прозрачным, чтобы и видимый дух не скрывал своих намерений?
Всякий, кто понял, как дух становится видимым.
Итак, об одном превращении духа веду я речь.
Когда невидимый дух хочет спать - он спит, когда же он хочет есть - он плачет и получает грудь. О, если бы он владел в полной мере телом, которое он есть! - он бы не плакал, но ел. Когда же невидимый дух желает испражниться он делает это в пелёнки.
Истинно говорю, есть в этом невидимом духе знак видимости: желая одного, делает он другое. Ибо пришёл он в мир, а мир есть кривизна пути духа.
Проходит время, и вот, дух встречает новую кривизну и новые запреты. Разве ему разрешат теперь испражняться в пелёнки? Или есть не в урочное время?
Некогда учил я о драконе, на каждой чешуйке которого написано: "Ты должен". Но есть и его предтеча - зверь, на каждой шерстинке коего выведено: "Тебе нельзя!" И обходя этого зверя, и обходя свои "нельзя" стороною, кривыми делает дух пути себе - так он попадает в мир.
Есть ещё старая кривизна - и, говорю вам, она кривится сама собою всё более и более, подобно реке, что на излучине подмывает берег и наращивает кривизну самой излучины.
Итак, кривыми сделались пути невидимому духу - и он, как торнадо или смерч, рождённые из невидимого воздуха, стал телом.
Истинно говорю, все наши "нельзя" и все наши "должен" лежат в теле нашем. Невыполнимый долг стал поводом к сутулости, запретный гнев - к сердечной болезни, иные же долги и запреты создали паршу, астму и нервный тик. Впрочем, правил здесь нет.
Замечаем ли мы тело, когда малы? Нет, ибо дух наш прозрачен и невидим, и пути его прямы. Ведь и стекло становится видимым лишь в силу кривизны, изломов и царапин.
Итак, дух становится видимым, когда искривляет свой путь. Но что есть кривизна?
Прямым кажется нам лезвие меча. Посмотрите на него в микроскоп - оно есть сама кривизна!
Прямой и квадратной кажется нам буква, начинающая этот абзац. Посмотрите на неё в лупу - бумага, принявшая её, ворсиста и шероховата.
Говорю вам: запреты и долги - один из микроскопов и одна из луп наших. Есть и много других.
Но глаз наш устроен так, что не может без лупы - даже в сердцевине своей он есть лупа! Поэтому, говорю вам, никому ещё не удалось отбросить от себя лупу и микроскоп, чтоб не перестать тем самым видеть.
Итак, что же сделает желающий увидеть сквозь дух благие намерения его? Сменит лупу.
Смените лупу, говорю я вам, смените лупу и лупою своей выберите сии слова: "Какое благое намерение стоит за этим поведением?" Тогда дух, виденный вами, станет для вас прозрачен.
Вот, перед вами ворчащая старуха - нет в ней сил бранить людей, и бранит она свои сны и образы. Какое благое намерение стоит за таким поведением? Их даже два: желание справедливости и желание безопасности.
Вот, перед вами бритоголовый, сеющий разруху и хаос в торговых рядах. Какое благое намерение стоит за таким поведением? Говорю вам: он хочет быть дома и знать, что его страна - его дом.
Некогда учил Заратустра о бледном преступнике, что убил он, чтобы убить, а ограбил для оправдания убийства. Ныне говорю вам: не оправдание убийству следует искать, а ту надежду, оправданием которой стремился он сделать убийство. Хотел ли он доказать себе, что не тварь дрожащая? Искал ли свободы от детских кошмаров? Или, быть может, восстанавливал ведомую ему справедливость? Не знаю.
В ком бы ещё и за каким бы поведением хотели вы найти благое намерение? А если и не хотели бы - принять самого неприятного вам не легче ли всего через поиск его благих намерений? Итак, ищите.
Лишь на один вопрос не даёт пока ответа Заратустра - не даёт, ибо прежде, чем задать сам вопрос, следует всякому сделать поиск благого намерения привычным, а обнаружение его - лёгким, как невидимый воздух".
Так говорил Заратустра. И, сказав, записал на листах своих. И, записав, спросил себя: "Не есть ли кривизна и сама лупа?"
О курящих верёвку
Однажды к хозяину жилища, в котором обитал Заратустра, пришёл некто и принёс травы. И хозяин, забив её в папиросу, стал курить её с гостем, предложив также и Заратустре.
Две затяжки сделал Заратустра и сказал слово, и слово его было таково: "Из этого предки мои вили верёвки, чтобы привязывать козлищ".
Весьма удивившись таким словам, хозяин спросил: "Как? Разве твои предки не курили коноплю?"
"Нет, они делали из неё посконные рубахи и пеньковые верёвки. Зачем ты куришь верёвку?" - отвечал Заратустра.
"Чтобы расширить сознание", - сказал хозяин.
Ответил Заратустра: "Один древний бог норманнов тоже хотел расширить сознание. Но не стал он курить пеньковую верёвку - он на ней повесился". И отойдя с того места, достал свои листы и записал:
"Не о наркотиках поведу я речь, ибо "наркэ" по-гречески оцепенение, и что же сковывает цепями? - разве только яд кураре и героин. Речь моя - о галлюциногенах.
Есть ещё немало людей, полагающих, что галлюцинация это бред. О, полагающие и положившие окончательно, если вы научитесь толковать слова хотя бы другими словами! - тогда поднимется и пойдёт и полетит то, что вы полагали. Ибо не то ли означает слово "бред", что некто бредёт и забредает и сворачивает с колеи? Врачи называют это словом "делирий", и "лира" по латыни колея.
О латынь, мёртвая, как язык моих предков, и живая, как постельный клоп, что три года провёл бугорком под слоем краски на стене - и вылупился! Ты питаешься кровью языков. Ещё сравню тебя с коноплёй, что вырвали с корнем, высушили, сожгли и вдохнули в себя дым её и выкурили.
Кто из живущих ныне помнит, что галлюцинация - а точнее, аллюцинация - по латыни освещение, озарение и даже осенение счастьем? Впрочем, никого ещё не осенило счастьем знание латыни.