Проливать свет на Солженицына - занятие для пауков смелых. Солженицын такую тень отбросит - придавит ей одною.
Напомню, что неблагодарное это дело затеял Набоков. В своих лекциях он не скрывал, что страстно желает развенчать Достоевского. Развенчал? Нет, но пнул. И это Набоков, - с его талантом вплетать узоры ассоциаций в ткань слов. С его аристократизмом, умом, чутьем, тактом; с его тонкостью, юмором, талантом и - компроматом из крепости, доставшемся от деда-вертухая. Это, повторяю, Набоков, у которого - ДАР.
И где Достоевский и где Набоков? Оба в литературе довольно высоко, а между собой? "Карамазовы" - и "Пнин".
Но Набоков, меж тем, сделал много для продвижения на Западе Пушкина и Гоголя, почти неизвестных там и не понятых. Так что финт с Достоевским считаем за пошлое жеманство ("рыгнуть и попросить прощения") - мол, пишу я лучше, а читают его; надо бы развенчать.
А пауки Солженицына-то что? Подошел мальчик к зенитному прожектору, фонариком посветил: "врут, не горит совсем, голый король-то". (А ну, если включится? Останется хоть тень-то?) Король, между прочим, в своем праве. В облачении или нет - он король. Вот этого-то и не понимал детсадовский пень-пнем, и вот потому молчали взрослые голодранцы вокруг.
Так разоблачали датского короля. А уж как разоблачали датского принца - пришлось разыгрывать сумасшествие. "Крэйзи рашен" гамлета винят в том, что он "советскую комедию ломал". Осуждают "самого", но не обсуждают поставленные им фундаментальные вопросы. Доморощенные голодранцы так со всеми - стало модно раздевать. Особенно тех, кто не может ответить по причине естественной убыли. А что от русской культуры, провернутой через советскую мясорубку, осталось такого, что известно в мире? Не много накопится брендов: Ленин, Гагарин, Станиславский, возможно, Жуков. (Мог быть Королев, да засекретили, а умер - "поезд ушел". До Луны.) И - тот самый ненавидимый фрик Солженицын. Единственный из русской литературы советского века. Литературы, вообще славившейся не просто постановкой трагических вопросов, а трагизмом судеб.
Ну, когда Ленина развинчивают ("закопать", "сломать"), это еще понять можно (хотя, чего там, сто лет прошло). Жуков - "людей снопами под танки бросал". А потом Гагарин закувыркался по орбите: "Сунули чудака в консервную банку и пнули". Солженицын тоже не угодил. Тогда вопрос, а кто угодил-то? Такие есть?
А в чем смысл трудодней разоблачалкиных?
Пауки говорят, что шукают до правды. Но шуршат всегда так: "Советская военщина довела художника до самоубийства".
Если правду освещать с одной стороны, всегда будет тень.
Половина правды - ВСЕГДА ложь.
Таких книг, как у Солженицына в 20 веке мало. Во всем мире мало; пересчитать - паучьих ног много. А уж перечитать - многих ли перечитывают-то? Задам вопрос шире: а многие ли писатели 20 века вообще пережили свои книги? Обычно наоборот: иной писатель еще жив, еще ножками дрыгаетет (8-ю), а книги его уже забыты. А для любой национальной культуры такой Солженицын, со всеми чудачествами - подарок. Хемингуэй в квадрате. Народный герой. Че. Таких культивируют, превозносят, изучают. Таких любят. Они - на майках.
Англичане, неимением сильной национальной литературы сделали культ из перекрашенных ирландцев; а уж собственных третьестепенных конандойлов вниз головой готовы закопать, лишь бы прославить "старую, добрую". Вложились в музей персонажа, в общем, комиксов. Нет, не свидригайловская метафизическая шарашка с пауками, где обитает вечность. А культурная комнатка, наглядная лупа, воск. "Два на доллар, мистер".
Взять Голдинга, соседа Солженицына по избе, где дали градус (с юморком: им "лже", а своё-то "золото"). Тянули за уши так, что надорвался. Но натянули. На самый шпиль. А он вообще не знал, чего писать. Как оправдать доверие. Запил. Вложиться-ить можно по-разному. А Солженицын на девятом десятке писал, как на пятом. Спорить о его литературе можно. Но с теми, кто о литературе.
Англичане: "Был у вас один Солженицын. Да, это мы вам его включили. Но посмотрели: много вам. Выключайте". И покатились радостно тени с горы. До пенька по адресу: Шарашка Советская, дом Швондера. Шариковым.
"Великие люди говорят об идеях, средние о вещах, мелочные о других людях". Солженицын предлагал обсуждать идеи. А обсуждают его.