Алиев Тамерлан Магомедович : другие произведения.

Конкурс памяти Бнс: Заплатки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор произведений жюрейского списка конкурса памяти Бориса Натановича Стругацкого

  Удивительное дело - авторы разные, а писал будто один человек. Хорошая, значит, стилизация.
  
  И с точки зрения литературы все очень неплохо (плюс-минус, конечно). У всех, причем. Даже неудобно кому-то единицу ставить, а кому-то - десятку. Будь правила посвободнее, я бы уложился в пределах от 7 до 9. Но придется выполнять. На всякий случай, товарищи-коллеги, учтите: если у вас стоит единица от меня, то на самом деле это семерка.
  
  Претензий собственно всего две. И обе - опять-таки ко всем авторам.
  
  Первая - читать было скучновато. У Стругацких, что бы я не брал в руки, какие бы вопросы мироздания не стояли за текстом, чтение всегда было увлекательным. А здесь я порой ловил себя на мысли, что задумываюсь о чем-то постороннем. Кстати, и перечитывать рассказы мне пришлось трижды.
  
  И второе. Ощущение, что авторы (и их несколько) словно нарочно выискивали наиболее туманные места из текстов Стругацких и пытались их растолковать. Иначе говоря, накладывали своеобразные заплатки на полотна классиков, хотя, по большому счету, никаких прорех там и не было. Убери заплатку и ничего не изменится, а сама она превратится в тряпку неясного предназначения. В общем, не хватило мне в текстах самостоятельности. Не жить им своей жизнью ни минуты.
  
  Но чуть более подробно о каждом. Ни сюжет с фабулой, ни композицию со стилизацией оценивать не буду. Как уже сказал выше, у всех все очень неплохо. Поговорим о смыслах.
  
  Точка бифуркации
  Политические интриги в полуальтернативной истории это всегда интересно. Даже в мире Полдня. Да и мир цельным получился, хотя я вовсе не фанат коммунистического будущего.
  
  Перед тем как захлопнется дверь
  Эмоциональное сопереживание случилось. Через отождествление с персонажем. Чертовски сложно нести подобную ответственность и соответствовать чужим ожиданиям - особенно, когда все ждут от тебя каких-то и подчас серьезных поступков, невольно принимая за человека, которым ты не являешься. Но вот зачем все это действо Вы поместили в виртуальный мир, а, автор?!
  
  Копыто смерти
  Какая верная деталь - эта дурацкая и обязательная глобальность "прогрессорства", это желание осчастливить одним махом все человечество, но нежелание, неумение и даже непонимание того, как делать счастливым (да что там счастливым, хотя бы не несчастным) отдельного человека. Хотя антураж у рассказа и ООшный, но поднятый вопрос скорее ТББ-шный. Мне нравится рассказ, обличающий такое гнусное явление как "прогрессорство".
  
  Беспокойная улитка
  Вначале я сильно обрадовался. Кандид, Лес - это же здорово. Люблю УнС. Но тут в рассказ пришел Горбовский и все испортил. Вместо забавного и остросоциального многоголосья персонажей УнС началось таинственное мудрствование а-ля Камил. Оно, конечно, тоже ничего, но мне больше хотелось классики и меньше межкнижного микса. Впрочем, это ничего не значит для оценки рассказа. Главное, что вывод хорош.
  
  Синица в небе
  К сожалению, первоисточник мной был забыт напрочь. Пришлось перечитать. Впрочем, смысл рассказа (помимо того, чтобы быть заплатой на оригинальном тексте АБС) был и так ясен - опасения создателя франкенштейна. Что ж, опасения могут быть оправданы.
  
  Еще восемь веков
  Из всех мыслей, возникших во время прочтения рассказа, я выделил одну и стал ее думать. Меня зацепила этическая сторона рассказа - может ли человек брать ответственность за других, ничего не подозревающих людей? Автор достаточно лихо ответил, что - да, может. Ну что ж, поверим.
  
  Солнечный город
  Этот текст я перечитывал раз пять. Пытался уловить детали. Хотя дилемма и так ясна. Для меня она была следующей: готов ли я расстаться со своим ребенком ради его будущего и лишить и его, и себя нашей общей семьи, или же оставил бы его при себе, но лишил будущего в мире людей с суперспособностями? Возможно, автор ничего такого и не хотел сказать, однако я услышал это. И это заставило меня думать. Хотя и недолго - поскольку такой дилеммы передо мной в реальности не стоит :))
  
  Пятая безымянная
  Перечитывал пять раз. Отмычка сразу ко всем мирам АБС. Универсальное объяснение всему происходящему - ничего не существует и в то же время все существует, все это порождение одного разума, мир воображен только им и в то же время он сам существует внутри этого мира.
  Ну что ж, знаю немало людей, которые любят такие тексты.
  
  Значит, я уже здесь
  Перечитывал шесть раз. Снова объяснение сразу к нескольким мирам Стругацких. Не такое всеобъемлющее, как в "Пятой безымянной", но четыре (кажется) мира охватить удалось. Все хорошо, но вот если бы хотя бы со второго прочтения удавалось разобраться...
  
  Ковчег-3
  Помнится мне, что Киплинг историю Маугли прервал на начальном этапе его взросления. Типа, а потом Маугли вырос, в его жизни появилась женщина, но это уже совсем другая история. Так вот и здесь. История про уже другого Малыша: не то, чтобы написанная, но проанонсированная чуть более развернуто, нежели у Киплинга.
  
  Прямоугольник Щекна
  Игра-угадайка из миров, цитат и образов. Дом, который построил Автор. В данном случае, не просто дом, а мир миров. И вот Автор ходит из одной квартиры-мира в другую и общается с хозяевами. Разговаривает с ними. Потом прощается и уходит. А читатель угадывает - а это откуда, а так кто сказал?
  
  Ни слез, ни пламенных страстей
  Странно. Исходя из описания, героя явный такой фаталист и вообще лермонтовский герой. Собственно, его поведение уже в названии прописано. Ну и по тексту все так же идет - герой вроде бы страдает, переживает за смерть других, но при этом подчеркнуто равнодушен. Никакого сочувствия, морального сопереживания не возникает. Однако ж герой все равно идет на смерть, спасает других. Отчего так? В него заложена некая этическая программа? Он киборг, как и Камилл? Загадка. И, что парадоксально, мне эта загадка понравилась. Хотя есть ощущение, что автор имел в виду совсем другое.
  
  Седьмое число, шестой месяц, семьдесят седьмой год
  Еще одно объяснение-предположение, что и как устроено в одном из миров АБС. Только менее универсальное. Сразу не обратил внимания на имена авторов, думаю - как же похож этот рассказ на "Значит, я уже здесь". Глянул на имена: а автор-то оттуда и здесь приложил руку. Ну что ж, для прикладных исследователей миров АБС такие тексты - отличное подспорье.
  
  
  Оценки проставлю пока предварительные (потому их и не сообщаю) - чтобы можно было вывесить обзор и, надеюсь, получить ответы от авторов - правильно ли я их понял.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"