Почему я всегда, когда меня спрашивают, как я отношусь к русской литературе, говорю, что русская литература очень бедная?
Объясняю: всё дело в высокой негибкости отбора текстов. "Негибкость отбора" означает, что над литературой в России исторически сложился институт литературных начальников, по совместительству добровольных цензоров, которые в силу политических причин сосредоточены в подавляющем большинстве в двух мегаполисах - СПб и Москве.
Эти начальники представляют собой редакторов московских издательских монополистов и московский круг так называемых "литературных экспертов" (последние известны также под названием "литературная мафия"), которые, судя по стилю их работ, почти полностью вышли из низовой московской и питерской журналистики, московского "литинститута"* и различных столичных "литературных курсов", а в последние годы также из соцсетей.
В результате такой системы в пласте издаваемой литературы постоянно всплывает литпродукция московских и петербургских авторов, многие из которых обладают каким-то еще - не литературным - статусом. Так устроены мозги журналистов из мегаполиса: они мыслят литературу, как рубрики в столичной газете. В такой газете есть рубрика "знаменитости" (тексты, написанные знаменитыми личностями), есть рубрика "на злобу дня" (тексты, отражающие актуальные события современности), есть рубрика "столичные новости" (тексты, где описываемые события происходят в столице), есть рубрика "новости из регионов" (литература провинциальных авторов) и тд.
Думаю, что все со мной согласятся, что в столичной газете рубрика "новости из регионов" будет занимать, ну, примерно 10-15% всего печатного объема. Больше просто не нужно - ну какой столичный житель, или даже провинциал с амбициями, мечтающий жить в столичном тренде, захочет пристально знакомиться с жизнью каких-то незначительных замкадышей? Рубрику "из регионов", как правило, заполняют беспорядочно надерганным материалом, отбираемым чаще всего по принципу благонадежности, соответствию госполитики, "скрепности". Качество такого вида литературы не важно, поскольку она служит сугубо презентативным целям, она должна воплощать принцип "справедливой империи", она предъявляется, как аргумент в дискуссии: "Вот вы утверждаете, что у нас издают только московских и питерских авторов, - но вот, например, у нас недавно напечатали и Яхину с ее историей из татарской жизни!"
Из этого чрезвычайно замкнутого на "центр" расклада мы получаем выборку лит.работ на площади, заселяемой, по данным википедии, 12 млн (Москва) и 5 млн (С-Петербург) человек. То есть, 90% всей русской литературы укладываются в условную "страну" с населением в 17 млн человек. Это небольшая страна, по численности населения находящаяся где-то между Боливией и Нидерландами (по данным той же вики: см. список стран по населению **). Ну а если мы накинем еще пару миллионов, приходящихся на хаотичный, точечный отбор провинциальных авторов (те самые 10-15% рубрики "новости из региона"), то в этом случае мы, чем черт не шутит, догоним даже Сенегал и Румынию.
Ни Боливия, ни Нидерланды, ни Сенегал, ни Румыния не являются великими литературными державами, хотя бы чисто в силу своей природной невеликости и соответственно, русская литература, плоды которой собираются на идентичной по количеству авторов площадке, тоже не может стать великой по определению. Надеюсь, я всех вас убедила данными аргументами и фактами.
_________________
* Литинститут - редкостное и единичное по своим качествам заведение. Аналогичные по функции курсы креативного письма (creative writing), разумеется, есть во всем мире при каждом приличном вузе или колледже, но только в России умудрились сузить и монополизировать это явление до пределов МКАД. По сути, весь российский литпроцесс сознательно выстроен так, что для его обслуживания с лихвой хватает выпускников Литинститута и связанных с ним кругов, - что и происходит в реальности.
** список стран по населению:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E