Алкар Дмитрий : другие произведения.

Судьба Благой Веры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Научно-публицистическая работа/эссе о зороастризме. Интеллектуальная собственность, между прочим, т.к. сошло давным-давно за цельную курсовую работу:-) Старое, но добротное, как мне кажется, произведение.

  Содержание:
  
  
  
  
  1. Введение.
  
  2. Основной раздел:
  
  2.1. Зарождение зороастризма.
  2.1.1. Заратуштра.
  2.1.2. Маги.
  2.1.3. Иранский суперэтнос.
  
  2.2. Структура религии. Культовая основа. Космогония.
  
  2.3. Судьба зороастризма до наших дней.
  2.3.1. Зороастризм до арабского завоевания.
  2.3.2. Зороастризм в средние века - иранский зороастризм.
  2.3.3. Зороастризм в средние века - индийский парсизм.
  2.3.4. Зороастризм в наши дни. Парсизм.
  
  3. Заключение.
  
  4. Список использованной литературы.
  
   Глядясь в зеркала Бездны - знай - однажды ты увидишь там собственные глаза.
  
  Введение.
  
  Данная работа посвящена зороастризму, великой религии прошлого и живой религии настоящего. Какое ее ждет будущее? Попробую заглянуть в это в заключении данного текста.
  Цель данной курсовой работы - рассмотреть историю генезиса зороастризма, его развитие, перипетии существования и его нынешнее состояние. Т.к. его нынешнее состояние полностью покажет его историческую суть. Также, необходимо подробно рассмотреть правовые, экономические, политические и прочие непосредственно исторические вопросы существования зороастризма в Иране, Индии и Византийской Империи. Помимо прочего, в данной работе будет проявлен исторический подход ("наблюдать историю не в преломлении нынешнего дня, а такой, какой она была тогда, без скидок на моральные, этические, экономические и прочие реалии нынешнего дня"). В ней будет уделено особое внимание психофизическим вопросам развития и существования зороастризма, т.к. нынешняя наука уже ушла от перекосов как советского марксистско-ленинского материализма, так и уходит уже и от западных образцов рационалистической либеральной научной мысли, коренящейся во временах Просвещения и неприкрытого европоцентризма, который так же совершенно неприемлем в серьезной работе, не соответствуя принципам историзма. Действительно, довольно глупо судить об Иране или Заратуштре с позиций рационалистически мыслящего европейца, уверенного в закономерности развития в его плоскости. В таком случае будет полностью потеряна суть происходящего и останутся лишь голые факты и извращенная (в худшем случае), либо просто неверная трактовка происходившего (и происходящего!), т.к. люди того времени и судили и принимали решения по другим причинам, нежели таковые бы принял современный европеец западного образца.
  К тому же, люди разных рас отличаются друг от друга значительно сильнее, нежели считалось ранее. Это ни в коей мере не подтверждение расизма, но лишь указание на то, что разные суперэтнические структуры по разному воспринимают мир даже из-за своих генетических особенностей.
  Поэтому большая часть принятых ныне суждений о разных культурах и религиях не выходит за рамки рассуждений о их "варварстве", "отсталости", "определенной общественной формации" в европейской научной и общественной среде. Либо - "гяурах" или "гэйджинах" в мусульманских странах или Японии.
  Автор данной работы также придерживается определенных взглядов, но тут будет проведен анализ именно с позиций объективного историзма с учетом всего вышесказанного. Стоит также выяснить следующий вопрос при рассмотрении самое религиозных вопросов и культовых моментов: если мы уходим от позиций голого рационалистского подхода, то к чему мы приходим? Начало более объективному подходу положил еще Карл Густав Юнг (работа об "архетипах"). С него пошли разработки официальной трансцендентной психологии и психологии пограничных областей. После начавшегося кризиса "машинного века", в конце двадцатого века вновь произошел всплеск интереса к психофизическим состояниям тела и мозга, что постепенно в данный момент находит себе отражение в серьезных работ психологов, а также религиоведов и смежных специальностей. Всерьез рассматриваются "расширенные состояния сознания" и пр. В отличие от теософов и мистиков прошлого, которые увязали в дебрях оккультизма, данные ученые основываются и пользуются обширным научным материалом, используют научные методы. Хоть это звучит смело, но, возможно, скоро данная область станет окончательно признанной и займет свое место не только в науке, но и в жизни. Т.к. симбиоз сознательного и чувственного, психофизических практик и технического рывка - возможно и есть выход для человечества из общего кризиса "железного века индустрии". Потому что альтернатива этому - подробно рассмотрена футурологами и не сулит современной рационалистской цивилизации ничего хорошего.
  В качестве материала одного из таких религиоведов можно привести современного русского автора Торчинова Е.А. научно, но без отживающего подхода рассматривающего различные религии древности и наших дней, уделяя особое внимание как Ближнему, так и Дальнему Востоку.
  Относительно же исторического подхода хочу сказать следующее: западная мысль (как марксистская, так и либеральная) все проблемы и вопросы истории других суперэтносов строит по своей модели, сводя все либо к проблеме прав на средства производства, либо к товарно-денежным отношениям. Но! Настоящий историзм в том и заключается, что в том, в чем современный человек видит проблему или антагонизм, древний иранец его мог не только не видеть (в силу своей "отсталости", либо чего-то еще), но и объективно не иметь данный вопрос проблемой. Его для него просто не существовало. Зато в других вопросах, которые современный мир отметает и просто не замечает, для того же древнего парса крылось важное антагонистическое противоречие, разрешение которого могло быть вопросом существования всего его мира, государства... жизни и чего-то более важного чем она.
  К примеру, в вопросах культа, внутренних противоречиях, современные исследователи любят подчеркивать только вопросы "более отсталых и более развитых течений религии", "борьбы между знатью и жречеством", и "развития религии с развитием империи". Но древний и средневековый перс видел (даже самый образованный!) здесь не все это. Он видел борьбу Спента-Манью и Анхри-Манью, необходимость просвещения (!!) власть имущих и совершенствование духовных (психофизических) практик со временем для уточнения своей веры, которая объясняла все, но и задавала новые вопросы, требовавшие укрепления в Истине...
  И самое главное - перс не просто в силу пребывания на более низшей ступени развития по сравнению с современным человеком не видел этой проблемы, но на самом деле все же стоял перед ней. Ее действительно не было в этой культуре и этом суперэтносе. Зато стояли многие другие проблемы. А одинаковые, привычные для современного европейца проблемы стояли совсем под другим углом зрения. Или немного другим. Или почти таким же, но все равно своим.
  Для того чтобы подвести черту под вступительной частью хочу процитировать следующую фразу:
  "Однако возможно возражение, что принятие цивилизационного принципа разрушает единство человечества, дробит единый род людской на отдельные несводимые по своим основаниям друг к другу цивилизации и культуры. Однако на самом деле цивилизационный подход лишь кладет конец европоцентризму, в ночи которого все коровы черны [...], а именно телеологизму, предполагающему, что все человечество (кто быстрее, а кто медленнее) стройными рядами марширует по направлению к единой цели - светлому коммунистическому завтра или к раю либерального конца истории по Фукуяме."
  Поэтому в данной работе в качестве полемики я не раз буду упомянуть хрестоматийный, "общепринятый", учебник для вузов Васильева, который как раз и неоднократно подчеркивает как достижение своего подхода то, что он "отринул тенета марксистско-ленинской догмы и [...] пришел к единственно верному подходу", выраженному в западной либералистско-рационалистской модели.
  Засим переходим к основной части работы.
   Часть первая.
  Зарождение зороастризма. Структура религии. Культовая основа. Космогония.
  
  Вопрос что такое религия как таковая излишне широк и выходит за рамки данной работы, поэтому я перейду сразу к рассматриваемой религиозной системе.
  Появление и развитие зороастризма неразрывно связано с тремя составляющими. Это:
  Личность Заратуштры.
  Маги.
  Иранский супеэтнос как таковой.
  
  Рассмотрим каждую составляющую в отдельности.
  
  Љ 1. Заратуштра.
  
  Личность Заратуштры загадочна. О нем известно очень много... Но по сути - ничего. Несомненно, что он был исторической личностью. И эта личность перевернула религиозную картину мира не только среди иранского мира, дав начало зороастризму, но и, встретившись с иудаизмом, дало начало, в том числе, и христианству...
  Дата рождения пророка по канонической версии - около 580 года до н.э.
  Однако существует еще много вариантов. Некоторые относят эту дату вообще к рубежу 1-го и 2-го тысячелетий до н.э. Другие сдвигают ближе к нашему времени до пятого-шестого веков до н.э. В любом случае, пророк родился, по-видимому, даже раньше другой не менее известной на Востоке личности - принца Гаутамы.
  По преданию он родился на берегу реки Дареджа, сатрапии Атропатакана. Исследователи сходятся в одном - он родился где-то на севере Ирана, либо на территории Средней Азии.
  Сначала я рассмотрю его биографию, после чего необходимо будет в данной работе описать его роль в истории и особенности его личности, все то, что сделало его проповедь - мировой религией древности. Также, все необходимые религиоведческие и понятийные комментарии будут даны после изложения краткой биографии, чтобы не "испортить" ее дроблением.
  Заратустра родился в правление священного царя Кави Арватаспы. Его человеческим отцом был Порушаспа, сын Падирагтараспы. Порушаспа полюбил прекрасную Дукхду. Они сыграли свадьбу. Следует сказать, что Порушаспа был заотаром - могущественным жрецом-заклинателем. Т.к. Заратуштра был больше чем просто человеком, то его бессмертный дух был рожден не просто так. Он перешел в тела его земных родителей особым способом, заключавшимся в том, что его высшая суть перешла в хаому, появившуюся на дереве в саду молодоженов, и молоко не отелившихся коров из стада. После того как Порушаспа смешал сии ингридиенты, это было выпито им вместе с женой и, таким образом, дух Заратустры прошел в тела его земных родителей. Тогда же супруги соединились в первый раз, и тогда же был зачат Заратуштра. Дэвы всеми силами пытались помешать рождению пророка. Они пробовали действовать на разум родительницы. Вмешивались в погоду, насылая ветры на селение. Но ничто не помогло, ибо на стороне будущего пророка был Спента-Манью и все светлые ахуры (не говоря уж о благословлении Ахура-Мазды).
  В ночь рождения Заратуштры Анхра-Манью послал Ака-Ману, Злого Умысла, дабы вошел он в тело Заратуштры и совратил его на сторону дэвов и тьмы. Но Спента-Манью отравил к рождающемуся пророку его аналог - Добрый помысел, который обманул Злого Умысла и первым вошел в тело и разум родившегося на свете Заратустры.
  Кода Добрый помысел вошел в сознание Заратуштры, его личность полностью оформилась и, вместо слез, его первым звуком был смех, который означал, что он сознавал уже тогда свою праведность и бессмертие; вместо плача, означающего предчувствие смерти.
  Тут же он произнес свои первые слова, которые были первой и лавной молитвой будущих зороастрийцев:
  Как Владыка (Ахуна) желанный,
  Как Судия (Рату) желанный,
  Давший через Суждение (Арту)
  Деяние Благое и Власть,
  Ради Властелина Мысли (Мазды) (я) -
  Пастырь смиренных бедняков.
  
  Присутствовавший при родах Порушаспа и семь карапанов не поняли смысла молитвы, но были сражены мудростью и светлостью появившегося на Земле младенца. Эти семь черных магов неоднократно пытались убить Заратустру в младенчестве, но с божественной помощью светлых духов ему удалось избегнуть гибели и опозоренные карапаны бежали из села на семь лет.
  Спустя семь лет черные маги вернулись в село и пришли в дом мальчика, где их радушно встретил его отец. Старший из магов попытался убить Заратуштру в колдовском поединке взглядов, но проиграл и бежал из поселения снова, только в этот раз он погиб оттого, что кобыла под ним понесла. Также умерли и все его потомки. С этого момента Заратуштра начал свою проповедь, рассказав своему отцу о почитании истинного бога.
  При достижении зрелости (совершеннолетия) он выбрал себе белый пояс и стал светлым магом - "сочинителем мантр". Когда же ему исполнилось двадцать, он покинул дом отца и матери и ушел в странствия, чтобы познать окружающий мир и найти праведных.
  В тридцать лет Заратуштре открылась истина, и он стал пророком. В тот день на берегу реки, где молодой пророк искал хаому для зелья, он повстречал Доброго Помысла и имел с ним беседу.
  
  Мазда, желанье каждого, кто во мгле
  зла не плутает, можешь исполнить ты.
  Дай же мне силы, юности, красоты!
  Арту постичь Армайти поможет мне.
  
  Дай мне богатство, что заслужил трудом,
  жизнь, что идет во благо, рождает свет.
  Ибо ты за добро воздашь добром;
  злом же - за зло: тебя справедливей - нет.
  
  Так вопрошал ты: "Кто ты? И чем ты жив?"
  Так отвечал я: "К Правде тропа моя.
  Я - Заратуштра, истинный недруг Лжи.
  Святости полон, славлю Ахуру я!"
  
  Ты вопрошал: "К кому устремлен твой дух?"
  Я отвечал: "Покорна душа моя
  Арте, когда огню поклоняюсь. Слух -
  Слову Ахуры, праведный судия!"
  
  Дай же постичь мне речи твои. В борьбе -
  Силою Хшатры, Арты мне помоги,
  ибо восстану с преданными тебе, -
  и да поникнут веры твоей враги!
  (В данном стихотворении курсив - мой, для выделения отличительных моментов.)
  
  На собрании Бессмертных Ахуров Властелин Мысли сам лично открыл истину Заратуштре, после чего он действительно стал пророком и следовать своему предназначению и судьбе осознанно, ибо многое открылось молодому еще человеку.
  Святые Бессмертные торжественно произвели таинство посвящения Заратуштры, подвергнув его трем ритуальным испытаниям: огнем, расплавленным металлом и острым железом. Как они ему поведали их могли выдержать теперь лишь последователи истинной веры, и ни один из поклонников дэвов сделать сие бы не смог и не сможет.
  Десять лет потом Заратустра вел проповедь в своей родной области, но лишь десять лет спустя он обзавелся первым последователем. Но все равно его проповеди не внимали люди. В результате, его предали и изгнали из родной земли и вопросил тогда пророк Ахура-Мазду, что же делать. И был явлен ему ответ и добавлено, что "нет пророка в своем отечестве".
  Заратустра отправился по совету Ахура-Мазды во владения одного из многих персидских царей в область Варкану, но и там его подвергали гонениям. Отовсюду его гнали карапаны и их приспешники. Только малые мира сего внимали словам его.
  Пока же Заратустра странствовал, арийские военачальники приступили к завоеванию мира, вел их царь Куруш (Кир Великий). Сначала он захватил Бабируш (Вавилон), установив почитание также и вавилонийских дэвов.
  Тем временем пророк прибыл наконец в Хорасан, в царство Кави Виташспы, где нашел себе благодарных слушателей при дворе. Он начал там свою проповедь и испугавшиеся маги стали строить против него козни, но пророк расстроил их замыслы и обратил в свою веру царя и двор. С этого момента вера его начала распространяться быстро, неся поддержку царю в его войнах с окружающими арийскими вождями.
  Свои проповеди, ритуалы, наставления и поучения пророк записывал золотыми чернилами в специальной книге, ставшей сводом высочайшей мудрости. В ней же он оставил ряд пророчеств о будущем, как-то предсказал появление Александра Македонского и пришествие спасителя.
  В личное же владение Заратуштры был отдан город наиболее верных - Вара, город основанный самим прародителем человеческого рода Йимой.
  Пророк женился дважды и породнился с царем этой области. Все жены и дети Заратустры были его верными последователями и помощниками.
  Царство Виштаспы было вассалом образующегося великого царства Куруша (Кира). Войско его выступило против кочевников-иранцев и было разбито, а сам он погиб. Таким образом, царем всего Ирана стал Камбужия (Камбиз). Царь Царей разгромил и присоединил к арийскому царству Египет (страна Мудрайа).
  Из Египта в плен увели Пифагора, который встретился с пророком и имел с ним долгие беседы. Заратуштра поведал ему свое учение и Пифагор стал верным его последователем. Когда он вернулся в Элладу, то пытался его проповедовать диким эллинам, но не смогли те понять его рассказ об истинной вере. Пифагор больше никогда не приносил кровавых жертв, используя лозунг - "кровью богов не чтить!", заменив их на растительные дары высшим силам.
  Когда же страну персов постигла смута и черный маг на полгода захватил престол царя царей, пророк начал вразумлять людей. В результате царем царей стал Дараявахуша (Дарий), сын Виштаспы, последователь Заратуштры. Объединив вновь страну ариев, он ввел почитание его веры по всем своим владениям, т.к. именно милостью Ахура-Мазды ему удалось совершить все это. Его отец продолжил править родной областью, вместе с другими своими детьми, которые были убиты во время сражения с дэвопоклонниками.
  Сам Заратуштра нашел свою смерть в возрасте семидесяти семи лет от руки черного мага Рвахша Тура. Впрочем, убийца его не пережил, умерев над его телом в тот же миг, как и было предсказано...
  
  Љ2 Маги.
  
  Маги изначально являлись одним из многочисленных ираноязычных племен на территории нынешней Персии. История его достаточно не изучена и покрыта слоем легендарности. Но достаточно известно, что практически весь период своего существования они занимались волховским ремеслом и были профессиональными жрецами. Высшей кастой у них считались жрецы, постигавшие основы тайн знания слова. Именно они принимали все достаточно важные решения.
  Достаточно быстро маги стали всеиранской корпорацией волхвов и жрецов, оказывавших эти услуги всему ближневосточному миру. И не только иранцам. Вообще весь Ближний и Средний Восток пользовались их силами и способностями. Их окружил ореол уважения и страха всего цивилизованного на тот момент мира. Как мы помним, тогда Европа еще была прибежищем варваров и единственным светочем культуры была микенская цивилизация, преемница минойской, которая по сути своей была типично восточной и не несла никаких черт т.н. европейской.
  Собственно, они составили конкуренцию местным жреческим корпорациям на многих территориях. В землях Элама и Вавилонии, издревле известных своим жреческим искусством, они также заняли довольно серьезные позиции. Само современное слово "маг", означающее человека сведущего в другой науке произошло (и является им) от названия этого племени, быстро ставшего некоей трансплеменной и даже транснациональной корпорацией жрецов.
  Естественно, эта организация оказывала сильнейшее влияние на формирование иранского государства. Именно оно, в том числе, было заинтересовано в объединении ираноязычных образований в целостное государство, что облегчило бы проведение в жизнь их интересов, структурировало бы их духовную - и не только - власть над иранскими землями.
  Когда иранский мир (оседлый) был наконец структурирован в государство, большая (если не бОльшая) заслуга в этом была у магов (пожалуй, редкий случай когда маги смогли что-то сделать в государственном плане). Они стали уже не племенем, а скорее подобием касты государственных служащих, обладающих монополией на жреческий культ и оказание соответствующих услуг населению. Они завладели определенным объемом власти. Вообще, всю историю иранского государства жрецы обладали огромными властными ресурсами. Эта традиция не прерывалась ни при Ахеменидах, ни при Аршакидах, ни при Сасанидах. И, как ни странно, а точнее - закономерно - и при мусульманских правителях. До сих времен аятоллы имеют определяющее влияние на иранскую политику в частности и жизнь вообще. Это иранская Традиция, которая, как и всякая Традиция, не определяется формальной религией страны.
  Конечно, корпорация магов не была связана какими-либо общественными моральными и этическими нормами. Она действовала исключительно в своих интересах, не гнушаясь ничем. Они захватывали огромное количество материальных благ, погрязнув в роскоши, опираясь на появляющуюся государственную машину, свой авторитет и свои силы. Они же использовали любые методы, принося кровавые жертвы и совершая оргии. Все ради власти с помощью недоступных простым людям сил любого рода. Это и привело их к падению в их бывшем на тот момент виде.
  Потому что появился Заратуштра...
  После его реформ маги окончательно стали государственными служащими, встроились в систему. Они перестали быть зарвавшейся кастой, удовлетворяющей только свои интересы. Он сделал с ними именно то, что было сказано по этому поводу в учебниках обычного подхода. Он сделал их нормальной частою государства. Конечно же, не он лично, но его учение сделало их органичной опорой государства. Они стали механизмом, который сформировал из них настоящую часть госаппарата, при этом сохранив их положение, закрытость и силу. Оставив им страх и почет (что, в принципе, чрезвычайно полезно для государства).
  Высший жрец государства - мобад-мобаден - всегда был вторым лицом государства и был им заслужено, действительно обладая огромной властью. Вообще силу жреческого сословия прекрасно подтверждает пример с захватом карапаном власти над всей Персией на полгода во время жизни Заратуштры (по канонической легенде это относилось к периоду его проповеди).
  Учение Заратуштры заставило магов отречься от кровавых оргий и того, что стало называться черной магией - владением черным словом. Оно заставило их принять и служить новой морали. Морали, провозглашающей победу добра и справедливости, а также необходимости работы над этой целью.
  Позже, именно этот момент заставил магов в будущем изменить и перетолковать это учение на зерваним и позже чистый дуализм. Лишь в восемнадцатом веке зороастрийцы вернулись к изначальному толкованию своей веры.
  
  Љ3 Иранский мир.
  
  Иранский суперэтнос тогда делился на две большие категории: оседлую и кочевую. Они часто враждовали, но, в то же время, принадлежали одной культуре. Кочевники подчинялись различным племенным вождям. Оседлые иранцы подчинялись царям, которые управляли своими родными областями, в то время как верховная власть над всеми иранскими правителями постепенно переходила царям царей персов. Процесс этот был не быстрым и еще долго, практически до воцарения династии Сасанидов, местные цари-сатрапы обладали значительной автономии и связывались только общностью интересов иранского мира и личной волей царя царей.
  Север ираноязычных народов и народностей простирался до северно-черноморских степей и севера Казахстана (т.н. "степной коридор"). На юг иранский мир обрывался на персидском заливе и побережье Индийского Океана. На востоке он переходил в родственные хиндустанские арийские народы. На западе прерывался до границ современного Ирака - до семитской Вавилонии. Т.е. ираноязычные народы занимали обширнейшие земли.
  Иранцы были ариями, пришедшими с севера, с земель где видно полярное сияние. Обычно, их родиной считаются Уральские хребет и Приуралье. Там был найден древний город Аркаим, о котором столько написано и сказано. С севера они направились на юг, пройдя пустыни и степи, и осели на землях Ближнего и Среднего Востока, а также полуострове Индустан, разделившись на западную и восточную (индоарийскую) ветви.
  На территориях, в которые они переселились они не создали единого государства, а распались множеством царств и территорий. Западных иранцев постепенно начал объединять трон царя царей. В Индии процесс объединения также не был легким и никогда не был решен потомками Ариев и автохтонов. Лишь в двадцатом веке, после падения колониального правления, Индия освободилась единым государством, которое даже сейчас разрывается на части сепаратизмом, и останется ли она цельным государством в наступившем столетии - неизвестно...
  У иранцев этот процесс шел гораздо быстрее и результативнее. Уже при Аршакидах иранцы были сплочены в цельное государство, а Сасаниды создали его централизованным и действительно единым. Традиция сильного государства, характерная для иранцев, сохранилась и существует до сих пор. И, несмотря на то, что государство часто погружается в смуту и анархию, каждый раз оно выныривает целым и обновившимся, возвращая свои исконные земли, утерянные в смутные годы под натиском захватчиков. Это одна из основных черт оседлого иранского мира, характерная своей цикличностью - от нескольких десятков лет разлада и постановки самого вопроса - быть или не быть иранской государственности, до чуть ли не самого централизованного государства мира на сотни лет.
  Еще одной чертой иранцев является сильнейшая власть жречества, которое традиционно обладает большой властью и использует ее в своих интересах. Как пример можно привести даже современный Иран, где правят муллы. Пусть сменилась вера большинства иранцев, но их Традиция продолжает жить, пусть даже называясь шиитской ветвью ислама.
  Персы являлись и являются индоевропейцами. В наше время, в результате смешения с семитами, они слегка изменились, но остаются индоевропейцами и используют в общении персидский, а не арабский, как, например, египтяне.
  Персы подарили в то время миру множество полезных изобретений. Например, изобретение стремян некоторые приписывают именно скифским племенам.
  В религиозном плане иранские племена были язычниками, до того как появилась на свет религиозная доктрина Заратуштры, которая быстро завоевала господствующие позиции в иранском мире и существует до сих пор. Зороастризм можно назвать одним из величайших изобретений, серьезнейшим образом повлиявшим на дальнейшее развитие человечества и философской мысли. Но о нем - отдельно.
  
  Структура религии. Культовая основа. Космогония.
  
  
  Зороастризм как учение об устройстве мира чрезвычайно интересен. Следует сказать, что в формально известной истории он был первой космогонической системой такого рода. Если, конечно, не брать теорию прамонотеизма, но сейчас мы оставим ее за скобками.
  Так о чем говорил Заратуштра? И далее - важный момент. Как известно, зороастризм как учение не стоял на месте, и все время развивался, эволюционировал. Поэтому можно выделить несколько этапов его истории, но общее космогоническое начало все же серьезных изменений не претерпевало. Поэтому рассмотрим его космогонию в развитии.
  Учение Заратуштры гласит, что мир сотворен Ахура-Маздой. Это зороастрийский вариант Бога-Отца, создателя сущего. Его воплощением в мире является Спента-Манью - Дух Благой. И одновременно существует и злое начало - Анхра-Манью. Темный Творец. Равный Спента-Манью, но ниже чем Ахура-Мазда. Главное отличие здесь от чистого монотеизма, что Анхра-Манью обладает свободой воли, действует самостоятельно, умеет творить, но обречен на конечное поражение, т.к., если он еще может одолеть равного ему Спента-Манью, то постичь замысел Ахура-Мазды он не в состоянии.
  Таким образом, мир состоит из борьбы двух могущественнейших Духов. Т.к., в полном соответствии с классическим видением мира, он трехчастен. Нижний Мир, Срединный Мир, Горний Мир. Только в зороастризме он переформатирован.
  В мире идет вечная борьба Спента-Манью и Анхра-Манью. Сам Ахура-Мазда не участвует в битве, но наблюдает и благосклонен к Спента-Манью и силам света. И в результате его непостижимой воли борьба закончится победой добра. Самое интересное, что Анхра-Манью этого не знает и ведет борьбу по честному, рассчитывая на окончательную победу (отличительная черта от более позднего христианства).
  Анхра-Манью есть творец для сонма подчиняющихся ему дэвов. Верховные дэвы имеют говорящие имена - Айшма (Ярость), Асто Видоту (Смерть), Бушьяста (Резня), Друдж (Ложь), Индар (Марс), Насу (Гниение), Тишн (Жажда неутолимая), Тира (Меркурий). Имена верховных дэвов говорят о наиболее страшных грехах для истинного зороастрийца.
  Кстати, к вопросу о дэвах и ахурах в Индии и Персии. Как известно, существует точка зрения, что одни и те же персонажи выступали в различных ветвях арийского народа в противоположных ролях. Т.е. ахуры выполняли роль дэвов и наоборот. Как пример можно привести Индар, который в иранской мифологии был персонажем отрицательным, в то время как в индийской (ведической) вовсе нет (звался чуть иначе - Индра; простейшее смещение букв). Данная теория представляется вполне доказанной, но очень любопытной. Две ветви одного народа нарекли в своих представлениях одним и тем же персонажам противоположные роли. Не другие. А именно противоположные. Возможно, когда-то они имели раскол именно из-за разных богов, достойных поклонения?
  Так вот, дэвы служат Анхра-Манью, который руководит борьбой за власть над миром. Также, дэвы руководят неблагими животными. Некоторые из них и сами являются низшими дэвами, например, такие как змеи. Тут мы приходим к главной мысли зороастризма, сформулированной Заратуштрой. Весь мир не просто пронизан высшими силами. Он и состоит целиком из их борьбы, из их существования. "Единство и борьба противоположностей" - почти по ленински. Поэтому в зороастризме нет другого мира, мира потустороннего, когда все сотворено Ахура-Маздой и есть порождение борьбы Спента-Манью и Анхра-Манью.
  Соответственно, несмотря на несомненную отрицательность темных сил, именно существование и того и другого и дает развиваться миру. Ибо сие есть в замысле Ахура-Мазды.
  Естественно, Спента-Манью также действует не в одиночестве. Ему служит целый сонм высших ахуров, названных Амерта-Спента, т.е. Бессмертными Святыми (слово Амертат переводится с древнеперсидского как "Бессмертие"; слово Манью - бестелесная сущность). Они обладают не менее показательными именами, нежели дэвы. Арьяман (Дружба/Исцеление), Арти Вахви (Счастье), Арта-Вахишта (Правда), Ванант (Победитель), Воху-Мана (Добрый Помысел), Зам (Покровитель Земли), Хвар-Хшайта (Сиятельное Солнце).
  Учение о верном устройстве мира концентрируется в так называемой маздаясне - верном учении Заратуштры, зороастризме. Поклонники же дэвов следуют дэваясне - демонопоклонничеству и являются суть друджвантами, т.е. "слудующими путем лжи" (см. "говорящее имя одного из верховных дэвов).
  Огонь, солнце и правильно движущиеся ночные светила были воплощениями пути мазды, были одушевленными воплощениями ахуров. Огонь и солнце были родственными понятиями, почти тождественными. Огонь отгонял зло и освещал справедливость, был живым и близким свойством Ахура-Мазды, поэтому он был священен. Поэтому зороастрийцы поддерживали и поддерживают постоянный священный огонь в храмах. Считается самым страшным для общины, если он потухнет хотя бы ненадолго. Жрецы ежедневно и еженощно следят за пламенем.
  В живом мире также было разделение на стороны конфликта. Например, собаки считались по своим правам и положению в иранском обществе вторыми после людей. Собака была вторым по возлюбленности, после человека, творением Ахура-Мазды. За убийство собаки давали плетей и заставляли совершать аналог епитимьи. За убийство же беременного животного могли и вовсе запороть до смерти или, в порядке искупления друджа (греха), приказать для поддержания нарушенного баланса добра и зла убить сотню змей или черепах.
  Наиболее важными приспешниками дэвов Анхра-Манью в животном мире считались уже помянутые неоднократно змеи, черепахи и прочие хладнокровные твари. В старой литературе постоянно приводился пример о том, что зороастризм таким образом клеймил вредителей сельского хозяйства и жрецы всего лишь закрепили положительную мотивацию уничтожения вредных животных. Но это не слишком выдерживает критику. К тому же, следует сказать, что тут идет четкое (более-менее) разделение на теплокровных, "мягких" тварей, к тому же способных понимать человека и на хладнокровных, покрытых чешуей или панцирем, совершенно чужих ему животных. Что как раз и вписывается в общую космогоническую картину зороастризма.
  Человек же, по Заратуштре и общему канону зороастризма, свободен в своем выборе между добром и злом и сам решает на какую сторону ему встать. Проводниками же воли каждой из дорог являются владеющие тайной слова люди, жрецы, владеющие тайнами мироздания.
  Проводниками Анхра-Манью и дэвов являются: пери - ведьмы и колдуньи, карапаны - черные маги и колдуны. Пери владеют "природной" дэвовской магией, делают колдовские зелья (аналог пери среди мужчин назывался яту). Карапаны - это жрецы, сознательно учившие тайны слова и вставшие на путь друджа, владеющие заклинаниями и призывом могучих дэвов. За убийство карапана могли простить многие грехи.
  Собственно, и жрецы, и карапаны были выходцами из племени магов. Хотя карапанами могли стать жрецы и любой другой религии - которые считались дэваясной, как мы помним.
  Т.о. можно сделать вывод, что мы имеем дело с единобожием, т.е. монотеизмом, с чрезвычайно сильным акцентом на темное начало, которое хотя и будет уничтожено и не сможет победить, но дает своими негативными действиями развиваться миру с помощью борьбы, которое она порождает. Т.е. это монотеизм, балансирующий на грани с дуализмом.
  Позже, при Аршакидах, как учение оформился новый извод зороастризма - зерванизм. Зерван - имя бога бесконечного времени и пространства. Отца Ахура-Мазды и Анхра-Манью. Т.е. в этом новом варианте, Ахура-Мазды опустился до уровня Анхра-Манью и они владеют одинаковой властью и силой, так что победа не ясна и человек своими силами должен еще сильнее помогает свой стороне для ее победы во всем мире. Зерван же сам в битвах не участвует, отстраняясь до положения наблюдателя. Это можно уже назвать чистым дуализмом, если бы не фигура Зервана, которая опять же все сводит к единобожию.
  В Вавилоне зороастризм встретился с иудейским учением. Судя по всему, два учения позаимствовали многое друг у друга. Скорее всего, результатом их взаимного осмысления стало христианство, с единым богом, но существенной властью дьявола и т.п.
  Позже появилась ересь, выросшая на основе зороастризма - манихейство - по имени ее пророка - Мани. Это учение не дожило до наших дней, будучи окончательно выкорчеванным только в средние века. В плане космогонии оно говорило о практически преимуществе темных сил над светлыми.
  Кроме этого, существовал митраизм, где Ахура-Мазда и Спента-Манью были подменены богом Митрой. Этот культ был примитивнее и пользовался большим успехом у солдатских масс. Следы культа теряются в девятом веке нашей эры.
  Позднее же, в пятом веке, возникла еще одна ересь, которую нельзя даже назвать ересью. Скорее, это было социальное революционное движение, взявшее лозунгом новое толкование зороастризма - маздакизм. Но маздакизм не толковал космогонию по-другому. Нет, он лишь требовал социальной справедливости и передела собственности на основе заветов Заратуштры о справедливости и благе. Некоторое время маздакисты даже стояли у руля власти, проведя железной рукой реформы и зачищая власть от богачей и спекулянтов, но были отстранены от власти и уничтожены.
  Сам же зороастризм продолжал развиваться и вскоре появились варианты с чистым дуализмом, без верховного отца небесного того или иного рода. К тому же, вторжение арабов сильно этому поспособствовало.
  Также, при Аршакидах и Сасанидах развивалась идея о Спасителе, который будет воплощением духа Ахура-Мазды и принесет в мир победу сил света в последней битве. Это чрезвычайно сильно перекликается с христианством, которое позаимствовало и это у зороастрийской веры.
  Кроме того, Заратуштра и его последователи, оставили ряд пророчеств-предсказаний, которые произойдут на Земле, ряд из которых либо были потеряны, либо нуждаются в дополнительном толковании.
  Ныне зороастризм снова вернулся к монотеизму, граничащему с дуализмом, говорящему о верховной власти Ахура-Мазды, при полной свободе действий Спента-Манью и Анхра-Манью. Существует и зерваним.
  
  Часть вторая.
  Судьба зороастризма до наших дней.
  
  Как уже было сказано, зороастризм не стоял на месте, да и судьба иранского государства тоже, поэтому в его существовании можно выделить несколько этапов.
  
  Љ1 Зороастризм до арабского завоевания.
  
  Зороастризм довольно быстро завоевал господствующее положение в обществе после своего появления. Но единственной государственной религией он не был. Поэтому в провинциях открыто сохранялись храмы местных богов, либо даже совместное почитание духов в одном храме. Лишь Сасаниды переломили хребет этой традиции и сделали зороастризм единственной государственной верой и начали жестко преследовать еретиков, особенно христиан (за исключением Армении, по понятным причинам). Что прервало его развитие на какое-то время, так это победы Александра Македонского, из-за чего иранцы временно подпали под влияние греческих идей, и только Аршакиды прервали порочный круг вхождения в круг чужой ментальности.
  Именно во времена правления династии Аршакидов, появилось христианство, столь многое взявшее у зороастризма. Появилась конкуренты, и если иудеи никогда не пытались бороться христианской ересью всерьез (да и как?), то зороастрийцы чрезвычайно жестко отнеслись к христианам.
  Времена династии Сасанидов - золотой век зороастризма, когда это учение развивалось, комментировалось, было единственной государственной религией и владело большим могуществом и богатством в мире. В этот период были приведены в порядок священные книги, восстановлено утерянное в прошлых войнах и смутах (особенно - из-за правления Александра Македонского и последующей власти Антиохов). В этот период зороастризм распространяется и за пределы Персии, как-то на Аравийский полуостров, в Среднюю Азию, византийские и даже причерноморские земли. Даже у славян Полесья были найдены следы зороастризма.
  Религия, как ни странно, пользовалась самой большой поддержкой у верхушки общества, что только кажется удивительным. Эта религия способствовала развитию боевых качеств, ради победы своей стороны, религия, которая учила "отвечать злом на зло, и добром на добро", что характерно для воинской прослойки правящего слоя. Также, она поддерживала и корпорацию жрецов, что понятно по сказанному выше, т.к. дало ему гарантированную власть на втором месте после трона. А иногда и на первом.
  Священные огни никогда не гасли в храмах, а сами храмы богатели и процветали под надежной защитой правительства.
  
  Љ2 Зороастризм в средние века - иранский зороастризм.
  
  После захвата арабами Персии там установилась новая государственная религия - ислам. В своей шиитской форме. Но зороастризм не сдавался и продолжал существовать дальше, причем, как влиятельная сила - практически до семнадцатого века включительно.
  Первое время, мусульмане позволяли местному населению иметь свою религию, но, со временем, исламское руководство начало проводить по отношению к зороастрийцам репрессии. Причем, чем дальше - тем сильнее шли репрессивные действия. К концу средневековья остатки зороастрийцев Персии сохранились, как и сейчас, в засушливых и гористых районах на окраинах Ирана. Хотя оставалась и значительная прослойка в городах. В семнадцатом веке, насколько известно, они сыграли последнюю свою политическую роль, во время одного из переворотов, поддержав одного из претендентов на титул шахиншаха, совместно с еще целым рядом сил.
  Из-за гонений на их веру, зороастрийцы Ирана больше не могли иметь открытых храмов с горящим огнем. Архитектура обеднела. Храмы стали закрытыми и представляли собой внутри почти что лабиринты, ютясь в простых зданиях без отделки. Большинство же старых храмов были разрушены и на корню уничтожены мусульманами. Для защиты огня, который не должен гаснуть, люди больше не могли видеть спрятанный в подвале огонь, и появилась новая традиция - специальный жест выносил людям тлеющую лучину, зажженную от священного огня, и от нее уже возжигались другие огни.
  Также, потерялась традиция живой речи. Многое из записанного ранее теперь трудно читалось и переводилось. Множество материала было потеряно и искаженно. Зороастрийцы Персии потеряли контакт со своими единоверцами в других странах. При этом общины огнепоклонников были обязаны платить налоги, и оставались подданными государства, от которого практически во всем они стали закрываться. В принципе, традиция в Иране закостенела и продолжала держаться благодаря врожденной стойкости и упрямости ее членов.
  Целый ряд зороастрийцев большими общинами эмигрировали в Индию, в Гуджарат, что мы и рассмотрим в следующем параграфе.
  
  Љ3 Зороастризм в средние века - индийский парсизм.
  
  Зороастрийцы эмигрировали около девятого века на территорию Гуджарата, где и основали свою колонию. Она существовала непрерывно и существует до сих пор. Довольно быстро они стали там цельной общиной, взявшей под контроль торговлю и ремесло на этой территории. Их община была и остается мелкой, но это не помешало им, сохраняя целостность, получить большие средства и контроль над окружающими. Соответственно, только время от времени приходившие к власти там мусульманские правители создавали некоторые проблемы парсам.
  Самоназванием зороастрийцев Индии является слово "парс". Одновременно обозначение нации и веры. Хотя сейчас по внешнему виду различия между индусами и парсами стерлись (отличительным знаком до сих пор является пояс), однако это отнюдь не растворило их в людском море многолюдного Индостана.
  Больше времени они могли уделять сохранению и развитию своего учения. Хотя и здесь разговорный навык языка "Авесты" исчез. А со временем и письменные тексты наиболее старых периодов потеряли смысл без комментариев на более новых диалектах персидского языка. При этом обряды и ревность в повседневном быту только повысилась, из-за необходимости сопротивляться ассимиляции.
  Парсы продолжили старую традицию и строили открытые храмы, пробую различные новшества.
  
  Љ4 Зороастризм в наши дни. Парсизм.
  
  В девятнадцатом веке, после колонизации Индии англичанами, именно парсы заняли одно из ведущих мест в экономике Индостана. Первым, кто получил в Англии титул рыцаря из Индии - был некий парс. Первым же индийским миллионером также был парс. Самое интересное, что даже покойный Фредди Меркьюри был парсом.
  Начинавшее было закостеневать, учение было разбужено англичанами и контактом парсов с Европой. Им стали снова доступны переводы текстов, древний язык ожил. Торговые сети, контролируемые парсами, перекинулись из тесных индийских границ по всему миру. Появилась возможность строить огромные храмы и проводить пышные церемонии. Новая встреча с европейцами также дала толчок к осмыслению своего учения, что помогло ему развиваться дальше. Это относится как к ортодоксам, которые стали усиленно бороться с ослаблением единства, так и к реформаторам, которые хотели изменения и смягчения правил на основе европейского опыта. Лучше же всего было восстановление контактов с зороастрийскими общинами в Персии. Индийские собратья стали помогать своим единоверцам в Иране, а те, в свою очередь, донесли до них свое видение непонятных мест "Авесты". Зороастрийский мир снова стал цельным, благодаря возобновлению контактов между двумя общинами.
  На данный момент зороастрийцев в Иране насчитывается около 20-40 тысяч. Хотя в двадцатом веке, благодаря реформам, проведенными шахами, зороастрийцы получили равные права с мусульманами, но, пришедшее после революции 1979 года правительство мулл вновь снизило их статус до религиозного меньшинства, перечеркнув большую часть их завоеваний в двадцатом веке.
  В Индии зороастрийцев ныне около 100 тысяч. Их положение довольно успешно, хотя, в индийских условиях, их слишком мало. Но контроль над торговлей позволяет им держаться на плаву. По сути, в Индии они играют роль отдельной касты.
  Небольшие колонии последователей пророка Заратуштры существуют также в Англии, странах бывшего Британского Содружества и т.п. Но там их численность не превышает трех - пяти тысяч человек.
  "Авеста" же снова дополняется и толкуется, а зороастрийцы ждут своего спасителя, который придет покарать друдж во всем мире и поставить точку в борьбе света и тьмы...
  Архитектура сильно колеблется. От иранских домов-лабиринтов, где можно пролазить только на коленях, добираясь до священного огня; до пышных храмов с негаснущим огнем, доступным взгляду каждого.
  В данной религии чрезвычайно серьезно подходят к тайной науке слова, проще говоря - магии. И чем дальше, тем более сильным становится эта тенденция. Эта вера замешана на мистических практиках и откровениях. Жрецы занимаются магическими обрядами и прорицаниями. Слово в зороастризме значит более, нежели просто слово. Это очень эзотерическое ныне учение (каковым, впрочем, они и было до того). Методы работы с дэвами и молитвы ахурам до сих пор занимают важнейшее место в учении. Не как вознесение молитв или заученных отпугивающих заклинаний, а именно как потусторонняя практика жреца, необходимая и тяжелая. Все молитвы и практики, которые совершают жрецы, наполнены помимо бытового и обычного ритуального смысла, еще и сакральный, оживающий в руках и на языке умеющего с ним работать. Что является признаком того, что вера жива до сих пор, если каждая молитва является не просто молитвой, но еще и неким действием, осуществляющим давление на то или иное. Это заставляет людей верить дальше. Когда перед тобой и внутри тебя - зримые результаты своей веры - это дает силы жить, бороться и верить дальше.
  Так, сейчас зороастрийцы раскиданы по миру и продолжают существовать, несмотря на то, что многие знают о них только по древним сказкам и учебникам истории.
   Заключение.
  
  Что можно сказать об этом учении в целом? Оно живо, несмотря на то, что существует, возможно, уже три тысячи лет. Многие религии за это время не только умирали, но и успевали в принципе исчезнуть из упоминаний в истории. А другие просто превратились в пепел на страницах старых фолиантов.
  А раз это так, то что-то есть в этой религии. Что-то помимо товарных отношений и права собственности на орудия труда в виде коров и быков. Что это? Каждый дает ответ на это сам. Но, на мой взгляд, у этой религии есть чему поучиться верующим в России. Православие гораздо моложе, нежели зороастризм, но выглядит гораздо хуже.
  Несколько тысяч лет назад странный человек по имени Спитама Заратуштра вел свою проповедь, скитаясь по землям Персии. Его слова были странными, а сила велика. И когда умер он, то ушел в сады Арты с легким сердцем, зная, что его слова не пропали даром, и он выполнил свою миссию на этой земле. И он не думал о деньгах и собственности, когда нес людям слово истины... А люди - это такие создания, которые везде найдут свое, меркантильное, и будут зарабатывать на этом блага земные.
  Вообще, именно зороастризм дал толчок к появлению христианства. И именно зороастрийцы первыми заявили о пришествии в мир спасителя, которого ждут до сих пор. Вера учит людей не сдаваться. Они и не сдаются на волю судьбы, пытаясь пронести свою веру, которая старше буддизма и ровесник вавилонских мифов, сквозь тысячелетия, чтобы дождаться своей цели. Когда уже давно забудут о том, что люди расплачивались за покупки кредитными карточками и покупали несуществующие акции на несуществующих рынках, а "стоимость барана вернется к трем топорам"...
  Исторический путь зороастризма был извилистым, и ничто не подсказывает, что завтра судьбе этого учения будет легко. Скорее - наоборот. И интересно - выдержат ли очередное испытание последователи одного древнего пророка? Пожелаем им в этом удачи...
  
  
  Список использованной литературы.
  
  
  
  Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. М.: Эксмо, 2007.
  Торчинов Е.В. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб: "азбука-классика", "Петербургское Востоковедение", 2007.
  Крюкова В.Ю. Зороастризм. СПб: "азбука-классика", "Петербургское Востоковедение", 2005. Васильев А.С. История Востока. М.: "Высшая школа", 2005.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"