Все совпадения имён и событий совершенно случайны.
Действующие лица:
В.Познер - журналист телевидения
его помощники: А.Дамскер, Б.Пинскер, В.Глускер, Г.Липскеров;
М.Бергер - журналист из газеты
Н.Алексеев - журналист из журнала
А.Пионтковский - научный сотрудник
Ж.Зайончковская - научная сотрудница
Э.Мухамбаев - американец московского происхождения
М.Голембиовски - американец одесского происхождения
Николай Петрович - зритель в студии
Семён Яковлевич - зритель на линии
майор Прасолов - представитель милиции
Место действия:
Сцена изображает телестудию. Действие происходит на прямой трансляции программы для российского телевидения.
Познер: Уважаемые коллеги! Друзья! Тема нашей сегодняшней передачи - толерантность российского общества к национальным меньшинствам. Я представляю вам своих помощников - Аркадия Дамскера, Бориса Пинскера и Владимира Глускера, которые выступят с критикой российской интолерантности, и их как бы оппонента, который сегодня будет защищать отдельные аспекты взглядов русских националистов, это Григорий Липскеров. Но сначала я хотел бы, чтобы своё мнение по поводу интолерантности высказал мой друг, Михаил Борисович Бергер.
Бергер: Вообще, если мы собрались здесь, чтобы затратить какое-то время на решение проблем этой страны, мы должны задуматься, а что мы можем сделать? Не знаю, поможем ли мы этой стране хоть чем-нибудь, если она уже давно и явно не желает слушать людей здравого смысла...
Познер: Михаил, но мы всё-таки собрались здесь и можем высказать своё мнение...
Бергер: Ну что же... Итак, в этой стране, еще с глубоко погромных и совковых времён есть тупое агрессивное большинство и вечно страдающее меньшинство.
Мухамбаев: Слущий, какое меньшинство, сам ты меньшинство! Азербайджанцев в Москве уже знаешь сколько? Пять миллионов, да! Спроси Тофика, он скажет!
Познер: Эрнст, Эрнст! Я ещё не представил вам нашего американского гостя, Эрнста Мухамбаева, который не теряет связей со своими соотечественниками... Россиянами...
Бергер: Позволите? К сожалению, наш народ никогда не отличался толерантностью: вот эти его постоянные оскорбления других этносов в фольклоре, в анекдотах...
Познер: По поводу этносов я бы хотел обратиться к Жанне Зайончковской, специалисту по этнологии.
Зайончковская: Спасибо. Как правильно заметил Михаил Борисович, наш народ очень интолерантен. Исторически русские всегда неоправданно упорно сопротивлялись принятию культурных норм соседних народов. Вот например, очень интересной частью китайской культуры является употребление в пищу фетусов, то есть, абортированных плодов. Российские абортарии могли бы поставлять фетусы китайцам, возможно удерживать какие-то фиксированные объёмы поставок, местное население могло бы зарабатывать, продавая свои фетусы.
Пионтковский: Но, Жанна, если вы говорите о русских...
Алексеев: Я хочу сказать! Мы хотим от 'усских толе'антности, мы ведём себя толе'антно с ними, но эти свиньи сами ни к кому не толе'антны. Потому что 'усские это быдво!
Голембиовски: Ну, Никита, это уж слишком...
Алексеев: Быдво! Тупое 'усское быдво!
(половина участников аплодирует)
Зайончковская: Вот вы знаете, а ведь Никита поднял очень интересную проблему: являются ли русские быдлом. И если с научной точки зрения...
Познер: Прошу прощения Жанна, но если мы будем углубляться в посторонние темы, то потратим время передачи без особой пользы. Итак, я задаю вопрос: в чём причина интолернатности русских? Марк, прошу?
Голембиовски: Вы знаете, коллеги, как бы мы ни пытались уверить себя в том, что правительство этой страны проводит либеральные реформы, и этого достаточно, но бездействие по отношению к фашизму это преступление!
Дамскер: К русскому фашизму!
Голембиовски: Да-да, спасибо Аркадий, к русскому фашизму. И вот, вы понимаете, только если мы, граждане, я ведь тоже по-прежнему гражданин Российской Федерации, хоть и живу в Ю-Эс-Эй, если мы объединимся, чтобы противостоять фашизму, только так мы справимся с ним.
Пинскер: Вы разрешите?
Познер: Прошу вас, Борис!
Пинскер: У нас, как вы знаете, в прошлом году был подписан антифашистский пакт. Но мы опять пытаемся играть в политкорректность и толерантность с людьми, которые не признают ни политкорректности, ни толерантности. Почему мы говорим о каком-то абстрактном фашизме, если это вполне конкретный русский, подчёркиваю, русский фашизм? То есть, и пакт должен быть не отвлечённо антифашистским, а именно антирусскофашистским, то есть мы, не просто антифашисты, а антирусские фашис..., то есть, я хотел сказать, русские, тьфу, не русские, а...
Познер: Спасибо, спасибо, Борис! Но мы должны предоставить слово и вашему оппоненту, роль которого сегодня играет Григорий Липскеров. Григорий?
Липскеров: Да, спасибо. Вы знаете, изучив этот вопрос, я прихожу ко мнению, что действительно, главная вина лежит на правительстве. Но не в том смысле, что оно не борется с ксенофобией, оно-то как раз специально контролирует расследование убийств представителей национальных меньшинств. Правительство ответственно за то, что оно не контролирует поток мигрантов в Россию, и вторжение чуждых культур провоцирует...
Познер: Спасибо, спасибо, т.е., вы в принципе согласны с нами - правительство не должно уклоняться от решения проблемы фашизма?
Липскеров: Да, но...
Познер: и теперь по очереди слово уже вашему оппоненту - Владимру Глускеру.
Глускер: Вы знаете, как сказал Борис, борьба с русским фашизмом должна проводиться без скидок и поблажек. Как когда-то наши предки изгнали из этой страны немецко-фашистских захватчиков, так и сейчас мы должны изгнать русско-фашистских захватчиков, и как писал поэт "Сколько раз ты встретишь его, столько раз его и убей", писал о немцах, сегодня, применительно к нашему дню...
Познер: Спасибо, спасибо! Мы вас поняли!
Глускер: Вы позволите, Владимир, Владимирович, я не договорил!
Познер: Владимир, вы действительно не договорили.
Глускер: Владимир Владимирович, я вас понял! Я всё понял! У меня буквально ещё пара слов! По другой теме!
Познер: То есть по теме интолерантности, но в другом аспекте?
Глускер: Да-да! Можно?
Познер: Конечно.
Глускер: Я просто хочу подчеркнуть весь ужас интолернатности русского этноса, когда каждый год по нескольку человек цыганской, кавказской, национальности погибают от рук русских фашистов.
Липскеров (с места, без микрофона): Владимир, буквально два дня назад в драке перед рынком толпа азербайджанских торговцев убила русского юношу...
Глускер (резко): Нет!! Нет!!! У преступников нет национальности!!!
Липскеров: Ну, как это нет...
Глускер: И вы, кстати, уверены, что этот подросток не спровоцировал драку?!
Познер: Тише, тише!
Зайончковская: у меня есть возражение Григорию Липскерову. По социологическим исследованиям некоренное население Москвы большей частью состоит из лиц славянской национальности, тогда как азербайджанцы, армяне, грузины, о которых кричат "понаехали", являются членами давно укоренившихся в Москве родов, зачастую трудовых династий; у меня лично, например, есть знакомая трудовая династия Ханджянов, где отец был директором мясокомбината, а его сыновья стали руководителями продовольственных магазинов, или вот династия фруктовщиков Алибековых...
Липскеров: Жанна, Владимир Владимирович!
Познер: Да?
Липскеров: Я просто хочу знать, как вы отделяете коренных москвичей от некоренных, если у вас такие результаты исследований?
Зайончковская: По регистрации, конечно! Мы опираемся на совершенно конкретные документы: на московскую регистрацию!
Липскеров: Спасибо, мне понятно!
Дамскер: Разрешите, я ещё скажу!
Познер: Я забыл предупредить, Аркадий сейчас уезжает на круглый стол в фонде МакАртура по проблеме толерантности в средних школах, поэтому он выскажет своё заключительное мнение.
Дамскер: Понимаете, вот когда я захожу в школу, я могу по поведению учеников определить, присутствует ли в школе толерантность. То есть, там, где достаточно высокая мультикультурность, там дети бегают, играют, резвятся, в конце концов... Если же в школе доминирует один этнос над другим, то ты наблюдаешь эти затравленные глаза зверька...
Мухамбаев: Какого зверька, слущий!
Дамскер: Извините, я не то хотел сказать! Да, так вот, понимаете, вот один мальчик, например армянин, и вокруг него русская толпа, и он же боится себя естественно вести. Он же даже боится подраться элементарно с кем-то из одноклассников. И мне приходится говорить ему: "Не бойся, ударь, они всё равно не будут тебя бить все вместе".
Мухамбаев: Да, это точно, русские никогда не держатся вместе!
Пионтковский: Провоцировать драку, это, извините, слишком...
Дамскер: Извините, но я уже не успеваю ответить на ваш выпад...
Познер: Спасибо, Аркадий, спасибо за участие!
Аплодисменты, Дамскер уходит.
Пинскер: Можно, я дополню?
Познер: Прошу вас.
Пинскер: Аркадий только что сказал, что дети боятся драться с одноклассниками, если они чувствуют давление большинства, если нет достаточного количества их соотечественников. И думаю, каждый из нас может сделать вывод, что вот это бездействие правительства, которое не желает увеличения потока мигрантов, которые помогли бы своим ранее приехавшим в эту страну соотечественникам чувствовать себя уверенно среди аборигенов...
Познер: Борис, о вине правительства мы уже поговорили, хотя это, не спорю, мысль интересная...
Пинскер: Я боюсь, что это банальная мысль, но я хочу поговорить и о других прецедентах интолернатности...
Познер: Да-да...
Пинскер: как вы знаете, ряд народов СНГ обладает весьма своеобразной гей-культурой, непохожей на гей-культуру Западной Европы и Соединённых Штатов, но интересной. Геи Запада в настоящее время столкнулись с противодействием консерваторов: католиков и их союзников, поведение которых было заслуженно определено как "христиано-фашизм". К сожалению, гей-культура мигрантов в России также подвергается ущемлению, здесь считается недопустимой ранневозрастная инициация...
Познер: Борис, это недопустимо даже в США.
(смех в зале)
Пинскер: Да, но фактически, этой уникальной гей-культуре грозит вымирание по вине интолерантного общества. Лично я, в меру своих сил знакомясь с представителями этих этносов-носителей гей-культуры, прямо или косвенно задаю им вопрос: не давит ли на них интолерантность. Многих из них я приглашаю в сауну, чтобы там они убедились, что интолернатность в российком обществе не абсолютна, что многие граждане этой страны очень толерантны к геям; самых запуганных я иногда очень долго убеждаю ничего не бояться и смело...
(смех в зале)
Познер (торопливо): Спасибо. Друзья, у нас осталось несколько минут. Я прошу кого-либо из наших зрителей, вот вас, да вы руку подняли, высказать своё мнение. Как вас зовут?
Николай Петрович: Николай Петрович. К сожалению мы не успели обсудить убийство того русского молодого человека...
Познер: Полностью с вами согласен, мы не успели его обсудить, спасибо за ваше мнение, и у нас один телефонный звонок из Израиля, алло, как вас зовут?
Семён Яковлевич (по телефону): Семён Яковлевич! Я слушал вашу передачу и ужасался.
Познер: О, да!
Участники передачи (не все) печально качают головами.
Семён Яковлевич: И что я вам хочу по этому поводу сказать. Евреи! (Участники передачи (не все) внимательно слушают) Вот у нас в Израиле...
Познер: Да-да?
Семён Яковлевич: ...хотя у нас есть граждане разных национальностей, никто не позволит арабу безнаказанно убить еврея, как кавказцы режут русских в Москве. Евреи, после того, что вы здесь говорили, какие же вы евреи? Вы не евреи, а жи...
Короткий писк в трубке.
Познер: к сожалению, у нас помехи на линии, но мысль Семёна Яковлевича ясна, мы, пусть мы даже - евреи, прежде всего, не евреи, а жители многонационального мира и мультикультурной страны. Извините... (вслушивается в наушник)
Редактору только что позвонили из милиции со срочным сообщением, на Аркадия Дамскера напала толпа, и он увезён в реанимацию...
Глускер (кричит): Ну вот! Русский фашизм в действии! Фактически, все мы могли бы быть на месте Аркадия...
Познер: Я даю слово майору Прасолову, старшему оперуполномоченному останкинского райотдела милиции, он на линии.
Прасолов: Значит, по факту избиения гражданина Дамскера на месте преступления был задержан подозреваемый Самвел С., чья фамилия не сообщается в интересах следствия...
Познер (торопливо): Спасибо, мы будем с напряжением следить за здоровьем нашего коллеги и ходом следствия. До новых встреч.